СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по теме "Экология" (10-11 классы)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены дидактические материалы для работы по теме "Экология" (в том числе для обсуждения аварии на Чернобыльской АЭС). В основу легли наработки к интегрированному уроку "География + литература", который проводился еще в конце 1990-ых годов, но не потерял акутальности до сих пор. Коллеги найдут здесь и тексты, с которыми хорошо поработать при подготовке к ЕГЭ (все ссылки на источники даны)

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по теме "Экология" (10-11 классы)»

Фролова Л.С. к.п.н., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №36», г.Ярославль


Таблица составлена Фроловой Л.С. (2017)


Какими материалами можно воспользоваться для работы по теме «Экология» (при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ)


Источник

Автор текста

Проблемы

Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. Практикум по русскому языку. Подготовка к сочинению части2. – М., 2017. С. 120

Из очерка «Человек и пустыня»

Какова задача человека на Земле?: разрушать или разумно пользоваться, сохраняя и приумножая?

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. – Ростов-на-Дону, 2016. С. 88.

По А.Приставкину

Умение вглядеться в мир природы, открыть его для себя и не разрушать.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, 2016. С. 133.

По Д.С.Лихачеву

Об экологии окружающей и культурной среды.

Об ответственности человека за прошлое и будущее.


Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, 2016. С. 137.

По Ю.Лотману

Что порождает каждое открытие (позитивные и негативные последствия)?

Техника не должна подчинять себе человека.

Развитие чувства ответственности человека в связи с развитием техники.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, 2016. С. 218.

По В.Распутину

О трех опасностях уничтожения человечества (в том числе об атомной): они взаимосвязаны – атомная и культурная в том числе.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, 2016. С. 243.

По Е.Дубровскому

О необходимости успеть полюбоваться природой

Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум. Задание части 2. – М., 2017

По Н.Никонову

О бесплодии Земли, которое получилось по вине человека.

О том, что человек должен быть рачительным хозяином на Земле, а не потребителем.

Немилосердие к Земле – немилосердие человека к себе.

Экология и нравственность. Уроки Чернобыля

(по материалам интегрированного урока географии и литературы, проведенного в 1996-97 уч.г.)


  1. Поперечный А. Если…

  2. Высоцкий В. Нет или да.

  3. Сирота Л. Радиофобия.

  4. Щербак Ю. Чернобыль.

  5. Медведев Г. Чернобыльская хроника.

  6. Алексиевич С. Чернобыльская молитва.


О чем, например, можно говорить?

  1. (учителю географии) О том, что и до 1986 года были аварии на АЭС (статистика приводится: Медведев Г. Чернобыльская хроника. – М., 1989. С. 17-20), начиная с 1951 года. То есть о том, что атомная энергетика, несмотря на уверения в ее безопасности, не так уж и безопасна; о том, что в тот момент, когда нужна техника, она не работает (чтобы замерять уровень радиации, например), т.е. люди, получавшие незаработанную зарплату, даже не удосужились проверить исправность необходимого оборудования.


  1. (учителю литературы) Об экологии нравственности:

- о поведении ответственных лиц (эвакуация для всех не объявляется, дети в 30-тикилометровой зоне гуляют на улице, несмотря на то что должны были бы сидеть в помещениях; а вот своих родных эти управленцы вывезли сразу же),

- о поведении Валерия Перевозченко, начальника сменяя реакторного цеха, который не свою жизнь спасал, поняв, что произошло, а жизнь своих товарищей, и пытался предупредить о случившемся всех;

- о пожарных, которые по сути не имея необходимого защитного оборудования, тушили поджар на 4 энергоблоке; в результате 17 человек получили термические и лучевые ожоги, несовместимые с жизнью,

- о спекулянтах, которые продавали билеты на поезд по взвинченным ценам, пользуясь огромным спросом: люди стремились покинуть зараженную территорию,

- о врачах, которые бросали своих больных, лишь бы спасти свою жизнь…








Любовь Сирота

Из книги "НОША"
In English: http://www.wsu.edu/~brians/chernobyl_poems/chernobyl_index.html 

       РАДИОФОБИЯ
Только ли это - боязнь радиации?
Может быть, больше - страх перед войнами?
Может быть, это - боязнь предательства,
трусости, тупости и беззакония?!.
Время пришло, наконец, разобраться,
Что же такое радиофобия.
Это -
когда не умеют смиряться
люди, пройдя через драму Чернобыля,
с правдой, дозируемой министрами
("Ровно вот столько сегодня глотните!").
С лживыми цифрами,
с подлыми мыслями
мы не смиримся,
хоть сколько клеймите!
Не пожелаем - и не предлагайте! - 
мир созерцать сквозь очки бюрократа!
Мнительны очень!
И, понимаете,
каждого павшего помним, как брата!..
В стекла оконные брошенных зданий
смотрим теперь мы на хрупкую Землю!
Эти очки нас уже не обманут! -
В эти очки нам, поверьте, виднее:
Реки мелеющие,
леса отравленные,
дети, рожденные, чтобы не выжить…
Сильные дяденьки, что вы им дали,
кроме бравады по телевизору?!
Как, мол, прекрасно детишки усвоили
некогда вредную радиацию!..
(Это у взрослых - радиофобия,
а у детей - все еще адаптация?!)
Что же такое с миром случилось,
Если гуманнейшая из профессий
тоже в чиновничью превратилась?!.
Радиофобия,
стань повсеместной!
Не дожидаясь добавочной встряски
новых трагедий,
чтоб новые тысячи,
пекло прошедшие,
делались зрячими, - 
радиофобией, может быть, вылечим
мир
от беспечности, алчности, сытости,
от бездуховности, бюрократизма,
чтоб не пришлось нам по чьей-либо милости
в нечеловечество переродиться?!




Дополнительные материалы

(тексты о проблемах экологии для написания

сочинения на ЕГЭ)


(1)Во времена моего детства и юности, полстолетия назад, никому (по крайней мере, из тех, кого я знал) не приходило в голову заботиться о Земле. (2)О Земле?(3) Заботиться?

(4)О природе?(5) Да полно!(6) Природу надо осваивать!(7) Покорять! (8)«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник!»(9) Покорять! (10)«Мы покоряем пространство и время!»(11) Покорять!(12) Помните: «По полюсу гордо шагает, меняет течение рек, высокие горы сдвигает советский простой человек!»(13) И на псевдокартинах лесорубы радостно рубили лес. (14)Экскаваторы черпали в карьерах руду.(15) Электровозы мчались по стальным магистралям.(16) Домны-мартены – плавили, отравляя реки и атмосферу.(17) Зубастые «Днепрогэсы», введенные, разумеется, досрочно, губили реки.(18) Досрочные пятилетки, когда никто не думал о природе, а только «рапортовал», отравляли все и вся.

(19)И отравили.(20) Бесхозные колхозы и совхозы довели землю до бесплодия.(21) Целина обратила степи в пустыни.(22) Леса изредили легендарным «лесоповалом».(23) Артерии рек заткнули тромбами плотин. (24)Так было.(25) И лишь через полстолетия стало ясно: Земле нанесен, коль не смертельный, но вполне надломивший ее удар.

(26)Даже древние «язычники», считавшие Землю(и совершенно правильно!) живым существом, понимали, что с нею плохо шутить.(27) Терпеливая до времени, она может стать без пощады карающей.(28) К тому же еще все виды человека « доразумного» боялись сил природы.(29) Она была властной и могучей богиней.(30) Ей приносили дары и жертвы.(31) Ей поклонялись.(32) И остатки их верований усвоили христиане и ввели Духов день, когда «земля –именинница», когда «птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».(33) Это был день благодарения Земле, день любовного обращения к матушке, кормилице.

(34)Как хорошо я помню эти дни!(35) С утра бабушка молилась и крестилась долго, а потом выходила вся просветленная, улыбающаяся, гладила меня по голове и говорила: «(36)Духов день сегодня, батюшко.(37) Праздник великий.(38) Земля-именинница!»

(39)В день этот запрещалось брать лопату, запрещалось копать, полоть. (40)Солнце ходило в небе за тучками осторожно.(41) Ласточки летали тише. (42)Ветер был мягче и ласковее.(43) Воздух пахучее.(44) Иногда из туч кратко капало, именно капало, нежным и легким дождем.(45) Млели, едва лепетали в тот день тополя.(46) Запах преддождья стоял повсюду.(47) И кротко, совсем уж по-божьему, летнему стекала из тополей песенка горихвостки.(48) Люди в тот день казались мне такими же ласковыми, притихшими и просветвленными, как все вокруг.

(49)Революция заглушила эти праздники, а война сорвала совсем.(50) Про Духов день и помнить не помнили.(51) Не помнят и теперь.(52) А праздник сей возвратить бы Земле.(53) Ой, как надо его возвратить!(54) Ой, как надо его помнить!(55) И главное, понять, восстановить вновь: все блага наши от Земли и еще от Хозяина на ней.(56) Без хозяина Земля сирота.(57) Хмурится, хмурится матушка, не видя добра.(58) Только с хозяином может прийти оно. (59)Ждет Земля доброго хозяина, что любовно погладит ее и засеет с любовью и вспашет так же, восстановит день ее именин – Духов день.

(60)Этой истины не хотят понять неразумные.(61) Но придет горький час – поймут: неразумие и немилость к Земле – немилосердие к самим.

Ищите хозяина!                              (По Н.Никонову).

Задания.

  1. Выразительное чтение текста (интонация, логическое ударение, правильное произношение).

  2. Тема и основная мысль текста.

  3. Композиция текста. Членение на части, выделение ключевых слов, предложений, определение микротем.

  4. Структура текста: а) способ связи предложений (цепной, параллельный);                        б) средства связи частей текста (создание смысловой и грамматической цельности: порядок слов, лексический повтор, союзы, местоимения).

  5. Тип речи.

  6. Языковой анализ, отражающий характер выразительных средств языка всех уровней.

  7. Какие мысли и чувства вызывает у вас данный текст?

  8. Прочитайте информацию из Православного календаря о Духовом дне.                              

      Духов день наступает на пятьдесят первый день после Пасхи, или в первый понедельник после Троицы. Этот христианский религиозный праздник установлен Церковью в честь Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека многообразными добродетелями и делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые. В Духов день земля-именинница: тревожить ее ни в коем случае нельзя – ни копать, ни сажать.

    Существовало поверье, что злые духи боятся этого дня, потому что во время Божественной службы с неба сходит священный огонь, который испепеляет всю нечистую силу. С ветхозаветных времен храмы украшаются цветами, травой, зелеными ветками еще накануне, в день Святой Троицы. Любопытно, но даже в дни язычества славяне тоже украшали ветвями деревьев и травами свои жилища. Существовало мнение, что чудесная сила, которая заключена в растениях, перейдет к человеку, предохранит его от бед, принесет благополучие. Духам, обитавшим в главном дереве России – березе,- всегда отдавалось предпочтение.

    По христианским верованиям, Духова дня страшится всякая нечистая сила. Люди говорили: «С Духова дня не с одного неба – из-под земли тепло идет». В Духов день ветки от троицкой березки не выбрасываются, «а втыкаются над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек для охраны от мышей. Для этого же они впоследствии кладутся под снопы хлеба, под сено и в картофельные ямы».

    Считается, что перед восходом солнца на Духов день открывает свои тайны мать сыра-земля. Вот почему в этот день, помолясь Святому Духу, кладоискатели идут «наслушивать клады». Считается, что после Духова дня не бывает заморозков до самой осени. «Не верь теплу до Духова дня!» «Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке».

9.Прокомментируйте, почему на Руси так почитали этот праздник.

10.Сформулируйте основную проблему исходного текста.

11.Прокомментируйте сформулированную проблему текста:                                                 - Актуально ли то, о чем пишет автор?

-Как часто рассматривается эта проблема?

-Традиционна ли она?

-Как относились к земле язычники, крестьяне в русской деревне?

-Что изменилось после революции и почему?

-Отношение автора к данной проблеме.

12.Используйте в комментарии любые из предложенных словосочетаний, клише.

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор заставляет читателя задуматься…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

Автор убежден в том, что…

Наболевшая проблема, острота поставленного вопроса, оценить истинный масштаб происходящего, роковые ошибки, немыслимые по масштабам трагические последствия человеческой деятельности, гармоничное сосуществование природы и человека, ответственность человека за бесхозяйственное отношение к земле, отсутствие искренней заботы о земле, нарушение нравственных норм, варварское отношение к окружающему миру.

13. Какие примеры приводит автор в первом абзаце в качестве аргументов, которые наглядно иллюстрируют потребительское отношение человека к земле, природе? (группа -1)

14.Какие из высказываний могут служить иллюстрацией к содержанию первого и второго абзацев? (группа -2)

1)Ударами можно добиться от земли только пыли, но не жатвы. (Тагор)

2)Я пришел на твой берег, как чужестранец; я жил в твоем доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя. (Р. ТАГОР)

3)Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила. (Цицерон)

4)Боюсь, что земной шар – желтый дом Вселенной.( Вольтер)

5)Человек смотрит в будущее своим прошлым (П.Бак)

6)Прошлое – лучший пророк для будущего. (Д.Байрон)

15. (39) В день этот запрещалось брать лопату, запрещалось копать, полоть.  (40) Солнце ходило в небе за тучками осторожно. (41) Ласточки летали тише. (42) Ветер был мягче и ласковее. (43) Воздух пахучее. (44) Иногда из туч кратко капало, именно капало, нежным и легким дождем. (45) Млели, едва лепетали в тот день тополя. (46) Запах преддождья стоял повсюду. (47) И кротко, совсем уж по-божьему, летнему стекала из тополей песенка горихвостки. (48) Люди в тот день казались мне такими же ласковыми, притихшими и просветвленными, как все вокруг.

 16.Содержание каких предложений раскрывает предыдущий фрагмент текста? (базовая группа)

30 ,31

32 ,33

37 ,38

Обоснуйте свое мнение.

17. А.А.Ахматова утверждала, что «будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти». Разверните эту мысль, чтобы ясным стало авторское утверждение о том, что «неразумие и немилость к земле – немилосердие к самим» себе (группа +1)

18. Прочитайте информацию о несобственно-прямой речикоторую автор использовал в исходном тексте:

«В несобственно-прямой речи, как форме передачи чужой речи, в той или иной степени отражаются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи литературного персонажа, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика, который в этом случае выражает мысли и чувства своего героя. В результате передаются «внутренняя речь» персонажа, его мысли, настроения…»

- Найдите правильные комментарии роли следующей несобственно-прямой речи: (группа -1)

О Земле? Заботиться? О природе? Да полно! Природу надо осваивать! Покорять!

А) отражает авторскую попытку разобраться в сути происходящего;

Б) позволяет понять восприятие событий персонажами;

В)  дает возможность автору показать читателю свое видение проблемы

Г) отражает ироничное отношение автора к подобным мыслям.                                            

19. Прочитайте следующие статистические данные.

       - В России к началу ХХ1 века всего 2% крестьян образовали фермерские хозяйства.

       - Только одного из десяти сельских товаропроизводителей можно отнести к эффективным землепользователям.

   - У нас в стране лишь 20% собственников земли реально на ней работают.

Для аргументации какого суждения эти данные могут быть использованы?

(группа -1).

А)Правильная сельскохозяйственная политика привела к процветанию сельского хозяйства.

Б)На земле по-прежнему нет реального хозяина.

В)Государство материально заинтересовало крестьян в разумном, бережном отношении к земле.

20.Напишите вступление к сочинению (группа -2)

21. Подобрать пословицы, поговорки, высказывания на тему «Природа и человек» (группа -1)

22. Напишите заключительную часть сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть сложноподчиненного предложения.

«Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны».  (Д.Лихачев). (базовый уровень)

23.Проанализируйте стихотворения Ф.Тютчева

    - «Не то, что мните вы, природа…» (группа +1)

    - «Есть в светлости осенних вечеров…» (группа +2)

   Природа у Ф.И.Тютчева живая, мыслящая. В чем  проявления этой жизни?

   Какие выразительные средства использует поэт для создания образа

   Природы?

24. Цунами, наводнения и другие природные катаклизмы как-то связаны с безнравственным отношением человека к природе?

А может ли человек повлиять на глобальные силы природы?

Так кто же царь: природа или человек?

А может ли быть гармония между природой и человечеством?

  - Напишите эссе, ответив на предложенные вопросы (высокий уровень).

25. Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

      Используйте данный фрагмент в качестве аргумента в своем сочинении.

  1. В.Астафьев «Царь-рыба».

«Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали или разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру, птица отрывала шишку от кедра, клевала орехи и сорила ими в мох. Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Тайга все так же величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только воймешьее могуществу, почувствуешь ее космическую пространственность и величие».

26. (Высокий уровень). Создайте презентации по проблематике произведений:

          1) В.Распутин «Прощание с Матерой».

          2) В.Астафьев «Царь-рыба».

27.    (Высокий уровень). Проверка по критериям работ групп -1, -2.

28.    (Группы +1, +2, базовый уровень). Редактирование своих работ после проверки учителя.

29.     Анализ проделанной работы учителем.

30. Сочинение.

    В огромной Вселенной наша Земля лишь песчинка. И на маленькой планете зародилось величайшее чудо – жизнь. Жизнь флоры и фауны, жизнь человека. И настолько все гармонично устроено на нашей планете, человек обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности. Надо только разумно этим пользоваться, не обижать нашу Землю, не засорять, оберегать, любить. Но так бывает не всегда. Вот и в данном тексте автор обращается к проблеме взаимоотношения человека и природы.

    Никонов цитирует лозунги советских времен о том, что землю надо покорять, осваивать. И покоряли. К чему же это привело? Публицист с горечью отмечает, что от такого хозяйствования леса поредели, реки обмельчали, земля стала бесплодной. Люди пользовались природными благами, ничего не отдавая взамен. Земле был нанесен «надломивший ее удар». И такому варварскому отношению  автор противопоставляет заботу о Земле язычников и дореволюционных крестьян, для которых она была живым существом, у нее был свой день именин – Духов день, день благодарения, в этот день Землю не тревожили, не работали на ней. Никонов вспоминает свое детство, какой была умиротворенной природа в этот праздник, а люди были ласковыми, просветвленными. Но после революции все это постепенно исчезло, забылось.

    Автор убежден, что бережное отношение к земле необходимо вернуть, и день именин должен быть у Земли, и Хозяин должен быть. «Без хозяина Земля сирота».

    Да, я согласна с автором. Человек так истощил природу, так ее обезобразил, что она начинает мстить ему. Все природные катаклизмы – это ответ природы людям. Человек возомнил, что он «царь природы». Никакой он не царь, а лишь жалкий раб. Человек – часть природы, причем малая часть, он должен научиться жить в гармонии с природой, следуя за ней, оберегая ее, благодаря за ее дары. Иначе Земля освободится от человека как от существа неразумного. Природа мудрее, древнее человека. Тайга была еще до человека. Она величественна, могущественна. Так пишет В. Астафьев в «Царь-рыбе». Символом непобедимой, непокоренной природы является царь-рыба, которая борется в воде с браконьером Игнатьичем и не отпускает его, пока тот не покаялся во всех своих грехах: и в том, что рыбу губил для наживы, и в том, что когда-то обидел, надругался над любимой девушкой. Это раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича. Никакое злодейство бесследно не проходит. Об этом надо помнить. И надо помнить, что «неразумие и немилость к земле – немилосердие к самим» себе. Природа живая. Об этом нам напоминает Ф. Тютчев в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» Это « не слепок, не бездушный мир». В ней есть душа, в ней есть язык. И хочется верить, что человечество наконец-то опомнится и поймет, что другого дома, кроме Земли, у него нет.


http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/07/08/kompleksnyy-analiz-teksta-po-probleme-vzaimootnoshenie



Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за пра­вильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружаю­щей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живёт не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необхо­дима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осед­лости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности.

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты не восстанови­мы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каж­дый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.



(По Д. Лихачёву )



Если астроном стоит лицом к лицу со Вселенной, то гуманитарий стоит лицом к лицу с Историей Человечества, с его главным вопросом о смысле жизни.
    Каждое поколение закономерно задаёт этот вопрос, который ценен не ответом, а самим фактом существования. Есть вопросы, на которые культура даёт ответ. Другие же — сохраняет, ставит их заново и заново, меняя лишь формулировки.
     В чём смысл жизни? Это должно стоять перед человеком как извечный вопрос, чтобы определить этическую устремлённость его поведения. Тем самым человек отличается от животных. Хотя я думаю, что мы несколько примитивизируем животных. Они умнее, чем мы полагаем. И, наконец, было бы большим несчастьем, если я или кто-то вдруг смог бы ответить на вопрос о смысле жизни. 3ачем тогда жить?..
     Каждое большое открытие порождало не только позитивные, но и тяжелые негативные последствия. Возьмем изобретение письменности и книгопечатания, которое породило и дезинформацию, и разнообразные виды массового оболванивания. Печать - вообще опасная вещь. Но она порождает и великую литературу, нового читателя, гораздо более широкое привлечение человечества к культурным ценностям.
      Значит, техника может и должна не только подчинять себе человека, ставить перед ним совершенно новые задачи - она увеличивает количество альтернатив, стоящих перед ним, и тем самым умножает его ответственность. Нужно, чтобы чувство ответственности не отставало от развития возможностей, а обгоняло их.

 (По Ю. Лотману)

(1)Три опасности уничтожения человечества существуют, на мой взгляд, сегодня в мире: ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры. (2)Трудно сказать, какая из них предпочтительней, если выбирать способ самоубийства. (3)При ядерном это можно сделать моментально, при экологичес­ком — с мучительным, но и недолгим продлением, когда отцы получают возможность наблюдать, как рождаются дети, всё мень­ше похожие на людей. (4) И при «культурном» — когда нравствен­но-эстетическая деградация приведёт к обществу дикарей, кото­рые не захотят терпеть друг друга. (5)В известном смысле можно предполагать, что третья опасность, т. е. нарушение духовно-по­веденческого аппарата, привела к появлению и первых двух. (6) Когда красота и тайна теряют смысл и становится позволитель­ным всё, что было непозволительно, когда ценности со знаком минус, постепенно перерождаясь, переходят в положительное ка­чество, — теряет смысл и та сумма законов, которая содержит в моральных границах жизнь. (7)Мы уже привыкаем к парадоксам, каждый из которых должен бы ужасать: чтобы сохранить мир — накапливать оружие, способное десятки раз уничтожить планету; чтобы казаться сильным — отнимать действительную силу, зара­жая воздух, воду и землю и получая продукты питания, напичкан­ные ядами; чтобы выполнить продовольственную программу — сгонять с земли людей и объявлять их селения неперспективны­ми, запахивая под культуру по имени бурьян; чтобы стать бога­тым — продавать богатства; чтобы очиститься от скверны — пле­вать в прошлое. (8) И так далее. (9)И наконец, чтобы утвердить народ в славе и достоинстве — импортировать ему чужие образ­цы. (10)Где право, где лево, уже не разобрать; сено-солома, да и только.

(По В. Распутину) (222 слова)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!