СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический банк компетентностных заданий по русскому языку для 5-7 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной банке представлены задания, предполагающие реализацию деятельностного подхода в процессе обучения русскому языку в основной срнедней школе. Этот материал можно использовать  как на этапе введения нового знания, так и на всех других этапах урока. 

Просмотр содержимого документа
«Дидактический банк компетентностных заданий по русскому языку для 5-7 классов»

ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЙ БАНК КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ

РАЗДЕЛ «ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ТЕМА «ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВА. ГРАФИКА»

1. Сочините миниатюру (в прозе или в стихах) на одну из тем: «Звонкое лето», «На дворе ненастье», «Весенняя капель», «Тишина». Для этого сначала подберите и запишите слова, которые передают фонетические особенности вашего текста (4—6 строк). В составленном вами тексте ни разу не должно употребляться ключевое слово, указанное в теме, его надо «услышать».

Придумайте 2—3 темы, которые отражают фонетические особенности природных явлений.

2. Найдите в научно-популярных книгах (например, «Слово о словах» Л. Успенского, «Путешествие по карте языков мира» А. Леонтьева) сведения о фонетических особенностях и звуковом строе разных языков. Выпишите самый интересный материал, который можно использовать для сообщения, доклада, сочинения.

3. Используя различную справочную литературу, подберите 5—6 пословиц, поговорок о языке, речи, роли слова в жизни человека. Потренируйтесь произносить их беззвучно, но с максимально чёткой артикуляцией. Проверьте, как вы справились с этим заданием: перед классом беззвучно произнесите пословицу или поговорку, а ученики должны по артикуляции понять, что вы говорите.

4. Прочитайте маленькие рассказы Дарьи Герасимовой из цикла «Алфавитные истории». Они необыкновенны тем, что каждое слово начинается на одну определённую букву. А если их произносить быстро-быстро, они звучат, как скороговорки.

- Вечером во вторник выл восточный ветер. Весёлый веснушчатый великан Василий важно варил в ведре вкусное вишнёвое варенье.

- Давным-давно, декабрьским днём, дворник Данила демонстрировал детворе доброго длиннохвостого, дружелюбного, дрес­сированного дракона, дудящего в длинную деревянную дудку.

- После полудня по понедельникам пышноусый пузатый пекарь Пётр в полосатом пиджаке, попевая песенку, пёк в печи пирожки, пышки, плюшки, печенье, пять пирожных, пару пончиков, пышный пирог.

- Редкая радужная речная рыба, радостно рыча, рьига рылом рядок рытвин.

Подготовьтесь читать эти рассказы как скороговорки.

Проверьте свой словарный запас и проявите фантазию, участвуя в конкурсе «Алфавитные истории». Сочините свои маленькие рассказы на следующие буквы: А, К, М, О, С.

Попробуйте «составить алфавит» из названий зверей, например: аллигатор, бизон, варан... или из названий фруктов и овощей: арбуз, банан, вишня... В случае затруднения воспользуйтесь толковым словарём.

На какие буквы вы не смогли найти слова? Почему?



ТЕМА «ИНТОНАЦИЯ РУССКОЙ РЕЧИ»

5. Конкурс пародистов. Произнесите фразы, подражая тембру голоса литературного героя.


Литературный герой

Тембр

Баба-яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришёл, молодец? Дело пытаешь или от дела лытаешь?»

низкий, хриплый, зловещий

Царевна-Лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный?»

приятный, нежный, мелодичный

Кот Матроскин: «Корову заведём, молоко пить будем»

ласковый, нежный, мурлыкающий

Галчонок Хватайка: «Кто там? Кто там?»

резкий, отрывистый, механический

Волк: «Ну, Заяц, погоди!»

низкий, сиплый, угрожающий

Черепаха: «Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу, Всё лежу и лежу И на солнышко гляжу»

низкий, солидный, важный, степенный, медлительный

Львёнок: «Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу...»

звонкий, задорный, радостный


Назовите ваших любимых литературных персонажей. Какой тембр голоса у них?

6. Подготовьте партитуру чтения вслух стихотворения С.Я. Маршака «Если бы да кабы», переведённого им с ан­глийского языка: обозначьте паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, выберите тон в соответ­ствии с содержание текста, темп.

Кабы реки и озёра

Слить бы в озеро одно,

А из всех деревьев бора

Сделать дерево одно,

Топоры бы все расплавить

И отлить в один топор,

А из всех людей составить

Человека выше гор,

Кабы, взяв топор могучий,

Этот грозный великан

Этот ствол обрушил с кручи

В это море-океан, —

То-то громкий был бы треск,

То-то шумный был бы плеск!

Объясните, каков смысл фразеологического оборота, которым озаглавлено стихотворение.


ТЕМА «ЗВУКОПИСЬ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

7. Сочините фантастическую историю, героями которой будут звуки. Помните, что каждый звук имеет свой характер. Например:

звук Ш — тихий, медлительный, тревожный, настороженный;

звук Р— сильный, грубый, агрессивный, воинственный. Какие ощущения вызывают у вас другие звуки? Сочините фантастическую историю об одном из них.


РАЗДЕЛ «ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ТЕМА «УМЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА»

8. Прочитайте стихотворение Андрея Усачёва «Приглашение улитке».

Послал я приглашения:

«Сегодня, ровно в шесть,

С ужасным нетерпением

Вас жду на день рождения...

Пирог клубничный есть!»

Друзья явились точно в срок:

Был съеден праздничный пирог

И выпиты напитки.

Пришли жираф и носорог,

Влетели сразу семь сорок...

Лишь не было улитки.

Она вползла через три дня

С букетом незабудок:

«Мой друг! Прошу простить меня —

Я шла к вам трое суток...

И вам вручить букет спешу.

Спасибо!До свидания!

Но в следующий раз прошу

Позвать меня заранее!»

О каком правиле этикета в нём рассказывается?

Напишите приглашение, учитывая это правило этикета. Оформите его как Бшз-сообщение.

9. Составьте и запишите словарик на тему «Приветствие» по такой схеме:


Приветствие

Ситуация, где оно уместно

Дорогой Иван Петрович, мы рады приветствовать Вас в нашем городе!

Официальное, но теплое приветствие гостя


Используя данный словарик, составьте этикетный диалог на тему «Иван (теперь он уже Иван Петрович) пришёл в свою школу, встретил учителя русского языка и литературы».

10. Составьте текст для радио на одну из интересующих вас тем. Запишите его на магнитную ленту, прослушайте и проанализируйте. Будьте требовательны к себе: главные недостатки запишите. Составьте личный план речевого совершенствования.

11. Работа в группе. Расскажите о собственных наблюдениях над речью детей и взрослых: о метких и уместных высказываниях, о каламбурах, иносказаниях, шутках и др. Заведите (если её ещё нет) тетрадь «Жемчужины речевого мастерства». Подумайте, как вы её оформите.

12. Составьте этикетный диалог для такой ситуации: иностранец (англичанин, немец, француз) оказался в вашем городе. По-русски он может объясняться, но этикетную лексику и фразеологию знает плохо. Помните о культуре использования принятых в русском языке жестов и мимики.

13. Придумайте рассказ, в котором слова «благодарю», «спасибо» (или их синонимы) были бы употреблены с горькой иронией.

14. Составьте список всех известных вам речевых формул приветствия и прощания. Затем, используя справочники по речевому этикету, дополните свой словарик.

15. Работая парами, инсценируйте разные варианты диалогов в следующих ситуациях:

а) пригласите одноклассника в гости;

б) постарайтесь отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть одноклассника;

в) попросите одноклассника дать почитать вам книгу;

г) вам преподнесли подарок, который не очень обрадовал вас;

®

д) попросите вернуть книгу (диск, кассету), которую у вас взяли давно.

16. Прочитайте внимательно начало рассказа Натальи Ермильченко «Навстречу друг другу».

- Девушки, вечером телефон попрошу не занимать, — объявил папа.

- Это как же?! — воскликнула мама. — Я как раз хотела позвонить одной знакомой.

- А я — Трошкину! — подхватила Дарья.

- Ничего не знаю, мне должны звонить по работе, — отрезал папа.

- Тогда я вторая! — сказала Дарья. — Мне только позвонить, а потом я уйду в гости к Трошкину.

- Что-то ты зачастила, — заметил папа. — Можно подумать, он держит дискотеку.

- Почти. К нему Епишкин ходит музыку слушать.

- Что, аппаратура особенная?

- Нет, просто Епишкину хочется включить на всю катушку. А у его мамы другие вкусы. Для Епишкина музыка — «Депеш мод», а для мамы — Бетховен. Ну, вот мы и ходим к Трошкину, чтобы никому не мешать, — объяснила Дарья. — Его бабушка разрешает музыку громко включать, когда гости. Но сегодня, наверно, не получится. Дед работает, так что она будет смотреть кино.

- Не вижу связи, — заметила мама. — Разве нельзя посмотреть кино в присутствии деда?

- Тогда придется прерваться, потому что дед всё время будет заглядывать в комнату и спрашивать: «Можно я посмотрю "Новости"?».

- Боже мой, до чего мы все разные! — вздохнула мама. — Попробуй тут договориться!

- Да-а,— протянул папа.

- Дома договориться — пустяк! — утешила родителей Дарья. — Нас же всего трое. А в классе, к примеру, двадцать семь человек. И никто ни с кем договариваться не желает.


Подготовьте инсценировку этого текста.

Как вы думаете, как договориться разным людям, как научиться мирно сосуществовать и избегать конфликтов дома и в школе? Что в таких случаях предпринимаете вы? Напишите об этом небольшое сочинение, начав его словами «Мы все разные...».


ТЕМА «ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА»

(Обобщение и систематизация)


17. Материал для проведения уроков-практикумов, зачётов, лабораторных работ.

А. Что такое «крылатые слова»? Найдите примеры из античной мифологии; библейского происхождения; из русской литературы. Приведите примеры употребления «крылатых слов» в своём сочинении-миниатюре.

Б. Запишите в свой терминологический словарик все термины, которые вам встретились в учебнике в разделе «Лексика». Проверьте, можете ли вы их объяснить другому человеку так, чтобы он понял, что обозначают эти слова-термины.

В. Составьте фразеологический словарик на тему «Кот» или «Кошка». В словарик должны войти поговорки, «крылатые слова», в которых упоминается этот персонаж. Например: «кошки на душе скребут», «кот в сапогах» и т.д. Включите в свой словарик толкование фразеологизмов.

Г. Используя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, составьте перечень стилистических помет, раскрывая их полные названия, например:

умный

(разг.)

разговорное

премудрый

(ирон.)

ироническое

башковитой

(прост.)

просторечное


Д. Заведите себе «копилку» каламбуров, парадоксов, афоризмов.


Е. Составьте перечень различных словарей: энциклопедических, толковых, нормативных и др. Подготовьте небольшое устное сообщение о том, как пользоваться одним их таких словарей, предварительно составив план, по которому вы будете рассказывать.

Ж. Прочитайте запись. Объясните, почему она вызывает улыбку. На какой языковой особенности построено такое шутливое толкование слов?

Гусар — человек, который пасёт гусей.

Грабитель — человек, который сгребает сено граблями.

Мельница — жена мельника.

Пломбир — зубной врач.

Шумовка — скандалистка.

Переносица — женщина, которая работает грузчиком.

Чернослив — промышленные отходы.

Приведите свои примеры, построенные на этом языковом явлении.

З. Спишите текст, расставляя знаки препинания.

Что случилось сынок Почему ты пищишь

Я лекарство выпил А здесь написано Три раза в день по столовой ложке После приёма пищи

Ах ты глупенький Ты же неверно прочёл...

Выразительно прочитайте записанный вами текст. Почему он вызывает улыбку? Чем объясняется его юмористическое содержание? Что объяснила мама своему сыну?

Придумайте и запишите юмористический диалог, в котором обыгрываются слова пищи — пищи.


18. Игра «Рассказ по кругу».

Цели: развитие умения употреблять фразеологизмы в свойственном им значении; развитие умения логично выстраивать и излагать мысли; формирование умения стилистически править текст.

Реквизит: карточки с написанными на них фразеологизмами.

Условия игры. Учащиеся по очереди берут карточки, зачитывают написанный фразеологизм и придумывают с ним предложения. Каждое следующее должно быть связано с предыдущим по смыслу, образуя текст с определённым содержанием. Тема задаётся первым участником: вытянув карточку, он придумывает с данным фразеологизмом фразы, определяющие ситуацию. Задача учащегося, который берёт последнюю карточку, составить такие предложения, чтобы рассказ оказался законченным.

Игра проводится во внеурочное время.

Вариантом этой игры является игра по типу буриме.

Учащийся берёт карточку, читает фразеологизм и пишет на листе бумаги своё предложение. Лист загибается, чтобы не было видно написанное, и передаётся следующему играющему. Следующий участник поступает таким же образом. И так до конца, пока не закончатся карточки.

Игру можно проводить как «весёлую путаницу», а можно заранее оговорить тему или действующих лиц, чтобы получился связный текст.

После того как рассказ будет зачитан, учитель может предложить учащимся внести в текст поправку.

Ученики могут выполнять эту работу по одному, в парах или по группам. Затем можно провести конкурс на лучший вариант.

Примерный список фразеологизмов для карточек:

* Очертя голову * Хоть караул кричи

* Обвести вокруг пальца * Со дна моря достать

* Руки по швам * С жиру беситься

* Как в воду глядел * Рвать и метать

* Днем с огнем не сыскать * Переливать из пустого в порожнее

Возможный вариант текста с использованием фразеологизмов:

«Однажды глупый заяц обманул умную лису, и решила она достать косого хоть со дна моря. Бросился заяц очертя голову в лес спасать свой пушистый хвостик и красивую шубку. А лиса всё с жиру бесится, не может зайцу свою оплошность простить, да и курятина надоела. Но серого трусишку отыскать не может. Бегает лиса, а заяц как в воду глядел, хорошо спрятался: затаился в дупле старого дуба, белкой прикинулся. Лиса рвет и мечет, а тот сидит тихо да посмеивается. Рыжая же ни о чем думать не может. Переливает из пустого в порожнее, на каждом углу о зайце справляется, в каждую щёлочку заглядывает. Просто напасть какая-то — днем с огнем не сыскать! Вдруг лиса дупло заприметила, а оттуда уши торчат, да совсем не беличьи. Заглянула она в дупло, а заяц прижался к стенке, лапки по швам. Страшно косому, хоть караул кричи. А лиса посмотрела и не увидела зайца, так, сучок какой-то торчит. И побежала дальше. А заяц-то передохнул да подумал, что опять обвёл рыжую вокруг пальца».




РАЗДЕЛ «МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ТЕМА «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» (Обобщение и систематизация)

19. Блиц-опрос. Подготовьте ответы, состоящие из произвольных трёх-четырёхзначных числительных в нужной форме. Круглые числа использовать нельзя.

- Скольким рыбакам за этот месяц улыбнулось счастье?

- Сколькими кирпичами выложена школьная стена?

- Сколько звёзд невозможно увидеть в телескоп?

- Сколькими новыми книгами пополнится наша библиотека?

На примере темы «Имя числительное» докажите, что язык — это сложная система. Напишите об этом в сочинении-миниатюре на лингвистическую тему.



ТЕМА «СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»

20. Домашнее задание.Какие факты и события, какие особен­ности культуры и истории народа отразились в происхождении названий?

Москва, Ростов-на-Дону, Клин, Аксай, Владимир, Новочеркасск, Таганрог, Дон, Волга.

Проверьте свои выводы по этимологическим словарям и другой справочной литературе.



РАЗДЕЛ «ОРФОГРАФИЯ»

ТЕМА «ПРАВОПИСАНИЕ О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В РАЗНЫХ МОРФЕМАХ» (Обобщение и систематизация)

21. Лингвистическая разминка. Запишите ответ одним словом:

лицо, управляющее оркестром, хором;

кондитерское изделие — застывшая масса какао с сахаром

или напиток из него;

тонкая верёвка;

дорога с твёрдым покрытием;

цвет сажи, угля;

танец с частым, дробным постукиванием;

стержень для чистки стрелкового оружия;

мелкий маринованный огурец;

пёстрая клетчатая ткань;

место соединения частей чего-нибудь;

цвет песка, золота.

В чём особенность написания этих слов? Составьте свой словарно-смысловой диктант на это правило.

22. Объясните, почему пары слов кошелёк и кошёлка, жёсткий и жесть, щётка и щетина, решётка и решето являются этимологически родственными. Объясните, как «родство» слов отражено в их правописании.



ТЕМА «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ»

23. Сочинение-миниатюра. Подумайте и запишите, чем отли­чается наблюдательный человек от ненаблюдательного. Используйте слова с орфограммой «Не с разными частями речи».

24. Урок-практикум «Правописание приставок». Коля Редькин написал сочинение и запутался в правописании приставок пре-, припред-, даже буквы пропустил. Тогда он посмотрел в толковый словарь Ушакова и вместо слов с этими приставками поставил слова — объяснения их значений. Теперь не было ни одной приставки пре-, при-, пред-. С глаголами он, конечно, не церемонился и образовывал различные формы. Получилась полная бессмыслица, а как её исправить, он не знает. Помогите ему. Напишите правильно, а в скобках поставьте то слово, которое написал Коля.

Всеми уважаемый начальник строительства 'назвал свою фамилию и имя', и его похоронили. Его 'аппарат для улавливания радиоволн' сидел за письменным столом, когда дверь в кабинет немного открылась, вошел юноша и 'умер'. — Я решил 'обретаться' сюда, потому что хочу 'чуть-чуть закрывать' в действительность грандиозные планы нашего строительства. Возьмите меня на работу. — А какая у вас специальность? — Никакой. — Ничего, выучитесь. Мы учим молодежь, но 'даем приют' лодырей. К работе можете 'нарушить закон' завтра. — А где мне жить? Мне даже негде 'склонить перед величием голову'. Но я очень хочу остаться. — Дадим общежитие.

На другой день юноша пошел на стройку. Он увидел, что мастер, тоже молодой человек, объяснял что-то девушке-бетонщице, а она, видимо, 'чуть запиралась' с ним. Кто прав, юноша не понял. Скоро выяснилось, что у юноши было 'побочное' 'спектакль' о работе, что работать трудно, но интересно. Он всецело 'добавился' работе. Его хвалили, и это стало 'изменнически выдавать' ему силу. Трудности его не пугали.

Для справок: прибыть — пребывать, превратное — приватное, предаться — предавать — придать — придавать, преемник — приёмник, презирать — призирать, преклоняться — приклонить, приоткрывать, препираться — припирать, представился — преставился, приступить — преступить, претворить — притворить, представление.



РАЗДЕЛ «СИНТАКСИС»

ТЕМА «РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

25. Наверное, у вас есть любимая мягкая игрушка. Придя домой, возьмите её. Внимательно рассмотрите глаза, нос, уши, форму головы, хвост, лапки, туловище, шёрстку и расскажите о ней увлекательно, интересно своим товарищам, братишке или сестрёнке. Запишите свой рассказ. Выпишите из него грамматические основы предложений и скажите, можно ли по ним узнать содержание рассказа. О чём это говорит?



РАЗДЕЛ «РЕЧЬ»

ТЕМА «ТИП РЕЧИ ПОВЕСТВОВАНИЕ»

26. Прочитайте текст и выполните задания.

Когда и где появились открытки ручной работы?

Первое упоминание об этом датируется около 500 лет до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетскими и китайскими культурами как послание благосостояния и доброжелательности. Эти открытки были сделаны вручную и являлись первым открытками, сделанными людьми.

В Европе открытки появились гораздо позже, где-то в 15 веке. Н то время не было почты, и поэтому открытки доставлялись иодям лично. Из-за этого процесс дарения поздравительных открыток в Европе был чрезвычайно дорог, и только достаточно богатые люди могли позволить себе обмениваться ими.

С появлением печатных поздравительных открыток об открытках ручной работы надолго забыли. Лишь в начале 90-х годов XX века в Европе и Америке стали появляться фирмы, производящие открытки ручной работы на промышленном уровне.

Если вы хотите поздравить кого-либо, но не знаете, как это лучше сделать, сделайте поздравительную открытку! Она поможет передать ваши чувства и эмоции. Если вы хотите произвести впечатление, открытка ручной работы поможет создать необходимый образ, который запомнится надолго.

(Надеэюда Антонова)

Как сделать такую поздравительную открытку? Какие мате­риалы для этого необходимы?



ТЕМА «ПОВЕСТВОВАНИЕ. РАССКАЗ НА ОСНОВЕ

ВООБРАЖЕНИЯ»

27. Сочините текст любого жанра, в котором известный литературный герой оказался бы в нашем времени.

Вы можете показать, как герой знакомится с непонятными ему явлениями действительности, представить, как он повёл бы себя в современных условиях.

Напишите о своём отношении к герою.

28. Выберите какой-нибудь бытовой предмет — вешалку, расческу или рожок для ботинок, возьмите его в руки и тщательно рассмотрите. Обратите внимание на его форму, размеры, материал, из которого он изготовлен, и фактуру. Потом представьте себе, какой была бы жизнь в отсутствие этого предмета. Запишите, что бы вам пришлось делать, чтобы его заменить (куда бы вы вешали одежду, чем бы причесывались и т.д.).



ТЕМА «ПОВЕСТВОВАНИЕ. РАССКАЗ НА ОСНОВЕ УВИДЕННОГО И УСЛЫШАННОГО»

29. Любите ли вы делать открытия — узнавать что-то новое, интересное, необычное?

Напишите об одном из своих «открытий» — новом, что вы у шали из книг или почерпнули из других источников инфор­мации, а может быть, увидели сами.



ТЕМА «ТИП РЕЧИ ОПИСАНИЕ» (Структура)

30. Придумайте и опишите (а если хотите, то нарисуйте) памятник своему любимому литературному герою. Опишите место, где он может стоять, что его должно окружать, отметьте особенности в описании одежды, передающие характер героя.

31. Подберите из художественной литературы отрывки (3—5) описания степных пейзажей в стихах или прозе (например, произведения И.С. Никитина, Н.В. Гоголя). Сравните их: кто из авторов с большим чувством выразил своё отношение к степи? В каком отрывке степь не только видна, но и слышна? Какие изобразительно-выразительные средства используют авторы? Напишите об этом в своём сочинении.

32. Прочитайте текст и выполните задания.

Экслибрис дословно с латинского языка переводится как «из книг». Экслибрис — это книжный знак владельца книги. Это небольшая, в несколько сантиметров, картинка, которую отпечатывают на кусочке бумаге и приклеивают на внутреннюю сторону переплёта либо обложки. Очень часто экслибрис имеет сопроводительную надпись.

Например, «Из книг Государственного Эрмитажа» либо «Книги такого-то» и др.

Назначение экслибриса — отличить, отразить особенности содержания, отразить особенности хозяина, запечатлеть инициалы владельца. Основное назначение книжного знака — служить эмблемой владельца книги.

Искусство экслибриса своеобразно. С одной стороны, он имеет конкретное назначение отличать вашу книгу от такой же книги другого владельца. С другой — он может быть связан с содержанием тех книг, для которых предназначен, с особенностями характера занятий их владельца. Отсюда и интерес, проявляющийся к экслибрису во все времена.

Известно, что ещё в Древнем Египте в библиотеке фараона к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именами владельцев. Это и есть самые древние известные нам книжные знаки.

Книжные знаки были распространены и в средневековой Европе. Это мог быть портрет владельца, дополненный текстом. Чаще всего в роли экслибриса выступал герб. Это и понятно: рукописная книга представляла собой огромную ценность. Её украшали гербом, как и все дорогие предметы. Наиболее ранние книжные знаки изображались прямо на страницах. Сейчас же экслибрис отпечатывается на одном из листов специальной пе­чатью — штемпелем. Книжные знаки делали Ф. Буше, А. Дюрер, П. Пикассо, В. Васнецов и другие художники.

Передать тончайшие особенности внутреннего мира человека, связать его с обществом, историей, природой — вот к чему стремятся авторы экслибрисов. Искусство книжного знака — это сравнительно небольшая отрасль современной графики, обладающая выразительной силой графической символики. В наши дни интерес к книж:ному знаку постоянно растёт.

В Москве, Минске, Новосибирске и других городах существуют экслибрисные клубы, организуются выставки, проводятся конкурсы на лучший экслибрис.

(По Светлане Кузнецовой)

Как может выглядеть экслибрис владельца книг, большая часть которых о морских путешествиях? Что может быть запечатлено на таком экслибрисе? Создайте свой книжный знак.

Что вы читаете? Что бы вы изобразили на своём экслибрисе? Определиться с характером экслибриса вам поможет таблица:


Излюбленная тематика книг

Атрибуты




Создайте экслибрис своей домашней библиотеки.



ТЕМА «ТИП РЕЧИ РАССУЖДЕНИЕ»

33. В детстве мы убеждены, что названия самых лучших на свете книг должны начинаться со слова «путешествие». «Путешествие Незнайки на Луну», «Путешествие Гулливера», «Путешествие к центру Земли»....

Взрослея, мы открываем для себя новые путешествия. От­крываешь книжку, заглядываешь в глубь знакомых страниц — ты вновь со стихией фантастической достоверности, в одной связке с благородными путниками и бескорыстными скитальцами.

Отчего же так велика власть этих зачитанных несколькими поколениями страниц?

Поразмышляйте об этом, отправившись по следам великих книг о путешествиях и их авторов.



ТЕМА «ОТЗЫВ»

34. Расскажите о творчестве любимого писателя или поэта. Постарайтесь, чтобы начало рассказа было необычным, увлекательным для слушающих. Например:

«Если вы прочитаете оглавление сборника В.М. Шукшина, то будете приятно удивлены: названия его рассказов чаще всего состоят из одного слова («Обида», «Экзамен», «Мастер», «Верую!», «Горе»...). Но за каждым коротким названием содержится трогательная история, случай из жизни...».

В рассказе избегайте речевых штампов и расхожих фраз типа великолепный писатель, громадное значение, это шедевр, выразил чаяния, писатель (поэт) показал, творчество олицетворяет, раскрыл характеры, много внимания уделял, заключён глубокий смысл и др.



ТЕМА «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ»

35. В устной речи мы не обдумываем заранее своё высказывание. Из-за этого могут возникать недоразумения. Поэтому необходимо следить за своей речью, говорить не спеша, думая о том, что и как вы говорите.

Важно учитывать, кто ваши слушатели, будет ли им интересна, понятна, приятна ваша речь.

Представьте, что вы один из участников научно-познавательной передачи в прямом эфире. Ведущий рассказывает, что существует библейская легенда о смешении языков, последо­вавшем за легендарным вавилонским столпотворением. Для нас этот миф интересен тем, что он подтвердил: без взаимо­понимания невозможно общение людей; наличие общего языка — великое благо для человечества.

А как вы считаете? Выскажите своё мнение.



ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ БАНК КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

РАЗДЕЛ «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ»



ТЕМА «РУССКИЙ ЯЗЫК - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА» (Обобщение и систематизация)

1. Используя материалы учебника и справочной литературы, заполните диаграмму: весь круг — это общенародный язык.


РАЗДЕЛ «ЛЕКСИКА»

(Повторение за курс 5-7 классов)

2. «Лингвистические раскопки».

А. Объясните, сколько компьютерных терминов спрятано в тексте.

«Мы простые и несовременные люди. С «Плейбоями» и «Красотками» не имеем ничего общего. Лично я книголюб, Айтматова и Астафьева читающий и почитающий. Ведь до сих пор талантом их никто не превзошёл. За минувшие годы перемен произошло видимо-невидимо. Демократия, как говорят, на дворе. Давно уже нет организаций типа МОПР, интернациональные проблемы рассматриваются в ООН и в Совете Европы. Рабочий класс нынче уже не гегемон, и торжеств в его честь уже не бывает. Трудовые копейки мы шкатулочке и Сбербанку не доверяем, хотя бы потому, что и доверять-то нечего. Любимые мелодии записываются теперь не на виниловом, а на лазерном диске: та же музыка, а звучит иначе».

Ответ: дисплей, байт, портал, модем, принтер, монитор, мышка, дискета.

Б. Определите, сколько слов, относящихся к школьному обиходу, «спряталось» на стыках слов. Свой ответ аргументируйте.

Пройдя по едва заметной тропе налево, к реке, мы залюбовались утренним пейзажем. Спящую воду окутал таинственный пар. Там же, где его уже съело солнце, видно, как с дальних береговых круч к аметистовому небу струится лёгкое марево.

Под тяжестью обильной росы трава на поляне поникла. С сырой, болотистой низины собирает речка питающие её ручейки. Они журчат ласково и вблизи нашей стоянки. И чтобы подойти к воде, надо с камня на камень прыгать и не расслабляться. С пустым ведром бежишь резво, но к полному отношение другое.

Старший уже вбил под будущий шалаш кол, а стланик заготовим, когда ветки прожарятся под солнцем. Мы уверены, что даже в самый трудный момент мудрое спокойствие этого человека помогло б успеху общего дела.

Ответ: пенал, парта, ручка, класс, атлас, доска, звонок, ты от, глобус.

В. Найдите фамилии 14 знаменитых отечественных учёных-лингвистов. Назовите их их труды.

Как вы решали это задание?


в

Л

с

О

в

в

в

р

О

н

Л

н

Е

А

X

и

О

с

О

Б

1)

О

н

А

м

н

с

к

и

й

Л

г

р

О

т

О

О

в

О

п

и

О

д

А

р

г

н

О

т

Е

с

т

д

А

р

А

О

н

н

Б

0

О

в

л

и

л

м

А

я

Ф

1)

к

О

ь

н

л

О

п

р

О

Л

ш

в

О

т

А

н

У

т

А

X

м

А

т

О

В

щ

Е

р

Б


Ответ: Аванесов, Ахманова, Грот, Виноградов, Востоков, Даль, Ларин, Ломоносов, Обнорский, Панов, Потебня, Фортуна- ток, Шахматов, Щерба.



РАЗДЕЛ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

ТЕМА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЕГО ТИПЫ И ВИДЫ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

3. Устное высказывание. Докажите, что пунктуационное оформление предложения, соответствующее различным речевым ситуациям и намерениям, исключительно важно для понимания смысла. Прочитайте вслух фразы, разделяя интонационно те, что внешне различаются только знаками препинания.

а) Незнакомец спросил, как пройти.

Незнакомец спросил: «Как пройти?»

б) Профессор считает: педагощка — важнейшая наука.

Профессор считает: «Педагогика — важнейшая наука».

в) Поэт поинтересовался, в чём смысл жизни.

Поэт поинтересовался: «В чём смысл жизни?»

4. Исследовательский практикум. Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «Поставить статую золотую пику держащую». Они заспорили между собой.

Подумайте, как мог разрешиться их спор. Имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение? Почему? Предложите свои варианты постановки знаков препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.

5. Расставьте в предложениях знаки препинания и скажите, сколько человек находилось в комнате. Свой ответ аргументируйте.

На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет её муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук

6. Прочтайте необычный текст (вы догадались, что все слона п нем односложные?) и отыщите примеры постанов- ки Iире в сложносочинённых и бессоюзных предложенижении. Расставьте знаки препинания. Ищите подсказку.

Я в тот миг шёл в лес. Шёл вниз там где ключ. Влез в лог. Глядь кто там? Пень или зверь? Ой нет то барс! Я так сяк... Мой ствол пуст пуль нет... Как быть? Вот я стал бел как мел... Раз и в тень! Цап за нож а нож бряк у ног вниз в мох... Ни сядь ни встань! Бьёт дрожь… Но лбу гром звон хоть плачь! И что за страх? Стыд и срам.

Вдруг из-под трав шасть ёж! Хвать мышь за хвост и в куст чтоб мышь ням-ням. Чтоб съесть! Я в сей бок барс в тот! Скок прыг... Шаг два три пять сто... Всё вдаль всё вдаль! Где зверь? Вдруг мрак глушь тишь...

Я сел на пень. Зуб о зуб так щёлк щёлк! А мне в мозг мысль ведь я трус! Да!Да! Трус!

Ответ: содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части предложения.



РАЗДЕЛ «ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ»

ТЕМА «ДИАЛОГ»

7. Работа в группе. Подготовьте несколько вариантов диалогов, выбрав предложенные ситуации или придумав их самостоятельно:

а) вы переехали жить в новое место и в первый раз вошли в новый класс;

б) вы оказались в одном купе поезда с эстрадной звездой;

в) вы хотите познакомиться с компанией рокеров;

г) вы перед приёмной комиссией вуза, в который собираетесь поступать;

д) вы участвуете в конкурсном отборе фотомоделей.

8. Брат с сестрой едут на велосипеде в школу. Артем за рулем велосипеда, а его сестра Катя рассказывает ему о ссоре двух своих лучших подружек, свидетельницей которой она стала.

Составьте диалог брата и сестры на одну из предложенных тем:

- Артем любит чипсы (шоколадные батончики, сок и др.);

- Катя пользуется косметикой «Очаровательная малышка»;

- Их любимый мультик «Мадагаскар»;

- Их родители работают консультантами в магазинах сото­вых телефонов и бытовой техники;

- Дети опаздывают на контрольную работу по математике.

9. Домашнее задание. Вы режиссёр рекламного агентства. К вам на доработку поступили несколько теле- и радиореклам. Отредактируйте их, а этот процесс опишите, включив в него диалоги с актёрами, художниками, помощниками режиссёра.

10. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель также ответил письмом без слов, поставив восклицательный знак (!).

Составьте диалог, который мог бы произойти между писате­лем и издателем.

Составьте и разыграйте диалоги между

а) директором школы и учеником выпускного класса после какого-либо происшествия;

б) представителями различных организаций (тема — участие организации в проекте, цель одного из участников диалога — убедить компаньона в необходимости принять участие в проекте).

12. Часто возникают ситуации, когда ты сам бываешь участником диалога, сам включён в ситуацию, и информация о происходившем разговоре тебе понятна. Но каким образом кратко, просто и доходчиво рассказать о состоявшемся разговоре другим людям, не используя прямой речи: «Я сказал», «Он сказал»? А можно ли по-другому, в виде монолога?

«Перестройте» диалог в монолог (на основе рассказа Ф. Кривина «Иностранное слово»).

В словарь русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно и, поскольку оно оказалось Существительным, предложили ему на выбор любое склонение.

- Только сначала нужно выяснить, какого вы рода, — объяснили ему.

- Пардон, — сказало Иностранное Слово. — Я изъездило столько стран, что давно позабыло свой род.

- Но как же вы тогда будете склоняться? — стали в тупик все Параграфы.

- Склоняться? Перед кем склоняться?

- Ни перед кем. У нас это обычное правило вежливости. Существиельные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.

- Мерси, - сказало Иностранное Слово. — Это не в моих правилах.

- Тогда мы не сможем вас принять, — сказали Иностранному Существительные Первого Склонения.

- И мы не можем, — сказали Существительные Второго Склонения.

существительные Третьего Склонения ничего не сказали. Они были очень мягки, потому что все принадлежали к женскому роду. Но их вид достаточно красноречиво говорил, что и они отказываются от Иностранного Слова.

Так Иностранное Слово поселилось в нашем языке в качестве несклоняемого.

Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Слову захотелось поближе познакомиться с глаголами, прилагательными, частицами. И, узнав их, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые, культурные слова.

Ради него спрягались глаголы, с ним согласовывались местоимения, ему служили предлоги и другие служебные слова. Это было так приятно, что Иностранному Слову захотелось склониться перед ними.

Постепенно оно переняло культуру нашей речи.

В русском языке Иностранное Слово нашло свой род и оценило его по-настоящему. Здесь оно обрело родину, как и другие иностранные слова — Прогресс, Гуманность, Космос, — которые давно стали в русском языке полноправными.

Такими же полноправными, как наши родные слова — Наука, Мечта, Справедливость.

В «Словаре иностранных слов» найдите слова тюркского, немецкого, французского происхождения. Докажите это. Сравните их с исконно русскими словами.

13. Проанализируйте роль слов и выражений «так сказать»,

«как бы», «ну вот», «типа того», «я такая/такой», «в натуре», «прикинь», «конкретно» и т.п. в речи современной молодёжи. Опишите ситуацию, когда таких слов было употреблено много, но без пользы для взаимопонимания, что и привело к казусу.

Например:

Портной примеряет брюки клиенту.

- Не длинны?

- Ну, короче... Типа того...

Мастер укорачивает.

- А теперь?

- Ну, короче... Конкретно...

Мастер снова укорачивает. Они уже едва закрывают колени, но желание клиента — закон.

- Сейчас как?

- Ну, короче... Прикинь...

- Так бы и сказали, что вам нужны шорты...

14. Прочитайте диалог А. Щёголева «Смешной ты, папа!».

Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь?

-Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире?

- Жизнь человеческая, малыш. Только начнёшь жить, и уже старик.

- Да-а, а физичка сказала, что электрон... А что длиннее всего на свете?

- Жизнь человеческая. Успеваешь сделать столько ошибок, что и правнуки не смогут исправить.

- Географичка говорила, будто экватор. Обманывала, что ли? Пап, а пап, что дороже всего ценится?

- Жизнь человеческая.

- Точно! Мы это по литературе проходили. А что тогда самое дешевое?

- Жизнь человеческая, малыш. По грошам её разменивают, а то и вовсе даром отдают.

- На истории нам сказали, что труд рабов, папа! Ты, наверное, забыл? Ну ничего, назови лучше самую сложную теорему.

- Жизнь человеческая, сын. Каждый день с утра до вечера доказываешь что-то себе и другим.

- Нет-нет-нет! Это теорема Ферма, нам математичка рассказывала! Смешной ты, папа! А простейшую клетку знаешь?

- Жизнь человеческая. Нет в ней решётчатых окон, нет дверей с хитроумным замком, нет недремлющего стражника, но и выхода частенько нет...

С каким настроением вы закончили чтение текста? С кем из участников диалога вы согласны и почему?

Как создаётся смысловая многоплановость в тексте? А как вы определили, что такое человеческая жизнь?

Что может «рассказать» нам слово «жизнь»? Попробуйте создать его «портрет».

Какие реплики вы могли бы дополнить авторскими ремарками? Попытайтесь сделать это. Опишите выражение лица, мимику, жесты участников диалога.

Найдите примеры разговорного синтаксиса в диалоге. Как на эмоциональном уровне окрашена речь каждого героя?

Придумайте своё название к прочитанному вами тексту. Сравните его с авторским. Как вы думаете, какой смысл вложил А. Щеглов в это название? Попробуйте закончить текст.

15. Домашнее задание. Побывайте заочно в «Клубе весёлых и находчивых» и послушайте, что интересного там рассказывают. Придумайте сами тему разговора и его содержание и запишите в виде диалога. При этом отдельные части разговора могут быть монологами. Включите в свою запись монолог одного из участников разговора.



ТЕМА «СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ»

16. Прочитайте несколько афоризмов, которые Лев Николаевич Толстой включил в главу «Слово» своей книги «Путь жизни». Какие правила речевого поведения мы находим в этих высказываниях?

Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти.

Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.

Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сде­лать зло хуже смерти.

Слово — ключ сердца. Если разговор ни к чему не ведёт, то и одно слово лишнее.

Как связаны советы, касающиеся правил владения словом, с законами нравственности? Согласны ли вы, что речевая культура человека является отражением его духовно-нравственного развития?

Запишите несколько афоризмов, которые вам особенно понравились, включив их в предложения с прямой речью.

Выпишите из высказываний слова-антонимы: антонимы-существительные, антонимы-глаголы, антонимы-наречия. Что достигается благодаря их использованию в афоризмах? Почему афоризмы часто называют крылатыми словами? В каком значении употребляется в этом словосочетании прилагательное крылатый.

Как вы понимаете слова Слово — ключ сердца? В каком значении употребляется в этом высказывании слово ключ? Придумайте предложения с омонимами к слову ключ.



РАЗДЕЛ «РЕЧЬ» (Уроки развития речи, текстоведения)

ТЕМА «СТАТЬЯ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ: СТРОЕНИЕ. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

17. Напишите статью в школьную газету на одну из тем:

Где родились слова русского языка?

Путешествие в город синонимов.

Вечно противные антонимы.

Опасности и возможности омонимии.



ТЕМА «РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ: СТРОЕНИЕ, ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

18. Вы главный редактор издания, журналисты которого подготовили репортаж о школе. Прочитав его, вы пригласили их к себе, но вместо «Вы уволены!» терпеливо разъясните им, где допущены ошибки и как их устранить.



ТЕМА «ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ РЕЗЮМЕ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

19. Урок-практикум. Прочитайте резюме. Найдите ошибки, отредактируйте текст.

Меня зовут Маркова Татьяна, мне 17лет. Сначала я училась в одной школе, но потом родители поменяли квартиру, и я перешла в другую. Сначала я училась плохо. Часто прогуливала, потому что у меня были плохие подруги, которые также часто прогуливали, но когда я переехала, то стала учиться лучше. Особенно хорошо я училась по географии. Поэтому я хочу работать в области географии, т.е. в вашей фирме, которая занимается созданием географических карт. Я люблю географию, потому что там рассказывается о путешествиях, разных странах и материках. Я не поступила в педагогический институт на факультет географии, но я хочу поработать у вас, разобраться лучше в предмете и на будущий год поступать снова. Я очень послушная, умею рисовать и вкусно готовить. Люблю ходить в кино и читать книги. У меня много подруг и друзей. Я ещё ни разу не работала, но думаю, что хорошо получится быть секретарём или ещё кем-нибудь. Я живу в Московской области. Пожалуйста, примите меня на работу.

Маркова Татьяна.

20. Лабораторная работа. Прочитайте отрывок из рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» и резюме Нарышкиной Марии Никифоровны, составленное на основе рассказа.

Сравните два текста и скажите, какой из них интереснее читать. Почему?

Назовите стилевые особенности (лексические, морфологические и синтаксические) текстов.

Какие сведения о героине рассказа вошли в её резюме, а каких недостаёт этому документу?

I. «... Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка астраханской губернии. Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами.

Всем этим добром Мария Никифоровна была обязана не только родителям, но и тому, что ни война, ни революция её почти не коснулись…

Отец, учитель, не разъяснял девочке событий, жалея её детство, боясь нанести глубокие незаживающие рубцы её некрепкому растущему сердцу.

Пустыня была ее родиной, а география — поэзией.

Шестнадцати лет отец свёз её в Астрахань на педагогические курсы, где знали и ценили отца. И Мария Никифоровна стала курсисткой.

Прошло четыре года — самых неописуемых в жизни человека, когда распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучающие его тревоги.

Настал конец ученья. Собрали девушек в зал, вышел завгубоно и разъяснил нетерпеливым учителям великое значение их будущей терпеливой деятельности. Девушки слушали и улыбались, неясно осознавая речь. В их годы человек шумит внутри и внешний мир сильно искажается, потому что на него глядят блестящими глазами.

Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район - село Хомутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней…»

(По А. Платонову)

II. НАРЫШКИНА Мария Никифоровна

Возраст - 20 лет

Цель - работать учителем географии

Образование — педагогические курсы, г. Астрахань

Опыт работы — нет.

Место работы — с. Хомутово Астраханской губернии, учитель.

Дополнительные сведения — увлекаюсь географией.

(подпись) Нарышкина


21. Домашнее задание. Выберите фирму, в которой вы бы хотели работать, напишите резюме.



ТЕМА «ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ДЕЛОВОЙ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ»


22. Проанализируйте текст делового разговора, выявите жанровые особенности, при анализе используйте материалы для справок.

Композиция делового телефонного разговора:

- представление автора (должность, учреждение);

- вопрос о намерениях адресата;

- ответ о предполагаемых услугах фирмы, о возможных вариантах сотрудничества;

- договорённость о встрече или звонке, заверение в дальнейшем сотрудничестве;

- прощание (заканчивает первым разговор тот, кто его начал).

- Добрый день! Это подготовительные курсы?

- Добрый день! Да, это курсы.

- Я хотел бы получить информацию о курсах.

- Получить полную информацию Вы сможете, если подъедете к нам. Мы дадим Вам распечатку и наиболее полно отве­тим на Ваши вопросы.

- Когда можно подъехать?

- Мы работаем по понедельникам, средам и пятницам с 15.00 до 19.00.

- Спасибо. До свиданья.

- Всего доброго.

23. Речевой практикум. Продумайте стратегию делового разговора, позвоните на подготовительные курсы, в новую школу и т.п. По окончании разговора проанализируйте, насколько успешно он прошёл.

24. Представьте себе, что вы один из членов оргкомитета форума «Ученик XXI века» и должны пригласить официальным письмом вашего друга (знакомого, официальное лицо) участвовать в этом форуме. Напишите такое официальное письмо. Используйте стандартные выражения 11 исьма-приглашения:

- Мы были бы рады видеть Вас на... Имеем честь пригласить Вас на...

- Разрешите (Позвольте) пригласить Вас принять участие в... I [росим принять участие в... - Мы будем весьма признательны Вам за участие в...

- Mы были бы благодарны Вам, если бы Вы смогли принять наше приглашение на...

- Примите наше приглашение на...



ТЕМА «ХАРАКТЕРИСТИКА КАК ЖАНР ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ»

25. Конкурс юмористов. Вы, конечно, смотрели сериал «Семнадцать мгновений весны» про Штирлица, Мюллера, Бормана и других. Значит, вы помните характеристики- досье, которые составлялись на «стойких арийцев». Попробуйте составить остроумные, необидные характеристики своих одноклассников, соединяя в тексте реальные и выдуманные факты из жизни героев.

В течение 7—8 минут нужно составить характеристику одноклассника по указанным параметрам. Желательно, чтобы они были смешными и необычными. Затем характеристика читается вслух, а присутствующие, прослушав её, называют имя героя характеристики.

Автор самой остроумной характеристики награждается негромкими аплодисментами.

Характеристика

Характер_______________________________________________________________

Любит коллекционировать_

На уроках любит

В свободное время

Из спортивных игр предпочитает

Одежду носит

Музыкальные способности проявляются в_____________________________

Любимое время суток_____________________________________________

К еде относится__________________________________________________

Особенно любит такие блюда, как____________________________________

Поддерживает дружеские отношения с__________________________________

Склонен к______________________________________________________-

Способности______________________________________________________

Рекомендуем обучение в_____классе



ТЕМА «ТИП РЕЧИ РАССУЖДЕНИЕ. ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ»

26. Известный копирайтер Эзоп Глим, автор замечательной книги «Зачем и как пишется реклама», выдвинул свой удивительный способ написания хорошего заголовка: пользоваться девятью основными притягательными свойствами, воздействующими на пять органов чувств и четыре инстинкта (органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус; инстинкты: любовь/ продолжение рода, ярость/гнев, страх/чувство самосохранения, голод).

Вот какие примеры приводит Джун Валладарес для каждого из девяти свойств, говоря о рекламе стиральных машин:

- Зрение: «Она такая красивая, что я готова поставить её в гостиной!»

- Слух: «Работает без единого шороха».

- Осязание: «Мои хлопчатобумажные рубашки после стирки в ней становятся шелковистыми!»

- Обоняние: «Свежий аромат чистых простыней».

- Вкус: «Теперь у вас будет больше времени на то, чтобы приготовить обед!»

- Любовь: «Мягкие пелёнки на нежной младенческой коже».

- Ярость/гнев: «Раньше пятна от соуса доводили меня до бешенства!»

- Страх: «Он пропустил самую главную встречу в своей жиз­ни, потому что у него был грязный воротничок!»

- Голод: «Теперь стирку можно совместить с обедом!» (См. Дж. А. Валладарес Ремесло копирайтинга — СПб.: Питер, 2005, стр.153)

Не правда ли, знакомые фразы? Ежедневно мы многократно слышим подобные лозунги из динамиков своих телевизоров или натыкаемся на них, «гуляя» по просторам Интернета.

Задание. Приведите примеры телерекламы или печатной рекламы, в основе которой лежит обращение к пяти органам чувств и четырём основным человеческим инстинктам. Нра- нится ли вам эта реклама? Считаете ли вы её эффективной? В чем, с вашей точки зрения, её сильные и слабые стороны? Какие доказательства вы будете использовать, подтверждая свою точку зрения?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!