СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для уроков русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто бывает, что в учебниках мало упражнений для отработки знаний и умений по  предмету. Помогает дополнительный материал, который я готовлю к урокам.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для уроков русского языка в начальной школе.»

1. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Спишите. Определите части речи над словами 1 и 2 предложений. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

Ночью грянул моро.. . На сн…гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры… оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу…ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц 


2.Запиши слова в два столбика: в первый с буквой ь, во второй - с буквой ъ.

Обез…янка, об…яснение, в…ехал, в…юн, под…езд, л…ёт, п…ёт, с…ёжился, мурав…и, в…ётся, об…явление, под…ём, с…едобный, руч…и, об…ём, лис…и, об…ект.

3.Запиши имена существительные в три столбика по родам. Придумай и запиши в каждый столбик по одному своему примеру.

Рыцарь, собака, железо, клоун, дыхание, гвоздика, кашель, гений, метро, песня, кофе

характер, весна, лето, осень, самокат, дружба, овощ, ухо, конфета, солнце.

4.Разбери слова по составу.

Арбузный, дорожка, переноска, наваристый, улыбчивый, поднос, перегрузка, сладкий, примерка, длинный, сладкий, заварка, побег, зайчик, листок, прекрасный.



1. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Спишите. Определите части речи над словами 1 и 2 предложений. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

Ночью грянул моро.. . На сн…гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры… оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу…ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц 


2.Запиши слова в два столбика: в первый с буквой ь, во второй - с буквой ъ.

Обез…янка, об…яснение, в…ехал, в…юн, под…езд, л…ёт, п…ёт, с…ёжился, мурав…и, в…ётся, об…явление, под…ём, с…едобный, руч…и, об…ём, лис…и, об…ект.

3.Запиши имена существительные в три столбика по родам. Придумай и запиши в каждый столбик по одному своему примеру.

Рыцарь, собака, железо, клоун, дыхание, гвоздика, кашель, гений, метро, песня, кофе

характер, весна, лето, осень, самокат, дружба, овощ, ухо, конфета, солнце.


4.Разбери слова по составу.

Арбузный, дорожка, переноска, наваристый, улыбчивый, поднос, перегрузка, сладкий, примерка, длинный, сладкий, заварка, побег, зайчик, листок, прекрасный.

  1. 5.Подчеркни главные члены предложения. Найди однородные члены предложения, подчеркни их. Составь схемы к предложениям.

*Олени живут на севере, в тундре. *Мороз щиплет и румянит щёки.*Лес окрасился в жёлтые, красные, золотые краски осени. *Деревья, поля, сады укутаны в снежные одеяла. * Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

6.Составь предложения из слов каждой строчки. Озаглавь текст. Запиши его, правильно оформляя начало и конец предложений. Выполни синтаксический разбор последнего предложения.

лес, после, стал, вьюги, удивительным

ель, кольчуге, в, стояла, хвойной

макушке, снежная, на, сосны, шапка

посеребрила, вьюга, у, инеем, берёзки, косы

полянке, на, тропинки, у, возвышался, сугроб

7. Озаглавь текст. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.Определи род имён существительных 1 и 2 предложений.

В г…стиную вт…щили б…льшую мёрзлую ёлку. От неё веяло хол…дом, но понемножку слежавшиеся ве…ки её оттаяли. Она поднялась, ра…пуш…лась. По всему дому з…пахло хвоей.   Дети прин…сли коробки с украшениями, по…ставили к ёлке стул и стали её нар…жать. Её опутали з…л…той паутинкой, п…весили серебряные цепи, п…ставили свечи. Она вся бл…стела, пер…л…валась золотом, искрами, длинными луч…ми. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей.

8. Выполни фонетический (звуко-буквенный )разбор слова ДЕТИ.

  1. 5.Подчеркни главные члены предложения. Найди однородные члены предложения, подчеркни их. Составь схемы к предложениям.

*Олени живут на севере, в тундре. *Мороз щиплет и румянит щёки.*Лес окрасился в жёлтые, красные, золотые краски осени. *Деревья, поля, сады укутаны в снежные одеяла. * Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

6.Составь предложения из слов каждой строчки. Озаглавь текст. Запиши его, правильно оформляя начало и конец предложений. Выполни синтаксический разбор последнего предложения.

лес, после, стал, вьюги, удивительным

ель, кольчуге, в, стояла, хвойной

макушке, снежная, на, сосны, шапка

посеребрила, вьюга, у, инеем, берёзки, косы

полянке, на, тропинки, у, возвышался, сугроб

7. Озаглавь текст. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.Определи род имён существительных 1 и 2 предложений.

В г…стиную вт…щили б…льшую мёрзлую ёлку. От неё веяло хол…дом, но понемножку слежавшиеся ве…ки её оттаяли. Она поднялась, ра…пуш…лась. По всему дому з…пахло хвоей.   Дети прин…сли коробки с украшениями, по…ставили к ёлке стул и стали её нар…жать. Её опутали з…л…той паутинкой, п…весили серебряные цепи, п…ставили свечи. Она вся бл…стела, пер…л…валась золотом, искрами, длинными луч…ми. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей.

8. Выполни фонетический (звуко-буквенный) разбор слова ДЕТИ.

1.Запиши имена существительные в соответствующий столбик:

девочки,  Россия, ученик, школы, в деревне, над городами, в странах, с картиной

             ед.ч.                                                                             мн.ч.

2. Превратите неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы. Выделите суффикс.

Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк, гора, гардероб, разведка, журнал, автомобиль.

3.Спиши пословицы, вставь где нужно ь знак. Докажи.

Без знаний и утро – ноч… . Книжка – лучший товарищ… . На безрыбье и мелоч… - рыба. Не печ… кормит, а нива.

Идёт силач… добывать калач… .

4.Запишите словосочетания в единственном числе.

Аккуратные чертежи, полевые мыши, пасхальные куличи, мясные гуляши, красивые пейзажи, крупные ерши, тёплые ночи.

5.Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж всех имён существительных. Подчеркни главные члены предложений.

На у..кой тр..пинке м..розец пр..хв..тил к..мки грязи. Они хрустели под ногой. Снег л..жал пуш..стый и сухой. Он облож..л все д..рев..я словно ватой. На поникш..х б..рёзах (раз)в..силис.. длин..ые белые гирлянды.

6. Спишите. Укажите склонение и падеж существительных.

Бежит от рек…, стоит на площадк… , вылетела из рощ… , сидит на верхушк… ел… , живут в уль… , спит в берлог… , плыть на лодк…, сидеть на диван… , около проруб…, вдоль дорог…, письмо для бабушк…, открытка пап…



1.Запиши имена существительные в соответствующий столбик:

девочки,  Россия, ученик, школы, в деревне, над городами, в странах, с картиной

             ед.ч.                                                                             мн.ч.

2. Превратите неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы. Выделите суффикс.

Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк, гора, гардероб, разведка, журнал, автомобиль.

3.Спиши пословицы, вставь где нужно ь знак. Докажи.

Без знаний и утро – ноч… . Книжка – лучший товарищ… . На безрыбье и мелоч… - рыба. Не печ… кормит, а нива.

Идёт силач… добывать калач… .

4.Запишите словосочетания в единственном числе.

Аккуратные чертежи, полевые мыши, пасхальные куличи, мясные гуляши, красивые пейзажи, крупные ерши, тёплые ночи.

5.Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж всех имён существительных. Подчеркни главные члены предложений.

На у..кой тр..пинке м..розец пр..хв..тил к..мки грязи. Они хрустели под ногой. Снег л..жал пуш..стый и сухой. Он облож..л все д..рев..я словно ватой. На поникш..х б..рёзах (раз)в..силис.. длин..ые белые гирлянды.

6. Спишите. Укажите склонение и падеж существительных.

Бежит от рек…, стоит на площадк… , вылетела из рощ… , сидит на верхушк… ел… , живут в уль… , спит в берлог… , плыть на лодк…, сидеть на диван… , около проруб…, вдоль дорог…, письмо для бабушк…, открытка пап…


7.Спиши без скобок. Выдели приставки, подчеркни предлоги. Определи склонение и падеж имен существительных.

1) Хорошее слово (до)сердца (до)ходит. 2) Руку (про)тянешь, так и ложку (до)станешь. 3) (Вы)растишь овощи, так и щи (с)варишь. 4) (До)води дело (до) конца. 5) Много радости (на) ходит человек (в) труде. 6) Если за день ничего не (с) делаешь, зря (про) жил день.

8.Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

П__стух, зап__х, п__лоса, д__леко, н__зина, д__жди, д__брота, сх__дить, выл__вить, схв__тить, прин__сить, пос__дить, осм__треть.

9. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж и склонение существительных.

За г..рами, за л..сами,

За широкими м..рями,

Не на небе – на з..мле

Жил ст..рик в одном с..ле.

10.Составь словосочетания по схеме, добавив употребив имена существительные в указанном падеже.

 Прочитать в новой ______________П. п.  Радоваться _____________________Д. п.

Познакомиться с _________________Т. п. Научиться у _____________________Р. П.

Построить ______________________В. п. Стоять у_______________________Р.п.

 11. Определи, сколько раз встречается звук [ш] в поговорке.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела пригож.




7.Спиши без скобок. Выдели приставки, подчеркни предлоги. Определи склонение и падеж имен существительных.

1) Хорошее слово (до)сердца (до)ходит. 2) Руку (про)тянешь, так и ложку (до)станешь. 3) (Вы)растишь овощи, так и щи (с)варишь. 4) (До)води дело (до) конца. 5) Много радости (на) ходит человек (в) труде. 6) Если за день ничего не (с) делаешь, зря (про) жил день.

8.Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

П__стух, зап__х, п__лоса, д__леко, н__зина, д__жди, д__брота, сх__дить, выл__вить, схв__тить, прин__сить, пос__дить, осм__треть.

9. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж и склонение существительных.

За г..рами, за л..сами,

За широкими м..рями,

Не на небе – на з..мле

Жил ст..рик в одном с..ле.

10.Составь словосочетания по схеме, добавив употребив имена существительные в указанном падеже.

 Прочитать в новой ______________П. п.  Радоваться _____________________Д. п.

Познакомиться с _________________Т. п. Научиться у _____________________Р. П.

Построить ______________________В. п. Стоять у_______________________Р.п.

 11. Определи, сколько раз встречается звук [ш] в поговорке.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела пригож.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!