Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
Дидактический материал по географии 10 класс в соответствии с ФГОС СОО по теме «Население мира»
Выполнила учитель географии
МОУ СОШ №1 г. Неи
Смирнова Татьяна Петровна
2018
Пояснительная записка
Дидактический материал составлен на основе образовательной программы среднего общего образования, рабочей программы по учебному предмету «География», УМК «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского, Издательство: «Просвещение», 2017год.
Цель создания дидактического материала – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Посредством выполнения заданий, указанных в дидактических материалах, учитель добивается решения следующих задач:
формирование системы географических знаний;
повышение качества обучения географии;
формирование умения самостоятельного поиска необходимой информации обучающимися.
Содержание дидактического материала определяется требованиями ФГОС СОО. В ходе выполнения заданий у учащихся формируются:
Регулятивные УУД
- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
- Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу.
Пособие предназначено для индивидуального контроля и закрепления знаний учащихся на уроках географии. Оно включает различные типы заданий, которые позволят учителю сделать опрос более разнообразным по форме. В конце пособия приводятся ответы и критерии оценивания.
Для иллюстрации заданий использовались:
-карты «Атласа с контурными картами и сборником задач. Экономическая и социальная география мира». 10-11 кл. / О.В. Крылова.- Москва: Издательство АСТ, 2017;
-карта «Крупнейшие города мира» - публикация https://yandex.ru/images/search?text=карта%20крупнейшие%20города%20мира&lr=7
Тема 1. Численность и воспроизводство населения.
Задание 1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них численности населения (от минимального к максимальному).
Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан.
Задание 2. Сравните страны мира по естественному приросту (убыли) населения. Выявите закономерности и сделайте выводы на основе сравнения. Для выявления закономерностей и формулирования выводов используйте приведённую ниже карту «Естественный прирост (убыль) населения».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/28/s_5bfe509ace9e4/1011405_1.png)
Задание 3. Установите соответствие стран их типам воспроизводства.
Польша, Бельгия, Индия, Франция, Мали, США, Китай, Австралия, Украина, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Швеция, Италия, Пакистан, ЮАР, Албания, Япония.
1 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: демографическая политика, стимулирующие экономические меры, демографический кризис, Китай, Франция, Россия, Индия, Япония, национальная программа планирования семьи, демографический взрыв, «Одна семья – один ребенок».
Инструкция для проверяющих
На выполнение 4 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:
Таблица 1.
Ключи для проверки заданий
№ задания | Ответ | Баллы |
1. | Япония, Россия, Бангладеш, Нигерия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, США, Индия, Китай | 2б (по 0,2 б) |
2. | Возможный вариант ответа Страны мира различаются по показателю естественного прироста (убыли) населения, которое определяется, прежде всего, социально-экономическими условиями жизни людей, а также взаимоотношениями между ними в обществе и в семье. Высокий ЕП наблюдается в развивающихся странах тропической Африки и Юго-Западной Азии. Лидируют в списке Нигер, Мали, Уганда. Низкий ЕП наблюдается в экономически развитых странах. В Зарубежной Европе и Японии ЕП отрицательный. Демографы называют это явление демографическим кризисом, который отрицательно сказывается на всем развитии страны. | 3б |
3. | 1 тип воспроизводства: Польша, Бельгия, Франция, США, Австралия, Украина, Швеция, Италия, ЮАР, Япония 2 тип воспроизводства: Индия, Мали, Китай, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Пакистан, Албания | 4б (по 0,2 за страну) |
4. | Возможный вариант ответа В современном мире большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. В странах первого типа воспроизводства населения, где наблюдается демографический кризис, преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Она проводится с помощью разных стимулирующих экономических мер. Это такие страны как Россия, Япония, Франция. В станах второго типа воспроизводства населения, где наоборот наблюдается демографический взрыв, осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и ЕП. Например в Индии приняли национальную программу планирования семьи. В Китае основной девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок». | 4б |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
13-12 | Отметка «5» |
11-9 | Отметка «4» |
8-6 | Отметка «3» |
менее 6 | Отметка «2» |
Тема 2. Состав (структура) населения.
Задание 1. Составьте сопроводительный текст к карте, расположенной ниже. Озаглавьте карту. При составлении текста раскройте сущность процесса, которому посвящена данная карта.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/28/s_5bfe509ace9e4/1011405_2.png)
Задание 2. Распределите страны по их принадлежности к языковым семьям.
Россия, ФРГ, Мозамбик, Китай, Австралия, США, Египет.
1.Индоевропейская___________________________________________________________
2.Афразийская______________________________________________________________
3. Сино – тибетская__________________________________________________________
4. Нигеро-Кордофанская _____________________________________________________
Задание 3. По карте охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/28/s_5bfe509ace9e4/1011405_3.png)
Инструкция для проверяющих
На выполнение 3 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:
Таблица 1.
Ключи для проверки заданий
№ задания | Ответ | Баллы |
1. | Возможный вариант ответа Название карты «Половозрастной состав населения». Оценивая половой состав населения можно сделать вывод о том, что в большинстве стран преобладает женское население. Это страны Зарубежной Европы, Северной Америки, ряд стран СНГ. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. А вот в Зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Возрастной состав населения также неоднороден. В странах Африки и Юго-Западной Азии преобладает доля детских возрастов. В некоторых странах Зарубежной Европы и Канаде высока доля пожилых людей. В России, США, Бразилии, Австралии преобладает экономически активное население. | 4б |
2. | Индоевропейская – Россия, ФРГ, США, Австралия Афразийская – Египет Сино – Тибетская – Китай Нигеро - Кордофанская - Мозамбик | 2б (по 0,3 за страну) |
3. | Возможный вариант ответа Наиболее распространенная мировая религия – христианство (включает три ветви – католическую, протестантскую, православную). Исповедуют преимущественно в Европе, Америке, Африке 9к югу от экватора) и Австралии. Второе место по числу верующих занимает ислам (мусульманство), который объявлен государственной религией во многих странах расположенных в Азии и Африке (к северу от экватора). Третье место принадлежит буддизму, распространенному в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии. | 4б |
.
Таблица 2.
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
10-9 | Отметка «5» |
8-7 | Отметка «4» |
6-5 | Отметка «3» |
менее 5 | Отметка «2» |
Тема 3. Размещение и миграции населения
Задание 1. Проанализируйте карту «Плотность населения». Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселенности территории, объясните их причины.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/28/s_5bfe509ace9e4/1011405_4.png)
Задание 2. Составьте сопроводительный текст к карте 2, расположенной ниже. Озаглавьте карту 2. При составлении текста раскройте сущность процесса, которому посвящена данная карта.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/28/s_5bfe509ace9e4/1011405_5.png)
Инструкция для проверяющих
На выполнение 2 заданий отводится 10 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:
Таблица 1.
Ключи для проверки заданий
№ задания | Ответ | Баллы |
1. | Возможный вариант ответа Население мира размещено неравномерно. На расселение людей повлияли как природные так и исторические факторы. Изначально человеком осваивались равнинные просторы, расположенные на берегах морей, крупных рек или озер. Очевидно, что здесь было намного проще вести сельское хозяйство. Примером такого района является Юго-Восточная Азия (район рисосеяния). А вот горные районы осваивались в десятки раз медленнее. Позже с развитием технического прогресса, люди начали стекаться в те районы Земли, где активно строились заводы, фабрики, возникали города. Такими районами стали Центральная и Западная Европа, побережье Атлантики в США. Но разительные контрасты в плотности населения могут наблюдаться и в пределах одной страны. Яркие примеры таких государств – это Австралия (заселено восточное побережье), Египет (долина Нила), Индонезия (о. Ява). | 4б |
2. | Возможный вариант ответа Название карты «Миграции населения». Миграции оказывают большое влияние на численность населения во всем мире. На карте отражены международные (внешние) миграции. Основные причины миграций – экономическая (поиск нового места работы), «утечка умов» (переманивание иностранных специалистов). Основной поток эмигрантов направлен из развивающихся стран в экономически развитые страны. Из стран Латинской Америки, Африки, Зарубежной Азии в страны Персидского залива, Западной Европы, США, Россию, Австралию. Но есть страны на численность населения, которых миграции практически не влияют: Аргентина, Индия, Казахстан, Монголия и др. | 4б |
.
Таблица 2.
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
8 | Отметка «5» |
7-6 | Отметка «4» |
5-4 | Отметка «3» |
менее 4 | Отметка «2» |
Тема 4. Городское и сельское население
Задание 1. Установите соответствие по уровню урбанизации стран мира.
США, Россия, Нигер, Австралия, Бельгия, Румыния, Аргентина, Мексика, Япония, Канада, Индонезия, Намибия, Эфиопия, Франция, Монголия.
Слабоурбанизированные________________________________________________
Среднеурбанизированные_______________________________________________
Высокоурбанизированные_____________________________________________
Задание 2. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: урбанизация, география городов, быстрые темпы роста городского населения, «расползание» городов, города-миллионеры, городские агломерации, концентрация населения и хозяйства в больших городах.
Задание 3. Используя карту «Крупнейшие города мира», изучите размещение крупнейших городов. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.
Задание 4. Установите соответствие стран формам сельского расселения![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/28/s_5bfe509ace9e4/1011405_6.jpeg)
Россия, Китай, Япония, США, Канада, Австралия, Германия, Италия, Индия
Групповая (деревенская) форма расселения ______________________________________
Рассеянная (фермерская) форма расселения ______________________________________
Инструкция для проверяющих
На выполнение 4 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:
Таблица 1.
Ключи для проверки заданий
№ задания | Ответ | Баллы |
1. | Слабоурбанизированные: Эфиопия Среднеурбанизированные: Нигер, Индонезия, Намибия Высокоурбанизированные: США, Россия, Австралия., Бельгия, Румыния, Аргентина, Мексика, Япония, Канада, Франция, Монголия. | 3б (по 0,2 б) |
2. | Возможный вариант ответа Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения. Можно выделить общие черты урбанизации, характерные для большинства стран. Первая черта – быстрые темпы роста городского населения. Вторая черта – концентрация населения и хозяйства в больших городах. Третья черта – «расползание» городов, расширение их территории. Среди больших городов можно выделить крупнейшие города – миллионеры. В России 15 таких городов. Для современной урбанизации характерен переход от компактного («точечного») города к городским агломерациям – территориальным группировкам городских и сельских поселений. | 4б |
3. | Возможный вариант ответа Крупнейшие города расположены во всех регионах мира кроме Австралии. Лидером по количеству крупнейших городов является Зарубежная Азия: Токио, Осака (Япония), Пекин, Шанхай (Китай), Мумбаи, Калькутта, Дели (Индия). В Северной Америке – Лос – Анджелес, Нью-Йорк, Мехико. В Латинской Америке – Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес. В Африке – Каир, Лагос. В Зарубежной Европе – Лондон, Париж. | 3б |
4. | Групповая (деревенская) форма расселения – Россия, Китай, Япония, Германия, Италия, Индия Рассеянная (фермерская) форма расселения – США, Канада, Австралия | 2б (по 0,9) |
.
Таблица 2.
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
12-11 | Отметка «5» |
10-9 | Отметка «4» |
8-6 | Отметка «3» |
менее 6 | Отметка «2» |