СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сильные и слабые стороны в выборе профессии. Ответственность за выбор профессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический план классного руководства способен помочь определить основные направления профессиональной подготовки, которые необходимы для каждого молодого человека. Данный план является отличной возможностью провести открытый урок перед проверяющей комиссии. 

Просмотр содержимого документа
«Сильные и слабые стороны в выборе профессии. Ответственность за выбор профессии.»

Дидактический проект классного часа:

Тема: Сильные и слабые стороны в выборе профессии. Ответственность за выбор профессии.

Класс: 8

Классный руководитель: Туманов Дмитрий Алексеевич

Дата: 05.10.2014

Продолжительность урока: 45 минут.

Ключевая компетенция:

Формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

Специфические компетенции :

СЦ 1. Демонстрировать применение полученных знаний на данном уроке.

СЦ 2. Развивать умение и навыки при составлении опорных схем и конспектов.

Операциональные цели/задачи урока.

ОЦ 1.Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.

ОЦ 2.Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.

ОЦ 3.Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дидактические т стратегии:

  1. Методы – беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.

  2. Приемы – обсуждение, урок-игра, аналитические суждения.

  3. Формы - фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование и наглядность:

  1. Компьютер и колонки;

  2. Листы А3, маркер, линейка;

  3. Доска и мел.

  4. Школьные принадлежности.

  5. Таблица “Классификация профессий”;

  6. Раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;

  7. Иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;

  8. Бланки опросника для обучающихся;















Этапы классного часа

Опер.

Цели

Время

Содержание учебно-воспитательной деятельности учителя и учащихся

Дидактические стратегии

Стратегия оценивания


1.

Организацион-

ный момент





ОЦ 1


2-3

Тема урока - " Сильные и слабые стороны в выборе профессии. Ответственность за выбор профессии.".

Вопросы учителя:

-Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время?

-Какие цели преследует эта тема?

-Зачем нам надо разобрать эту тему?

Учитель знакомит с целями урока. Цели на доске.





Беседа





Знакомство с целями и планом урока


Аналитические навыки



Использовать 2-3 аргумента.


2.

Актуализация знаний



СЦ 1

3-5

Игра "Цепочка профессий"

Инструкция: "Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий".Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар.



Урок – игра


Интеллектуальные навыки


Правильное название профессии.

3.

Изучение нового материала




СЦ 2










ОЦ 2

22-25

Практическое задание : Соотнесение понятий и категорий. Приложение 1


Задание 1

Учитель вместе с учениками дают определения понятиям: профессия ,Профессиограмма. Приложение 3


Учитель предлагает свою классификацию профессий.

Приложение 2

Задание 2

Секреты выбора профессий :

"Хочу" - "Могу" - "Надо"

Приложение 5

Работа с таблицей




Работа с понятиям





Обсуждение



Заполнение таблицы

Аргументированное объяснение своего выбора.


Умение дать определение своими словами.






Совместное заполнение таблицы.

4.

Систематизация знаний


8-10

Учитель предлагает пройти предлагают небольшой тест на профессиональную ориентацию. Приложение 4

Письменный тест

Аргументировано выразить свое мнение.


5.

Подведение итогов




ОЦ 3

5-8

Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

1.Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

2.Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?

3.Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?





Беседа




Объяснение суждений 2-3 аргументов.

6.

Домашнее задание


2-3

Взять интервью у своих родителей на предмет выбора профессии.

Объяснение


7.

Оценивание


1-2

Учитель оценивает деятельность учащихся.

























Приложение 1



Профессии

Специальности

Специализации

Должности

Врач

преподаватель

медсестра

агроном

бухгалтер

педиатр

учитель начальных классов

автослесарь

продавец непродовольственных товаров

инженер-конструктор

семейный доктор

слесарь по ремонту радиоаппаратуры

продавец бакалейного отдела

главврач

вахтер

директор фирмы

сторож

завуч

дворник

































Приложение 2

Классификация профессий

Группы профессий по условиям труда

Б - бытовые условия труда. О - труд на открытом воздухе.

Н - необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда.

Отделы профессий по орудиям труда

Р - ручные орудия труда. М - машинно-ручные орудия труда.

А - автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда.

Классы профессий по цели труда

Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать).

П - преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И - изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).

Типы профессий по предмету труда

Ч-П - “Человек - Природа”, Ч-Т - “Человек - Техника”, Ч-Ч - “Человек - Человек”,

Ч-ЗС - “Человек - Знаковая система”, Ч-ХО - “Человек - Художественный образ”







Приложение 3

Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.

Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия:

Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий.

Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются:

Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.

Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии.

Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности.

Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала.

Профессия - это род трудовой деятельности, является источником существования.

Специальность - это вид занятий, в рамках профессии.

Должность - служебное положение.

Профессиограмма представляют собой разработанные по единой схеме психологические характеристики профессий, включающие информацию о содержании и процессе труда, используемых орудиях и средствах труда, природных и социальных условиях профессиональной деятельности, профессиональных вредностях, медицинских противопоказаниях, необходимом уровне общеобразовательной и специальной подготовке, близких по содержанию труда областях профессиональной деятельности.



Приложение 4

Тест

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В свое свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.



Приложение 5

Человек – природа” все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством ( агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.)

Человек – техника” все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей).

Человек – “Знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты и др.)

Человек – “Художественный образ” Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.





"Хочу" - склонности, желания, интересы личности.

"Могу" - человеческие возможности /физиологические и психологические ресурсы личности/.

"Надо" - потребности рынка труда в кадрах.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!