Дидактический проект классного часа:
Тема: Сильные и слабые стороны в выборе профессии. Ответственность за выбор профессии.
Класс: 8
Классный руководитель: Туманов Дмитрий Алексеевич
Дата: 05.10.2014
Продолжительность урока: 45 минут.
Ключевая компетенция:
Формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.
Специфические компетенции :
СЦ 1. Демонстрировать применение полученных знаний на данном уроке.
СЦ 2. Развивать умение и навыки при составлении опорных схем и конспектов.
Операциональные цели/задачи урока.
ОЦ 1.Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
ОЦ 2.Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
ОЦ 3.Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Дидактические т стратегии:
Методы – беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.
Приемы – обсуждение, урок-игра, аналитические суждения.
Формы - фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование и наглядность:
Компьютер и колонки;
Листы А3, маркер, линейка;
Доска и мел.
Школьные принадлежности.
Таблица “Классификация профессий”;
Раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
Иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
Бланки опросника для обучающихся;
№ | Этапы классного часа | Опер. Цели | Время | Содержание учебно-воспитательной деятельности учителя и учащихся | Дидактические стратегии | Стратегия оценивания |
1. | Организацион- ный момент | ОЦ 1 | 2-3 | Тема урока - " Сильные и слабые стороны в выборе профессии. Ответственность за выбор профессии.". Вопросы учителя: -Как вы думаете: является ли эта тема актуальной в наше время? -Какие цели преследует эта тема? -Зачем нам надо разобрать эту тему? Учитель знакомит с целями урока. Цели на доске. | Беседа Знакомство с целями и планом урока | Аналитические навыки Использовать 2-3 аргумента. |
2. | Актуализация знаний | СЦ 1 | 3-5 | Игра "Цепочка профессий" Инструкция: "Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий".Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. | Урок – игра | Интеллектуальные навыки Правильное название профессии. |
3. | Изучение нового материала | СЦ 2 ОЦ 2 | 22-25 | Практическое задание : Соотнесение понятий и категорий. Приложение 1 Задание 1 Учитель вместе с учениками дают определения понятиям: профессия ,Профессиограмма. Приложение 3 Учитель предлагает свою классификацию профессий. Приложение 2 Задание 2 Секреты выбора профессий : "Хочу" - "Могу" - "Надо" Приложение 5 | Работа с таблицей Работа с понятиям Обсуждение Заполнение таблицы | Аргументированное объяснение своего выбора. Умение дать определение своими словами. Совместное заполнение таблицы. |
4. | Систематизация знаний | | 8-10 | Учитель предлагает пройти предлагают небольшой тест на профессиональную ориентацию. Приложение 4 | Письменный тест | Аргументировано выразить свое мнение. |
5. | Подведение итогов | ОЦ 3 | 5-8 | Подведение итогов и формулирование выводов по занятию: 1.Что нового узнали на сегодняшнем уроке? 2.Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний? 3.Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать? | Беседа | Объяснение суждений 2-3 аргументов. |
6. | Домашнее задание | | 2-3 | Взять интервью у своих родителей на предмет выбора профессии. | Объяснение | |
7. | Оценивание | | 1-2 | Учитель оценивает деятельность учащихся. | | |
Приложение 1
Профессии | Специальности | Специализации | Должности |
Врач преподаватель медсестра агроном бухгалтер | педиатр учитель начальных классов автослесарь продавец непродовольственных товаров инженер-конструктор | семейный доктор слесарь по ремонту радиоаппаратуры продавец бакалейного отдела | главврач вахтер директор фирмы сторож завуч дворник |
Приложение 2
Классификация профессий
Группы профессий по условиям труда Б - бытовые условия труда. О - труд на открытом воздухе. Н - необычные условия труда. М - морально-ответственные условия труда. |
Отделы профессий по орудиям труда Р - ручные орудия труда. М - машинно-ручные орудия труда. А - автоматизированные орудия труда. Ф - функциональные орудия труда. |
Классы профессий по цели труда Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать). П - преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить). И - изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат). |
Типы профессий по предмету труда Ч-П - “Человек - Природа”, Ч-Т - “Человек - Техника”, Ч-Ч - “Человек - Человек”, Ч-ЗС - “Человек - Знаковая система”, Ч-ХО - “Человек - Художественный образ” |
Приложение 3
Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.
Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия:
Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.
Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий.
Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются:
Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.
Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии.
Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности.
Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала.
Профессия - это род трудовой деятельности, является источником существования.
Специальность - это вид занятий, в рамках профессии.
Должность - служебное положение.
Профессиограмма представляют собой разработанные по единой схеме психологические характеристики профессий, включающие информацию о содержании и процессе труда, используемых орудиях и средствах труда, природных и социальных условиях профессиональной деятельности, профессиональных вредностях, медицинских противопоказаниях, необходимом уровне общеобразовательной и специальной подготовке, близких по содержанию труда областях профессиональной деятельности.
Приложение 4
Тест
1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Приложение 5
“Человек – природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством ( агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.)
“Человек – техника” – все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей).
Человек – “Знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты и др.)
Человек – “Художественный образ” Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.
"Хочу" - склонности, желания, интересы личности.
"Могу" - человеческие возможности /физиологические и психологические ресурсы личности/.
"Надо" - потребности рынка труда в кадрах.
8