СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для проведения уроков по разделам "Ботаника. Растения."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал удобно использовать в работе при проведении уроков биологии 5-6 классах. Дидактический материал можно применять как при проведении практических и лабораторных работ по биологии (или природоведению), так и в ходе урока, для усвоения или закрепления знаний по данной теме    

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для проведения уроков по разделам "Ботаника. Растения."»

ДАТА: ___________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Строение клетки растений


Цель: познакомиться со строением растительной клетки, научиться готовить временные препараты и работать с микроскопом.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка; салфетки, слабый водный раствор йода, чешуйки лука, учебник.


Ход работы

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  2. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике, на котором изображена последовательность действий при приготовлении временного препарата из кожицы лука.

  3. На чистое предметное стекло пипеткой нанесите каплю слабого раствора йода.

  4. Пинцетом снимите маленький кусочек пленки чешуйки луковицы и положите его в каплю раствора йода, осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклышком. Избыток раствора удалите с помощью салфетки.

  5. Положите изготовленный микропрепарат на предметный столик микроскопа и рассмотрите его при малом увеличении. Медленно передвигая препарат по предметному столику, найдите место, в котором лучше видно клетки микропрепарата. Глядя в окуляр, осторожно, с помощью микровинтов, получите наиболее четкое изображение клеток.

  6. Не передвигая препарат на предметном столике, рассмотрите его при большем увеличении, регулируя четкость изображения микровинтами.


  1. Найдите в микропрепарате оболочку клетки, цитоплазму, вакуоль, поры, ядро и обозначь их на рисунке.








1 - ___________________________

2 - ___________________________

3 - ___________________________

4 - ___________________________

5 - ___________________________



8. Как называется наука о клетке? Впишите это слово.











Вывод


  1. На основании проведенной работы мы убедились, что

растительный организм имеет___________________ строение.

  1. Снаружи клетка имеет плотную _________________________ .

Под ____________________________ расположено живое бесцветное вещество - ______________________, в котором находится округлое тельце - ___________________ .

  1. В цитоплазме есть полости - ____________________________,

заполненные _________________________________________ .

4. В клетках растений есть зеленые органоиды - _______________

______________ .

5. В них содержится пигмент - __________________________ .





ДАТА:_____________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Корень и корневые системы. Видоизменения корня.

Цель: познакомиться с видами корней, типами корневых систем и с видоизменениями корня. Научиться распознавать типы корневых систем на гербарных образцах.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры растений с разными типами корневых систем, учебник, лупы.


Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных растений и определите их тип. Обозначьте на рисунке типы корневых систем и виды корней, которые образуют эти корневые системы.

1 - ________________________________

2 - ________________________________

3 - ________________________________

________________________________

Корневая система



1 - ________________________________

2 - ________________________________


________________________________

Корневая система


  1. Найдите в учебнике текст о видоизменениях корней. Внимательно прочитайте его, заполните таблицу 1.

Таблица 1

Видоизменения корня

Каким растениям принадлежит

Значение видоизменения в жизни растений

Корнеплод





Корневые клубни





Воздушный корень





Опорные корни





Корень-присоска





Цепкие корни





Дыхательные корни






Вывод


  1. Корни бывают ________________, __________________, ___________________ .

  2. Совокупность всех корней каждого растения называют ______________________________________________ .

  3. Различают два типа корневых систем ____________________
    ______________ и ________________________.

  4. Строение корня может изменяться в зависимости от ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________ .



ДАТА:_____________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Побег и его строение. Разнообразие побегов.

Цель: изучить строение побега. Познакомиться с разнообразием побегов.

Оборудование и материалы: гербарные образцы растений с разными типами побегов и стеблей, комнатные растения; лупа, учебник.


Ход работы


  1. Рассмотрите побеги комнатных растений, найдите на них стебель, лист, узел, междоузлие, листовую пазуху, верхушечную почку, боковые (пазушные) почки.

  2. Подпишите части побега на рис. 1

1 - ______________________________

2 - ______________________________

3 - ______________________________

4 - ______________________________

5 - ______________________________

6 - ______________________________

7 - ______________________________




Рис. 1

  1. Рассмотрите рис. 2. Подпишите разные типы листорасположения: супротивное, мутовчатое, поочередное.


Рис.2


  1. Рассмотрите на рис.3 продольные разрезы генеративной и вегетативной почек. Укажите, какими цифрами обозначены на рисунке: зачаточный стебель ( ), зачаточные листья ( ). Зачаточные цветки ( ), почечные чешуйки ( ), зачаточные почки ( ).


  1. Определите и подпишите на рисунке 3 вегетативную и смешанную почки.


Рис. 3










1._______________________ 2. _______________________


  1. Рассмотрите рисунок 4. Какие типы побегов изображены на них?

Рис. 4













1 - _____________________________________

2 - _____________________________________

3 - _____________________________________

4 - _____________________________________

5 - _____________________________________

Вывод

  1. Побег состоит из осевой части - ____________________________ и боковых частей: ____________________________________ и _______________________ .

  2. Листья и почки на стеблях располагаются _________________ ,

______________________ и ____________________________ .

  1. Почку называют зачаточным побегом, потому что ____________

_________________________________________________________ .

4. Вегетативной называется почка, которая _____________________

_________________________________________________________ .

5. Генеративной называется почка, которая _____________________

_________________________________________________________ .

6. Как может побег располагаться в пространстве? От чего это зависит? __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________




ДАТА:____________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Видоизменения побега

Цель: познакомиться с различными видоизменениями побегов. Убедиться в том, что корневище, клубень и луковица – это видоизмененные побеги. Выяснить общие признаки в строении разных видоизменений побега.

Оборудование и материалы: луковица, клубень картофеля, корневище пырея, лупа.

Ход работы

  1. Рассмотрите внешнее строение клубня. Найдите на нем глазки – почки. Обратите внимание на расположение почек на клубне. Сравните клубень с побегом, установите соответствие частей побега и его видоизменений на клубне. Обозначьте на рисунке части клубня и побега.

1 - ____________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4 - ____________________


  1. Разрежьте луковицу вдоль. Внимательно рассмотрите ее. Найдите на срезе и обозначьте цифрами на рисунке:

1 – стебель-донце

2 – придаточные корни

3 – сухие чешуйки

(видоизмененные листья)

4 – сочные чешуйки

(видоизмененные листья)

5 – пазушные почки


3. Рассмотрите корневище пырея. Обозначьте цифрами на рисунке:

1 – подземный стебель

2 – придаточный корень

3 – чешуевидные листья

4 – пазушные почки


Вывод


1. Корневище, клубень, луковица – это видоизмененные побеги, потому что ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

2. В этих органах откладываются ______________________________

__________________________________________________________

3. Укажите общие признаки видоизмененных побегов _____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Биологическое значение видоизмененных побегов заключается в том, что ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ДАТА:_____________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Строение и разнообразие листьев

Цель: познакомиться со строением простых и сложных листьев, изучить характер их жилкования.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарий.


Ход работы

  1. Рассмотрите предложенные листья растений. Найдите листовую пластинку, черешок, прилистники, стебель. Обозначьте их на рисунке.


1 - ____________________________

2 - ____________________________

3 - ____________________________




1 - ____________________________

2 - ____________________________

3 - ____________________________

4 - ____________________________




1 - ___________________________

2 - ___________________________

3 - ___________________________










  1. В предложенных листьях и на рисунках определите тип жилкования листовых пластинок.











1.___________________ 2.__________________ 3. _______________


  1. Рассмотрите рисунок.























Продолжите предложения.

Простые листья имеют такие растения: ________________________

__________________________________________________________

Сложные листья отличаются от простых тем, что у них:___________

____________________________________________________________________________________________________________________

4. Подпишите на рисунке черешковый лист и сидячий лист.











_______________________ _______________________


5. Рассмотрите гербарные образцы и заполните таблицу.


Название растения

Лист

Характер жилкования

Простой или сложный

Черешковый или сидячий

















Вывод

1. Лист – это _______________________________________________

__________________________________________________________

2. Главной частью листа является _____________________________

__________________________________________________________

3. Простыми называются листья, у которых _____________________
__________________________________________________________

4. Сложными называют листья, у которых ______________________

__________________________________________________________

5. Различают такие типы жилкования у листьев: _________________

___________, _______________________________ и _____________

_____________________ .



ДАТА:____________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Вегетативное размножение растений

Цель: ознакомиться с видами вегетативного размножения комнатных растений.

Оборудование и материалы: стеблевые черенки (бегония, традесканция, сенполия), розетки хлорофитума, горшки или ящики с почвой, стеклянные банки, вода для полива.


Ход работы

  1. Подготовьте листовые и стеблевые черенки комнатного растения, розетки хлорофитума к посадке.

  2. На листовых черенках бегонии с нижней стороны листа в местах схождения жилок сделай надрезы. Положи листовые черенки надрезами вниз на влажный грунт в предварительно подготовленные горшки или ящики и плотно прижми их к грунту с помощью колышков. Высаженные черенки накрой стеклянной банкой.

  3. Подготовленные стеблевые черенки высади в горшок или ящик под углом 45° на глубину двух узлов, хорошо утрамбуй руками почву, полей отстоянной водой и накрой стеклянной банкой.

  4. Высаженные черенки поставь в теплое место, защищенное от прямого попадания солнечного света.

  5. Веди наблюдения за черенками и записывай результаты в таблицу.


Название растения

Дата

Процесс











Вывод:

В выводе укажите какими способами можно размножать комнатные растения, садовые кустарники и деревья. Как человек размножает картофель и лук?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ДАТА:______________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Строение и разнообразие цветков

Цель: выучить строение цветков, научиться определять части цветка; ознакомиться с разнообразием цветков.

Оборудование и материалы: модели цветков тюльпана, гороха, вишни, картофеля, таблицы, учебник.


Ход работы

  1. Рассмотри предложенный цветок, определи его части: цветоножку, цветоложе, чашечку, пестик, тычинки и обозначь их на рисунке.

1 - ____________________________

2 - ____________________________

3 - ____________________________

4 - ____________________________

5 - ____________________________

6 - ____________________________

7 - ____________________________




  1. Рассмотри предложенные цветки и рисунки и определи, у каких из них двойной околоцветник, а у каких – простой. У каких цветков венчик раздельнолепестной, а у каких – сростнолепестной.











1 2 3 4

Околоцветник Венчик

1 - _______________________ 1 - ______________________

2- ________________________ 2 - ______________________

3 - _______________________ 3 - ______________________

4 - _______________________ 4 - ______________________


  1. Среди цветков на рисунке определите, какие из них однополые, а какие обоеполые.










________________ __________________ _______________



Вывод


1. Цветок – это ____________________________________________

__________________________________________________,который приспособлен к ______________________________________.

2. Главные части цветка – это ________________________________

__________________, потому что именно в них образуются половые клетки.

3. Околоцветник состоит из _________________________ и ________

__________________. Он играет защитную роль.






ДАТА:______________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Строение и разнообразие плодов

Цель: ознакомиться со строение и разнообразием плодов; научиться определять типы плодов по строению околоплодника.

Оборудование и материалы: сухие и сочные плоды, муляжи плодов, учебник.

Ход работы

  1. Рассмотрите предложенные сочные плоды. Разрежьте сочный плод, найдите на нем кожицу, средний и внутренний слои, семя, определите количество семян. Сравните строение плода со строением на рисунке и обозначьте составляющие его строения.


1 - ___________________________________

2 - ___________________________________

3 - ___________________________________

4 - ___________________________________


  1. Рассмотрите предложенные сухие плоды. Определите их названия и подпишите составляющие их строения. Заполните таблицу.

Горох Подсолнечник





  1. _________________ 1 - ________________

  2. _________________ 2 - ________________


Мак Капуста









1 - ___________________ 1 - __________________

2 – ___________________ 2 - __________________


Название растения

Название плода

Тип плода

Односемянной или многосемянной

Раскрывающийся или нераскрывающийся
























Вывод:

Плоды образуются только из ___________________________ и обязательно имеют в середине ____________________________. Плоды необходимы для _____________________________ и распространения растений.


ДАТА:_____________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

Строение водоросли

Цель: познакомиться со строением одноклеточных водорослей на примере хламидомонады.

Оборудование и материалы: постоянные микропрепараты хламидомонады, микроскоп, учебник.


Ход работы

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  2. Рассмотрите микропрепарат. Найдите клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласт, глазок, сократительные вакуоли, жгутики и обозначьте их на рисунке.


1 - _________________________

2 - _________________________

3 - _________________________

4 - _________________________

5 - _________________________

6 - _________________________


  1. Как называется наука, которая изучает водоросли?











Вывод

  1. Хламидомонада – это ___________________________________.

2. У нее есть чашевидный хлоропласт (хроматофор), который содержит ______________________________________________ .

3. В хлоропласте на свету образуются ______________________

___________________________________.

  1. Хламидомонада активно передвигается с помощью __________

________________________________________________________ .

  1. Движение в направлении света обеспечивает ____________________________________________________________________________________________________________.


ДАТА:______________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

Строение мохообразных

Цель: познакомиться со строением мохообразных на примере кукушкиного льна.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры кукушкиного льна, лупа, таблицы с изображением строения мхов, учебник.


Ход работы

  1. Рассмотри гербарные экземпляры кукушкиного льна. С помощью лупы определи женские и мужские особи. Рассмотри строение женской и мужской особи, найди стебель, листья, ризоиды. Обозначь их на рисунке.

1 - _____________________

2 - _____________________

3 - _____________________




  1. Выбери женскую особь с развитой на верхушке коробочкой на ножке. Пользуясь учебником и таблицей, обозначь на рисунке части строения женской особи и спорангия.


1 - ______________

2 - ______________


1 - ________________

2 - ________________

3 - ________________





Вывод

  1. Мхи относятся к ___________________ растениям, потому что имеют такие органы: _______________________________________ .

  2. Мхи размножаются _____________________________________

_________________________________________________________ .

3. Для питания мхи используют органические вещества, которые образуются в процессе___________________________________ ____________________________________ .





ДАТА:_____________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10

Строение плауна булавовидного и хвоща полевого

Цель: познакомиться с внешним строением плауна булавовидного и хвоща полевого. Научиться различать эти растения.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры плауна булавовидного и хвоща полевого, лупы.


Ход работы

  1. Рассмотрите гербарный экземпляр плауна булавовидного, сравните его с рисунком. Обозначьте на рисунке цифрами:





1 – корни

2 – стебли

3 – листья

4 – стробил






  1. Рассмотрите весенний побег хвоща полевого бурого цвета, сравните его с рисунком. Обозначьте на рисунке цифрами:



1 – корневище

2 – придаточные корни

3 – стебли

4 – листья

5 – стробил







3. Может ли весенний побег питаться автотрофно? _______________

Почему? __________________________________________________

__________________________________________________________

4. Где находятся органические вещества, которые питают весенний побег? ____________________________________________________

5. Какую роль играет весенний побег в жизни хвоща полевого? _____

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотрите летний побег хвоща полевого зеленого цвета, сравните его с рисунком. Обозначьте на рисунке цифрами:



1 – корневище

2 – придаточные корни

3 – стебель

4 – боковые ветви

5 – чешуйчатые листья

6 – клубеньки с

питательными веществами






7. В каких органах находятся хлоропласты у летнего побега? ______

__________________________________________________________

8. Какую роль играет летний побег в жизни хвоща? _______________

__________________________________________________________


Вывод:


  1. Сравни особенности внешнего строения плауна булавовидного и хвоща полевого. Назови их общие и отличительные черты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ДАТА:__________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

Строение папоротника мужского

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения папоротника.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры папоротников, таблицы с изображением папоротника, лупа.


Ход работы

  1. Рассмотрите папоротник на гербарном экземпляре и на рисунке. Какими цифрами на рисунке обозначены придаточные корни, подземный стебель – корневище, листья (вайи), нераскрывшиеся листья?

1 - _______________________

2 - _______________________

3 - _______________________

4 - _______________________





  1. На нижней стороне листа (рис. а) с помощью лупы рассмотрите коричневые бугорки – сорусы; каждый сорус имеет много спорангиев со спорами.

  2. Сравните строение папоротников и мхов.

  1. И папоротники, и мхи имеют такие органы как _______________

______________________ и ___________________________ .

2. В отличие от мхов у папоротников появляются новые органы:

а) подземные стебли - __________________________________ ;

б) _______________________________________ .


Вывод:

Папоротник – более _____________________________ растение по сравнению со мхом.




ДАТА:_______________________________________


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12


Строение голосеменных растений


Цель: познакомиться с особенностями строения хвойных растений на примере сосны и ели. Определить общие и отличительные признаки сосны и ели.

Оборудование и материалы: ветви, шишки, семена сосны и ели.

Ход работы


    1. Внешнее строение сосны и ели

  1. Изучите данные таблицы 1

Таблица 1

Признаки и среда обитания

Сосна

Ель

1. Высота ствола

До 30-40 м

Более 40 м

2. Расположение кроны

На верхушке ствола

По всей длине ствола

3. Отношение к свету

Светолюбивая

Теневыносливая

4. Особенности развития корневой системы

Хорошо развитый главный корень уходит глубоко в землю

Главный корень развит слабо, боковые расположены в верхнем слое почвы

5. Требовательность к почве

Нетребовательная, может расти на песке, на поверхности меловых гор, на голых скалах

Хорошо растет только на плодородной, обильно увлажненной почве

  1. Подпишите на рисунке ель и сосну.










____________________ ________________

3. Почему на лесной поляне сосна вырастает с раскидистой кроной, а в лесу ветви у нее остаются только на верхушке? ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Почему сильный ветер (бурелом) сосну ломает, а ель вырывает с корнем? ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Сравнительная характеристика хвои, шишек и семян сосны и ели.

  1. Рассмотрите ветви, шишки и семена сосны и ели, заполните таблицу 2.

Таблица 2

Название растения

Длина хвоинок

Цвет хвоинок

Расположение на стебле

Форма женских шишек

Семя (крылатое или бескрылое)

Сосна










Ель












  1. Почему сосна и ель не сбрасывают хвоинки на зиму?

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Вывод

Ель и сосна относятся к:

  1. шишконосным, потому что _______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________ ;

  1. голосеменным, потому что _______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________ ;

  1. хвойным, потому что ____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________ .


ДАТА:____________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Определение растений класса Двудольные

Цель: овладеть навыками по определению растений с помощью карточек для определения, научиться определять по характерным признакам виды растений класса Двудольные.

Оборудование и материалы: гербарные образцы растений класса Двудольные, карточки для определения, лупы.


Ход работы

  1. Ознакомьтесь с инструкцией по определению растений.

Инструкция по определению растений

В таблице для определения растений после каждой цифры и знака «0» перечислены разные признаки.

Признаки, перечисленные после цифры, составляют «ТЕЗУ» - положение.

Признаки, перечисленные после знака «0», составляют «АНТИТЕЗУ» - противоположение.

Каждые теза и антитеза составляют ступень.

1. ТЕЗА

1. Ступень

2. АНТИТЕЗА


Порядок определения растений

Прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам растения, которое определяете.

В конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.

На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения.

На какой-то ступени выбранная вами теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения.

Название растения состоит из двух слов. Первое слово – это родовое название, которое вместе со вторым составляют название данного вида.

  1. Пользуясь карточками для определения растений, определите названия выданных растений.

  1. Семейство - ________________________________________

Род - ______________________________________________

Вид - ______________________________________________

  1. Семейство - ________________________________________

Род - ______________________________________________

Вид - ______________________________________________

  1. Семейство - ________________________________________

Род - ______________________________________________

Вид - ______________________________________________


Вывод

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ДАТА:_____________________________________


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Определение растений класса Однодольные

Цель: закрепить навыки определения растений; научиться определять по характерным признакам виды растений класса Однодольные.

Оборудование и материалы: гербарные образцы растений класса Однодольные, лупа, карточки для определения растений, муляжи цветков, учебник.

Ход работы

  1. Рассмотрите предложенные для определения растения. Обратите внимание на строение цветка, соцветия, листьев, их жилкование, тип корневой системы, тип плодов.

  2. Пользуясь карточками для определения растений, выявите, к какому семейству, роду и виду относятся предложенные растения.

  3. Семейство - ________________________________________

Род - ______________________________________________

Вид - ______________________________________________

  1. Семейство - ________________________________________

Род - ______________________________________________

Вид - ______________________________________________

  1. Семейство - ________________________________________

Род - ______________________________________________

Вид - ______________________________________________

Вывод

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ДАТА:_____________________________________


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Распознавание видов комнатных растений

Цель: научиться распознавать распространенные комнатные растения. Ознакомиться с условиями, необходимыми для их выращивания и особенностями ухода за ними.

Оборудование и материалы: комнатные растения кабинета биологии.

Ход работы

  1. Задание 1. Рассмотрите рисунки комнатных растений на с.30-31. Внимательно прочитайте описание растений и особенности ухода за ними.

Хлорофитум

Растение с узкими, удлиненными листьями. Дает длинные, тонкие цветоносы с мелкими белыми цветками. На концах отцветших цветоносов развиваются маленькие растения – «детки», которыми хлорофитум легко размножается.

Это очень нетребовательное растение родом из Северной Америки. Оно легко переносит пересушенный грунт, но не обходится без хорошего освещения.

Сенполия (Узамбарская фиалка)

Небольшое травянистое растение было найдено ботаником Сен-Поль Иллером в Узамбарских горах Африки и привезено в Европу. Листья густо опушены и собраны в прикорневые розетки. Цветки похожи на дикую фиалку и могут быть белыми, розовыми, фиолетовыми и т.д.

Сенполия – одно из лучших растений для выращивания в комнате. При правильном уходе, она цветет 6-10 месяцев в году. Растение очень светолюбиво, нуждается в регулярном поливе теплой водой. При этом необходимо следить, чтобы вода не попала на листья.

Традесканция

Травянистое растение со свисающими стеблями и мелкими заостренными листьями. Родина традесканции – болотистые места тропической и Северной Америки. Растение названо в честь садовника Джона Традесканта, который ввел это растение в культуру в середине XVII в. Традесканция хорошо растет и в тени, и на солнце, нуждается в обильном поливе. Ее необходимо ежегодно обновлять, то есть снова черенковать, потому что вырастая, она теряет декоративность.

Сансевьера

Растение с прямыми, мясистыми, блестящими листьями. На них чередой идут темные и светлые полосы. Длина листа 35-40 см, у некоторых видов 10-20 см, ширина до 10 см. Это очень выносливое растение. Оно хорошо растет и на солнце, и в тени, переносит сухой воздух и редкий полив, ее не нужно часто пересаживать. Для сансевьеры вреден только слишком обильный полив.

Плющ

Родиной плюща является Западная Европа. Это вечнозеленая лиана с длинными, цепляющимися стеблями, на которых очередно располагаются красивые, кожистые, блестящие, 5-7 лопастные листья темно-зеленого с белой окантовкой листья. На стороне стебля, противоположной основанию листа, развиваются короткие твердые корни-прицепки, которыми растение прикрепляется к опоре.

Плющ – одно из самых красивых и выносливых лазающих растений. Теневынослив, растет при любой температуре, но лучше всего в прохладных помещениях. Летом необходимы обильная поливка и подкормка.

Задание 2. По описанию определите названия растений и подпишите рисунки.














____________________ __________________________









_______________________


  1. Ознакомившись с условиями выращивания растений, дайте ответы на вопросы.

    1. Какие из названных растений надо регулярно опрыскивать?

__________________________________________________________

Какие растения опрыскивать нельзя?

__________________________________________________________

    1. Какие растения могут расти в тени?

__________________________________________________________

Каким растениям необходимо хорошее освещение?

__________________________________________________________

    1. Каким растениям необходим регулярный полив?

__________________________________________________________

Укажите растения, для которых опасно переувлажнение.

__________________________________________________________

Вывод

От чего зависят условия, необходимые для выращивания комнатных растений?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ДАТА:___________________________________


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

Строение низших грибов

Цель: изучить особенности строения и размножения низших грибов на примере мукора.

Оборудование и материалы: мукор на хлебе, микроскоп, лупа, таблица с рисунком мукора.

Ход работы

  1. Внимательно рассмотрите сначала невооруженным глазом, а затем с помощью лупы мукор на хлебе.

  2. Нанесите часть грибницы мукора в каплю воды на предметном стекле. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении. Найдите нити грибницы, спорангий со спорами. Обратите внимание, что грибница представляет собой одну разветвленную клетку. Обозначьте на рисунке составляющие строения мукора.

1 – спорангии

2 – споры

3 – грибница (мицелий)






  1. Дайте ответы на вопросы.

  1. Как размножается мукор? ________________________________

  2. Какой цвет имеют грибница и споры мукора под микроскопом?

________________________________________________________

  1. Почему этот гриб селится на пищевых продуктах?

________________________________________________________

  1. Какую роль играет мукор в природе?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод

1. Мукор – это низший гриб, потому что _________________________
___________________________________________________________________________________________________________________ .

2. Мукор питается _________________________ способом, потому что ______________________________________________________ .

ДАТА:____________________________________


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14

Строение высших грибов

Цель: познакомиться с особенностями строения высших шляпочных грибов и их разнообразием.

Оборудование и материалы: муляжи шляпочных грибов, рисунки, лупа, учебник.


Ход работы

  1. Рассмотрите муляж плодового тела шляпочного гриба, обозначьте на рисунке составляющие строения шляпочного гриба. С помощью лупы рассмотрите строение шляпки снизу и найдите пластинки или трубочки. И в тех и в других созревают ____________

___________________ .


  1. Определите, какой из изображенных грибов трубчатый, а какой пластинчатый.


1 -__________________

2 -__________________

3 -__________________







____________________ ____________________


  1. Пользуясь муляжами грибов, учебником, таблицами, под руководством учителя определите названия грибов, особенности их внешнего строения. Данные занесите в таблицу.


Название гриба

Особенности строения

Пластинчатый или трубчатый

Съедобный или несъедобный














  1. Как называется наука о грибах? Впишите это слово.












Вывод

  1. Шляпочные грибы состоят из __________________________ и

______________________________________________________ .

  1. Они питаются ______________________________, потому что у них нет ___________________________________.

  2. Грибы размножаются _________________________________ и ____________________________________________.

36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!