ДАТА: ___________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Строение клетки растений
Цель: познакомиться со строением растительной клетки, научиться готовить временные препараты и работать с микроскопом.
Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка; салфетки, слабый водный раствор йода, чешуйки лука, учебник.
Ход работы
Подготовьте микроскоп к работе.
Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике, на котором изображена последовательность действий при приготовлении временного препарата из кожицы лука.
На чистое предметное стекло пипеткой нанесите каплю слабого раствора йода.
Пинцетом снимите маленький кусочек пленки чешуйки луковицы и положите его в каплю раствора йода, осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклышком. Избыток раствора удалите с помощью салфетки.
Положите изготовленный микропрепарат на предметный столик микроскопа и рассмотрите его при малом увеличении. Медленно передвигая препарат по предметному столику, найдите место, в котором лучше видно клетки микропрепарата. Глядя в окуляр, осторожно, с помощью микровинтов, получите наиболее четкое изображение клеток.
Не передвигая препарат на предметном столике, рассмотрите его при большем увеличении, регулируя четкость изображения микровинтами.
Найдите в микропрепарате оболочку клетки, цитоплазму, вакуоль, поры, ядро и обозначь их на рисунке.
1 - ___________________________
2 - ___________________________
3 - ___________________________
4 - ___________________________
5 - ___________________________
8. Как называется наука о клетке? Впишите это слово.
Вывод
На основании проведенной работы мы убедились, что
растительный организм имеет___________________ строение.
Снаружи клетка имеет плотную _________________________ .
Под ____________________________ расположено живое бесцветное вещество - ______________________, в котором находится округлое тельце - ___________________ .
В цитоплазме есть полости - ____________________________,
заполненные _________________________________________ .
4. В клетках растений есть зеленые органоиды - _______________
______________ .
5. В них содержится пигмент - __________________________ .
ДАТА:_____________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Корень и корневые системы. Видоизменения корня.
Цель: познакомиться с видами корней, типами корневых систем и с видоизменениями корня. Научиться распознавать типы корневых систем на гербарных образцах.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры растений с разными типами корневых систем, учебник, лупы.
Ход работы
Рассмотрите корневые системы предложенных растений и определите их тип. Обозначьте на рисунке типы корневых систем и виды корней, которые образуют эти корневые системы.
1 - ________________________________
2 - ________________________________
3 - ________________________________
________________________________
Корневая система
1 - ________________________________
2 - ________________________________
________________________________
Корневая система
Найдите в учебнике текст о видоизменениях корней. Внимательно прочитайте его, заполните таблицу 1.
Таблица 1
Видоизменения корня | Каким растениям принадлежит | Значение видоизменения в жизни растений |
Корнеплод | | |
| |
Корневые клубни | | |
| |
Воздушный корень | | |
| |
Опорные корни | | |
| |
Корень-присоска | | |
| |
Цепкие корни | | |
| |
Дыхательные корни | | |
| |
Вывод
Корни бывают ________________, __________________, ___________________ .
Совокупность всех корней каждого растения называют ______________________________________________ .
Различают два типа корневых систем ____________________
______________ и ________________________.
Строение корня может изменяться в зависимости от ________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________ .
ДАТА:_____________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Побег и его строение. Разнообразие побегов.
Цель: изучить строение побега. Познакомиться с разнообразием побегов.
Оборудование и материалы: гербарные образцы растений с разными типами побегов и стеблей, комнатные растения; лупа, учебник.
Ход работы
Рассмотрите побеги комнатных растений, найдите на них стебель, лист, узел, междоузлие, листовую пазуху, верхушечную почку, боковые (пазушные) почки.
Подпишите части побега на рис. 1
1 - ______________________________
2 - ______________________________
3 - ______________________________
4 - ______________________________
5 - ______________________________
6 - ______________________________
7 - ______________________________
Рис. 1
Рассмотрите рис. 2. Подпишите разные типы листорасположения: супротивное, мутовчатое, поочередное.
Рис.2
Рассмотрите на рис.3 продольные разрезы генеративной и вегетативной почек. Укажите, какими цифрами обозначены на рисунке: зачаточный стебель ( ), зачаточные листья ( ). Зачаточные цветки ( ), почечные чешуйки ( ), зачаточные почки ( ).
Определите и подпишите на рисунке 3 вегетативную и смешанную почки.
Рис. 3
1._______________________ 2. _______________________
Рассмотрите рисунок 4. Какие типы побегов изображены на них?
Рис. 4
1 - _____________________________________
2 - _____________________________________
3 - _____________________________________
4 - _____________________________________
5 - _____________________________________
Вывод
Побег состоит из осевой части - ____________________________ и боковых частей: ____________________________________ и _______________________ .
Листья и почки на стеблях располагаются _________________ ,
______________________ и ____________________________ .
Почку называют зачаточным побегом, потому что ____________
_________________________________________________________ .
4. Вегетативной называется почка, которая _____________________
_________________________________________________________ .
5. Генеративной называется почка, которая _____________________
_________________________________________________________ .
6. Как может побег располагаться в пространстве? От чего это зависит? __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА:____________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Видоизменения побега
Цель: познакомиться с различными видоизменениями побегов. Убедиться в том, что корневище, клубень и луковица – это видоизмененные побеги. Выяснить общие признаки в строении разных видоизменений побега.
Оборудование и материалы: луковица, клубень картофеля, корневище пырея, лупа.
Ход работы
Рассмотрите внешнее строение клубня. Найдите на нем глазки – почки. Обратите внимание на расположение почек на клубне. Сравните клубень с побегом, установите соответствие частей побега и его видоизменений на клубне. Обозначьте на рисунке части клубня и побега.
1 - ____________________
2 - ____________________
3 - ____________________
4 - ____________________
Разрежьте луковицу вдоль. Внимательно рассмотрите ее. Найдите на срезе и обозначьте цифрами на рисунке:
1 – стебель-донце
2 – придаточные корни
3 – сухие чешуйки
(видоизмененные листья)
4 – сочные чешуйки
(видоизмененные листья)
5 – пазушные почки
3. Рассмотрите корневище пырея. Обозначьте цифрами на рисунке:
1 – подземный стебель
2 – придаточный корень
3 – чешуевидные листья
4 – пазушные почки
Вывод
1. Корневище, клубень, луковица – это видоизмененные побеги, потому что ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
2. В этих органах откладываются ______________________________
__________________________________________________________
3. Укажите общие признаки видоизмененных побегов _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Биологическое значение видоизмененных побегов заключается в том, что ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА:_____________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Строение и разнообразие листьев
Цель: познакомиться со строением простых и сложных листьев, изучить характер их жилкования.
Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарий.
Ход работы
Рассмотрите предложенные листья растений. Найдите листовую пластинку, черешок, прилистники, стебель. Обозначьте их на рисунке.
1 - ____________________________
2 - ____________________________
3 - ____________________________
1 - ____________________________
2 - ____________________________
3 - ____________________________
4 - ____________________________
1 - ___________________________
2 - ___________________________
3 - ___________________________
В предложенных листьях и на рисунках определите тип жилкования листовых пластинок.
1.___________________ 2.__________________ 3. _______________
Рассмотрите рисунок.
Продолжите предложения.
Простые листья имеют такие растения: ________________________
__________________________________________________________
Сложные листья отличаются от простых тем, что у них:___________
____________________________________________________________________________________________________________________
4. Подпишите на рисунке черешковый лист и сидячий лист.
_______________________ _______________________
5. Рассмотрите гербарные образцы и заполните таблицу.
Название растения | Лист | Характер жилкования |
Простой или сложный | Черешковый или сидячий |
| | | |
| | | |
| | | |
Вывод
1. Лист – это _______________________________________________
__________________________________________________________
2. Главной частью листа является _____________________________
__________________________________________________________
3. Простыми называются листья, у которых _____________________
__________________________________________________________
4. Сложными называют листья, у которых ______________________
__________________________________________________________
5. Различают такие типы жилкования у листьев: _________________
___________, _______________________________ и _____________
_____________________ .
ДАТА:____________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Вегетативное размножение растений
Цель: ознакомиться с видами вегетативного размножения комнатных растений.
Оборудование и материалы: стеблевые черенки (бегония, традесканция, сенполия), розетки хлорофитума, горшки или ящики с почвой, стеклянные банки, вода для полива.
Ход работы
Подготовьте листовые и стеблевые черенки комнатного растения, розетки хлорофитума к посадке.
На листовых черенках бегонии с нижней стороны листа в местах схождения жилок сделай надрезы. Положи листовые черенки надрезами вниз на влажный грунт в предварительно подготовленные горшки или ящики и плотно прижми их к грунту с помощью колышков. Высаженные черенки накрой стеклянной банкой.
Подготовленные стеблевые черенки высади в горшок или ящик под углом 45° на глубину двух узлов, хорошо утрамбуй руками почву, полей отстоянной водой и накрой стеклянной банкой.
Высаженные черенки поставь в теплое место, защищенное от прямого попадания солнечного света.
Веди наблюдения за черенками и записывай результаты в таблицу.
Название растения | Дата | Процесс |
| | |
| | |
| | |
Вывод:
В выводе укажите какими способами можно размножать комнатные растения, садовые кустарники и деревья. Как человек размножает картофель и лук?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА:______________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Строение и разнообразие цветков
Цель: выучить строение цветков, научиться определять части цветка; ознакомиться с разнообразием цветков.
Оборудование и материалы: модели цветков тюльпана, гороха, вишни, картофеля, таблицы, учебник.
Ход работы
Рассмотри предложенный цветок, определи его части: цветоножку, цветоложе, чашечку, пестик, тычинки и обозначь их на рисунке.
1 - ____________________________
2 - ____________________________
3 - ____________________________
4 - ____________________________
5 - ____________________________
6 - ____________________________
7 - ____________________________
Рассмотри предложенные цветки и рисунки и определи, у каких из них двойной околоцветник, а у каких – простой. У каких цветков венчик раздельнолепестной, а у каких – сростнолепестной.
1 2 3 4
Околоцветник Венчик
1 - _______________________ 1 - ______________________
2- ________________________ 2 - ______________________
3 - _______________________ 3 - ______________________
4 - _______________________ 4 - ______________________
Среди цветков на рисунке определите, какие из них однополые, а какие обоеполые.
________________ __________________ _______________
Вывод
1. Цветок – это ____________________________________________
__________________________________________________,который приспособлен к ______________________________________.
2. Главные части цветка – это ________________________________
__________________, потому что именно в них образуются половые клетки.
3. Околоцветник состоит из _________________________ и ________
__________________. Он играет защитную роль.
ДАТА:______________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
Строение и разнообразие плодов
Цель: ознакомиться со строение и разнообразием плодов; научиться определять типы плодов по строению околоплодника.
Оборудование и материалы: сухие и сочные плоды, муляжи плодов, учебник.
Ход работы
Рассмотрите предложенные сочные плоды. Разрежьте сочный плод, найдите на нем кожицу, средний и внутренний слои, семя, определите количество семян. Сравните строение плода со строением на рисунке и обозначьте составляющие его строения.
1 - ___________________________________
2 - ___________________________________
3 - ___________________________________
4 - ___________________________________
Рассмотрите предложенные сухие плоды. Определите их названия и подпишите составляющие их строения. Заполните таблицу.
Горох Подсолнечник
_________________ 1 - ________________
_________________ 2 - ________________
Мак Капуста
1 - ___________________ 1 - __________________
2 – ___________________ 2 - __________________
Название растения | Название плода | Тип плода | Односемянной или многосемянной | Раскрывающийся или нераскрывающийся |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Вывод:
Плоды образуются только из ___________________________ и обязательно имеют в середине ____________________________. Плоды необходимы для _____________________________ и распространения растений.
ДАТА:_____________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
Строение водоросли
Цель: познакомиться со строением одноклеточных водорослей на примере хламидомонады.
Оборудование и материалы: постоянные микропрепараты хламидомонады, микроскоп, учебник.
Ход работы
Подготовьте микроскоп к работе.
Рассмотрите микропрепарат. Найдите клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласт, глазок, сократительные вакуоли, жгутики и обозначьте их на рисунке.
1 - _________________________
2 - _________________________
3 - _________________________
4 - _________________________
5 - _________________________
6 - _________________________
Как называется наука, которая изучает водоросли?
Вывод
Хламидомонада – это ___________________________________.
2. У нее есть чашевидный хлоропласт (хроматофор), который содержит ______________________________________________ .
3. В хлоропласте на свету образуются ______________________
___________________________________.
Хламидомонада активно передвигается с помощью __________
________________________________________________________ .
Движение в направлении света обеспечивает ____________________________________________________________________________________________________________.
ДАТА:______________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
Строение мохообразных
Цель: познакомиться со строением мохообразных на примере кукушкиного льна.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры кукушкиного льна, лупа, таблицы с изображением строения мхов, учебник.
Ход работы
Рассмотри гербарные экземпляры кукушкиного льна. С помощью лупы определи женские и мужские особи. Рассмотри строение женской и мужской особи, найди стебель, листья, ризоиды. Обозначь их на рисунке.
1 - _____________________
2 - _____________________
3 - _____________________
Выбери женскую особь с развитой на верхушке коробочкой на ножке. Пользуясь учебником и таблицей, обозначь на рисунке части строения женской особи и спорангия.
1 - ______________
2 - ______________
1 - ________________
2 - ________________
3 - ________________
Вывод
Мхи относятся к ___________________ растениям, потому что имеют такие органы: _______________________________________ .
Мхи размножаются _____________________________________
_________________________________________________________ .
3. Для питания мхи используют органические вещества, которые образуются в процессе___________________________________ ____________________________________ .
ДАТА:_____________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10
Строение плауна булавовидного и хвоща полевого
Цель: познакомиться с внешним строением плауна булавовидного и хвоща полевого. Научиться различать эти растения.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры плауна булавовидного и хвоща полевого, лупы.
Ход работы
Рассмотрите гербарный экземпляр плауна булавовидного, сравните его с рисунком. Обозначьте на рисунке цифрами:
1 – корни
2 – стебли
3 – листья
4 – стробил
Рассмотрите весенний побег хвоща полевого бурого цвета, сравните его с рисунком. Обозначьте на рисунке цифрами:
1 – корневище
2 – придаточные корни
3 – стебли
4 – листья
5 – стробил
3. Может ли весенний побег питаться автотрофно? _______________
Почему? __________________________________________________
__________________________________________________________
4. Где находятся органические вещества, которые питают весенний побег? ____________________________________________________
5. Какую роль играет весенний побег в жизни хвоща полевого? _____
____________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите летний побег хвоща полевого зеленого цвета, сравните его с рисунком. Обозначьте на рисунке цифрами:
1 – корневище
2 – придаточные корни
3 – стебель
4 – боковые ветви
5 – чешуйчатые листья
6 – клубеньки с
питательными веществами
7. В каких органах находятся хлоропласты у летнего побега? ______
__________________________________________________________
8. Какую роль играет летний побег в жизни хвоща? _______________
__________________________________________________________
Вывод:
Сравни особенности внешнего строения плауна булавовидного и хвоща полевого. Назови их общие и отличительные черты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА:__________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11
Строение папоротника мужского
Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения папоротника.
Оборудование и материалы: гербарные экземпляры папоротников, таблицы с изображением папоротника, лупа.
Ход работы
Рассмотрите папоротник на гербарном экземпляре и на рисунке. Какими цифрами на рисунке обозначены придаточные корни, подземный стебель – корневище, листья (вайи), нераскрывшиеся листья?
1 - _______________________
2 - _______________________
3 - _______________________
4 - _______________________
На нижней стороне листа (рис. а) с помощью лупы рассмотрите коричневые бугорки – сорусы; каждый сорус имеет много спорангиев со спорами.
Сравните строение папоротников и мхов.
И папоротники, и мхи имеют такие органы как _______________
______________________ и ___________________________ .
2. В отличие от мхов у папоротников появляются новые органы:
а) подземные стебли - __________________________________ ;
б) _______________________________________ .
Вывод:
Папоротник – более _____________________________ растение по сравнению со мхом.
ДАТА:_______________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12
Строение голосеменных растений
Цель: познакомиться с особенностями строения хвойных растений на примере сосны и ели. Определить общие и отличительные признаки сосны и ели.
Оборудование и материалы: ветви, шишки, семена сосны и ели.
Ход работы
Внешнее строение сосны и ели
Изучите данные таблицы 1
Таблица 1
Признаки и среда обитания | Сосна | Ель |
1. Высота ствола | До 30-40 м | Более 40 м |
2. Расположение кроны | На верхушке ствола | По всей длине ствола |
3. Отношение к свету | Светолюбивая | Теневыносливая |
4. Особенности развития корневой системы | Хорошо развитый главный корень уходит глубоко в землю | Главный корень развит слабо, боковые расположены в верхнем слое почвы |
5. Требовательность к почве | Нетребовательная, может расти на песке, на поверхности меловых гор, на голых скалах | Хорошо растет только на плодородной, обильно увлажненной почве |
Подпишите на рисунке ель и сосну.
____________________ ________________
3. Почему на лесной поляне сосна вырастает с раскидистой кроной, а в лесу ветви у нее остаются только на верхушке? ______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему сильный ветер (бурелом) сосну ломает, а ель вырывает с корнем? ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравнительная характеристика хвои, шишек и семян сосны и ели.
Рассмотрите ветви, шишки и семена сосны и ели, заполните таблицу 2.
Таблица 2
Название растения | Длина хвоинок | Цвет хвоинок | Расположение на стебле | Форма женских шишек | Семя (крылатое или бескрылое) |
Сосна | | | | | |
| |
Ель | | | | | |
| |
Почему сосна и ель не сбрасывают хвоинки на зиму?
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Вывод
Ель и сосна относятся к:
шишконосным, потому что _______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________ ;
голосеменным, потому что _______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________ ;
хвойным, потому что ____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________ .
ДАТА:____________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Определение растений класса Двудольные
Цель: овладеть навыками по определению растений с помощью карточек для определения, научиться определять по характерным признакам виды растений класса Двудольные.
Оборудование и материалы: гербарные образцы растений класса Двудольные, карточки для определения, лупы.
Ход работы
Ознакомьтесь с инструкцией по определению растений.
Инструкция по определению растений
В таблице для определения растений после каждой цифры и знака «0» перечислены разные признаки.
Признаки, перечисленные после цифры, составляют «ТЕЗУ» - положение.
Признаки, перечисленные после знака «0», составляют «АНТИТЕЗУ» - противоположение.
Каждые теза и антитеза составляют ступень.
1. ТЕЗА
1. Ступень
2. АНТИТЕЗА
Порядок определения растений
Прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам растения, которое определяете.
В конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.
На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения.
На какой-то ступени выбранная вами теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения.
Название растения состоит из двух слов. Первое слово – это родовое название, которое вместе со вторым составляют название данного вида.
Пользуясь карточками для определения растений, определите названия выданных растений.
Семейство - ________________________________________
Род - ______________________________________________
Вид - ______________________________________________
Семейство - ________________________________________
Род - ______________________________________________
Вид - ______________________________________________
Семейство - ________________________________________
Род - ______________________________________________
Вид - ______________________________________________
Вывод
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА:_____________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Определение растений класса Однодольные
Цель: закрепить навыки определения растений; научиться определять по характерным признакам виды растений класса Однодольные.
Оборудование и материалы: гербарные образцы растений класса Однодольные, лупа, карточки для определения растений, муляжи цветков, учебник.
Ход работы
Рассмотрите предложенные для определения растения. Обратите внимание на строение цветка, соцветия, листьев, их жилкование, тип корневой системы, тип плодов.
Пользуясь карточками для определения растений, выявите, к какому семейству, роду и виду относятся предложенные растения.
Семейство - ________________________________________
Род - ______________________________________________
Вид - ______________________________________________
Семейство - ________________________________________
Род - ______________________________________________
Вид - ______________________________________________
Семейство - ________________________________________
Род - ______________________________________________
Вид - ______________________________________________
Вывод
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА:_____________________________________
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Распознавание видов комнатных растений
Цель: научиться распознавать распространенные комнатные растения. Ознакомиться с условиями, необходимыми для их выращивания и особенностями ухода за ними.
Оборудование и материалы: комнатные растения кабинета биологии.
Ход работы
Задание 1. Рассмотрите рисунки комнатных растений на с.30-31. Внимательно прочитайте описание растений и особенности ухода за ними.
Хлорофитум
Растение с узкими, удлиненными листьями. Дает длинные, тонкие цветоносы с мелкими белыми цветками. На концах отцветших цветоносов развиваются маленькие растения – «детки», которыми хлорофитум легко размножается.
Это очень нетребовательное растение родом из Северной Америки. Оно легко переносит пересушенный грунт, но не обходится без хорошего освещения.
Сенполия (Узамбарская фиалка)
Небольшое травянистое растение было найдено ботаником Сен-Поль Иллером в Узамбарских горах Африки и привезено в Европу. Листья густо опушены и собраны в прикорневые розетки. Цветки похожи на дикую фиалку и могут быть белыми, розовыми, фиолетовыми и т.д.
Сенполия – одно из лучших растений для выращивания в комнате. При правильном уходе, она цветет 6-10 месяцев в году. Растение очень светолюбиво, нуждается в регулярном поливе теплой водой. При этом необходимо следить, чтобы вода не попала на листья.
Традесканция
Травянистое растение со свисающими стеблями и мелкими заостренными листьями. Родина традесканции – болотистые места тропической и Северной Америки. Растение названо в честь садовника Джона Традесканта, который ввел это растение в культуру в середине XVII в. Традесканция хорошо растет и в тени, и на солнце, нуждается в обильном поливе. Ее необходимо ежегодно обновлять, то есть снова черенковать, потому что вырастая, она теряет декоративность.
Сансевьера
Растение с прямыми, мясистыми, блестящими листьями. На них чередой идут темные и светлые полосы. Длина листа 35-40 см, у некоторых видов 10-20 см, ширина до 10 см. Это очень выносливое растение. Оно хорошо растет и на солнце, и в тени, переносит сухой воздух и редкий полив, ее не нужно часто пересаживать. Для сансевьеры вреден только слишком обильный полив.
Плющ
Родиной плюща является Западная Европа. Это вечнозеленая лиана с длинными, цепляющимися стеблями, на которых очередно располагаются красивые, кожистые, блестящие, 5-7 лопастные листья темно-зеленого с белой окантовкой листья. На стороне стебля, противоположной основанию листа, развиваются короткие твердые корни-прицепки, которыми растение прикрепляется к опоре.
Плющ – одно из самых красивых и выносливых лазающих растений. Теневынослив, растет при любой температуре, но лучше всего в прохладных помещениях. Летом необходимы обильная поливка и подкормка.
Задание 2. По описанию определите названия растений и подпишите рисунки.
____________________ __________________________
_______________________
Ознакомившись с условиями выращивания растений, дайте ответы на вопросы.
Какие из названных растений надо регулярно опрыскивать?
__________________________________________________________
Какие растения опрыскивать нельзя?
__________________________________________________________
Какие растения могут расти в тени?
__________________________________________________________
Каким растениям необходимо хорошее освещение?
__________________________________________________________
Каким растениям необходим регулярный полив?
__________________________________________________________
Укажите растения, для которых опасно переувлажнение.
__________________________________________________________
Вывод
От чего зависят условия, необходимые для выращивания комнатных растений?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАТА:___________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13
Строение низших грибов
Цель: изучить особенности строения и размножения низших грибов на примере мукора.
Оборудование и материалы: мукор на хлебе, микроскоп, лупа, таблица с рисунком мукора.
Ход работы
Внимательно рассмотрите сначала невооруженным глазом, а затем с помощью лупы мукор на хлебе.
Нанесите часть грибницы мукора в каплю воды на предметном стекле. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении. Найдите нити грибницы, спорангий со спорами. Обратите внимание, что грибница представляет собой одну разветвленную клетку. Обозначьте на рисунке составляющие строения мукора.
1 – спорангии
2 – споры
3 – грибница (мицелий)
Дайте ответы на вопросы.
Как размножается мукор? ________________________________
Какой цвет имеют грибница и споры мукора под микроскопом?
________________________________________________________
Почему этот гриб селится на пищевых продуктах?
________________________________________________________
Какую роль играет мукор в природе?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод
1. Мукор – это низший гриб, потому что _________________________
___________________________________________________________________________________________________________________ .
2. Мукор питается _________________________ способом, потому что ______________________________________________________ .
ДАТА:____________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14
Строение высших грибов
Цель: познакомиться с особенностями строения высших шляпочных грибов и их разнообразием.
Оборудование и материалы: муляжи шляпочных грибов, рисунки, лупа, учебник.
Ход работы
Рассмотрите муляж плодового тела шляпочного гриба, обозначьте на рисунке составляющие строения шляпочного гриба. С помощью лупы рассмотрите строение шляпки снизу и найдите пластинки или трубочки. И в тех и в других созревают ____________
___________________ .
Определите, какой из изображенных грибов трубчатый, а какой пластинчатый.
1 -__________________
2 -__________________
3 -__________________
____________________ ____________________
Пользуясь муляжами грибов, учебником, таблицами, под руководством учителя определите названия грибов, особенности их внешнего строения. Данные занесите в таблицу.
Название гриба | Особенности строения | Пластинчатый или трубчатый | Съедобный или несъедобный |
| | | |
| | | |
| | | |
Как называется наука о грибах? Впишите это слово.
Вывод
Шляпочные грибы состоят из __________________________ и
______________________________________________________ .
Они питаются ______________________________, потому что у них нет ___________________________________.
Грибы размножаются _________________________________ и ____________________________________________.
36