СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактика- описание понятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание понятия дидактика в общей педагогике

Просмотр содержимого документа
«Дидактика- описание понятия»

 Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека. Основным предметом исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов деятельности - педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Здесь на первый план выступает система отношений: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Многообразие этих отношений влияет на сущность и характер обучения.

Выделяют две функции дидактики: теоретическую (диагностическую и прогностическую) и практическую (инструментальную). Если первая функция связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п., то вторая функция - с конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.

Дидактика отражает наиболее общие закономерности учебного процесса, осуществляемого в различных учебных заведениях при преподавании самых разных учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, определяемую целью ее изучения, свои характерные особенности, закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики, или частные методики преподавания отдельных учебных предметов. Дидактика как общая теория образования и обучения разрабатывает теоретические и методические основы обучения, связанные с целями, содержанием, принципами, методами, организационными формами, средствами и результативностью обучения. Дидактика связана со многими науками, так как процесс обучения исследуют психология, анатомия и физиология, школьная гигиена, методики отдельных учебных предметов, а также соответствующие учебным дисциплинам науки.

В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. Современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:

1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.

2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.

3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.

Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:

  • принцип преемственности, систематичности и последовательности;

  • принцип наглядности;

  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

  • принцип самостоятельности;

  • принципы доступности и научности;

  • принцип связи теории с практикой;

  • принцип прочности.

Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:

  1. Планировать систему занятий и каждое занятие; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.

  2. Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний.

  3. Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи.

  4. Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи.

  5. Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными.

  6. При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.

Теории обучения и воспитания составляют теоретическое ядро той личностной педагогической концепции, которая должна быть сформирована у каждого подлинного учителя, воспитателя, любого профессионала образовательного процесса. Изучающим педагогику особенно важно понять и прочувствовать первостепенные положения общей концепции обучения и общей концепции воспитания как исходных основ для выработки собственных позиций, суждений и подходов при изучении других педагогических курсов, прохождении педагогической практики, в процессе накопления собственного педагогического опыта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!