Просмотр содержимого документа
«Дидактика- описание понятия»
Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека. Основным предметом исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов деятельности - педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Здесь на первый план выступает система отношений: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Многообразие этих отношений влияет на сущность и характер обучения.
Выделяют две функции дидактики: теоретическую (диагностическую и прогностическую) и практическую (инструментальную). Если первая функция связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п., то вторая функция - с конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.
Дидактика отражает наиболее общие закономерности учебного процесса, осуществляемого в различных учебных заведениях при преподавании самых разных учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, определяемую целью ее изучения, свои характерные особенности, закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики, или частные методики преподавания отдельных учебных предметов. Дидактика как общая теория образования и обучения разрабатывает теоретические и методические основы обучения, связанные с целями, содержанием, принципами, методами, организационными формами, средствами и результативностью обучения. Дидактика связана со многими науками, так как процесс обучения исследуют психология, анатомия и физиология, школьная гигиена, методики отдельных учебных предметов, а также соответствующие учебным дисциплинам науки.
В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. Современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.
В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:
1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.
2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.
3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.
Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:
принцип преемственности, систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
принцип самостоятельности;
принципы доступности и научности;
принцип связи теории с практикой;
принцип прочности.
Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:
Планировать систему занятий и каждое занятие; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.
Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний.
Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи.
Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи.
Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными.
При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.
Теории обучения и воспитания составляют теоретическое ядро той личностной педагогической концепции, которая должна быть сформирована у каждого подлинного учителя, воспитателя, любого профессионала образовательного процесса. Изучающим педагогику особенно важно понять и прочувствовать первостепенные положения общей концепции обучения и общей концепции воспитания как исходных основ для выработки собственных позиций, суждений и подходов при изучении других педагогических курсов, прохождении педагогической практики, в процессе накопления собственного педагогического опыта.