СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление трехзначного на однозначное. Запись в столбик.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с новым материалом и параллельно знакомятся с историей Олимпийских игр

Просмотр содержимого документа
«Деление трехзначного на однозначное. Запись в столбик.»

11


Урок математики в 3 классе

Составила: учитель МАОУ Демьянская СОШ имени А.Копотилова Барабанова С.В.

Тема: Деление трехзначного на однозначное. Запись в столбик.

Цель:

рассмотреть письменный случай деления с переходом через разряд; сформулировать соответствующий алгоритм рассуждений; учить выполнять подобные случаи деления в столбик.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке:

* личностные:

- формирование положительного отношения и интереса к изучению математики;

- оценивание собственной учебной деятельности по критериям определенным совместно с учителем;

* предметные:

- совершенствовать умения делить трёхзначное число на однозначное столбиком;

- способствовать развитию вычислительных навыков, решению задач;

* метапредметные

* * регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

– ставить перед собой и удерживать познавательную задачу,

** познавательные:

- продолжить знакомство с историей Олимпийских игр;

- дать представление о зимних олимпийских видах спорта;

- понимать информацию;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

** коммуникативные:

- уметь сотрудничать с товарищами, осуществлять взаимопроверку, обсуждать совместное решение;

Оборудование:

для учителя: таблица с цифрами, видеосюжет, презентация, проектор, компьютер, экран, колонки, карточки с примерами и выражениями, лесенка успеха.

для учеников: для каждого – мальчик-спортсмен

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: практический, побуждающий диалог, частично-поисковый

Ход урока:

  1. Мотивационный момент

Включается видеосюжет.

Учитель: Какие даты и числа запомнили из видеосюжета? (Примерно за 1000 лет до нашей эры на полуострове Пелопоннес на склоне священной горы женщины танцами отмечали праздник Урожая в Олимпии. 400 лет спустя на этом месте был построен храм Геры. Она считалась покровительницей женщин и женщины устраивали состязания в честь Геры. Но через 50 лет Олимпия изменилась – стала важнейшим духовным центром Древней Греции. Были возведены десятки новых зданий, в том числе храм, посвящённый богу Зевсу. Здесь можно было увидеть одно из 7 чудес света - статую Зевса из слоновой кости высотой 18 метров. Игры в честь бога Зевса приняли организованный характер, в котором принимали участие только мужчины. За ходом состязаний наблюдали сотни зрителей. Более 1000 лет в Олимпии раз в 4 года проходили Олимпийские игры. К 776 г. до н.э. Олимпийские игры уже считались важнейшим событием.)

II. Каллиграфическая минутка

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учитель: Назовите родину Олимпийских игр. (Древняя Греция, Олимпия) (слайд 2)

Учитель: Как часто проходят Олимпийские игры? (раз в 4 года)

Учитель: Напишем цифру 4. (показываю правильность написания на таблице)

Учитель: Кому были посвящены Олимпийские игры? (были посвящены богу Зевсу)

Учитель: К какому году игры в честь богов стали организованными и этот год стали считать годом начала проведения Олимпийских игр? (776 г. до н.э.)

Учитель: Запишем строчку цифры 6 и цифры 7, чередуя.

Учитель: Кто мог быть участником игр? (только мужчины)

Учитель: Участниками Олимпийских игр могли быть только свободные мужчины, коренные греки. Женщинам под страхом смертной казни запрещалось даже находиться на стадионе. В назначенный день со всей Греции в Олимпию стекались толпы народа, участников и зрителей. На Олимпийских играх греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, метании диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.

Перед состязанием каждый атлет обязан был дать торжественную клятву соблюдать правила честной спортивной борьбы. Среди участников олимпийских игр не должно было быть ни лжецов, ни воров, ни мошенников.

Во время проведения Олимпийских игр прекращались на всей территории Греции все распри и войны. Никто не имел права вступить на олимпийский стадион с оружием.

Учитель: А в настоящее время кто может участвовать в Олимпийских играх? (Участвуют мужчины и женщины)

Учитель: Когда и где проходили последние зимние олимпийские игры? (февраль 2014 г., г. Сочи, Россия)

III. Актуализация знаний

Учитель: Вернёмся к той дате, которая указывает на начало Олимпийских игр. Когда состоялись первые игры? ( в 776 году до н.э). Запишите это число.

Учитель: Дайте характеристику этому числу. (натуральное, трёхзначное, чётное, соседи 775 и 777)

Учитель: Какое задание предложите выполнить с этим числом? (Ответы детей)

Учитель: Давайте разложим на сумму разрядных слагаемых. (Один ученик у доски)

776 = 700 + 70 + 6

Учитель: Назовите разрядные слагаемые.

Учитель: А знаете ли вы, в каком году приняли участие в Олимпийских играх впервые спортсмены из России? (Ответы детей)

Учитель: Запишите число, в котором 19 десятков, умножьте на 10 и прибавьте 8.

(Спортсмены из России впервые приняли участие в 1908 г. в IV Олимпийских играх)

Учитель: Сколько человек было в первой олимпийской российской команде? Запишите выражение и найдите его значение:

Сумму чисел 32 и 28 разделить на 10. (6)

Учитель: Команда состояла из 6 человек, но, несмотря на малочисленность, они завоевали медали. Хотите узнать, сколько и кто?

Запишите выражение и найдите его значение:

Частное 60 и 6 уменьшить на 9. (1)

Учитель: Одну золотую завоевал фигурист Н.Панин-Коломенкин. (слайд 3-4)

Были и серебряные. Сосчитайте, сколько:

Сумму чисел 40и 30 разделить на 10 и вычесть 5. (2)

Учитель: Две серебряные медали выиграли борцы Н.Орлов и А.Петров. (слайд 5)

IV. Проблемная ситуация. Работа в группах.

Учитель: Как вы думаете, благодаря чему смогли наши спортсмены завоевать и завоёвывают в настоящее время медали? (Ответы детей)

Учитель: В первую очередь, конечно же, любой спортсмен получает результаты благодаря постоянным изнурительным тренировкам. В командных видах спорта – благодаря слаженной, дружной работе всех членов команды. Мы с вами тоже не исключение. Тренируем ум. Работаем слаженно, как спортсмены, в командах. Разбейте на группы все выражения. (Приложение 1)

64 : 8

48 : 4

36 : 3

36 : 2

48 : 3

64 : 2

48 : 8

36 : 9

64 : 4

I с п о с о б.

1-я группа

64 : 8

64 : 2

64 : 4

2-я группа

36 : 2

36 : 9

36 : 3

3-я группа

48 : 4

48 : 8

48 : 3

II с п о с о б.

1-я группа

64 : 8

36 : 9

48 : 8

2-я группа

36 : 3

48 : 4

64 : 2

3-я группа

36 : 2

48 : 3

64 : 4



Учитель: По какому признаку разбили выражения? (Ответы детей)

V. Сообщение темы урока

Учитель: Кто догадался, какова тема урока. (Ответы детей)

Учитель: Действительно, будем учиться выполнять деление, но не двузначного, а трехзначного числа на однозначное, выполняя запись в столбик.

Учитель: Какие задачи ставим перед собой? (Ответы детей)

А ещё одна задача - в процессе работы познакомиться с зимними олимпийскими видами спорта.

Физкультминутка (движения по тексту).

Раз-два-три – на месте шаг,

Палки лыжные в руках.

Мы вперёд руками вертим.

Пусть по классу дует ветер!

А теперь назад покрутим,

Снова ветер делать будем.

Возле парты мы идём

И в ладоши звонко бьём.

Раз – хлопок, и два – хлопок,

И за парту сядь, дружок.

VI. Работа над новой темой

1. Работа с учебником с.24, № 302.

Учитель: Рассмотрите выражения, данные в пункте 1. Найдите частные, для которых при выполнении деления удобны разрядные слагаемые. Определите значения найденных частных.

688 : 2 = 344

844 : 4 = 211

93 : 3 = 31

77 : 7 = 11

Учитель: Объясните, как вы рассуждали.

Учитель: Молодцы. Вернёмся к Олимпийским играм. А знаете ли вы, какие существуют зимние олимпийские виды спорта? В этом вам поможет слайд, где вы должны найти лишнюю картинку. (нет плавания) (слайд 6)

Учитель: Дальше в процессе работы я вас поближе познакомлю с зимними олимпийскими видами спорта. А пока вычислите остальные частные, выполнив подробную запись.

96 : 4 = (80 + 16) : 4 = 80 : 4 + 16 : 4 = 24

Учитель: Подумайте, как можно выполнить данное деление в столбик.

Учитель: Рассмотрите, как выполнено деление. (Приложение 2) Кто сможет объяснить?

О б ъ я с н е н и е: надо разделить 876 на 3.

Делю сотни. Сотен 8.

Делю 8 на 3. В частном будет 2 сотни. Умножаю: 3 · 2 = 6. Разделили 6 сотен.

Вычитаю: 8 – 6 = 2. Осталось разделить 2 сотни. Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 3.

Делю десятки. 2 сот. и 7 дес. – это 27 дес.

Делю: 27 : 3 = 9. В частном будет 9 дес.

Умножаю: 9 · 3 = 27. Разделили 27 дес.

Вычитаю: 27 – 27 = 0. Десятки разделили все.

Делю единицы. Единиц 6.

Делю: 6 : 3 = 2. В частном будет 2 ед.

Умножаю: 2 · 3 = 6. Разделили 6 ед.

Вычитаю: 6 – 6 = 0. Единицы разделили все.

Читаю ответ: 292.

– Объясните, как выполнили деление. 864 : 4. (Приложение 3)

Учитель: Отгадайте загадку:

Один из видов зимних игр

Цель поразить и дальше в путь!

Спортсмен на лыжах и с ружьём

Так что же это?.......(биатлон)

Итак, один из зимних олимпийских видов спорта - биатло́н — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России, Австрии, Норвегии и Швеции. (слайд 7)

Какими качествами должен обладать биатлонист? (Ответы детей)

Учитель: А какие знания нужны нам, чтобы выполнить деление в столбик? (Ответы детей)

Учитель: Нужно знание таблицы умножения в первую очередь.

VII. Первичное закрепление. Работа в парах.

Учитель: Найдите значения частных на с.25, п.5. Работаем в парах, по очереди объясняя решение примеров в столбик.

92 : 4 =23 575 : 5 = 115 847 : 7 = 121

Учитель: Следующий зимний олимпийский вид спорта узнаете, отгадав загадку:

На санях с горки я лечу

По горке льдом покрытой всей

Эх, прокатил бы,– прокачу!

Хороший зимний спорт....бобслей. (слайд 8)

Бобслей, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах.

VIII. Самостоятельная работа.

Учитель: В каком году прошли первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э). Разделите это число на 2 столбиком. (776 : 2 = 388)

Учитель: Разделите это число на 4 столбиком. (776 : 4 = 194)

Учитель: Разделите это число на 6 столбиком. (776 : 8 = 97)

Учитель: Рассмотрите примеры. Что можете о них сказать? (делимое одинаковое, делитель увеличивается вдвое, соответственно значение частного уменьшается тоже вдвое)

Учитель: Поменялись с соседом тетрадями. Проверяем. Если ответ не верный, карандашом зачёркиваем. У кого возникли трудности в решении примеров на деление столбиком?

Учитель: Познакомимся со следующим зимним видом спорта, отгадав загадку:

Камень по льду я в «дом» запущу,

И щёткой дорожку ему размету.

(кёрлинг) (слайд 9)

Кёрлинг — командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»).

Следующая загадка:

Клюшкой шайбу точно бей

Любят все игру – … (хоккей!) (слайд 10)

Хокке́й с ша́йбой — командная спортивная игра на льду, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. Побеждает команда, забросившая наибольшее количество шайб в ворота соперника.

IX. Включение новых знаний в систему знаний

Учитель: Со следующими зимними олимпийскими видами спорта познакомимся после решения задачи на c.25, № 303. Прочитайте условие задачи.

Учитель: Что известно в задаче? Что требуется найти?

Учитель: Выполните краткую запись задачи.

Отец и сын – 40 лет.

Мать и сын – 36 лет.

Мать и отец – 60 лет.

Отец –? л.

Сын – ? л.

Мать – ? л.

Р е ш е н и е:

1) 40 + 36 + 60 = 136 (лет) – двум отцам, двум матерям, двум сыновьям.

2) 136 : 2 = 68 (лет) – отцу, матери, сыну вместе.

3) 68 – 40 = 28 (лет) – матери.

4) 36 –28 = 8 (лет) – сыну.

5) 40 –8 = 32 (года) – отцу.

О т в е т: 32 года, 28 лет, 8 лет.

Учитель: Знакомимся со следующим зимним видом спорта:

Могу катиться я один

Могу и с другом прокатиться

Ведь главное – была б чтоб скорость

Как в санный спорт мне не влюбиться!? (слайд 11)


На санях я лицом внизу

Носком ботинок управляю

А зимний олимпийский вид

Я скелетоном называю! (слайд 12)

Cкелетон — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырех заездов.


Вот – ледовый стадион

На коньках бегут все быстро

Зрители воскликнут: – “Ах!”

“Браво, бегу на коньках!” (слайд 13)

Конькобежный спорт— вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее преодолевать определённую дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу.


В платьях, фраках и костюмах

По льду и музыку катание

Какой красивый это спорт –

Фигурное катание!!! (слайд 14)


А это про какой вид спорта?

Вокруг глубокий снег лежит,

А он легко поверх бежит.

Лишь с колеи сойти нельзя.

Кто мчится к финишу, скользя?

(Лыжник) (слайд 15)

Лы́жные го́нки — гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе.


Сноубординг – круто очень

Он зимой в 2014 приехал в Сочи!!! (слайд 16)

Сноубо́рдинг — экстремальный вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде.

Про этот спорт,

Я много слышал:

Воздушный акробат на лыжах.

(фристайл) (слайд 17)

Фриста́йл— вид лыжного спорта, сноубординга.

X.Итог урока

Учитель: Вот и подошёл наш урок к концу. Что нового узнали на уроке?

Учитель: Как выполнить деление трёхзначного числа на однозначное в столбик?

Учитель: Какие зимние олимпийские виды спорта запомнили? (Ответы детей)

Что такое Олимпиада?

Это честный спортивный бой!

В ней участвовать - это награда!

Победить же может любой!!!

XI. Рефлексия

А пока развивайте все свои способности и занимайтесь спортом. Надеюсь, сегодня вы пополнили багаж знаний. А насколько, нам поможет определить «Лесенка успеха»:(Приложение 4) вы определите своего спортсмена (Приложение 5) на нижнюю ступеньку, если у вас ничего не получилось на уроке; на среднюю ступеньку, если у вас были проблемы, но вы с ними справились; на верхнюю ступеньку, если всё удалось сделать на уроке. (слайд 18)

XII. Домашнее задание: учебник, с.25 № 304; тетрадь № 2, задание № 43.

(слайд 19)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!