Урок во 2 б классе
Тема: Соль и ее свойства.
Форма: урок с элементами исследования. Тайна соли.
Цель:
обобщить представления учащихся о соли, познакомить с основными свойствами; дать первоначальные сведенья о добыче ее, сформировать представление о разнообразии использования соли.
Задачи:
- Дать первоначальные сведенья, закрепить и обобщить опыт учащихся;
- развивать умение читать карту; экологическое мышление; устную речь учащихся; умение обобщать, представлять;
- воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; бережное отношение к богатствам земных недр;
Оборудование:
1. оборудование для опытов; соль;
2. таблицы, ручки;
Ход урока:
1. Настрой на работу:
-Ребята, сегодня у нас много гостей. Добрый день ( хором )
-По старинному обычаю гостей встречают хлебом - солью. Этот обычай русского гостеприимства живет и поныне. Выходит девочка с хлебом - солью ( с поклоном )
-С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.
Введение в проблему:
- Нельзя на земле найти никого, кто бы смог прожить без соли. Исстари на праздничных пирах соль подносили самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили - несолоно хлебавши.
В древности солью расплачивались вместо золота. Из - за соли воевали. Соль необходима всем, а без золота многие могут обойтись.
3. Формирование темы урока:
-Кто из вас сможет сформулировать тему урока?
- Действительно, ребята, ТЕМА сегодняшнего урока: «СОЛЬ и ее свойства»
-Какие цели перед собой поставим?
4. Актуализация знаний детей:
- Что вы знаете о соли?
-А хотите еще больше узнать?
-Приглашаю сейчас для этого вас в нашу лабораторию.
-Все мы сегодня станем ненадолго учёными-химиками.
- А как вы думаете, чем занимаются учёные-химики в своих лабораториях?
-Да, они проводят разные опыты.
-У каждого на столе есть листы для записи наших исследований.
-Ваша задача заполнить таблицу самостоятельно и представить нам ее в конце урока.
-Посмотрите внимательно на соль. Какая она?
Дети. Соль белого цвета, мелкая, крупная, соль состоит из отдельных крупинок, кристалликов.
-А это кристаллик соли под микроскопом…
Запишите это свойство соли в своих исследовательских листах.
-Ребята, а ведь соль - это камень. А в народе соль называют камень - невидимка. Сейчас я узнаю, насколько вы у меня внимательны и любознательны.
-Попробуйте воду в стакане. Какая она?
Дети. пресная, безвкусная .
-Ребята, опустите 1 ложку соли в воду и помешайте ложечкой. Что происходит?
Дети. Соль растворилась в воде.
-Какая стала вода?( попробуйте )
Дети. Солоноватая, подсоленная, малосоленая.
-А сейчас положите еще одну ложечку соли. Попробуйте на вкус. Нравится вода или нет? Изобразите. Ну я поняла...нет. А почему?
Дети. Вода невкусная, потому что она стала горько - соленая, потому что в ней много соли.
-Мы не видим соль. Она растворилась в воде. Раз мы ее не видим, значит она стала невидимой.
Запишите в таблицу то, что вы сейчас можете определить. (на вкус солёная)
-. Вот и убедились мы, что правильно в народе говорят, что соль в воде растворяется и становится невидимой.
- А какая на вкус морская вода?
- В морской воде большая концентрация соли. На 1 литр воды почти 2 столовые ложки соли.
- Какой воды на Земле больше, морской или пресной?
- Какой вывод мы, человечество, для себя можем сделать? (запасы пресной воды мала, поэтому мы должны беречь, экономить ее)
Физминутка
Добыча соли
- Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль?
- Соль когда-то добывали вручную, с помощью лопаты и кирки, вывозили на верблюдах. Десятки тысяч рабочих безжалостно эксплуатировались солепромышленниками, погибали от болезней, жары и недоедания. Современный солепромысел оснащен высокомеханизированной техникой. Солекомбайны добывают и погружают в вагоны по 300 тонн в час, заменяя 250-300 рабочих. Обслуживают такой комбайн всего 4 человека. Солекомбайн выполняет несколько операций: разрыхляет соляной пласт, всасывает образуемую при этом соль, обезвоживает её, дробит обезвоженную соль, неоднократно промывает её рассолом с целью устранения нерастворимых примесей. В итоге из солекомбайна соль отгружается в открытые железнодорожные вагоны.
Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны.
-Наступила весна. Солнце растопило снег, превратило его в воду. Потекли ручейки. Весело они бегут по всей земной поверхности и попадают в реки, озера, моря, океаны.
-Запасы соли на Земле огромные. И у нас на Урале так много соли, что Урал называют крупнейшей солонкой мира. Теперь, наверное, вы сможете отгадать вот какую загадку.
" В воде родится, а воды боится "
Воспитатель. Молодцы, это соль !
Где используют соль
- А где используют соль? (в пищу, соляные пещеры при лечении астмы, в заготовках, при хранении монет, мехов, ценностей)
- А как вы думаете, зачем мы солим пищу?
Соль необходима нашему организму, что бы он нормально работал. Поэтому она поступает в наш организм вместе с пищей. Доза в 3 кг на 1 кг массы тела считается смертельной. Избыточное потребление соли ведет к заболеванию почек, сердца и увеличению давления. Много соли в хлебе, сыре, колбасе и других мясных продуктах.
- А ваши мамы тоже могут совершать чудеса с солью? Разве свежий огурец может так долго сохраниться, как соленый? Как вы думаете?
-А какие продукты можно долго сохранить, используя соль?
ОБОБЩЕНИЕ темы:
- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось, как вы заполнили таблицу.
Назовите свойства соли.
-Мы, ребята, продолжим совершать чудеса с солью. И сотворим это маленькое чудо своими руками в вашей лаборатории.
Мастер – класс: изготовление поделок из крашеной соли
СВОЙСТВА СОЛИ |
1 | Белая |
2 | Соленая |
3 | Без запаха |
4 | Растворяется в воде |
критерии | оценка |
Мне урок понравился
Я узнал много интересного Я был активен на уроке
Я самостоятельно добывал знания | |
критерии | оценка |
Мне урок понравился
Я узнал много интересного Я был активен на уроке
Я самостоятельно добывал знания | |
критерии | оценка |
Мне урок понравился
Я узнал много интересного Я был активен на уроке
Я самостоятельно добывал знания | |