-воспитывать интерес к родному языку.
№ | Этап | Учитель | Ученики |
1 | Организационный момент и мотивация 1 мин | Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Учебники, ручки, маски, тетрадки? У нас сегодня на занятии гости.Покажем, как много мы знаем и умеем. | (проверяют) |
3 | Постановка проблемы и объявление темы урока 2 мин | Ребята расскажут стихи о буквах и попробуют догадаться, какие буквы будем различать. Какие буквы будем различать? | Коля:Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, А начинает алфавит. Ваня: Поглядите-ка друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички буква Я. Буквы А-Я. |
4 | Сравнение гласных А, Я по артикуляции , установление сходства и различия | Какие звуки обозначают буквы А -Я. Буква А после согласного какой звук обозначает в слове ЯГОДА? Буква Я какие звуки обозначает в начале слова ЯГОДА? После согласного в слове МЯЧИ? После разделительного мягкого и твердого знаков в словах СЕМЬЯ и ОБЪЯВЛЕНИЕ? После гласного в слове ЗАЯЦ? | мячи — ? букв | мячи — 4 буквы | [м'ач'и] — ? звуков | [м'ач'и] — 4 звука | | ягода — ? букв | ягода — 5 букв | [й'аг а да] — ? звуков | [й'агада] — 6 звуков | | заяц — ? букв (4) | — ? звуков (5) | Вывод: буква А обозначает звук А. Буква Я обозначает 2 звука Й, А или А. | -Звук А. Й,А А Й,А Й,А |
| Сравнение А и Я по написанию. | Открываем тетради, пишем дату. Минутка чистописания: Сравните буквы А и Я. Чем похожи на письме? Какой половинкой отличаются? | -Крючок одинаковый. -Левой. |
| Физминутка+ развитие фонематического слуха 2 мин | Если в слове буква Я, Руки мы поднимем вверх, друзья. Если А услышим в слове, то подпрыгнем, Вы готовы? Если в слове А и Я, Оба движения пропустить нельзя. Дождик, дождик, поливай- Будет хлеба…(урожай) Если всё ты будешь знать, То получишь в школе… (пять) Я сижу, едва не плача, Очень трудная …(задача) Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется… (трамвай) | (Подпрыгивают) (поднимают руки) |
5 | Дифференциация А-Я | Чертим таблицу из 3х столбиков. А | Я | А-Я | квадрат | земля | шляпа | марка | кухня | стая | кукла | няня | маляр | забава | пять | лисята | | |
| | «Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатами. Буква А поселилась в комнате буквы Я. Буква Я заняла комнату буквы . Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят». ГИРА, АМЯ, ПЛАМА, ЛАГУШКЯ, КОЛАСКЯ, АБЛОНА, БАНА, АНЯНЯС. | |
6 | Развитие фонематического слуха 5 мин | -Вставьте нужные по смыслу слова в предложения: Скульптор …глину. (мал, мял) Дима очень ….(мал, мял) Сын …, как мама … .(гладит, глядит). Юра был …., что попал в первый …. (рад, ряд). Цветок у Вали… (завал, завял) На дороге после урагана сильный … (завал, завял). Приятный запах у … (мяты, маты) В спортивном зале тяжёлые… (мяты, маты). На ногах новые… (тапки, тяпки) У сарая стоят.. (тапки, тяпки). У охотника для воды есть… (флаги, фляги) На корабле развевались… (флаги, фляги). Проверка. Какой делаем вывод? | (даже одна буква меняет смысл слова) |
| Самостоятельная работа | Работа по карточке с взаимной проверкой. | |
| Коррекция чтения | С.21 в «Скорочтении». Задание: в стихотворении пропущены слова. Прочитайте стихотворение, воспользовавшись словами из правого столбика. _-Назовите слова с буквами нашего занятия. -Что уронила белка? -Кого стукнула шишка? -Какое дерево называлось в стихотворении? | 1 уч. Уронила белка.. (шишку). Шишка стукнула… (зайчишку). Тот пустился … ( наутёк). Чуть не сбил медведя с.. (ног). 2 уч.У корней высокой … (ели). Размышлял медведь…(полдня). «Что-то зайцы…(осмелели), Нападают на… (меня). _Шишку. -Зайчишку. -Ель. |
| Физминутка | - Прочитай стихотворение и выполни его. | Ножки в стороны и раз! Спинка ровная у нас. Ручки на груди сложи— БуквуА нам покажи | | Дядя Яша, тра-ля-ля, Стал похож на букву Я! Руку правую на пояс Он поставил без труда! | | |
| Закрепление навыка обозначения мягкости согласных на письме | Вставьте пропущенные буквы А — Я в словах. — Подчеркните согласные соответствующим цветом. Проверь себя! МЯЧ | КРАСИТЬ | КАТОК | КЛЯКСА | ГЛАЗА | ТЯЖЁЛЫЙ | ПРЯНИК | БАЯНИСТ | ВИШНЯ | КАПУСТА | ТРЯПКА | БУМАГА | | |
| Диктант предложений | -Запишите предложение под диктовку. Цапля ловила лягушек. На лужайке растёт земляника. Подчеркните букву А одной чертой, Я -двумя | Выполняют на доске. Пишут с проговориванием. |
7 | Коррекция нарушений письменной речи (групповая или парная работа) 6 мин | Делимся пары. Я выдаю карточки со словами на наше правило. Вы вставляете пропущенные буквы ручкой в течение 3 минут, по сигналу – «стоп»- меняетесь листочками и проверяете соседа, потом вас проверяю я, и подводим итоги. Время пошло… Стоп! Ручки откладываем. | (дети работают в карточках со словами) |
7 | Итог (рефлексия) 2 мин | -Какие гласные различали? -Что нового вы узнали об их работе? Рефлексия: «Зажигаем фонарики на светофоре» «зелёный» – всё понятно, идём дальше. «жёлтый» – следует остановиться и непонятное задание разобрать ещё раз. «красный» – всё непонятно, начинаем с первого задания. | А-Я (Сами себя оценивают по критериям) |