СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дифференциация А-Я»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, вариант  7.1)

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация А-Я»»

Конспект занятия 2 кл. «Дифференциация А-Я» (Повторение)

(Для обучающихся с ЗПР 7.1)

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

-закрепить знания о буквах А-Я

-узнать, что буквы А и Я меняют значение слова

- упражнять в обозначении мягкости согласных посредством буквы Я

2. Коррекционно-развивающие:

-развитие мелкой моторики

-развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух

-развивать связную речь

-совершенствование грамматического строя

-развитие зрительно-пространственной ориентировки

-развитие внимания, памяти, мышления

-развитие артикуляционной и мелкой моторики

-коррекция навыка чтения

-формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;


3. Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение работать в паре

-воспитывать умение самоанализа своей работы и работы другого ученика по образцу

-воспитывать положительное отношение к процессу обучения;

-воспитывать интерес к родному языку.


Оборудование: таблица гласных 1 и 2 ряда, карточки, буквы а-я на веерах, ноутбук, смайлики для самооценивания, маски для сценки, зеркала, презентация А-Я, песочные часы.

Этап

Учитель

Ученики

1

Организационный момент и мотивация 1 мин


Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Учебники, ручки, маски, тетрадки?


У нас сегодня на занятии гости.Покажем, как много мы знаем и умеем.

(проверяют)

3

Постановка проблемы и объявление темы урока 2 мин


Ребята расскажут стихи о буквах и попробуют догадаться, какие буквы будем различать.








Какие буквы будем различать?

Коля:Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.


Ваня: Поглядите-ка друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички буква Я.


Буквы А-Я.

4

Сравнение гласных А, Я по артикуляции , установление сходства и различия

Какие звуки обозначают буквы А -Я.

Буква А после согласного какой звук обозначает в слове ЯГОДА?

Буква Я какие звуки обозначает в начале слова ЯГОДА?

После согласного в слове МЯЧИ?

После разделительного мягкого и твердого знаков в словах СЕМЬЯ и ОБЪЯВЛЕНИЕ?

После гласного в слове ЗАЯЦ?


мячи — ? букв

мячи — 4 буквы

[м'ач'и] — ? звуков

[м'ач'и] — 4 звука


ягода — ? букв

ягода — 5 букв

[й'аг а да] — ? звуков

[й'агада] — 6 звуков


заяц — ? букв (4)

— ? звуков (5)


Вывод: буква А обозначает звук А.

Буква Я обозначает 2 звука Й, А или А.


-Звук А.



Й,А

А


Й,А


Й,А


Сравнение А и Я по написанию.

Открываем тетради, пишем дату.

Минутка чистописания:

Сравните буквы А и Я. Чем похожи на письме?

Какой половинкой отличаются?




-Крючок одинаковый.

-Левой.


Физминутка+ развитие фонематического слуха 2 мин

Если в слове буква Я,

Руки мы поднимем вверх, друзья.


Если А услышим в слове, то подпрыгнем,

Вы готовы?


Если в слове А и Я,

Оба движения пропустить нельзя.


Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба…(урожай)


Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе… (пять)


Я сижу, едва не плача,

Очень трудная …(задача)


Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется… (трамвай)















(Подпрыгивают)


(поднимают руки)







5

Дифференциация А-Я

Чертим таблицу из 3х столбиков.

А

Я

А-Я

квадрат

земля

шляпа

марка

кухня

стая

кукла

няня

маляр

забава

пять

лисята






«Однажды буквы А и Я решили пошутить и поменялись комнатами. Буква А поселилась в комнате буквы Я. Буква Я заняла комнату буквы . Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят».


ГИРА, АМЯ, ПЛАМА, ЛАГУШКЯ, КОЛАСКЯ, АБЛОНА, БАНА, АНЯНЯС.


6

Развитие фонематического слуха 5 мин


-Вставьте нужные по смыслу слова в предложения:

Скульптор …глину. (мал, мял)

Дима очень ….(мал, мял)

Сын …, как мама … .(гладит, глядит).

Юра был …., что попал в первый …. (рад, ряд).

Цветок у Вали… (завал, завял)

На дороге после урагана сильный … (завал, завял).

Приятный запах у … (мяты, маты)

В спортивном зале тяжёлые… (мяты, маты).

На ногах новые… (тапки, тяпки)

У сарая стоят.. (тапки, тяпки).

У охотника для воды есть… (флаги, фляги)

На корабле развевались… (флаги, фляги).


Проверка.


Какой делаем вывод?



(даже одна буква меняет смысл слова)


Самостоятельная работа

Работа по карточке с взаимной проверкой.



Коррекция чтения

С.21 в «Скорочтении». Задание: в стихотворении пропущены слова. Прочитайте стихотворение, воспользовавшись словами из правого столбика.

_-Назовите слова с буквами нашего занятия.




-Что уронила белка?

-Кого стукнула шишка?

-Какое дерево называлось в стихотворении?

1 уч. Уронила белка.. (шишку).

Шишка стукнула… (зайчишку).

Тот пустился … ( наутёк).

Чуть не сбил медведя с.. (ног).


2 уч.У корней высокой … (ели).

Размышлял медведь…(полдня).

«Что-то зайцы…(осмелели),

Нападают на… (меня).


_Шишку.

-Зайчишку.

-Ель.


Физминутка

- Прочитай стихотворение и выполни его.

Ножки в стороны и раз!

Спинка ровная у нас.

Ручки на груди сложи—

БуквуА нам покажи


Дядя Яша, тра-ля-ля,

Стал похож на букву Я!

Руку правую на пояс

Он поставил без труда!




Закрепление навыка обозначения мягкости согласных на письме

Вставьте пропущенные буквы А — Я в словах.

— Подчерк­ните согласные соответствующим цветом.

Проверь себя!

МЯЧ

КРАСИТЬ

КАТОК

КЛЯКСА

ГЛАЗА

ТЯЖЁЛЫЙ

ПРЯНИК

БАЯНИСТ

ВИШНЯ

КАПУСТА

ТРЯПКА

БУМАГА




Диктант предложений

-Запишите предложение под диктовку.

Цапля ловила лягушек.

На лужайке растёт земляника.

Подчеркните букву А одной чертой, Я -двумя


Выполняют на доске. Пишут с проговориванием.

7

Коррекция нарушений письменной речи (групповая или парная работа) 6 мин


Делимся пары. Я выдаю карточки со словами на наше правило. Вы вставляете пропущенные буквы ручкой в течение 3 минут, по сигналу – «стоп»- меняетесь листочками и проверяете соседа, потом вас проверяю я, и подводим итоги.

Время пошло… Стоп! Ручки откладываем.


(дети работают в карточках со словами)

7

Итог (рефлексия) 2 мин


-Какие гласные различали?

-Что нового вы узнали об их работе?

Рефлексия:

«Зажигаем фонарики на светофоре»

«зелёный» – всё понятно, идём дальше.

«жёлтый» – следует остановиться и непонятное задание разобрать ещё раз.

«красный» – всё непонятно, начинаем с первого задания.


А-Я


(Сами себя оценивают по критериям)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!