Дифференцированное обучение на уроках физики
Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения
Для реализации дифференцированного подхода в обучении использую следующие приёмы:
1) Разноуровневые карточки–задания для самостоятельного выполнения.
Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:
Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.
Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
2) Дифференцированные контрольные работы.
Контрольная работа состоит из 9 заданий: первые 3 задачи-1 группы сложности, следующие 3 задачи-2 группы сложности, и последние 3 задачи – 3 группы сложности. Как оцениваю выполненные задания?
Оценка «3» ставится, если учащийся выполняет 3 задачи 1 уровня (обязательный минимум стандарта образования), оценка «4» ставится, если дополнительно решается еще одна из 2 уровня. Оценка «5» ставится, если еще дополнительно решается одна задача из 3 уровня. Такие контрольные работы детям нравятся, так как они дают возможность критически оценить свои знания.
3) При решении задач использую несколько приемов:
«Вихрь задач»
На доске пишу ряд номеров задач, подлежащих решению: ученик, справившись с первой, показывает листок, на котором она сделана, учителю и принимается за следующую. Таким образом, каждый работает в том темпе, который ему под силу.
«Охота за пятерками».
Прием аналогичен предыдущему, но в нем решение предъявляется учителю не на листке, а на доске, к которой ученик молча выходит и записывает свои выкладки;
Группам, состоящим из учеников-пятерочников и четверочников, предлагают задачи повышенной сложности, а группам троечников — более простые, типовые.
Решение задач в «своем темпе» из списка, данного на урок.
4) При изучении нового материала можно использовать такой прием: группы (их можно делать до 5 - 6 ), готовят сообщение по материалу новой темы, каждая берет определенный вопрос. В группах назначают специалистов по профилю и каждый подготавливает материал в своем ракурсе.
Разумеется, что выбор групп и специалистов идет с учетом индивидуальных особенностей ученика. Наиболее эффективны такие уроки по изучению приборов, устройств, законов и опытов. Класс делится на секции:
Теоретиков, которые подготавливают материал о необходимости создания данного устройства, его назначении, дают историческую справку и хронологию открытия;
Конструкторов, они готовят схему устройства, назначение и описание отдельных частей или деталей;
Испытателей, подготавливают рассказ о работе прибора, опираясь на физический принцип и законы;
Использователи, эта секция расскажет о том, где и как находит свое применение данный прибор;
Отдел контроля, который анализирует работу, устройства, “плюсы” и “минусы” механизма и его влияния на окружающую среду.
Заранее к уроку заготавливается литература, таблицы, слайды, приборы и так далее. В течение первой половины урока группы, изучая предложенную литературу и другие средства, готовят ответ - выступление по своей теме. Работы внутри группы хватит на каждого ее участника. Вторая часть урока - выступление и обсуждения, остальные слушающие заносят наиболее важные тезисы в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как работает каждый, самостоятельно, активно, а главное - в меру своих способностей и возможностей.
5) Дифференцированный подход при выполнении лабораторных работ.
Практическая деятельность ученика в школе чаще всего сводится к работе по описанию или инструкции. Детям со слабой и средней подготовленностью это вполне приемлемо. Но, я считаю, что крайне не эффективна эта работа со всеми учениками класса. Для способных детей в работу надо включать творческие задания. Так, например, в работе “Измерение жесткости пружины” для первого уровня дать стандартное описание по учебнику, для более высокого - предложить измерить жесткость двух “параллельных” ( или “последовательных”) пружин. Хорошо поддаются разделению на сложность работы по электричеству в 8 классе.
6) В 7 -10 классах стараюсь использовать игровые методы (решение кроссвордов, разгадывание загадок, объяснение смысла пословиц, неправильная запись формул, анализ отрывка из стихотворения или литературного произведения и т.д.).
7) Использование проектно - исследовательской технологии, которая позволяет решать ряд важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и, в тоже время, понимать роль и значение групповой работы.
При использовании проектно - исследовательской технологии учащиеся учатся проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и устанавливать зависимость между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально, проверять в процессе проведения эксперимента законы природы, а при возможности и устанавливать их, изучать принципы действия приборов, конструировать несложные устройства на основе изученных явлений. Учащиеся получают также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.
В целях реализации технологии уровневой дифференциации необходимо проводить контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу:
Тема: | Класс |
Ф.И. | Результаты устных ответов и зачетов | Результаты письменных работ самостоятельные, промежуточные и итоговые контрольные работы, письменные зачёты, ведение тетради, лабораторные и практические работы. | Творческие работы доклады, рефераты, кроссворды, экспериментальные задачи, олимпиады, НПК и т.д. | Итоговая отметка | Рекомендации учащемуся |
Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.
Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка:
Уровни усвоения Действия учащегося |
Первый - репродуктивный (удовлетворительно) | показывать, (опознавать); |
Второй – практический (хорошо) применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы); | |
Третий – творческий (отлично) | выделять существенные признаки; устанавливать логические связки; делать выводы; |
Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.
При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта).