СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение на уроках физики»





Дифференцированное обучение на уроках физики

Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения

Для реализации дифференцированного подхода в обучении использую следующие приёмы:

1) Разноуровневые карточки–задания  для самостоятельного выполнения.

Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:

  • Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.

  • Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

  • Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

2) Дифференцированные контрольные работы.

Контрольная работа состоит из 9 заданий: первые 3 задачи-1 группы сложности, следующие 3 задачи-2 группы сложности, и последние 3 задачи – 3 группы сложности. Как оцениваю выполненные задания?

Оценка «3» ставится, если учащийся выполняет 3 задачи  1 уровня (обязательный минимум стандарта  образования), оценка «4» ставится, если дополнительно решается еще одна из 2 уровня. Оценка «5» ставится, если еще дополнительно решается одна задача из 3 уровня. Такие контрольные работы детям нравятся, так как они дают возможность критически оценить свои знания.

3) При решении задач использую несколько приемов:

«Вихрь задач»

На доске пишу ряд номеров задач, подлежащих решению:     ученик,      справившись с первой, показывает листок, на котором она сделана, учителю и принимается   за   следующую.    Таким образом,  каждый  работает  в  том темпе, который ему под силу.

«Охота за пятерками».

Прием аналогичен предыдущему, но в нем решение предъявляется учителю не на листке, а на доске, к которой ученик молча выходит и записывает свои выкладки;

Группам, состоящим из учеников-пятерочников и четверочников, предлагают задачи повышенной сложности,   а   группам   троечников — более простые, типовые.

Решение задач в «своем темпе» из списка, данного на урок.

4) При изучении нового материала можно использовать такой прием: группы (их можно делать до 5 - 6 ), готовят сообщение по материалу новой темы, каждая берет определенный вопрос. В группах назначают специалистов по профилю и каждый подготавливает материал в своем ракурсе.

Разумеется, что выбор групп и специалистов идет с учетом индивидуальных особенностей ученика. Наиболее эффективны такие уроки по изучению приборов, устройств, законов и опытов. Класс делится на секции:

  • Теоретиков, которые подготавливают материал о необходимости создания данного устройства, его назначении, дают историческую справку и хронологию открытия;

  • Конструкторов, они готовят схему устройства, назначение и описание отдельных частей или деталей;

  • Испытателей, подготавливают рассказ о работе прибора, опираясь на физический принцип и законы;

  • Использователи, эта секция расскажет о том, где и как находит свое применение данный прибор;

  • Отдел контроля, который анализирует работу, устройства, “плюсы” и “минусы” механизма и его влияния на окружающую среду.

Заранее к уроку заготавливается литература, таблицы, слайды, приборы и так далее. В течение первой половины урока группы, изучая предложенную литературу и другие средства, готовят ответ - выступление по своей теме. Работы внутри группы хватит на каждого ее участника. Вторая часть урока - выступление и обсуждения, остальные слушающие заносят наиболее важные тезисы в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как работает каждый, самостоятельно, активно, а главное - в меру своих способностей и возможностей.

5) Дифференцированный подход при выполнении лабораторных работ.

Практическая деятельность ученика в школе чаще всего сводится к работе по описанию или инструкции. Детям со слабой и средней подготовленностью это вполне приемлемо. Но, я считаю, что крайне не эффективна эта работа со всеми учениками класса. Для способных детей в работу надо включать творческие задания. Так, например, в работе “Измерение жесткости пружины” для первого уровня дать стандартное описание по учебнику, для более высокого - предложить измерить жесткость двух “параллельных” ( или “последовательных”) пружин. Хорошо поддаются разделению на сложность работы по электричеству в 8 классе.

6) В 7 -10 классах стараюсь   использовать игровые методы (решение кроссвордов, разгадывание  загадок, объяснение   смысла пословиц, неправильная запись формул, анализ отрывка из стихотворения или литературного произведения и т.д.).  

7) Использование проектно - исследовательской технологии, которая позволяет решать ряд важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и, в тоже время, понимать роль и значение групповой работы.

При использовании проектно - исследовательской технологии учащиеся  учатся проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и устанавливать зависимость между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально, проверять в процессе проведения  эксперимента законы природы, а при возможности и устанавливать их, изучать принципы действия приборов, конструировать несложные устройства на основе изученных явлений. Учащиеся получают также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.              

В целях реализации технологии уровневой дифференциации необходимо проводить контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу:

Тема:

Класс

Ф.И.

Результаты
устных 
ответов 
и зачетов

  • у доски;

  • индивидуальные задания;

  • устные зачеты;

  • участие в обсуждении проблем и т.д.

Результаты письменных работ

  • самостоятельные, промежуточные и итоговые контрольные работы,

  • письменные зачёты,

  • ведение тетради,

  • лабораторные и практические работы.

Творческие
работы

  • доклады,

  • рефераты,

  • кроссворды,

  • экспериментальные задачи,

  • олимпиады,

  • НПК и т.д.

Итоговая отметка

Рекомендации
учащемуся

Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка:

                    Уровни усвоения                                                                 Действия учащегося

Первый - репродуктивный (удовлетворительно)

  • запоминание;

  • воспроизведение.

  • показывать, (опознавать);

  • называть;

  • распознавать;

  • узнавать;

  • давать определения;

  • пересказывать и т. д.

Второй – практический (хорошо)

  • применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);

  • выполнение действий с четко обозначенными правилами.

  • измерять;

  • объяснять;

  • составлять по готовой схеме;

  • соотносить;

  • характеризовать;

  • сравнивать;

  • соблюдать правила и т.п.

Третий – творческий (отлично)

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • выполнение творческих заданий.

  • составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;

  • высказывать суждения;

  • анализировать информацию;

  • выделять существенные признаки;

  • устанавливать логические связки;

  • делать выводы;

  • приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;

  • осуществлять поиск необходимой информации и т. п.

Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!