Дискуссия «Как не стать жестоким».
Тема: «Профилактика буллинга в детском коллективе»
Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и психологического здоровья.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с определением «Буллинга» и его характерными признаками;
- научить отличать «буллинг» от конфликтов;
- сформировать доброжелательное отношение к окружающим;
- обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
Применяемые технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая (смена видов деятельности, игра, создание психологически комфортной для работы обстановки).
Оборудование: ноутбук,проектор, бумага, ручки, наглядный демонстрационный материал.
Предварительная работа:
1. Целесообразно создание свода правил, совместно с детьми, в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним:
«Правила нашей группы»
Мы внимательно слушаем друг друга.
Мы даем друг другу высказаться.
Мы говорим с человеком, а не о нем.
Мы ни о ком не говорим плохо.
Мы не говорим об отсутствующих.
Мы отказываемся от обидных прозвищ и ругательств.
Мы не смеемся над кем-то, если он сделал ошибку или еще чего-то не умеет. Если с кем-то обращаются несправедливо, мы обращаем на это внимание и помогаем ему.
Мы не собираемся в группы, чтобы «дружить против» кого-то.
В течении одного часа/дня мы говорим друг другу только хорошее.
2. Индивидуальные беседы с обучающимися;
3. Предварительный просмотр фильма Р. Быкова «Чучело».
Ход занятия.
1. Этап Организационный момент.
Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас сегодня видеть! Надеюсь, что это взаимно. Время мы проведем с пользой и узнаем много нового, интересного! Я прошу каждого из вас посмотреть на соседа справа и сказать ему 3 комплимента. И не забудьте улыбнуться, ведь улыбка – это наш проводник в хорошее настроение, а где хорошее настроение, там все получается, и учебные задачи решаются быстрее и проще!
Упражнение. “Снежный ком”. (5 мин)
Цель упражнения: положительный настрой на взаимодействие.
Участники по очереди одновременно называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
2 этап. Введение в тему занятия
Обсуждение просмотренного фильма «Чучело».
Ведущий : Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова из повести «Чучело» : «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».
1. Как вы понимаете смысл слова «милосердие»? (Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)
2. Подберите антонимы к этим словам. (Добро – зло, доброта – злоба, добрый – злой. Милосердный – жестокий. Человечный – бесчеловечный. Гуманный – жестокий).
3. Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах?
4. Как бы вы повели себя в конфликтных ситуациях, изображённых в фильме «Чучело»?
(Ответы детей)
Итак, выделим главные проблемы, поставленные в фильме: противостояние добра и зла, гуманное отношение к людям и антигуманное, бесчеловечность; жестокость подростков, предательство.
(Просмотр эпизода из фильма с поджогом чучела.)
Обсуждение.
- Вы посмотрели самый жестокий эпизод фильма. Девочку оскорбили, унизили и «сожгли». И ни один одноклассник не заступился за нее. Даже тот, кого она считала лучшим другом.
- Что вы можете сказать о поступке Лены Бессольцевой?
Перед вами ваши ровесники. Их зовут Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Лохматый, Димка Сомов. Почему у многих ребят нет имён, а только клички?
- А вы награждаете прозвищами друг друга?
- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?
- Как ведёт себя Димка? Считаете ли вы его предателем?
- А какой становится Ленка?
- Что такое унижение?
(Ответы детей)
- Знаменитый философ Цицерон сказал: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность». Можно ли оставлять безнаказанным предательство.
(Ответы детей)
Ведущий: Когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. И это недопустимо.
Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не человека, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.
Как вы думаете: травлю можно искоренить либо она была, есть и будет? Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало?
(Ответы детей)
- Молодцы! Вы на многие вопросы ответили верно. Обратите ваше внимание на то, что школьная травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Буллинг, это систематическая агрессия, травля. Существуют различные виды буллинга : прямой и скрытый
Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т. п.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.
3 этап. Практикум
Цель: побудить ребят задуматься над своим отношением к ровесникам, проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить.
Упражнение 1 «Закончи предложение» :
- «Я не люблю, когда мои ровесники…»
- «Было бы здорово, если бы ребята в моем окружении…».
Упражнение 2 «Ванька-встанька»
Ведущий задает вопросы, а дети встают, садятся отвечая как положительно, так и отрицательно.
- Кто любит шутки?
- Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
- Кто не любит, когда над ним подшучивают?
- Кто получал прозвища?
- Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше.»?
- Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
- Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
- Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
- Кто на злобные слова отвечает шуткой?
Упражнение 3 «Шутливое письмо»
Ведущий : Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. Выберите кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором безмерно преувеличьте все свои чувства по отношению к нему. Старайтесь писать настолько смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим «конфликтом». По окончании желающие могут прочитать свои письма вслух. (Завершить упражнение можно игрой в «снежки» : участники комкают свои письма и кидаются ими друг в друга пару минут.)
4 этап. Рефлексия
Ведущий : Ребята! Я благодарю вас за вашу активную работу! Какой вывод вы для себя сделали?
- Что вам понравилось?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
- Одним словом оцените свое состояние?
В конце нашего мероприятия хочется сказать, что одним из вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева писала: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».
Упражнение 4. «Спасибо за прекрасный день»
Ведущий : Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Центр содействия семейному воспитанию «Петровский»
Дискуссия
«Как не стать жестоким»
Подготовила и провела :
воспитатель Базулина Н.Н.
2023 год