10
[Год]
Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Термин "дистанционное обучение" означает организацию образовательного процесса, при котором преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельности обучающегося, отделенного от преподавателя в пространстве или во времени, но имеющего возможность осуществлять диалог с педагогом при помощи средств телекоммуникации. Использование современных технологий делает дистанционное обучение действительно эффективным.
Интересна история возникновения данного метода обучения. В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился.
Необходимо также отметить, что дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, совершенствоваться, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями. Позитивное влияние оказывает удаленное обучение и на обучаемого, повышая его творческий и интеллектуальный потенциалы за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.
Выделим основные функции дистанционного обучения:
- доставка учебных материалов учащемуся на сайте;
- тестирование для выяснения уровня усвоения материала;
- работа с группами учащихся и индивидуально;
- контроль над процессом обучения;
- автоматизация работы преподавателя;
- диалог между учащимися, преподавателем и родителями.
Для активного использования элементов дистанционного обучения на уроках, необходимо в сети Интернет создать предметные группы классов, ориентируясь на диалоговую возможность Интернета, ретранслируется дополнительные материалы по предмету (текстовые файлы, видео-, аудио-, ссылки на полезные учебные сайты и т.д), даются ответы на вопросы учащихся, испытывающих затруднение в решении различных учебных задач и усвоении тем, поддерживается связь с родителями. Мобильность связи в процессе дистанционного обучения является основным преимуществом данной технологии.
На сайте в личном кабинете можно составлять домашние задания и контрольные работы для учащихся, разрабатывать тренажеры по предмету для сильных и слабых учащихся. На сайтах автоматически ведется учет выполненных работ с текущими результатами в классных журналах. Учащиеся видят комментарии учителя после выполнения заданий в дистанционной форме.
Данный вид работы позволяет контролировать учебную деятельность учащихся, активизировать их самостоятельную поисковую деятельность, делать насыщенным учебно-познавательную деятельность во внеурочном пространстве, создает возможность осуществлять постоянный контроль за учебной деятельностью класса, а также помогает расширить кругозор учащихся. В связи с лимитом учебного времени данный способ реализации образовательного пространства способствует усвоению материала каждым обучающимся в удобном ему темпе, а также дает право на консультацию учителя в случае затруднений.
ЭТАПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Формы дистанционной работы с учащимися очень удобны. Представляем этапы использования элементов дистанционного обучения схематически.
В
Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ВТОРНИК: 1) Учим опорный конспект «ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА» 2) Выполняем вариант заданий, № 43433 составленных учителем, по ссылке http://lit.reshuege.ru/test?id=43433
http://lit.reshuege.ru/teacher?id=43433&test=9227
ыставляем домашнее задание в учебной группе, прикрепляем необходимые файлы, ссылки на дополнительный материал по теме, учебные тренажеры, видеоматериалы, даем ссылку на вариант задания на сайте. Учащиеся переходят на страницу составленного учителем теста и решают его.
Д/З ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДУ:
1) повторяем теорию по теме "ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ"
2) выполняем вариант заданий № 468533, составленных учителем, по ссылке http://rus.sdamgia.ru/test?id=468533
3) готовимся к практической работе по теме.
ССЫЛКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ http://двойкам-нет.рф/знаки-препинания/
Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ЧЕТВЕРГ:
Биография Д.И.Фонвизина / письменно и устно/
2) Учим опорный конспект "КЛАССИЦИЗМ" - будет проверочная работа по теории литературы.
Принести двойной листок для проверочной работы.
Файл КЛАССИЦИЗМ.docx
Варианты решенных работ отображаются в личном кабинете учителя на странице «СТАТИСТИКА» или в КЛАССНОМ ЖУРНАЛЕ на сайте, далее они проверяются учителем, а учащийся видит свое решение, пояснение к ошибочным ответам и также может задать вопросы и получить комментарий учителя. Учитель видит не только затраченное на выполнение задания учащимся время. Но и время выполнения домашнего задания, что важно в аспекте регулирования дисциплины труда учащихся.
КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ
ГРУППА 10 Б КЛАССА
| 43106 ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.И.ТЮТЧЕВА И А.А.ФЕТА. 14.01.2014 | 43433 ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТЮТЧЕВ И ФЕТ. 16.01.2014 | 54690 СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ Н.А.НЕКРАСОВА. 12.03.2014 | 109759 ТРЕНИНГ ДЛЯ 11 КЛАССА. ТВОРЧЕСТВО А.М.ГОРЬКОГО. 28.10.2014 | 111027 ТРЕНИНГ ДЛЯ 11 КЛАССА. М.А.БУЛГАКОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 09.11.2014 | |
- Белова Н. 14 42 30 25 53
СВОДНАЯ СТАТИСТИКА РАБОТ
Учителю
Номер | Вид работы | Название | | Дата создания | Решено работ |
111027 | Контрольная | ТРЕНИНГ ДЛЯ 11 КЛАССА. М.А.БУЛГАКОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО | Начало формы Конец формы | 09.11.2014 | 29 |
109759 | Контрольная | ТРЕНИНГ ДЛЯ 11 КЛАССА. ТВОРЧЕСТВО А.М.ГОРЬКОГО. | Начало формы Конец формы | 28.10.2014 | 28 |
54690 | Домашняя | СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ Н.А.НЕКРАСОВА. | Начало формы Конец формы | 12.03.2014 | 57 |
47775 | Домашняя | Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ. РОМАН "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" | Начало формы Конец формы | 11.02.2014 | 11 |
43433 | Домашняя | ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ТЮТЧЕВ И ФЕТ. | Начало формы Конец формы | 16.01.2014 | 59 |
СТАТИСТИКА ПО РАБОТЕ № 43433
/ В статистике представлены результаты всех учащихся, выполнивших данную работу.
- Каждая выполненная учащимся работа приходит на проверку учителю, причем автоматически разным цветом отмечены неверные решения и правильные ответы, а также выведены заработанные учащимся баллы из расчета 1 балл за каждое верное решение. Это значительно сокращает время на проверку заданий и выставление оценки.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАРИАНТ ВЫПОЛНЕННОГО УЧАЩИМСЯ ЗАДАНИЯ.
КСЕНИЯ ЛОПАТИНА , работа № 47190
№ п/п | Тип | Задание | Ответ ученика | Правильный ответ |
1 | 2 (B1) | 8897 | донельзя | донельзя |
2 | 2 (B1) | 8898 | уделит | уделит |
3 | 2 (B1) | 8899 | свекла | свекла |
4 | 2 (B1) | 8900 | современном | современном |
5 | 2 (B1) | 8901 | бессмысленная | бессмысленная |
6 | 2 (B1) | 8902 | уговаривать | заклеймил |
Учащийся может увидеть пояснение к неверному ответу.
6 | 2 (B1) | 8902 | уговаривать | заклеймил |
№ | Условие | 1 | Задание 2 № 8902. Из предложений 7—9 выпишите слово, образованное приставочным способом. (7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! (8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. Показать ответ Редактировать задание Ответ: Поставьте глагол ЗАКЛЕЙМИЛ в инфинитив / начальную форму/ - ЗАКЛЕЙМИТЬ, отбрасываем приставку ЗА- . Глагол образован приставочным способом. | АНДРЕЙ ЛАНГЕ, работа № 43433 № п/п | Тип | Задание | Ответ ученика | Правильный ответ | 1 | 8 (B8) | 905 | кольцевая | кольцевая | 2 | 9 (B9) | 940 | анафора | анафора | 3 | 10 (B10) | 770 | пейзаж | пейзаж | 4 | 10 (B10) | 907 | анафора | анафора | 5 | 10 (B10) | 941 | 124 | 125 | | |
Учащиеся могут задать учителю вопрос и получить более подробное разъяснение в случае затруднений.
1 | Задание 10 № 941. Среди перечисленных ниже средств выразительности выберите три, которые есть в первой строфе этого стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов). 1. метафора 2. перифраз 3. эпифора 4. антитеза 5. инверсия Показать текст Пояснение. Метафора — это один из основных поэтических приёмов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Перифраз или Перифраза — это один из художественных приемов: замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. Инверсия — это одна из часто встречающихся стилистических фигур, оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в грамматическом предложении, нарушающей обычный порядок; подлежащее — после сказуемого, определение — после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т. п. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, ОТВЕТ: 125 |
Сразу же после проверки домашнего задания учитель выставляет матрицу с оценками в учебной группе.
Учитель может составить неограниченное количество необходимых ему проверочных работ, воспользовавшись случайным генерированием теста, подобрав определённые задания из каталога или включив в работу собственные задания.
В связи с загруженностью при обычных формах работы на уроке учитель может осуществлять выборочный контроль за выполнением домашних заданий, учащихся средней и старшей школы, в то время как введение дистанционных домашних заданий дает возможность ежеурочного централизованного контроля за счет экономии времени учителя на проверку домашних заданий. Кроме того, данный формат позволяет организовать сотрудничество с родителями и быструю систему оповещения об уровне подготовки учащихся.
Начало формы
Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом, что говорит об ее эффективности. Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов.
Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения. Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или углубить свои знания в интересующих их областях.
Дистанционные технологии - это перспективный инструмент для реализации основных принципов личностно - ориентированного подхода обучения. Система предусматривает постоянное общение обучающихся как между собой, так и с преподавателем, когда система образования переходит от авторитарных отношений «учитель – ученик» к отношениям сотрудничества – «партнер-учитель – партнер-ученик».
Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Дистанционное обучение обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения.
10