СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционные технологии обучения: значение в современном образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования дистанционному обучению. В статье выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционные технологии обучения: значение в современном образовании»

Статья

«Дистанционные технологии обучения: значение в современном образовании».


Введение.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс среднего профессионального образования.  Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется. Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии. Перед системой образования встает глобальная проблема — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания. В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии.

Нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в образовании. Уже много лет широко распространено заочное обучение, давно обучает нас и верный друг — телевидение. Но на заре 21 века — века информационных технологий — с появлением сети Интернет дистанционное обучение выходит на качественно новый уровень.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В инновационной стратегии целостного педагогического процесса в профессиональном образовании существенно возрастает роль заместителей директоров, методистов и преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других - реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения, которое мне и хотелось бы проанализировать в своей работе.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

Согласно Статьи 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий закона "Об образовании в РФ":

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное обучение – это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии. 6 мая 2005 года был издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который гласит: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии педагогического работника и обучающегося…”














  1. Особенности дистанционного обучения.

     В наше время дистанционное обучение проводится чаще всего при использовании Интернета.

Педагог (тьютор) проводит обучение в так называемом виртуальном классе, в который студент может заходить, когда ему этого хочется или удобно. Как правило, чтобы попасть в подобный виртуальный класс, студенту необходимо получить логин и пароль, которые выдаются после зачисления на обучение.

Преимущества дистанционного обучения:

  • Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

  • Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

  • Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.

  • Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

  • Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Недостатки дистанционного обучения:

  • Наличие быстроскоростного интернета, чаще всего это трудность для удаленных от центров населенных пунктов нашей страны.

  • Невозможность определения личности, которая выполняет учебные задания. Хотя сейчас во многих вузах вводятся меры защиты по определению выполнения заданий третьими лицами.

  • Применение самодисциплины и самоконтроля обучения.

  • Наличие ошибок при разработке курсов и большая их трудоемкость.

Проанализировав выше сказанное можно выделить следующие группы целей дистанционного обучения:

  • профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

  • повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

  • подготовка студентов по отдельным учебным дисциплинам к сдаче экзаменов экстерном;

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках студентов по определенным дисциплинам общеобразовательного и профессионального цикла;

  • изучение дисциплин обучающимися, не имеющих возможности по разным причинам посещать занятия вообще или в течение какого-то отрезка времени.

Принципы дистанционного обучения – определенная система дидактических и иных требований к процессу обучения и проектирования в системе дистанционного обучения.

Основными специфическими принципами дистанционного обучения можно считать следующие:

  • Принцип интерактивности - это сотрудничество при взаимодействии между участниками учебного процесса

  • Принцип открытости - получение доступа ко всей имеющейся информации по возможности получения дистанционного образования и во время обучения.

  • Принцип гибкости - возможность получения образования в удобное для обучающегося время и выбор последовательности обучения.

  • Принцип адаптивности - использование современных технологий, которые могут позволить приспособиться к индивидуальным особенностям обучающихся.

  • Принцип передаваемости - возможность обмена образовательными материалами, оценочными материалами и другой информацией.

  • Ориентация на потребителя - возможность доступа к получению дистанционного обучения большого количества людей, которые не могут позволить обучаться очно, сюда входит и финансовая сторона.

  • Принцип базовых знаний - применение различных способов оценивания вступительных испытаний, показывающих уровень освоения начальных знаний.

  • Принцип индивидуализации - применение индивидуального темпа и индивидуальной образовательной траектории.

  • Принцип регламентности обучения - применение сроков начала, окончания сессии, тестирования, заданий или академической задолженности.

  • Принцип педагогической целесообразности - применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению.
















  1. Формы, методы и виды дистанционного обучения.

Формы дистанционного обучения

Любое дистанционное обучение имеет несколько форм. К ним относятся:

Лекционные занятия - это основной вид занятий, так как они являются основой подготовки обучаемых.

Цель - дать систематизированные основные знания по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспектива прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах.

Лекции должны быть понятные и доступны к пониманию. Лекции могут быть как печатном виде, так и в мультимедийном виде. Например, видео или аудио лекции.

Практические занятия - это более углубленные, требующие самостоятельного изучения, занятия.

Практические занятия способствуют осмыслению изученного материала и применения сформированных умений на практике. Занятия могут быть в виде решения задач, различных практикумов, ответов на кейсы, кроссворды и другие.

Семинарские занятия - проводятся с целью обсуждения различных тем данной дисциплины. Проводиться семинарские занятия могут с помощью веб - занятий (вебинар) – вид дистанционного взаимодействия с использованием возможностей интернета или традиционно в аудитории техникума.

Консультации - проводятся с целью устранения недопонимания какой-либо образовательной программы, поддержки со стороны преподавателя.

Проводиться консультации могут с помощью чат - занятий и телеконференций. Чат - консультации проводятся одновременно для всех обучающихся. Также имеется личный чат с педагогом.

Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).

Методы дистанционного обучения

Методы дистанционного обучения можно классифицировать в зависимости от способа коммуникации обучающихся и педагогов.

Метод самообучения - этот метод предусматривает минимальное участие преподавательского состава.  Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).

Метод обучения «один к одному» - предусматривается взаимодействие обучаемого с преподавателем один на один посредством консультаций. Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.

Метод обучения «один к многим» - данный метод используется при изложении материала для всей группы обучающихся посредством информационных технологий. Может быть осуществлен в виде консультаций в чате или аудио и видео - конференциями, вебинарами, где взаимодействие происходит между преподавателем и группой студентов. Дискуссия в этом случае является интересной и познавательной.

Методобучение «многие к многим» - этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.

Также можно выделить следующие методы:

Метод проектов - предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.

Метод проблемного обучения - основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание обучающихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.

Исследовательский метод обучения - характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов.

Тестирование как особый вид дистанционного обучения

Итоговое тестирование – это особый вид дистанционного обучения, так как его результаты могут быть применены для принятия различного рода решений, таких как итоговая оценка курса, аттестация, перевод на более высшую ступень обучения. Поэтому разработка теста должна быть комплексной. Вопросы тестирования должны быть тщательно подготовлены, обоснованы и достоверны. Сбои в системе электронного тестирования не должны допускаться, а если такой случай имеет место, то своевременно должно быть все исправлено.

Тестирование – это универсальное средство проверки знаний обучающегося. Тестирование - это одновременно и метод, и результат педагогического измерения.

Тестирование содержит в себе ряд заданий. Тестовое задание - учебная ситуация, для которой тестируемый должен выбрать вариант ответа или же сформулировать такой вариант.

Тестовые задания могут быть открытой формой, закрытой формой, на соответствие и установление последовательности.

• Задание открытой формы – это такие задания, при которых обучающийся самостоятельно вводит ответ свободной формы. Это может быть подобранное слово, фраза и полноценный письменный ответ.

• Задание закрытой формы – это такие задания, при которых ответом на вопрос служит несколько предложенных вариантов ответов, из которых нужно выбрать верный. Существует одиночный правильный ответ и многовариантный, при котором правильных ответов может быть несколько.

• Задание на соответствие – это такие задания, при которых нужно соединить правильные элементы двух групп.

• Задание на установление верной последовательности – это такие задания, при которых нужно установить правильную единственно верную последовательность элементов группы.

Тестирование имеет ряд преимуществ:

  • проводится для любых дисциплин;

  • проводится без участия экзаменатора;

  • обучающийся самостоятельно выбирает время и место в рамках указанного диапазона времени;

  • расходуется меньше времени и психологически проще;

  • результаты представляются в виде структурированных отчетов по студенту, по всем группам, отдельно по специальности и по всем курсам;

  • определятся вопросы из всего объема учебного материала, что дает объективную оценку знаний.

Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в российских СУЗах (Таблица 1).

Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий.

Технология

Характеристики

Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты).

низкая коммуникационная интерактивность;

стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых;

хорошо известны методики разработки учебных материалов;

высокая долговечность.

Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта.

средняя степень интерактивности;

наиболее развитая инфраструктура в России;

низкая стоимость.

Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени.

высокая степень интерактивности;

наиболее развитая в мире инфраструктура сети;

использование широко распространенных платформ компьютеров;

низкая стоимость.

Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии.

высокая степень интерактивности;

хорошее качество передачи изображения;

снижение более чем на два порядка, требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом;

высокая стоимость.

Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу.

высокая степень интерактивности;

максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука;

высокая стоимость.


















Заключение

Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционного обучения в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального общества. В данной работе я рассмотрела дистанционное обучение с педагогической и, кроме того, с технической точек зрения и убедилась в важности решения данной проблемы.

Под дистанционным обучением понимается особый вид образования, при котором происходит интерактивное взаимодействие обучающихся со специализированной образовательной системой. При этом происходит самостоятельное изучение материалов, при незначительном участии преподавателя или вообще без него.

Дистанционное обучение основывается, как на общепедагогических принципах, так и на специфических принципах: интерактивности, открытости, гибкости, адаптивности, передаваемости, базовых знаний, идентификации, индивидуализации, регламентности обучения, педагогической целесообразности.

При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения.

Развитие современных информационных технологий позволяет максимально упростить обучение посредством таких форм обучения как чат-занятия, телеконференции, аудио и видео-лекции, вебинары, электронная почта и другие.

Методы взаимодействия могут осуществляться посредством самообучения, обучение «один к одному», обучение «один к многим», обучение «многие к многим», также есть методы проектов, проблемного обученияи исследовательский метод обучения.

Поэтому применение и использование дистанционного обучения вызывает много разногласий и является актуальной дискуссией экспертов.

Список литературы

1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов - на - Дону: «Мысль», 1999. - 368 с.

2. Интернет: www.dist-edu.ru; www.hse.ru; www.ui.usm.ru.

3. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 1996. - 228 с.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997. - 398 с.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

6. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. - «Знание», 2000. - 276 с.

7. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. центр
«Академия», 2009. 192 с.

8. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с

10. Дистанционные образовательные технологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://helpiks.org/5-91099.html

11. Лугин В.Г. Формы и методы Дистанционного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-and-methods-remote-education.html

12. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения.[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!