СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник педагогической практики в начальной общеобразовательной школе (предмет "Музыка"). Учеб.-метод.пособие для студента-практиканта

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дневник представляет собой отчетный документ студента о результатах прохождения практики преподавания музыки в начальных классах. В ходе практики обучающийся выполняет комплекс заданий, предусмотренных программой с учетом требований новых ФГОС и ФРП НОО и заполняет соответствующие разделы дневника. В методическом приложении к дневнику размещены рекомендации по выполнению предложенных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Дневник педагогической практики в начальной общеобразовательной школе (предмет "Музыка"). Учеб.-метод.пособие для студента-практиканта»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ


КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА




ДНЕВНИК

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ




Курск, 2023

УДК 37 + 78

ББК 74 + 85

Р 83

Рецензент:


Девяткина Е.Б. – преподаватель музыкального отделения Курского педагогического колледжа




Р 83 Рудзик М.Ф. Дневник педагогической практики в начальной школе : учебно-методическое пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2023. – 76 с. Текст : непосредственный.




Учебно-методическое пособие предназначено для организации квалифицированной профессионально-педагогической деятельности студентов старших курсов факультета искусств и арт-педагогики КГУ (направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль подготовки – Музыка) при выполнении ими комплексной программы педагогической практики на базе общеобразовательных организаций.

Предложенные в пособии алгоритмы и методические рекомендации по оформлению отчета о проведенной студентом работе позволяют целенаправленно формировать профессиональную компетентность и культуру будущего учителя музыки, необходимые умения и навыки проектировочной, конструктивной, организационной, методической и исследовательской деятельности. Пособие окажет помощь студентам в постижении основ научно-методической работы школьного педагога-музыканта, а также преподавателям и методистам, осуществляющим руководство различными видами педагогической практики.




УДК 37 + 78

ББК 74 + 85

Р 83





© Рудзик М.Ф., 2023


© ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», 2023

ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Студента (ки) ______ курса ________________________ формы обучения

факультета искусств и арт-педагогики ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» ______________________________________________________

(ф.и.о.)

Направление подготовки, образовательный профиль 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль – Музыка

Педпрактику проходил (а) в _________________________________________

__________________________________________________________________

В период с «___» ______________ 20___ г. по «___» ______________ 20___ г.


Факультетский руководитель _________________________________________________________________

(ф.и.о., должность)

Руководитель по педагогике __________________________________________________________________

(ф.и.о., должность)

Руководитель по психологии __________________________________________________________________

(ф.и.о., должность)

Учитель музыки __________________________________________________________________

(ф.и.о., должность)

Классный руководитель __________________________________________________________________

(ф.и.о., должность)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ


  1. ФИО учителя_________________________________________________

  2. Образование __________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Педагогический стаж___________________________________________

  2. Разряд (категория) _____________________________________________

  3. Знаки отличия_________________________________________________

  4. Основная и совмещаемая должности______________________________

________________________________________________________________

  1. Преподаваемые дисциплины по ступеням образования ______________

________________________________________________________________

  1. Учебные программы ___________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9. Формы внеурочной профессиональной деятельности ________________

________________________________________________________________

10.Тема или основное направление методической (научно-исследовательской) деятельности ___________________________________

________________________________________________________________

11.Характеристика педагогического опыта:




















12.Источники информации ________________________________________

________________________________________________________________

РАБОЧЕЕ РАСПИСАНИЕ ПРАКТИКАНТА


Дата

«____» класс

«____» класс

«____» класс

«____» класс

1.






2.






3.






4.






5.






6.






7.






8.






9.






10.






11.






12.






Внеклассные мероприятия:









РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ


урока

Время начала и окончания урока

1-я смена

2-я смена























Подпись учителя:

СПИСКИ УЧАЩИХСЯ БАЗОВЫХ КЛАССОВ


«_____» класс

«_____» класс

п/№

Фамилия, имя учащегося

п/№

Фамилия, имя учащегося













































































































































Классный руководитель:



Классный руководитель:



«_____» класс

«_____» класс

п/№

Фамилия, имя учащегося

п/№

Фамилия, имя учащегося













































































































































Классный руководитель:



Классный руководитель:


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ

В БАЗОВЫХ КЛАССАХ


________ класс, ________ четверть

Учебные модули ___________________________________________________

________________________________________________________________


урока

Тема урока

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



________ класс, ________ четверть

Учебные модули ___________________________________________________

________________________________________________________________


урока

Тема урока

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


________ класс, ________ четверть

Учебные модули ___________________________________________________

________________________________________________________________


урока

Тема урока

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



________ класс, ________ четверть

Учебные модули ___________________________________________________

________________________________________________________________


урока

Тема урока

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В БАЗОВОМ КЛАССЕ



Дата

Тема мероприятия, форма проведения





































Подпись классного руководителя:

ПРОТОКОЛ УРОКА № 1 (НАБЛЮДЕНИЕ)


Дата ___________

Класс ____________________________

Учитель (ф.и.о.) _________________________________________________

Учебные модули ___________________________________________________

________________________________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Ход урока:






























Анализ урока:






Подпись учителя

ПРОТОКОЛ УРОКА № 2 (НАБЛЮДЕНИЕ)


Дата ___________

Класс ____________________________

Учитель (ф.и.о.) _________________________________________________

Учебные модули ___________________________________________________

________________________________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Ход урока:






























Анализ урока:






Подпись учителя

ПРОТОКОЛ УРОКА № 1 (АССИСТИРОВАНИЕ)


Класс ____________________________

Учитель (ф.и.о.) _________________________________________________

Учебные модули ___________________________________________________

________________________________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Ход урока:































Анализ урока:






Подпись учителя

ПРОТОКОЛ УРОКА № 2 (АССИСТИРОВАНИЕ)


Дата ___________

Класс ____________________________

Учитель (ф.и.о.) _________________________________________________

Учебные модули ___________________________________________________

________________________________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Ход урока:






























Анализ урока:






Подпись учителя

РАЗВЕРНУТЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МУЗЫКИ

в ____ классе по теме _____________________________________________

________________________________________________________________









































Подпись учителя_______________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА МУЗЫКИ № 1


Дата _______________


Класс ____________________________


Тип урока _________________________________________


Учебные модули ___________________________________________________


Тема


Цели


Планируемые результаты


Предметные:


Метапредметные:


Личностные:


Основные понятия


Развиваемые качества, способности, умения и навыки


Межпредметные связи


Ресурсы, материалы

Основные –


Дополнительные –


Формы организации учебной деятельности


Используемые педагогические технологии




Дидактическая структура урока:

этап/содержание


1


Деятельность учителя



2


Задания для учащихся



3


Деятельность учащихся



4

Планируемые результаты

Предметные




5

УУД:

Познавательые (П)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

6

Организационный момент:







Актуализация темы урока*:







Повторение / закрепление пройденного материала:







Проверка домашнего задания:







Текущий контроль:







Динамическая пауза:







Проблемная ситуация:







Знакомство с новым материалом:







Слушательская деятельность:







Упражнения, тренинги:







Исполнительская деятельность:







Творческие задания / организация самостоятельной работы:







Домашнее задание:







Рефлексия:








* Все этапы урока конкретизируются на уровне содержания; количество и последовательность этапов, выделенных цветным шрифтом, определяется с учетом темы, целей, объема содержания и планируемых результатов урока.



Оценка___________________________________ Подпись учителя_______________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА МУЗЫКИ № 2


Дата _______________


Класс ____________________________


Тип урока _________________________________________


Учебные модули ___________________________________________________


Тема


Цели


Планируемые результаты


Предметные:


Метапредметные:


Личностные:


Основные понятия


Развиваемые качества, способности, умения и навыки


Межпредметные связи


Ресурсы, материалы

Основные –


Дополнительные –


Формы организации учебной деятельности


Используемые педагогические технологии




Дидактическая структура урока:

этап/содержание


1


Деятельность учителя



2


Задания для учащихся



3


Деятельность учащихся



4

Планируемые результаты

Предметные




5

УУД:

Познавательые (П)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

6

Организационный момент:







Актуализация темы урока*:







Повторение / закрепление пройденного материала:







Проверка домашнего задания:







Текущий контроль:







Динамическая пауза:







Проблемная ситуация:







Знакомство с новым материалом:







Слушательская деятельность:







Упражнения, тренинги:







Исполнительская деятельность:







Творческие задания / организация самостоятельной работы:







Домашнее задание:







Рефлексия:








* Все этапы урока конкретизируются на уровне содержания; количество и последовательность этапов, выделенных цветным шрифтом, определяется с учетом темы, целей, объема содержания и планируемых результатов урока.



Оценка___________________________________ Подпись учителя_______________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА МУЗЫКИ № 3


Дата _______________


Класс ____________________________


Тип урока _________________________________________


Учебные модули ___________________________________________________


Тема


Цели


Планируемые результаты


Предметные:


Метапредметные:


Личностные:


Основные понятия


Развиваемые качества, способности, умения и навыки


Межпредметные связи


Ресурсы, материалы

Основные –


Дополнительные –


Формы организации учебной деятельности


Используемые педагогические технологии




Дидактическая структура урока:

этап/содержание


1


Деятельность учителя



2


Задания для учащихся



3


Деятельность учащихся



4

Планируемые результаты

Предметные




5

УУД:

Познавательые (П)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

6

Организационный момент:







Актуализация темы урока*:







Повторение / закрепление пройденного материала:







Проверка домашнего задания:







Текущий контроль:







Динамическая пауза:







Проблемная ситуация:







Знакомство с новым материалом:







Слушательская деятельность:







Упражнения, тренинги:







Исполнительская деятельность:







Творческие задания / организация самостоятельной работы:







Домашнее задание:







Рефлексия:








* Все этапы урока конкретизируются на уровне содержания; количество и последовательность этапов, выделенных цветным шрифтом, определяется с учетом темы, целей, объема содержания и планируемых результатов урока.



Оценка___________________________________ Подпись учителя_______________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА МУЗЫКИ № 4


Дата _______________


Класс ____________________________


Тип урока _________________________________________


Учебные модули ___________________________________________________


Тема


Цели


Планируемые результаты


Предметные:


Метапредметные:


Личностные:


Основные понятия


Развиваемые качества, способности, умения и навыки


Межпредметные связи


Ресурсы, материалы

Основные –


Дополнительные –


Формы организации учебной деятельности


Используемые педагогические технологии




Дидактическая структура урока:

этап/содержание


1


Деятельность учителя



2


Задания для учащихся



3


Деятельность учащихся



4

Планируемые результаты

Предметные




5

УУД:

Познавательые (П)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

6

Организационный момент:







Актуализация темы урока*:







Повторение / закрепление пройденного материала:







Проверка домашнего задания:







Текущий контроль:







Динамическая пауза:







Проблемная ситуация:







Знакомство с новым материалом:







Слушательская деятельность:







Упражнения, тренинги:







Исполнительская деятельность:







Творческие задания / организация самостоятельной работы:







Домашнее задание:







Рефлексия:








* Все этапы урока конкретизируются на уровне содержания; количество и последовательность этапов, выделенных цветным шрифтом, определяется с учетом темы, целей, объема содержания и планируемых результатов урока.



Оценка___________________________________ Подпись учителя_______________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА МУЗЫКИ № 5


Дата _______________


Класс ____________________________


Тип урока _________________________________________


Учебные модули ___________________________________________________


Тема


Цели


Планируемые результаты


Предметные:


Метапредметные:


Личностные:


Основные понятия


Развиваемые качества, способности, умения и навыки


Межпредметные связи


Ресурсы, материалы

Основные –


Дополнительные –


Формы организации учебной деятельности


Используемые педагогические технологии




Дидактическая структура урока:

этап/содержание


1


Деятельность учителя



2


Задания для учащихся



3


Деятельность учащихся



4

Планируемые результаты

Предметные




5

УУД:

Познавательые (П)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

6

Организационный момент:







Актуализация темы урока*:







Повторение / закрепление пройденного материала:







Проверка домашнего задания:







Текущий контроль:







Динамическая пауза:







Проблемная ситуация:







Знакомство с новым материалом:







Слушательская деятельность:







Упражнения, тренинги:







Исполнительская деятельность:







Творческие задания / организация самостоятельной работы:







Домашнее задание:







Рефлексия:








* Все этапы урока конкретизируются на уровне содержания; количество и последовательность этапов, выделенных цветным шрифтом, определяется с учетом темы, целей, объема содержания и планируемых результатов урока.



Оценка___________________________________ Подпись учителя_______________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА МУЗЫКИ № 6


Дата _______________


Класс ____________________________


Тип урока _________________________________________


Учебные модули ___________________________________________________


Тема


Цели


Планируемые результаты


Предметные:


Метапредметные:


Личностные:


Основные понятия


Развиваемые качества, способности, умения и навыки


Межпредметные связи


Ресурсы, материалы

Основные –


Дополнительные –


Формы организации учебной деятельности


Используемые педагогические технологии




Дидактическая структура урока:

этап/содержание


1


Деятельность учителя



2


Задания для учащихся



3


Деятельность учащихся



4

Планируемые результаты

Предметные




5

УУД:

Познавательые (П)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

6

Организационный момент:







Актуализация темы урока*:







Повторение / закрепление пройденного материала:







Проверка домашнего задания:







Текущий контроль:







Динамическая пауза:







Проблемная ситуация:







Знакомство с новым материалом:







Слушательская деятельность:







Упражнения, тренинги:







Исполнительская деятельность:







Творческие задания / организация самостоятельной работы:







Домашнее задание:







Рефлексия:








* Все этапы урока конкретизируются на уровне содержания; количество и последовательность этапов, выделенных цветным шрифтом, определяется с учетом темы, целей, объема содержания и планируемых результатов урока.



Оценка___________________________________ Подпись учителя_______________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА МУЗЫКИ № 7


Дата _______________


Класс ____________________________


Тип урока _________________________________________


Учебные модули ___________________________________________________


Тема


Цели


Планируемые результаты


Предметные:


Метапредметные:


Личностные:


Основные понятия


Развиваемые качества, способности, умения и навыки


Межпредметные связи


Ресурсы, материалы

Основные –


Дополнительные –


Формы организации учебной деятельности


Используемые педагогические технологии




Дидактическая структура урока:

этап/содержание


1


Деятельность учителя



2


Задания для учащихся



3


Деятельность учащихся



4

Планируемые результаты

Предметные




5

УУД:

Познавательые (П)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

6

Организационный момент:







Актуализация темы урока*:







Повторение / закрепление пройденного материала:







Проверка домашнего задания:







Текущий контроль:







Динамическая пауза:







Проблемная ситуация:







Знакомство с новым материалом:







Слушательская деятельность:







Упражнения, тренинги:







Исполнительская деятельность:







Творческие задания / организация самостоятельной работы:







Домашнее задание:







Рефлексия:








* Все этапы урока конкретизируются на уровне содержания; количество и последовательность этапов, выделенных цветным шрифтом, определяется с учетом темы, целей, объема содержания и планируемых результатов урока.



Оценка___________________________________ Подпись учителя_______________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА МУЗЫКИ № 8


Дата _______________


Класс ____________________________


Тип урока _________________________________________


Учебные модули ___________________________________________________


Тема


Цели


Планируемые результаты


Предметные:


Метапредметные:


Личностные:


Основные понятия


Развиваемые качества, способности, умения и навыки


Межпредметные связи


Ресурсы, материалы

Основные –


Дополнительные –


Формы организации учебной деятельности


Используемые педагогические технологии




Дидактическая структура урока:

этап/содержание


1


Деятельность учителя



2


Задания для учащихся



3


Деятельность учащихся



4

Планируемые результаты

Предметные




5

УУД:

Познавательые (П)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

6

Организационный момент:







Актуализация темы урока*:







Повторение / закрепление пройденного материала:







Проверка домашнего задания:







Текущий контроль:







Динамическая пауза:







Проблемная ситуация:







Знакомство с новым материалом:







Слушательская деятельность:







Упражнения, тренинги:







Исполнительская деятельность:







Творческие задания / организация самостоятельной работы:







Домашнее задание:







Рефлексия:








* Все этапы урока конкретизируются на уровне содержания; количество и последовательность этапов, выделенных цветным шрифтом, определяется с учетом темы, целей, объема содержания и планируемых результатов урока.



Оценка___________________________________ Подпись учителя_______________________________

ПРОТОКОЛ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ № 1 (НАБЛЮДЕНИЕ)


Дата ___________

Класс(ы), кол-во учащихся ________________________________________

Педагог(и) (ф.и.о.) _________________________________________________

Форма внеклассного мероприятия __________________________________

Тема ___________________________________________________________

Цели ___________________________________________________________

Планируемые результаты _________________________________________

Ход:

























Анализ мероприятия:










Подпись учителя (классного руководителя):

ПРОТОКОЛ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ № 2 (АССИСТИРОВАНИЕ)


Дата ___________

Класс(ы), кол-во учащихся ________________________________________

Педагог(и) (ф.и.о.) _________________________________________________

Форма внеклассного мероприятия __________________________________

Тема ___________________________________________________________

Цели ___________________________________________________________

Планируемые результаты _________________________________________

Ход:



























Анализ мероприятия:







Подпись учителя (классного руководителя):

СЦЕНАРИЙ ЗАЧЕТНОГО ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Дата ___________

Класс(ы), кол-во учащихся ________________________________________

Форма внеклассного мероприятия __________________________________

Тема ___________________________________________________________

Цели:

Планируемые результаты:

Оборудование и ресурсы:

Ход мероприятия:




























Оценка___________________________________

Подпись учителя (классного руководителя):______________________


Примечание: сценарий мероприятия сопровождается электронными (аудио-визуальными, цифровыми, дидактическими) приложениями.

КАРТА САМОАНАЛИЗА ЗАЧЕТНОГО ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



Аспекты анализа

Уровень

Примеч.

0

(трудно

определить)

1

(низкий)

2

(ниже

среднего)

3

(средний)

4

(выше среднего)

5

(высокий)

I

Реализация поставленных целей

1.

Соответствие содержания мероприятия общим воспитательным задачам








2.

Взаимосвязь цели - содержания – форм - методов и приемов - результатов







3.

Соответствие содержания мероприятия уровню развития классного коллектива








4.

Соответствие содержания мероприятия возрастным особенностям учащихся








5.

Связь содержания мероприятия с жизнью школьников








6.



а)


б)

Предоставление возможности соотнести цели мероприятия со смыслом воспитательной деятельности:

для себя


для других людей




















7.

Создание условий для самостоятельности каждого учащегося








8.

Организация атмосферы включенности каждого учащегося в реализацию этапов мероприятия








II

Оптимальность применяемых форм и методов

1.

Взаимосвязь этапов мероприятия








2.

Сила влияния мероприятия на учащихся








3.

Использование наглядности с учетом специфики восприятия учащихся








4.

а)

б)

Воспитателем используются:

ситуация успеха

одобрение, поддержка, поощрение
















5.

а)


б)


в)


г)

Задания предлагаются:

репродуктивного характера


частично-поискового характера


исследовательского характера


творческого плана































6.



а)


б)


в)


г)

На мероприятии используются различные формы взаимодействия внутри классного коллектива:

фронтальная


групповая


парная


индивидуальная
































7.

а)


б)

На мероприятии преобладают формы общения:

монологическая


диалогическая


















III

Профессионализм педагога-воспитателя

1.

Соответствие методики проведения мероприятия поставленным целям








2.

Соответствие задач каждого этапа главной цели








3.

Гибкость и широта воспитательного момента (отсутствие шаблона, наличие «изюминки», элемента неожиданности)








4.

Рациональность использования методов и приемов на каждом этапе мероприятия








5.

Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами занятий








6.

Оформление аудитории (рациональное использование возможностей кабинета)








7.

Умение ориентироваться в сложной педагогической ситуации








8.

Умение оказывать воздействие на личность и коллектив








9.

Аналитическая культура педагога








10.

Использование различных источников информации








11.

Привлечение к подготовке мероприятия родителей, интересных людей, врача, психолога и др.








IV

Отношения воспитателя и воспитанников, деятельность детей

1.

Участие школьников в планировании мероприятия








2.



а)

Взаимодействие педагога-воспитателя и учащихся на всех этапах мероприятия:

беседа строится на равных основаниях








б)

воспитатель обращается с учащимся только по имени








в)

атмосфера обсуждения









г)

проявление активности, самостоятельности у учащихся








3.

Предоставление учащимся возможности внести изменения в планирование хода мероприятия








4.

Внешний вид учащихся









5.

Рефлексивная оценка школьников (в ходе проведения мероприятия и по его итогам)









Выводы:








Подпись учителя (классного руководителя):__________________

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

__________ КЛАССА


Фамилия, имя

учащегося

Оценка в баллах по видам музыкальной деятельности

Индивидуальная сумма

баллов

Уровень

музык-го

развития

учащегося

Восприятие

музыки

через слушание

Пение

Музыкально-ритмическая деятельность

Инструментальное музицирование и импровизация

Усвоение основ музыкальной грамоты

































































































































































































































Средние баллы по видам деятельности








Уровень музыкального развития учащихся по видам музыкальной деятельности








Описание результатов диагностики:



























Выводы и рекомендации:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ











































Подпись студента-практиканта___________________________________

Приложение

(не распечатывается!)



ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Вид практики: производственная практика

Тип практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способ проведения: стационарная (на базе общеобразовательных организаций)

Форма проведения: концентрированная, с отрывом от обучения


Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы


УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

Знает: структуру и сущность конструктивной профессиональной деятельности, принципы и технологии педагогического проектирования.

Умеет: осуществлять определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Владеет: навыками конструктивной профессиональной деятельности

ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

Знает: современные ценности образования, Национальную доктрину образования в РФ, концепции духовно-нравственного воспитания, художественного образования в РФ, преподавания предметной области «Искусство» в ООО; требования ФГОС и ФРП НОО по предмету «Музыка».

Умеет: реализовывать образовательные стратегии в условиях непрерывного развития образования; применять приобретенные профессиональные знания при моделировании процесса воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; использовать воспитательные технологии в учебной и внеучебной деятельности.

Владеет: способами объективного анализа современной образовательной ситуации и последующей актуализации процесса воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по профилю подготовки; использования методов и средств воспитания и духовно-нравственного развития в профессиональной деятельности с учетом специфики преподаваемого предмета.

ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Знает: подходы и принципы разработки рабочих программ учебной дисциплины и дополнительных образовательных программ.

Умеет: реализовывать принципы и методы разработки рабочих программ учебной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО и на основе федеральных основных общеобразовательных программ.

Владеет: основами проектирования программы формирования образовательных результатов, в том числе УУД (по дисциплинам музыкального профиля), системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ.

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Знает: методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации); общие подходы и принципы разработки рабочей программы учебной дисциплины, проектирования уроков и разработки внеурочных занятий; ценностные ориентации, структуру, цели и содержание преподаваемого предмета, формы, методы, средства, закономерности процесса и планируемые результаты музыкального образования и воспитания в общеобразовательной организации; нормы реализации педагогической деятельности в сфере музыкального образования; методы организации различных видов музыкально-творческой деятельности учащихся; основы музыкально-просветительской деятельности.

Умеет: системно анализировать и выбирать образовательные концепции; применять принципы и методы разработки рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с требованиями образовательных стандартов и на основе примерных основных общеобразовательных программ; конструировать, анализировать и оценивать процесс музыкального образования; проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития музыкального образования; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; оперировать методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Владеет: навыками разработки содержания учебного предмета, основными подходами к обучению; установления контактов и поддержания взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в условиях культурной образовательной среды; способами проектной, инновационной и художественно-творческой деятельности в образовании; организационно-педагогическими и художественно-исполнительскими навыками в области вокально-хорового и инструментального творчества.

ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

Знает: ценностные установки и методические основы профессиональной деятельности в сфере внеурочной работы и дополнительного музыкального образования школьников; законы развития личности и проявления личностных свойств; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.

Умеет: использовать теоретические и методические знания для генерации новых идей в области развития музыкального образования; использовать психолого-педагогические технологии сопровождения обучения, воспитания, развития обучающихся; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду в организуемой внеурочной музыкальной деятельности и дополнительном образовании детей.

Владеет: способами осуществления оптимального выбора форм внеурочной музыкальной работы с обучающимися, постановки целей и выбора путей их достижения; разработки сценариев внеурочных музыкальных мероприятий, творческих и исследовательских проектов и их воплощения с различными возрастными категориями обучающихся; сопровождения учебно-воспитательного процесса в соответствии со спецификой преподаваемого предмета.

ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

Знает: теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; принципы и логику построения эффективной системы непрерывного художественного образования в образовательных организациях различного типа; особенности проектирования образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества музыкального образования; особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества.

Умеет: в опоре на систематизированные теоретические знания выявлять особенности учебно-воспитательного процесса конкретной общеобразовательной организации; осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; самостоятельно разрабатывать и воплощать сценарии учебных и внеурочных музыкальных занятий, результативно организовывать учебную музыкально-творческую деятельность с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии со спецификой преподаваемого предмета (музыка); создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; использовать возможности образовательной среды для решения профессиональных задач.

Владеет: способами формирования УУД обучающихся, рефлексивной оценки результатов профессиональной музыкально-педагогической деятельности, технологиями художественно-педагогического анализа и самоанализа урока музыки и внеклассного музыкального занятия.

ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

Знает: закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, понимает роль и место образования в развитии, формировании и воспитании личности в соответствии с ее интересами, потребностями, способностями

Умеет: применять современные технологии обучения, воспитания и развития на основании педагогической и психологической диагностики; осуществлять творческое взаимодействие и сотрудничество с участниками образовательных отношений; выстраивать конструктивное общение в различных формах культурно-досуговых, просветительских и концертных музыкальных мероприятий

Владеет: коммуникативными компетенциями, различными формами педагогического общения в процессе учебной-творческой деятельности.


Место практики в структуре образовательной программы

Производственная (педагогическая) практика Б2.О.02.02(П) относится к обязательной части профессиональной образовательной программы и направлена на становление профессиональной компетентности педагога-музыканта в процессе приобретения студентами собственного опыта решения профессиональных задач в реальной ситуации образовательной деятельности на уровне начального общего образования


Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах

Объем в зачетных единицах: 9

Семестры: 7 (офо) / 5 (зфо).

Продолжительность (в неделях / в академических часах): 6 недель (324 часа), в т.ч.:

при офо - 4 часа аудиторной работы и 320 часов самостоятельной работы обучающихся;

при зфо - 2 часа аудиторной работы, 4 часа контроля и 318 часов самостоятельной работы обучающихся.


Содержание практики

Этапы практики

Виды деятельности студентов

1. Организационный

Установочная конференция

Составление индивидуального плана на период практики; осмысление цели, задач ее основных этапов, личностная ориентированность на результаты

Консультации с руководителями практики

2. Основной

Выполнение заданий:

Учебная работа: изучить систему музыкального образования в школе и педагогический опыт учителя музыки; ознакомиться с рабочей программой и учебно-тематическим планом, УМК и ресурсным обеспечением предмета «Музыка»; провести наблюдение и анализ 2-х уроков музыки в младших классах; совместно с учителем провести и проанализировать 2 пробных урока музыки в базовых классах; самостоятельно разработать, провести и проанализировать 8 уроков музыки в начальной школе; составить список изученной в ходе практики научно-педагогической, учебно-методической и специальной литературы, а также электронных ресурсов по предмету.

Воспитательная работа: ознакомиться с планом воспитательной работы в базовых классах; принять участие (ассистировать классному руководителю) в проведении и кратко проанализировать 2 внеурочных воспитательных мероприятия; самостоятельно разработать сценарий, подготовить, провести и проанализировать 1 внеурочное музыкальное мероприятие в начальной школе.

Задание по психологии: осуществить психолого-педагогическую диагностику уровня музыкального развития учащихся базового класса, проанализировать ее результаты и выработать рекомендации по повышению результативности и качества музыкального образования в начальной школе.

Задание по научно-исследовательской работе (дополнительно): осуществить сбор, систематизацию и анализ фактологических материалов по теме научного исследования; провести рекомендованный научным руководителем ВКР констатирующий и/или включенный формирующий эксперимент.

3. Завершающий

Систематизация материалов, подведение итогов практики

Оформление рабочей и отчетной документации по установленной форме.

Итоговая конференция.

Оценка работы (проведение дифференцированного зачета).


Формы отчетности по практике

  1. Индивидуальный план-отчет по практике.

  2. Дневник педагогической практики и письменный отчет студента о прохождении практики по форме, установленной кафедрой и утвержденным протоколом заседания кафедры.

  3. Индивидуальная карта студента-практиканта

  4. Отзыв руководителя от профильной организации о прохождении практики.

После проверки кафедральным руководителем практики лучшие материалы могут быть размещены в виде портфолио в личном кабинете обучающегося ЭИОС.


Перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики


Литература


Основная


  1. Педагогические технологии. В 3-х ч. Ч. 3 Проектирование и программирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Л. В. Байбородовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018.

  2. Рудзик М.Ф. Результативность и качество музыкального образования школьников. Банк оценочных средств: методич. пособие. Курск: Изд-во КГУ, 2010.

Дополнительная


  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

  2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.

  3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник. М., 2006.

  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.

  5. Алисов Е.А. Основы педагогического проектирования: учеб.-метод. пособие. Курск: РОСИ, 2007. 82 с.

  6. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков. М., 1996.

  7. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие. Краснодар, 2000.

  8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для ВПО. М., 2002.

  9. Библиотека учителя музыки: Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М., 1991.

  10. Богоявленская Д.Б., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.Б. и др. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

  11. Бондарев П.Б. Философский аспект педагогического проектирования // Школьные технологии. 2005. № 6. С. 106-112.

  12. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с.

  13. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие. М., 2006.

  14. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. М., 1999.

  15. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: сб. науч. трудов. Л., 1989.

  16. Галиуллин Д.К. Социально-педагогические аспекты педагогического проектирования // Альма Матер. № 11. 2008. С. 42-44.

  17. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

  18. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений // Завуч. 2004. № 3. С. 27-31.

  19. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика в профильном обучении. СПб., 2005.

  20. Давыдова Е.А. Использование проектно-исследовательской формы обучения в образовательном процессе начальной школы // Начальное образование. № 6. 2010. С. 26-28.

  21. Ивашова О.А., Арикайнен Т.А. Работа с таблицами и диаграммами в ходе проектной деятельности // Начальная школа. № 4. 2011. С. 34-40.

  22. Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал / под ред. Е.В. Королевой. № 1. М.: Издательский дом «Народное образование», 2010. 156 с.

  23. Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал / под ред. Е.В. Королевой. № 3. М.: Издательский дом «Народное образование», 2009. 159 с.

  24. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2005.

  25. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов, рек. УМО / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008.

  26. Концепция преподавания предметной области «Искусство». М.: Просвещение, 2019.

  27. Концепция художественного образования в Российской Федерации. М, 2001.

  28. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: практич. пособие для учителей и др. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. 176 с.

  29. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практич. пособие для учителей и др. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

  30. Левин В.А. Обра­зовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.

  31. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

  32. Литова З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учеб. пособие. Курск: КГУ, 2008. 130 с.

  33. Образовательная область «Искусство»: сб. науч.-методич. мат-лов по проблемам непрерывного художественного образования / отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 2000.

  34. Полат Е.С. Метод проектов. URL: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm

  35. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.

  36. Прилуцкая Н.В. Формирование интереса к музыке у школьников // Музыка в школе. № 3. 2007. С. 25-35.

  37. Примерные программы начального общего образования: Музыка. М.: Просвещение, 2019.

  38. Программа «Проектория». URL: http://proektoriya.siteedit.su/page9

  39. Рудзик М.Ф. Об уроках музыки в контексте ценностных ориентаций современного образования // Мат-лы всеросс. науч.-практ. конференции РГНФ «Музыка изменяющейся России» / отв. ред. М.Л. Космовская. Курск, 2007. С. 181-189.

  40. Рудзик М.Ф. Организация экспериментальной работы в условиях школы-комплекса художественно-эстетического профиля // Научно-экспериментальная работа как условие развития школы. Мат-лы науч.-практ. конф. Часть II / под ред. В.Г. Онушкина и др. СПб., 1994. С. 19-21.

  41. Рудзик М.Ф. Рабочая тетрадь учителя музыки: информационно-методический бюллетень. Вып. 3. Курск, 2006.

  42. Рудзик М.Ф. Сборник дидактических материалов для учебной педагогической практики: таблицы, схемы, алгоритмы. Курск, 2007.

  43. Рудзик М.Ф. Сотрудничество факультета искусств с профильным общеобразовательным учреждением по обеспечению качества подготовки специалистов художественного образования // Мат-лы уч.-мет. и науч.-пед. конференции ППС и НПР КГУ «Деятельность университета по подготовке конкурентоспособных кадров, обеспечению качества жизни в регионе, развитию его духовно-нравственной среды». Курск, 2006. С. 45-48.

  44. Сандакова С.С. Творческие задания на уроках музыки // Музыка в школе. № 2. 2010. С. 46-48.

  45. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 7-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2010. 80 с.

  46. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2009. 132 с.

  47. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся IX класса: прилож. № 2 к программам общеобразовательных учреждений «Музыка 1-7 кл.», «Искусство. 8-9 классы». М., 2007.

  48. Скрипкина Т.Г., Ворожцова И.Г., Рудзик Е.Е. и др. Управление культурно-досуговой деятельностью в общеобразовательном учреждении: из опыта работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 46». Курск, 2008.

  49. Тукмачева М. От творчества учителя – к творчеству ученика // Искусство в школе. 2000. № 1. С. 11-12.

  50. ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241). М.: Просвещение, 2009. 60 с.

  51. Хуторской А.Ф. Личностно ориентированная направленность модернизации образования в российской школе // Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. С. 12-30.

  52. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты: монография. М., 2001.

  53. Челышева Т.В. Художественное образование. Сб. авторских программ. Вып. 1. М., 1999.

  54. Ясвин В. Проектирование развития школы. М.: Чистые пруды, 2011. 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 32).


Периодические издания


  1. Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». URL: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/ob-mpgu/izdaniya-mpgu/zhurnal-kafedryi-yunesko/.

  2. Искусство (Музыка, ИЗО, МХК) // Педмастерство: Всероссийский электронный журнал. URL: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/4?page=1.

  3. Искусство // Журналы Издательского дома «Первое сентября». URL: http://library.sgu.ru/vytrvyst/10_12_12.pdf; http://1september.ru/.

  4. Искусство в школе: Науч.-методич. журнал. URL: http://art-inschool.ru/.

  5. Искусство и образование: Науч.-методич. журнал. URL: http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=201004

  6. Культура и искусство: Научный журнал. URL: http://www.nbpublish.com/camag/.

  7. Музыка в школе: Науч.-методич. журнал. URL: http://www.art-in-school.ru/music/.

  8. Музыка и время: Науч. журнал. URL: http://music.tgizd.ru/.

  9. Музыкальная жизнь: Критико-публицистический журнал. URL: http://mus-mag.ru/.

  10. Музыкальная психология и психотерапия: Науч.-методич. журнал. URL: http://music-health.ru/music-phsyhologiya/

  11. Музыкальный журнал. URL: http://www.themusicalmagazine.ru/

  12. Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал. URL: http://bgiik.ru/200.

  13. Педагогика искусства: Сетевой электронный научный журнал. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal.

  14. Учитель музыки: Журнал Некоммерческого Фонда Д.Б. Кабалевского. URL: http://www.kabalevsky.ru/p07_4.htm.

  15. Эйдос: Интернет-журнал. URL: http://eidos.ru/journal/


Перечень информационных справочных систем


  1. http://195.93.165.10:2280 – Электронный каталог библиотеки КГУ

  2. http://elibra.ru/ – Портал Российской ассоциации электронных библиотек (НП ЭЛБИ).

  3. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека

  4. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

  5. http://pedlib.ru/ – Педагогическая библиотека.

  6. http://uisrussia.msu.ru – Университетская информационная система «Россия»

  7. http://www.numi.ru – Электронный ж-л «НУМИ».

  8. http://www.zavuch.info – Всероссийское электронное издание «ЗАВУЧ.ИНФО».

  9. http://www.school-collection.edu.ru – Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по предмету «Музыка».

  10. http://sozvezdieoriona.ru/ – Педагогический портал «Созвездие Ориона»

  11. http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  12. http://www.edu.ru/db/portal/sites/elib/e-lib.htm – Каталог электронных библиотек.

  13. http://www.elbib.ru/ – Российские электронные библиотеки.

  14. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php – Библиотека Гумер - гуманитарные науки: педагогика.

  15. http://www.gumfak.ru/pedagog.shtml – Электронная библиотека: учебные материалы по педагогике.

  16. http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=6 – Электронный журнал КГУ «Ученые записки».

  17. Библиотека статей по образованию – www.cl.ru/education/lib/

  18. Библиотеки России // Информационно-справочный портал «Library.ru». –http://book.uraic.ru/ssylki/biblioteki

  19. Википедия (свободная энциклопедия) – http://ru.wikipedia.org/wiki/

  20. Гуманитарный издательский центр «Владос» – www.vlados.ru

  21. Издательский дом «Первое сентября» – www.Iseptember.ru

  22. Издательство «Просвещение» – www.prosv.ru

  23. Институт новых технологий образования (ИНТ) – www.int-edu.ru

  24. Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» – www.auditorium.ru

  25. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». http://window.edu.ru/

  26. Курьер образования (электронный журнал) – courier.com.ru

  27. Наука и образование России – sciedu.city.ru

  28. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru

  29. Объединение сайтов «Все образование в Интернете» – www.alledu.ru

  30. Проект Public.Ru (публичная Интернет-библиотека) – www. Public.ru

  31. Российская академия образования (РАО) – www.gnpbu.ru/rao/raovhod.html

  32. Российский общеобразовательный портал – www. School.edu.ru

  33. Российский портал открытого образования – www.openet.ru

  34. Союз образовательных сайтов – www.allbest.ru/union

  35. Университетская информационная система «Россия» – http://uisrussia.msu.ru

  36. Федеральная университетская компьютерная сеть России, http://www.runnet.ru/3

  37. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (2009-2010) – http://mon.gov.ru/

  38. Фонд «Образование в третьем тысячелетии» – www.fond21.ru

  39. Электронный каталог библиотеки КГУ – http://195.93.165.10:2280

  40. Порталы, отражающие современный передовой педагогический опыт педагога-музыкантов.

  41. Сайты по музыкальному искусству и творчеству.


Методическое обеспечение


  1. Федеральные и региональные нормативно-правовые документы и инструктивные материалы, регламентирующие функционирование системы общего музыкального образования.

  2. Вариативные программы начального общего музыкального образования.

  3. Учебно-методические комплексы, творческие разработки к программам начального общего музыкального образования.

  4. Банк лучшего педагогического опыта преподавания предмета «Музыка».


Материально-техническая база, необходимая для проведения практики

Для успешного прохождения студентами производственной педагогической практики в базовых образовательных организациях должны быть в наличии учебные аудиторий и актовый зал, оснащенные необходимой компьютерной техникой, подключением к сети «Интернет», музыкальным инструментарием и инвентарем. Вузом открыт доступ практикантов к компьютерному и музыкальным классам, фондам университетских библиотек и сети «Интернет».


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(не распечатываются!)


Визитная карточка учителя музыки общеобразовательной школы является формой представления передового педагогического опыта в области общего музыкального образования, изученного студентом в период прохождения педагогической практики на базе общеобразовательного учреждения.

Визитная карточка содержит общую профессиональную характеристику педагога-музыканта (образование, должность, стаж, категорию, преподаваемые дисциплины и др.), а также анализ специфики его музыкально-педагогической деятельности.

При описании профессиональной деятельности учителя музыки следует проанализировать осуществляемые им формы музыкального образования (уроки по дисциплинам художественно-эстетического цикла, факультативы, спецкурсы, внеклассные мероприятия, творческие кружки, самодеятельные детские художественные коллективы и др.); используемые рабочие образовательные программы с учетом особенностей контингента учащихся и профиля общеобразовательного учреждения; просветительскую деятельность (лекции, концерты, фестивали, музыкальные гостиные, клубные заседания и т.п.); методическую работу, направленную на совершенствование образовательно-воспитательного процесса и профессионально-педагогической деятельности; научно-исследовательскую либо опытно-экспериментальную работу, авторские публикации педагога (программы, статьи, методические пособия и др.).

В аннотации (характеристике) педагогического опыта должны отразиться: педагогическое кредо педагога-музыканта с позиции его актуальности, основная цель профессиональной деятельности учителя и образовательно-воспитательные задачи, система работы учителя (характерные приемы, методы, способы, средства, формы, стиль педагогической деятельности), ее репродуктивность или креативность (традиционность или инновационность), наиболее ярко выраженные результаты деятельности педагога, степень практической значимости и широта распространения существующего опыта.

В визитной карточке учителя музыки следует указать источники полученной информации и основные методы проведенного студентом исследования передового педагогического опыта (статьи, книги, методические разработки, материалы обобщения ППО, видеозаписи, выступления педагога, индивидуальная беседа, интервью, опрос и др.).

При проведении развернутого анализа урока музыки необходимо рассмотреть следующие положения:


  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся класса. Какие особенности учтены учителем при планировании данного урока.

  2. Каково место урока в теме, разделе, программном курсе. Как он связан с предыдущими уроками, на что опирается. Как данный урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы курса, в чем его специфика, каков его тип.

  3. Какова главная цель и направленность урока. Какие задачи обучающего, развивающего и воспитывающего характера решались учителем в ходе урока. Была ли обеспечена их комплексность и взаимосвязь. Что являлось главным, стержневым в уроке. Насколько успешна реализация этих параметров.

  4. Какова структура урока. Насколько логично и последовательно выстроены эго этапы. Какое место в уроке занимали опрос, беседа, диалог с учащимися, изучение нового материала, закрепление и обобщение пройденного, проверка и определение домашних заданий. Как в них рассматривалась тема. По какому принципу выстроена драматургия урока.

  5. Какое содержание было предложено учащимся. Как данное содержание «отвечало» теме урока, какую проблему оно раскрывало. Что было наиболее важным и существенным. Какие этапы урока являлись кульминационными. Какие виды музыкально-творческой деятельности способствовали реализации содержания. Насколько полно и эффективно оно освоено учащимися.

  6. Какое сочетание методов, приемов и техник обучения было избрано учителем для достижения поставленной цели. Насколько оптимален их выбор. Какие элементы требуют коррекции на последующих уроках.

  7. Какие формы работы были предложены на уроке. Имел ли место индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. Соответствовал ли уровень сложности особенностям учащихся класса.

  8. В чем выражалась «обратная связь» учащихся с учителем. Как был организован контроль качества образования. В каких формах и какими методами он осуществлялся. Какие результаты выявлены в ходе контроля. На что в дальнейшем следует обратить внимание учителя.

  9. Каково оснащение урока. Как «работал» на урок кабинет музыки и избранные средства обучения (аудио-визуальные, технические, дидактические, информационно-коммуникативные и др.).

  10. Насколько высока работоспособность учащихся в течение всего урока, за счет чего она обеспечивалась. Как поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера урока. Какой стиль общения доминировал. В чем проявлялось воспитательное влияние личности учителя.

  11. Рационально ли использовано время урока. Как предупреждались перегрузки школьников.

  12. Присутствовали ли на уроке моменты педагогической импровизации, насколько они оправданы. Возникали ли в ходе урока непредвиденные педагогические ситуации, какими способами они разрешались.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(памятка учителя музыки)



Цель общего музыкального образования: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.


Ключевые педагогические задачи:

  • музыкальное воспитание (формирование эмоционального отношения к музыке),

  • музыкальное обучение (формирование сознательного отношения к музыке),

  • музыкальное развитие (формирование деятельно-практического отношения к музыке).


Задачи на уровне начального общего музыкального образования:

  • формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве;

  • формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;

  • формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;

  • развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;

  • овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;

  • изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;

  • воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;

  • расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.


Их реализация в начальной общеобразовательной школе осуществляется по следующим направлениям:

  • становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

  • развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

  • формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.


Основное содержание общего музыкального образования: личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

Содержание учебного предмета в начальной школе структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями):

инвариантные:

модуль № 1 «Народная музыка России»;

модуль № 2 «Классическая музыка»;

модуль № З «Музыка в жизни человека»

вариативные:

модуль № 4 «Музыка народов мира»;

модуль № 5 «Духовная музыка»;

модуль № 6 «Музыка театра и кино»;

модуль №7 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 8 «Музыкальная грамота»


Планируемые результаты освоения программы по музыке на уровне начального общего образования (см. Федеральную рабочую программу НОО по учебному предмету «Музыка»: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/):

Личностные результаты в области гражданско-патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, научного познания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания.

Метапредметные результаты: универсальные познавательные учебные действия (логические, исследовательские, умения работать с информацией), коммуникативные учебные действия (невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, совместная деятельность/сотрудничество), универсальные регулятивные учебные действия (самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, умение принимать себя и других, смысловые установки (внутренняя позиция личности) и жизненные навыки личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).

Предметные результаты: способность к музыкальной деятельности, потребность в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивное ценностное отношение к музыке как важному элементу своей жизни.


Принципы музыкального воспитания, обучения и развития:

Общедидактические

Музыкально-педагогические

Системно-деятельностный подход

Опора на природу и закономерности развития ребенка

Развивающее обучение

Воспитывающий характер обучения

Систематичность

Доступность

Наглядность

Достоверность

Единство обучения, воспитания и развития

Последовательность

Сознательность

Взаимосвязь цели, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания

Обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями

Сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся

Постоянство требований и систематическое повторение действий

Комплексность

Целостность

Непрерывность

Преемственность

Вариативность и др.

Признание самоценности музыкального искусства

Изучение музыки как живого образного искусства

Признание художественно-образного мышления как основы восприятия музыки

Тематическое построение программы

Единство эмоционального и сознательного

Единство художественного и технического

Единство развития ладового, ритмического чувства и чувства формы

Тождество и контраст

Образность

Ассоциативность

Диалогичность и сотворчество

Ориентация на формирование интереса детей к музыкальным занятиям

Связь музыки и жизни

Уподобление учебной деятельности художественно-творческому процессу

Изучение музыкального искусства в опоре на единство народной, академической, духовной и современной музыки

Опора на интонационный, жанровый и стилевой подходы в изучении музыки

Раскрытие эстетической ценности искусства

Ориентация на высокохудожественные образцы музыкального искусства

Опора на отечественную музыкальную культуру

Триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя

Креативность

Эмоциональная насыщенность

Свобода выбора и др.


Формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, индивидуальные, дифференцированные.


Формы контроля: текущий, промежуточный.


Методы обучения и воспитания:

Общедидактические

Музыкально-педагогические

Словесные (объяснительные)

Наглядные (иллюстративные)

Деятельно-практические

Сравнения и анализа

Проблемного обучения

Частично-поисковые, эвристические

Исследовательские

Логические

Репродуктивные

Творческие

Ассоциативные

Видео-методы

Методы работы с книгой

Игровые

Методы стимулирования деятельности

Создание ситуации успеха

Создание эффекта удивления

Эвристические

Здоровьесберегаюшие и др.

Приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства

Наглядно-слуховые методы

Наблюдение за музыкой

Сопереживание

Эмоциональная драматургия

Перспектива и ретроспектива

Размышление о музыке

Содержательный анализ инструментальных произведений

Сравнение

Идентификация

Развитие стилеразличения

Создание композиций

Создание художественного контекста (интегративный)

Уподобление характеру звучания музыки

Музыкальное собеседование (заочный диалог с автором музыки)

Переинтонирование (перекодирование на языки других видов искусства)

Музыкальное обобщение

Установление взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе

Сочинение сочиненного

Моделирование художественно-творческого процесса

Арттерапевтические


Возможные дидактические этапы урока:

  • организационный момент

  • актуализация темы

  • изложение темы

  • мотивация обучающихся

  • проблематизация

  • диагностика и контроль за достижением планируемых результатов

  • изучение нового материала

  • проработка материала

  • повторение и закрепление ранее освоенного материала

  • творческое моделирование и сотворческая деятельность

  • проектная деятельность

  • исследовательская деятельность

  • самостоятельная работа обучающихся

  • рефлексия

  • обобщение

  • контроль усвоения предметного содержания на основе самооценки

  • коррекционная работа

  • динамическая пауза

  • арттерапевтическая деятельность и др.


Виды художественно-творческой деятельности:

  • восприятие (слушание) музыки

  • пение

  • музыкально-ритмическая деятельность, боди-ритмика

  • пластическое интонирование (тактирование, свободное дирижирование, пантомимизация)

  • танцевальное движение под музыку

  • инструментальное музицирование

  • драматизация музыки (инсценировка, театрализация, ролевое исполнение)

  • импровизация, сочинение музыки

  • музыкально-игровая деятельность

  • развитие музыкальной грамотности (музыкально-теоретическая и музыкально-историческая деятельность)

  • полифункциональная аналитическая деятельность (размышление о музыке)

  • контекстная (изобразительная, литературная) деятельность

  • проектно-исследовательская деятельность

  • музыкальное экспериментирование, творческая мастерская


Средства обучения:

Дидактические: учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия нотного материала, фонохрестоматия, справочные материалы, схемы, таблицы, алгоритмы, раздаточные материалы, распечатки текстов, шаблоны, цветовые карточки, карты настроений и др.

Технические: музыкальный инструментарий, аудиотехнника, видеооборудование, компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, планшеты и др.

Программное обеспечение: цифровые образовательные ресурсы, обучающие программы, караоке, программы диагностики и контроля и др.

Контрольно-измерительные материалы: кроссворды, ребусы, викторины, анкеты, опросники, диагностические карты, контрольные задания, тесты и др.





При проведении письменного самоанализа внеурочного мероприятия целесообразно выделить следующие аспекты (воспользовавшись данной выше картой):

I. Реализация поставленных целей


1. Соответствие содержания мероприятия общим воспитательным задачам, его познавательность и креативность.

2. Взаимосвязь цели - содержания - форм - методов - приемов и результатов.

3. Соответствие содержания мероприятия уровню развития классного коллектива и возрастным особенностям учащихся.

5. Связь мероприятия с учебной и внеурочной творческой деятельностью школьников, опора на их реальный жизненный опыт.

6. Воспитательная роль и значение мероприятия: а) для учащихся; б) для других людей.

7. Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности каждого учащегося.

8. Организация атмосферы включенности каждого учащегося в реализацию этапов мероприятия.


II. Оптимальность применяемых форм и методов


1. Взаимосвязь этапов мероприятия, их единое интонационно-образное начало, «композиционность» и драматургическое развитие.

2. Эмоциональная насыщенность мероприятия, сила его воздействия на учащихся.

3. Использование различных источников информации.

4. Использование наглядности и широких ассоциативных связей с учетом специфики восприятия учащихся.

5. Оформление аудитории (рациональное использование возможностей кабинета, создание эстетической среды).

6. Характер заданий: а) репродуктивный; б) частично-поисковый; в) исследовательский; г) творческий.

7. Формы взаимодействия внутри классного коллектива: а) фронтальная; б) групповая; в) парная; г) индивидуальная.

8. Формы общения: а) монологическая; б) диалогическая.


III. Профессионализм педагога


1. Владение методикой проведения мероприятий.

2. Умение решать поставленные задачи в соответствии главной целью мероприятия.

3. Оригинальность педагогического замысла (отсутствие шаблона, наличие «изюминки», элементы неожиданности, удивления, «открытия»).

4. Оптимальность выбранного содержания, методов, приемов и средств воздействия на каждом этапе мероприятия.

5. Умение ориентироваться в сложной педагогической ситуации, наличие вариативного и импровизационного подходов в педагогической деятельности.

6. Умение оказывать воздействие на личность и коллектив.

7. Создание ситуация успеха; стимулирование учащихся, одобрение, поддержка, поощрение.

8. Аналитическая культура педагога.

9. Привлечение к подготовке и проведению мероприятия широкого круга участников (родителей, интересных людей, врача, психолога и др.).


IV. Взаимоотношения педагога и учащихся, деятельность детей


1. Участие школьников в планировании, организации и проведении мероприятия.

2. Взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах мероприятия:

а) беседа строится на равных основаниях,

б) воспитатель обращается с учащимся только по имени,

в) атмосфера обсуждения,

г) проявление активности, самостоятельности у учащихся,

3. Предоставление учащимся возможности внесения изменений в планирование хода мероприятия.

4. Внешний вид учащихся.

5. Рефлексия школьников на мероприятие (как в процессе проведения, так и по его итогам).

Диагностика уровня музыкального развития детей проводится в целях повышения эффективности процесса массового музыкального образования младших школьников, исходя из общего уровня музыкального развития учащихся данного класса, с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Диагностика осуществляется в процессе длительных наблюдений за классным коллективом, а также при выполнении каждым учащимся диагностических заданий по видам деятельности с использованием оптимально выбранного музыкального репертуара.

Выполнение школьником каждого вида деятельности (задания) оценивается по 3-х балльной системе:

1 балл – низкий результат,

2 балла – средний результат,

3 балла – высокий результат.

Результаты каждого ученика заносятся в диагностическую таблицу (по горизонтали) и суммируются. В зависимости от общего количества набранных баллов определяются общий уровень индивидуального музыкального развития ребенка и его способности к осуществлению различных видов музыкально-творческой деятельности:

3-7 баллов – низкий уровень,

8-12 баллов – средний уровень,

13-15 баллов – высокий уровень.

Затем производится суммирование показателей и расчет среднего балла по видам деятельности (по вертикали), которые позволяют выявить уровень достижений классного коллектива по шкале:

до 2 баллов – низкий уровень,

от 2 до 2,5 баллов – средний уровень,

от 2,5 до 3 баллов – высокий уровень.

и скорректировать выбор форм и методов последующей творческой работы на уроках музыки, обеспечивая индивидуально-дифференцированный, личностно ориентированный подходы в обучении.


ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ


ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ ЧЕРЕЗ СЛУШАНИЕ


Высокий уровень:

1) внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);

2) адекватно определяет характер музыкального произведения (использует разнообразные определения, образную речь);

3) определяет жанр (песенный, танцевальный, маршевый и др.);

4) определяет форму музыкального произведения (количество частей в 1, 2, 3-х частной форме, вариациях, форме рондо, вступление, проигрыш, запев и припев в песне);

5) выделяет наиболее яркие элементы музыкальной речи (динамика, тембр, регистр, темп, силу звука и др.).


Средний уровень:

  1. слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

  2. адекватно определяет характер музыки, используя одно-два определения, например, «веселая», «задорная»;

  3. определяет жанр произведения с незначительной подсказкой педагога;

  4. определяет форму произведения (части, запев, припев) с незначительной помощью педагога;

  5. выделяет некоторые выразительные средства (два-три).


Низкий уровень:

  1. слушает музыку без интереса, часто отвлекается;

  2. не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом («грустно», «весело»);

  3. ошибается в определении жанра музыкального произведения или отказывается выполнять задание;

  4. ошибается в определении формы произведения или отказывается выполнять задание;

  5. выделяет одно-два средства выразительности или не может назвать ни одного.


ПЕНИЕ


Высокий уровень:

  1. точно передает мелодию знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения;

  2. поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, ее выразительные особенности;

  3. сочиняет несложные мелодии в разных жанрах (марш, танец, песня) различного характера.


Средний уровень:

  1. точно передает мелодию знакомой песни (попевки) с музыкальным сопровождением или с поддержкой голоса педагога;

  2. поет недостаточно выразительно;

  3. сочиняет несложные мелодии с помощью взрослого, используя предложенный образец.


Низкий уровень:

  1. интонирует неточно;

  2. поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно;

  3. сочиняет мелодию, предлагая вариант, мало отличающийся от образца.


МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Высокий уровень:

  1. точно воспроизводит простой, пунктирный и синкопированный ритмы, двигается под музыку ритмично;

  2. двигается под музыку синхронно и в соответствии с характером музыки;

  3. импровизирует ритмические аккомпанементы и движения под музыку, используя разнообразные ритмоформулы, танцевальные движения, пантомимику и образно-игровые движения.


Средний уровень:

  1. не всегда точно воспроизводит ритм музыки;

  2. двигается под музыку неуклюже, недостаточно выразительно;

  3. двигается, используя (комбинируя) знакомые танцевальные или образно-игровые движения, составляет ритмоформулы, мало отличающиеся от предложенного педагогом варианта.



Низкий уровень:

  1. неточно воспроизводит даже несложные ритмические фигуры, двигается неритмично;

  2. движения не выразительны, сбивчивы, не соответствуют характеру музыки;

  3. использует однообразные движения, не может самостоятельно составить ритмическую формулу.


ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ И ИМПРОВИЗАЦИЯ


Высокий уровень:

  1. уверенно, ритмично, выразительно исполняет предложенный ритмический аккомпанемент, свободно ориентируется в ритмической партитуре, точно исполняет несложную знакомую попевку (построенную на 2-7 звуках) на звуковысотном музыкальном инструменте (свирель, металлофон, фортепиано, блок-флейта и др.);

  2. самостоятельно подбирает знакомые мелодии, составляет ритмические аккомпанементы.


Средний уровень:

  1. исполняет знакомые мелодии и ритмические аккомпанементы с незначительной помощью педагога;

  2. подбирает знакомые попевки и ритмическое сопровождение с помощью педагога.


Низкий уровень:

  1. затрудняется в игре на ритмических и звуковысотных инструментах;

  2. не может подобрать ритмический аккомпанемент и мелодию ни одной знакомой песни или попевки.


УСВОЕНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ


Высокий уровень:

  1. имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладел полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы;

  2. дает точные объяснения основным музыкальным терминам.


Средний уровень:

  1. имеет общее представление об элементах музыкальной речи, овладел отдельными понятиями и терминами;

  2. дает приблизительное объяснение отдельным музыкальным терминам (в основном своими словами).



Низкий уровень:

  1. не распознает элементы музыкальной речи, имеет смутное представление о средствах музыкальной выразительности, понятийный аппарат не сформирован;

  2. не может дать объяснение или охарактеризовать ни одного музыкального термина.


Полученные в ходе диагностики результаты описываются студентом в свободной форме. При этом следует тщательно проанализировать как общие, так и индивидуальные особенности музыкального развития детей.

Общий уровень музыкального развития класса отражается в количественных и процентных показателях. Отмечаются результаты по каждому виду деятельности, выявляются «лидеры» по направлениям деятельности, а также учащиеся с недостаточно выраженными способностями к тем или иным видам музыкального творчества.

Анализируются персональные достижения каждого ребенка, и методом математической обработки данных выявляется их индивидуальный уровень общего музыкального развития.

Проведенный анализ предполагает заключение в форме общих выводов, а также выработку рекомендаций для педагога-музыканта, осуществляющего профессиональную деятельность в данном классе, по повышению эффективности музыкального образования школьников.


При написании отчета о педагогической практике студент отражает объемы проведенной работы (выполнение программы педагогической практики, имеющие место отклонения от утвержденного плана с указанием причин). Далее дается краткий анализ наблюдаемых и проведенных уроков в контексте существующей в базовом общеобразовательном учреждении системы музыкального образования. Указываются и анализируются посещенные и проведенные практикантом в рамках запланированной воспитательной работы с учащимися внеклассные мероприятия, а также отклонения от плана с указанием причин. Студент должен оценить личные профессиональные умения и навыки, приобретенные в процессе прохождения педагогической практики, указать, какими видами музыкально-педагогической деятельности он овладел, что вызвало затруднения и почему. Приветствуется описание индивидуальной работы с учащимися во внеурочное время; работы, проведенной с родителями; практической помощи, оказанной членам педагогического коллектива общеобразовательного учреждения или в целом школе (например, улучшение предметного оборудования кабинета музыки, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов, помощь в подборе музыкального репертуара, пополнение кабинетной или школьной библиотеки специальными изданиями, создание аудио-визуальных средств обучения и др.). Завершается отчет предложениями по улучшению педагогической практики/

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

(индивидуальная карта студента-практиканта)


ФИО студента_____________________________________________________

Факультет __________________________________________________

Направление подготовки, профиль_________________________________

Курс, группа, форма обучения_______________________________________


Области профессиональной деятельности

Уровень сформированности компетенций (владение профессиональными навыками)

Комментарии

(пояснения)**

Низкий

Средний

Высокий

Конструктивная

(планировочная)





Коммуникативно-организаторская





Преподавательская

(образовательная)





Музыкально-исполнительская:

- пение





- игра на музыкальных инструментах





- дирижирование






Художественно-творческая





Коррекционно-развивающая,

арттерапевтическая





Контрольно-аналитическая,

диагностическая





Научно-методическая,

исследовательская





Дата

Подпись учителя –

руководителя практики ___________________ /_______________________/


К дневнику педагогической практики прилагаются оформленный в соответствии с требованиями индивидуальный план, индивидуальная карта студента-практиканта и отзыв руководителя практики от профильной организации, составленный учителем музыки общеобразовательного учреждения – руководителем практики и заверенный подписью директора (заместителя директора) и гербовой печатью.

Учебное издание



Рудзик Марина Федоровна




ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Учебно-методическое пособие








Лицензия ИД № 06248 от 12.11.2001 г.

Формат 60х84х16. Усл. печ. л. 4,75


Курский государственный университет

305000, г. Курск, ул. Радищева, 33















В темных свободных клетках указывается время проведения урока

Указать форму, тему, класс, дату и время проведения


Профессиональная компетентность педагога-музыканта проявляется в способности оптимально применять полученные ЗУН при решении художественно-педагогических задач. Определение уровня сформированности профессиональных компетенций студента-практиканта определяется степенью владения общепедагогическими и специальными навыками в различных областях музыкально-педагогической деятельности:

- низкий уровень сформированности ПК – неуверенно владеет навыками;

- средний уровень сформированности ПК – уверенно владеет навыками;

- высокий уровень сформированности ПК – свободно владеет навыками.

** Обязательны для заполнения!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!