СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дни науки в школе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения Дней науки, предметных недель в школе.   Предназначена   для   использования в   работе учителя биологии общеобразовательных школ. 

Просмотр содержимого документа
«Дни науки в школе»

Г ОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26»


















ДЕНЬ НАУКИ В ШКОЛЕ












ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН














Составитель: Луганская Н.В.-учитель биологии и географии, специалист высшей квалификационной категории, старший учитель.




Данная разработка представляет собой методический материал для проведения Дней науки, предметных недель в школе.   Предназначена   для   использования в   работе учителя биологии общеобразовательных школ. 

 Мероприятия недели разработаны, так, чтобы охватить ученический коллектив школы с 5 по 11 класс.





Пояснительная записка


Как повысить интерес учащихся к изучению школьных предметов?

Этот вопрос интересует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная и внеурочная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала обучающихся, то у школьников  возникает желание изучать предметы и после звонка.
Внеклассная работа по предметам имеет важное  воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач, а также воспитанию у них чувства коллективизма и творчества, расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности.

Форм внеклассной работы множество, одними из них  являются дни науки и предметные неделя.
Хорошо организованные и интересно проведенные дни науки и предметные недели  помогают обогатить знания детей, проявить их инициативу и  самостоятельность, способствует  развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

В нашей школе дни науки и предметные недели получили широкое распространение и проводятся по всем изученным предметам. Они требуют длительной и тщательно продуманной подготовки.





Основные цели и задачи:

Цели проведения Дней науки:

  • воспитание познавательного интереса (формирование у учащихся устойчивого   познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия);

  • переориентация восприятия учебных дисциплин («сломать» стандарт восприятия, показать детям известные учебные предметы с неизвестной стороны: не в виде набора правил, а как нечто живое, постоянно развивающееся);

  • неформальное общение преподавателей и учащихся (формы неформального учебного взаимодействия помогают изменить психолого-педагогические роли учителя и обучающегося, расписанные классно-урочной системой).

В задачи проведения дней науки входят:

  • формирование системы научных взглядов у обучающихся;

  • развитие у обучающихся интереса к исследованию окружающей природной и социальной среды;

  • развитие творческого потенциала, кругозора обучающихся;

  • воспитание чувство патриотизма и гордости за достижения отечественных ученых и деятелей искусства;

  • поддержка и развитие интеллектуально, творчески одарённых детей;

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

  • выявление обучающихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.



Основной принцип проведения Дней науки - каждый ребенок является активным участником всех событий. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать, придумывать и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами, т.е. быть полноценным организатором и участником всех происходящих событий.





5 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии:

«Науки о живой природе.»

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся.

Личностные задачи:

  • развитие интереса к предмету и познавательных способностей учащихся на основе имеющихся знаний и приобретения опыта познавательной деятельности.

Метапредметные задачи:

  • формировать ключевые компетенции через систему общеучебных универсальных учебных действий;

  • обучать осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

  • формировать творческое мышление.

  • формировать культуру общения и группового взаимодействия.

 Предметные.

  • овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы.

Метапредметные связи: биология+ ОБЖ. +краеведение+ экология+ русский язык+ математика

Ведущие приемы: постановка метапредметных вопросов, обращение к жизненному опыту и знаниям учащихся.

Оборудование: комплект заданий, таблицы, мультимедийная презентация.

Ход мероприятия

Организационный момент

Биология наука о Земной всей красоте…
О букашках, насекомых и лесах всех на Земле…
То наука о прекрасном, что нам Бог всем подарил…
Ведь не зря он всю Планету, красотою наделил…

Присмотритесь вы поближе к мотыльку и муравью…
К тому деревцу я вижу, как оно растёт в лесу…
Фауну сейчас и Флору сбережёт наука та…
Биология наука, как тот зонтик от дождя…

  • Биология (греч. bios – жизнь; logos –учение, наука) – совокупность наук о живой природе.

  • Предмет исследования биологии – все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.

Ботаника – наука о растительных объектах живой природы. От одноклеточных форм до высших представителей современной флоры – покрытосеменных растений.

Начало развития естественных наук положили труды философа древности Аристотеля (385 – 322 гг. до н.э.) Наиболее древние документальные свидетельства существования ботаники относятся к IV веку до н. э. Это труды греческого философа и естествоиспытателя Теофраста. Имеются сведения, что и учитель Теофраста Аристотель также интересовался ботаникой. Титул «отца ботаники» принадлежит Теофрасту (370 – 285 гг. до н.э.)

Растительный мир насчитывает около 500 тыс. видов. Обитают на суше и в водоемах.

Представлены жизненными формами: водоросли, травы, деревья, кустарники.

Зоология – наука о строении, функциях, развитии, распространении животных, их взаимосвязи с окружающей средой, происхождении и классификации. Насчитывается более 1,5 млн видов. Основатель науки зоология -философ древности Аристотель (385 – 322 гг. до н.э.) В стройную систему знаний зоология сложилась только к концу XVIII века благодаря трудам Луи Бюффона, Жоржа Кювье и Жана Батиста Ламарка.

Вирусология - наука об организации и особенностях вирусов. Это переходная форма неживой и живой материи. Вирусы и фаги (бактериофаги) – неклеточные формы жизни.

1796г. – английский врач Э.Дженнер впервые вакцинировал человека (вирус оспы коров).

1882г. Д.И. Ивановский и ученые Германии открыли вирус табачной мозаики.

1885г. Луи Пастер создал вакцину против бешенства.

1901г. – американец У. Рид открыл вирус желтой лихорадки.

1909г. К. Ланшнейдер выявил вирус полиомиелита.

1937г. Л.Зильбер открыл вирус клещевого энцефалита.

2003г. – полный химический синтез вирусного генома и превращение его в полноценный

живой вирус.

Организация вирусов:

  1. Распространены повсеместно.

  2. Размеры от 20 до 300 нм.

  3. Не имеют клеточного строения.

  4. Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса, не проявляющая никаких признаков, называется вирион.

  5. Способны размножаться только в клетках других организмов.

Микология - наука о грибах.

Это своеобразная группа организмов (около 100 тыс. видов), которые сочетают в себе признаки растений и животных.

Существуют:
- плесневые грибы;
- дрожжи;
-шляпочные грибы;
- грибы – паразиты.

III в. до н.э. Геофраст написал первую книгу о грибах.

XVI в. Клизиус описал более 100 видов грибов. Появились первые изображения грибов.

С XVII по XVIII вв. – грибы изучали Р. Гук, М. Мальпиги, К. Линней.

В 1832 г. Элиас Магнус Фриз выделил грибы в отдельное царство.

С 1933г. – появление и развитие отраслей микологии:

1960 – микогеография (Б.П.Васильков)

1993 – микоэкология, микоценология (В. А. Мухин).

Значение грибов:

  1. Участвуют в круговороте веществ.

  2. Служат пищей для живых.

  3. Повышают плодородие почвы.

  4. Разрушают мертвую органическую ткань.

  5. Паразитируют на живых организмах.

Микробиология – наука, изучающая микроорганизмы, в том числе бактерии, одноклеточные эукариоты, вирусы. Это наиболее древние живые организмы, имеющие клеточное строение. Размеры – в пределах от 0,1 до 10-30 мкм. Обитают повсеместно. Больше всего – в почве. Меньше всего – в воздухе.

1595г.Захариус Йансен создал первый микроскоп.

1676г. Антони ван Левенгук впервые увидел и описал микроорганизмы.

1828г. - Христиан Эренберг ввел термин «бактерия».

1850г. Луи Пастер занялся изучением физиологии и метаболизма бактерий.

1930г. – разработка электронного микроскопа.

Значение микроорганизмов:

  1. Минерализация органических соединений.

  2. Конечное звено всех цепей питания.

  3. Повышают плодородие почвы.

  4. Санитары природы.

  5. Образовывают железные руды, торф, каменный уголь.

Лихенология - наука о лишайниках. Это комплексный организм, состоящий из гифов гриба и клеток водорослей или цианобактерий, находящихся в симбиозе. симбиотических отношениях друг с другом.

Эрик Ахариус «отец лихенологии». Выделил лишайники в самостоятельную группу.

Викторина:

Викторина:

Команды отвечают по очереди, либо получают задание одновременно. За каждый правильный ответ помощник жюри прикрепляет к макету цветка лепесток. Та команда, которая вырастить более пышный цветок, победитель.

1.Разговоры, разговоры.

Кто как разговаривает

Вопрос

Ответ

Голубь

Утка

Гусь

Лиса

Медведь

Воробей

Коза

Слон

Кузнечик

Журавль

токует.

Крякает

Гогочет

Лает

Ревет

Чирикает

Блеет

трубит.

Стрекочет

курлычет

2.Биология + фольклор.

1.Кто скребет на душе? (кошки).

2. Куда смотрит волк, сколько его не корми? (в лес).

3. Кто может свистнуть на горе? (рак).

4. Кого не пускают в посудную лавку? (слона).

5. На чем приносит новости сорока? (хвост).

6. С каким насекомым сравнивают трудолюбивого человека. (пчела).

7. Кого ноги кормят? (волка)

8. Что сделано из золота у доброго человека? (сердце)

3.Загадочный зверинец

1.Кровь пью, а жизнь даю. (пиявка)

2.По волнам гуляет зонтик, если встретите- не троньте,

Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется, как крапива. (медуза)

3.Без воздуха живет она и, как могила холодна,

Не пьет, хотя в воде сидит, в броне, хотя и не звенит. (рыба)

4.Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука)

5. Он – прадедушка слонов, А огромен – будь здоров. (мамонт)

6. Жил ящер гигантского просто размера,

Когда не настала еще наша эра.

Умел он ходить на 2-х задних лапах,

И пастью ужасно добычу царапал. (тираннозавр)

7. В заплатках шея и бока, на всех он смотрит с высока. (жираф)

8. ЕЕ скрывает словно маска, от всех защитная окраска,

Размечена, как переход, она по Африке идет. (зебра)

9. Что за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться (норка)

10.Шило впереди, клубок спереди, Ножницы сзади. (ласточка)

4. Черный ящик.

-Водяной, черный, красный, сладкий, горький, острый, молотый, болгарский. (перец)

- Ледяная, шершавая, мозговая, гладкая, земная, березовая, сосновая. (кора)

- белая, широкая, узкая, слоновая, мозговая, тазовая, трубчатая, обглоданная. (кость)

- Цельное, кислое, кокосовое, топленое, кипяченное, птичье, сгущенное. (молоко)

5.Биология + русский язык.

Найди ошибку

Вставь букву

Целый день, не зная лен…,

Мчит по тундре на олен…

Четыре серые мыш…

Живут на нашей крыш…

Это же, конечно, бле….,

Что бывает добрым ле….

Старый дом из..ел…

Все жучки из..ъел….

Убегали мы от ко…

И свалились под отко….

На арене пон…

В шелковой попон….

Летом ходят по гри..к…-

Заполняют погре..к….

Ответ

Целый день, не зная лени,

Мчит по тундре на олене.

Четыре серые мыши

Живут на нашей крыше.

Это же, конечно, блеф,

Что бывает добрым лев.

Старый дом из ели

Все жучки изъели.

Убегали мы от коз

И свалились под откос.

На арене пони

В шелковой попоне.

Летом ходят по грибки-

Заполняют погребки.

6.Биология+ география (покажи ответ) Дан набор фотографий.

1.Кого уважительно жители Сибири называют хозяин тайги(медведь)

2.Каких животных называют “ корабль пустыни” (верблюд)

3.Какое животное в Индии имеет трудовую книжку(слон)

4.Какому животному в Голландии стоит памятник с надписью: “ Наша мама” (корова)

5.Назовите государство в, в котором плавает КИТ(Китай)

7. Биология и мультфильмы.

Назови животного по имени.

Серая Шейка

Горбунок

Бонифаций

Умка

Табаки

Багира

Шушера

Бэмби

Ответ

Утка

Пони

Лев

Медведь

Шакал

Пантера

Крыса

олень

8.Биологи и литература

1.Кто из зверей составил квартет в басне Крылова. (осел, козел, мартышка, мишка)

2.Косточкой какого дерева Мюнхгаузен выстрелил в голову оленя. (вишня)

3.Кто съел таракана у Корнея Чуковского. (воробей.)

4.С каким котом встретилась Алиса в Зазеркалье. (чеширский)

5.Назовите лошадиную фамилию из рассказа Чехова. (Овсов)

6.Заготока для кареты Золушки(карета)

7.Какая птица попала в название сказки А. Погорельского (черная курица)

8.Кто поженил муху и комара. (К. Чуковский)

9.Биология и экология

1.Самое страшное бедствие в лесу(пожар)

2.какая охота разрешается в любое время года(фотоохота)

3.Служитель американского зоопарка повесил на вольере предмет и сделал надпись. “Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Только он способен истребить целык виды животных. «Что это за предмет и какой это зверь.

4. Какая змея изображена на эмблеме врачей (змея)

5. Из каких цветов варят варенье? (роза, одуванчик)

6.Организация, которая выступает в защиту живого (Грин Пис)

Подсчет результата, награждение победителя.

Учитель. Сегодня вы поняли., что изучать только один предмет невозможно. Нужно быть всесторонне образованным человеком.

Сохранит и приумножит всё живое на Земле…
Всё изучит и поможет выжить в не простой борьбе…
Ведь законы всей Вселенной не отменишь, не сотрёшь…
Выживает там сильнейший, если слабый то умрешь…

Человек ведь царь природы и порой он не поймёт…
Если сгубит всё живое, то и сам потом умрёт…
Потому не спит наука Биология сейчас…
Не смыкая глаз ночами, защищает нас от нас…

Полюби науку эту, всё живое на Земле…
Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…
Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…
Наша дивная Планета, наш с тобою отчий дом


8 класс

Интеллектуальный микс:

«Пять важнейших открытий в истории биологии»

  1. Познакомить учащихся с научными открытиями в области биологии

  2. На примере деятельности выдающихся ученых показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений.

  3. На примере истории научных открытий в области естественных наук показать ученикам взаимосвязь истории и биологии;

  4. Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке.

  5. Развивать умения сравнивать и обобщать материал, делать соответствующие выводы.

Оборудованиемультимедийная презентация

Этап урока

  1. Вступительное слово учителя 

Пять историй, которые навсегда изменили биологическую науку. Малоизвестные факты, сопровождавшие важнейшие биологические открытия, не оставят вас равнодушными. На сегодняшний день биологическая наука развивается невероятными темпами. Трудно выделить какую-либо другую науку, открытия в которой имеют настолько важное значение в жизни современного человеческого общества. Разве что информатика. Новые информационные технологии преследуют нас буквально на каждом шагу. И, казалось бы, достижения информатики в повседневной жизни человек использует даже больше, чем достижения биологии. Но всё же, такое сравнение недопустимо. Поскольку именно биологическая наука даёт то, без чего нас вряд ли бы заинтересовали даже самые невероятные прорывы в развитии информатики — это продукты питания и лекарства.

Предлагаем вам небольшую экскурсию по истории развития биологии с обзором главных, на мой взгляд, биологических открытий, которые обеспечили тот уровень жизни, который имеет человеческая цивилизация в XXI веке.

Открытие первоеУсовершенствованный микроскоп и английский физик
Изобретатель первого микроскопа точно неизвестен. Среди авторов называют и Захария Янсена, и Галилео Галилея. Бесспорным же является тот факт, что английский естествоиспытатель Роберт Гук, усовершенствовав микроскоп собственными силами, впервые обнаружил ячеистое строение образцов растений. Рассматривая срез пробки дуба, он увидел структуры, напоминающие клетки.

С тех пор все последующие поколения учёных и простых обывателей стали использовать слово «клетка» применительно к мельчайшей структурно-функциональной единице всех живых организмов.

Открытие второе. Микроскоп, изготовленный собственными руками, и голландский продавец тканей

Да. Продавец тканей. И следующее биологическое открытие (его, наверное, стоит поставить на первое место, потому что оно сделало настоящий переворот в науке) было сделано человеком, не только с биологией, но и с наукой вообще никак не связанным. Но приспособление, увеличивающее предметы, ему было необходимо в профессиональной деятельности. Так Антони ван Левенгук, а это был именно он, определял качество тканей, продажей которых занимался.
В 1665 году, вскоре после его публикации, Левенгук прочёл труд английского естествоиспытателя Роберта Гука «Микрография». Эта книга вызвала у него интерес к изучению окружающей природы с помощью линз. Попутно освоив ремесло шлифовальщика, Левенгук стал очень искусным и успешным изготовителем линз. Устанавливая свои линзы в металлические оправы, он собрал микроскоп и с его помощью проводил самые передовые по тем временам исследования. Линзы, которые он изготавливал, были неудобны и малы, для работы с ними нужен был определённый навык, однако с их помощью был сделан ряд важнейших открытий.

Наблюдаемые объекты Левенгук зарисовывал, а свои наблюдения описывал в письмах (общим количеством около 300), которые на протяжении более чем 50 лет отсылал в Лондонское королевское общество, а также некоторым учёным.
Однако в 1676 году достоверность его исследований была поставлена под сомнение, когда он отослал копию своих наблюдений одноклеточных организмов, о существовании которых до этого времени ничего не было известно. Несмотря на репутацию исследователя, заслуживающего доверия, его наблюдения были встречены с некоторым скептицизмом. Чтобы проверить их достоверность, в Делфт отправилась группа учёных во главе с Неемией Грю, который подтвердил подлинность всех исследований. 8 февраля 1680 года Левенгук был избран действительным членом Лондонского королевского общества.
Таким образом, голландский исследователь только в XVII веке открыл параллельный мир, о котором люди даже не догадывались за предыдущие тысячи и тысячи лет своего существования. Кстати, посмотреть в его удивительный микроскоп приезжало много известных исторических деятелей. В том числе и Пётр первый.

Открытие третье. Непушечное ядро от автора броуновского движения
Около 200 лет наблюдений понадобилось учёным-биологам для того, чтобы выделить в живой клетке самую главную её часть — ядро.
Одному из первых это удалось сделать чешскому физиологу Яну Пуркинье. Который обнаружил и описал ядро в яйцеклетке птиц. «Это сжатый сферический пузырёк, одетый тончайшей оболочкой. Он содержит свою собственную лимфу, включён в белый сосковидный бугорок и преисполнен производящей силой, отчего я и назвал его „зародышевый пузырёк“».

А в 1831 году ядро растительной клетки описал шотландский ботаник Роберт Броун. В его исследованиях впервые упоминается ядро не как случайное образование в клетке, а фигурирует как какая-то существенная часть, имеющая значение для жизни клетки. Но каково его значение в то время даже не предполагали.

Открытие четвёртое. Покушение на святое. И снова от англичанина

Чарлз Роберт Дарвин в двадцатидвухлетнем возрасте отправился в пятилетнее кругосветное путешествие. По возвращении, в 1836 году, он сел за обработку своих наблюдений. Но основной труд «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» был опубликован только через двадцать три года — в 1859. И немудрено. Для высказывания во всеуслышание идеи изменяемости видов в то время нужно было обладать недюжинной силой воли. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. Уже сама мысль о происхождении человека от обезьяны была слишком крамольной для глубоко религиозного общества XIX века. Но теория Дарвина выстояла. Первый тираж книги в 1250 экземпляров был распродан в течение двух дней. При жизни Дарвина она была переведена на голландский, русский, итальянский, шведский, датский, польский, венгерский, испанский и сербский языки. «Происхождение видов…» переиздаётся и продаётся до сих пор.

Открытие пятое. Основа основ. Самая главная молекула

Человечество до сих пор пытается сформулировать ответ на вопрос о том, что такое жизнь. Одно из универсальных определений жизни дал Фридрих Энгельс: «Жизнь — это существование белковых тел». На первый взгляд — исчерпывающе. Но с существенным недостатком — белки не могут передавать информацию. А именно передача информации следующим поколениям потомков и является основой существования жизни на Земле. Материальный носитель жизни и был открыт в 1959 году. Точнее, не сам носитель, а его загадочная структура. Наиважнейшее открытие в биологии и в своей жизни сделал двадцатипятилетний американский биолог Джеймс Дьюи Уотсон. В 1962 году ему и другим членам команды — Фрэнсису Крику и Морису Уилкинсу — была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине.

И добавить к этому величайшему открытию человечества больше нечего. Разве что новое открытие, которое сможет развернуть биологическую науку на другое, более прогрессивное направление. До конца XXI века ещё достаточно времени. Подождём.

Вывод:

Знания человечества стремительно растут, поэтому можно с уверенностью сказать, что если такая тенденция сохраниться, то в 21 веке будет совершено еще больше научных открытий, что может в корне изменить жизнь человека. Развитие биологии обусловлено интересами общества (проблемы медицины, сельского хозяйства.







10 класс


Информационный час на тему:

«Медицина и физиология на Нобелевском олимпе»


Задачи

1. Познакомить учащихся с историей появления Нобелевской премии и ее основателем.

2. Способствовать формированию интереса к событиям, происходящим в мире.

3. Воспитывать уважение к людям, являющим собою гордость и славу человечества.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа

1. Найти информацию о Нобелевской премии.

2.Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.

3. Подготовить выставку-галерею портретов Нобелевских лауреатов России.


Ход информационного часа

I. Основная часть

Учитель: Сегодняшний информационный час мы посвящаем человеку, которого в полной мере можно назвать человеком мира. Он внес огромный вклад в развитие человечества. Это Альфред Нобель. О нем, его деятельности и делах, оставивших след в истории человечества, и пойдет наш рассказ.

Ведущий. Сегодня в выпуске:

1. История жизни и деятельности Альфреда Нобеля.

2. Альфред Нобель и его премия.

3. Из истории ритуалов Нобелевской премии. Нобелевский ужин.

4. Нобелевский концерт.

5. Нобелевская премия мира и ее лауреаты 

Нобелевская премия- одна из наиболее престижных международных премий, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

Нобелевские премии учреждены в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля.

Альфред Бернард Нобель (21 октября 1833 — 10 декабря 1896) — шведский химик, инженер, изобретатель динамита. Завещал свое огромное состояние на учреждение нобелевской премии.

В его честь назван синтезированный химический элемент нобелий. В честь Нобеля назван нобелевский физико-химический институт в Стокгольме.

В завещании Нобеля предусматривалось выделение средств на награды представителям только пяти направлений:

  • Литература (присуждается с 1901, в Швеции;)

  • Физика (присуждается с 1901, в Швеции;)

  • Химия (присуждается с 1901, в Швеции;)

  • Физиология и медицина (присуждается с 1901, в Швеции;)

  • Содействие установлению мира во всем мире (присуждается с 1901, в Норвегии;)

Кроме того, вне связи с завещанием Нобеля, с 1969 года по инициативе шведского банка присуждаются также премия его имени по экономике. Она присуждается на тех же условиях, что и другие нобелевские премии.


Фонд Нобеля был создан в 1900 году как частная независимая неправительственная организация, с начальным капиталом 31 млн шведских крон (в нынешних ценах эта сумма эквивалентна примерно 1,5 млрд крон). Первые премии составляли 150 000 крон. В настоящее время капитал фонда равен 2 млрд 966 млн шведских крон (примерно 450 млн $ США), а размер премии составляет 10 млн. Шведских крон

В 2003 году - 1,35 млн.$ США

В 2004 году - 1,32 млн.$ США

В 2005 году - 1,3 млн.$ США

В 2006 году - 1,47 млн.$ США

В 2007 году ‑ 1,542 млн.$ США

В 2008 году ‑ 1,399 млн.$ США

Нобелевские лауреаты по медицине и физиологии:

  1. Иван Петрович Павлов

  2. Мечников Илья Ильич

  3. Генрих Герман Роберт Кох

  4. Александер Флеминг

  5. Зельман Ваксман

Павлов, Иван Петрович (1849-1936), русский физиолог, четвертый лауреат нобелевской премии (1904) по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности.

Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта, он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением, таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока.

Мечников Илья Ильич (1845–1916), русский микробиолог и патолог, удостоенный в 1908 нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с п. Эрлихом) за исследование природы иммунитета.

В 1882 обнаружил явление фагоцитоза – активного поглощения частиц и живых клеток одноклеточными организмами или особыми клетками – фагоцитами (такими клетками являются, например, некоторые типы лейкоцитов). На основе теории фагоцитоза разработал теорию фагоцитарного иммунитета (1883) и сравнительной патологии воспаления (1892).

Среди наиболее известных работ Мечникова: изучение внутриклеточного пищеварения у беспозвоночных животных; сравнительная патология воспаления; невосприимчивость к инфекционным болезням; этюды о природе человека.

Генрих Герман Роберт Кох-(1843- 1910) немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. Кох был удостоен многих наград, в том числе прусского ордена почета, присужденного германским правительством в 1906 году, и почетных докторских степеней университетов Гейдельберга и Болоньи. Также являлся иностранным членом французской академии наук, лондонского королевского научного общества, британской медицинской ассоциации и многих других научных обществ.

Александер Флеминг-(1881 — 1955) британский бактериолог, нобелевская премия по медицине в 1945 году за открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях.

Открыл лизоцим (антибактериальный фермент, вырабатываемый человеческим организмом). Флеминг был простужен, он посеял слизь из собственного носа на чашку Петри, в которой находились бактерии, и через несколько дней обнаружил, что в местах, куда была нанесена слизь, бактерии были уничтожены. Первая статья о лизоциме вышла в 1922.

Беспорядок в лаборатории Флеминга ещё раз сослужил ему службу. В 1928 году он обнаружил, что на агаре в одной из чашек Петри с бактериями staphylococcus aureus выросла колония плесневых грибов. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток, разрушил бактериальные клетки пенициллин, работа была опубликована в 1929 году.

Зельман Абрахам Ваксман-( 1888 – 1973) американский микробиолог и биохимик. Лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине (1952) за «открытие стрептомицина, первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулёза»

В течение 4 лет Ваксман и его коллеги исследовали около десяти тысяч различных микроорганизмов почвенного покрова в поисках антибиотиков, способных воздействовать на бактерии. В 1940 ученые выделили актиномицин, спустя два года они открыли стрептотрицин, антибиотик оказавшийся эффективным в отношении возбудителей туберкулёза. В 1943 обнаружен стрептомицин. После нескольких лет тестирования и доработки, в 1946 году стрептомицин начинает широко использоваться для борьбы с туберкулёзом и проказой. Получение стрептомицина побудило других ученых к поиску новых антибиотиков. Развитие этого направления лекарственных средств — безусловная заслуга работ Зельмана Ваксмана.



Нобелевские премии присуждаются согласно завещанию А.Нобеля, составленному 27 ноября 1895. А что еще Вы знаете по этой теме?


1. В каком году был основан Фонд А.Нобеля?


2. Награда по какому направлению не предусматривалась в завещании А. Нобеля?


3. Какого числа каждого года происходит вручение Нобелевской премии?


4. В каком городе Швеции родился Альфред Нобель?


5. Назовите имя первой женщины, получившей Нобелевскую премию.


6. Как известно, американский президент Барак Обама получил Нобелевскую премию мира в 2009 году. Какова была номинация?


7. Назовите первого человека, которому была присуждена премия, но он от неё отказался. Какое произведение он написал?


8. Какой выдающийся русский ученый получил в 1904 году Нобелевскую премию в области физиологии и медицины «за работу по физиологии пищеварения»?


9. Что является неотъемлемой частью Нобелевской недели вместе с вручением премии и Нобелевским ужином?


10.  Какая организация трижды удостаивалась Нобелевской премии мира?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей