СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дни таит опасность

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дни таит опасность»

Тема: “Московское государство и его соседи во второй половине XV в.”



Цели и задачи: познакомить с внешней политикой и внутренней политикой Ивана III; описывать систему управления Московским государством, сложившуюся в годы правления Ивана III; характеризовать процесс объединения русских земель на его завершающем этапе.

Оборудование: учебник История России. 6 класс. в 2-х ч./ [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.] под. ред. А. М. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - §26; пакет с рабочим материалом для рабы в группах, мультимедийная презентация “Московское государство и его соседи во второй половине XV в.”; карта "Российское государство во второй половине XV- начале XVI в."; Видеофильм "Иван III" из серии "Правители Руси".

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

Организационный момент (1 мин)

В начале урока класс делится на две группы, вытягивая жетоны разного цвета.

Мотивационно-целевой этап (2 мин)

Прием «Да – Нет» - группам предлагается выполнить задание на листах, ответив на вопросы. Учащиеся в группе должны не только ответить, но и сгруппировать вопросы, касающиеся темы сегодняшнего урока.

1. Война между Московскими князями замедлила ход объединения Русских земель? (да)

2. После смерти Василия 1 к власти пришел Иван 3? (нет)

3. После распада Золотой орды походы на Русь совсем прекратились? (нет)

4.После смерти Тимура в 1405 году начался распад Золотой Орды? (да)

5. Была ли на Руси необходимость государственного объединения? (да)

Отвечая на вопросы, учащиеся должны определить, о чем пойдет речь на уроке – Тема нашего урока « Московское государство и его соседи во второй половине 15 в.»

Постановка цели урока составляется в зависимости от ответа учащихся на вопросы: - Как вы думаете, о чем мы будем говорить? – На какие вопросы нам предстоит ответить

Актуализация знаний (1 мин)

Во время актуализации используется прием «Историческая азбука». Задача учащихся в группе составить список из слов, связанных с прошлой темой «Распад Золотой орды и его последствия». Затем, совместно с учителем, группы обсуждают слова.

План урока

1. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.

2. Ликвидация ордынского владычества на Руси.

3. Завершение объединения русских земель.

4. Возвышение великокняжеской власти.

5. Органы управления.

Проблемные вопросы.

- Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?

- Какую роль сыграл Иван III в создании единого Русского государства?

- Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве?

Запись темы урока.

III. Работа по теме урока

1. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. (7 мин)

Работа с текстом учебника - п.1. Задача учащихся – самостоятельно прочитать пункт, в группе составить список основных дат и событий, а затем оформить это на доске и в тетради. Перед началом работы по пункту учитель озвучивает вопросы, на которые необходимо устно ответить группе после прочтения.

Даты и события, которые должны быть выписаны на доске и в тетради:

1471 г. - договор новгородцев с королем Казимиром IV

1471 г. - поход Ивана III на Новгород. Битва на р.Шелони. Победа московского войска.

1478 г. - Окончательная ликвидация Новгородской боярской республики.

Вопросы, на которые устно отвечают учащиеся:

- Почему не все новгородцы поддержали политику Борецких?

- Почему в битве не принял участие архиепископский полк?

- Какими методами укреплял Иван III свое господство в Новгороде?

- Какую цель преследовала конфискация земельных владений новгородских бояр и их переселение под Москву?

- Какое значение имело присоединение новгородских земель для развития Русского государства? (Огромные территории, природные ресурсы, торговые связи с Западом)

Совместно с учащимися, учитель осуществляет проверку выполненного задания на доске.

2. Ликвидация ордынского владычества на Руси. (10 мин)

Для работы по 2 пункту учащимся предлагается в группах прочитать пункт, поработать с картой и дополнительным материалом и составить таблицу.

Дата

Событие

Итог






Дополнительный материал:

Отрывок из второй Софийской летописи.
И когда был великий князь на Посаде возле Кремля, горожане, устремлявшиеся в Кремль, в осаду, увидели его и начали стыдить, так говоря ему:— Когда ты, государь, князь великий, над нами в тихости и кротости правишь, тогда разоряешь нас непомерно. А нынче сам разгневал царя, дань ему не платишь, а нас выдаешь царю и татарам! Великий князь въехал в Кремль, и встретил его митрополит, а с ним владыка Вассиан Ростовский. И стал владыка Вассиан со злостью выговаривать великому князю, называя его беглецом. Оттого великий князь не остался в Кремле на своем дворе, но, опасаясь горожан, остановился в Красном сельце. А к сыну своему, великому князю Ивану Ивановичу, послал грамоты, веля ему тотчас быть в Москве. Но тот проявил мужество, принял на себя гнев отцовский, а от берега не уехал… И повелел великий князь сжечь Посад у Москвы.  А свою великую княгиню, Римлянку, и с нею казну послал на Белоозеро. А если случится, что, по Божьему гневу, переправится царь через Оку и возьмет Москву, то бежать им к Окиану-морю. Мать же великого князя, великая княгиня, не захотела бежать, но пожелала в осаде сидеть. А на Москве оставил великий князь Ивана Юрьевича да дьяка Василия Мамырева. Да еще сидел тут владыка Ростовский Вассиан.

Стояние на Угре
Младшие братья Ивана III выступили против политики централизации. Со своими боярами и дружинниками они ушли к литовским рубежам и просили покровительства у польско-литовского короля. В этих условиях Иван III показал себя как искусный дипломат и военный организатор. С братьями он примирился, а крымский хан напал на южные владения Польши. Войско Казимира IV, приготовившееся для нападения на Русь в помощь ордынцам, было вынуждено повернуть на юг для защиты своих владений.  Ордынский хан Ахмат двинулся в поход на Русь летом 1480 г. При первом же известии о готовящемся ордынском вторжении Иван Васильевич выдвинул свои войска к укрепленным линиям, заранее подготовленным на степной границе. В летописи указывается, что численность войска Ивана Васильевича достигала 180 тысяч человек. Прибыв к войску, Иван III остановился в городе Кременце, примерно в 50 км позади русских полков, стоявших вдоль берега реки Угры. Из Кременца было удобно руководить обороной всего берега, сюда подходили подкрепления из разных городов страны. Сюда же прибыли братья Ивана III. Именно военной целесообразностью можно объяснить стоянку великого князя Ивана III позади Угры. Из Коломны и Тарусы русское войско подошло к Угре и остановилось на берегу против ордынского лагеря. Началось знаменитое Стояние на реке Угре, когда противники встали друг против друга на противоположных берегах реки и ни один из них не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Король Казимир не пришел к Ахмату, потому что у него были свои усобицы. Тогда же Менгли-Гирей, «царь крымский, воевал королевскую Подольскую землю, дружа великому князю».
Приближалась зима. Стычки передовых отрядов русского и ордынского войск на речных переправах проходили с переменным успехом, не дав перевеса войскам Ахмата. У брода на Калугу ордынцев встретила огнем русская артиллерия. Это дало возможность надежно оборонять брод: «И отбили их от берега, и много дней они отступали с боем». Так прошло 4 дня. По словам летописца, «татары начали стрелять в наших», а «наши начали стрелять из луков и из пищалей и многих татар побили, и от берега отбили, и много дней, сходясь, через реку бились». Русская оборона на берегах Угры оказалась непреодолимой. 11 ноября 1480 г. принято считать днем освобождения Русской земли от ордынского ига.

После выполнения работы, учащиеся между двух групп обмениваются таблицами и проверяют правильность выполнения задания.

3. Завершение объединения русских земель. (7 мин)

При изучении пункта 3 учащимся необходимо самостоятельно прочитать пункт, выписать основные даты (выделены жирным шрифтом). Затем используется прием «Исторический футбол» - группе необходимо составить вопросы по прочитанному материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Вопросы учащиеся задают другой группе. Например:

- Как отразились присоединение Новгорода к Москве и победа над ханом Ахматом на положении Тверского княжества? (Оно оказалось окружено Московскими владениями)

- Чем закончилась попытка тверского князя Михаила заключить союз с Казимиром IV? Почему Казимир не пришел на помощь Твери?

- Чем закончился поход Ивана III на Тверь осенью 1485 г.? Кто стал великим князем тверским?

Первичное закрепление (2 мин)

Группам предлагается поработать с текстом на слайде (по 1,2,3 пункту урока) и вставить пропущенные слова:

1.В самом начале правления ____ присоединил Ростовское и Ярославское княжества, однако особое значение придавал усилению своего влияния в _______. В январе _____ самостоятельность города была ликвидирована, _____ распущено.

2. С 1472 г. Иван 3 перестал посылать дань _____. Заключив союз с ____, в 1480 году хан Большой орды ____ двинулся на Русь. 8 октября ___г ордынские войска подошли к притоку Оки – реке ___. Больше месяца стояли московские и ордынские войска против друг друга. 11 ноября 1480 г хан приказал своим войскам отступать. Так закончилось продолжавшееся ___ ордынское владычество.

3. После присоединения Новгорода ____княжество оказалось практически внутри московских владений. Осенью ___г Иван 3 пошел с войском на Тверь. Важной задачей Иван 3 считал возвращение захваченных ____ русских земель. В 1500 году в битве на реке ___ московское командование князя _____ наголову разбило противника. В ____г было заключено перемирие. Ивану 3 пришлось так же воевать с ____ орденом.

4. Возвышение великокняжеской власти. (5 мин)

При работе с 4 пунктом задача учащихся – смотреть видеоролик, посвященный Ивану III, а затем ответить на вопросы:

- С какой целью Иван III принял новый титул - Государь всея Руси? Какая внешнеполитическая программа провозглашалась принятием нового титула?

- Какое значение имел брак Ивана III с византийской царевной? (Великий князь - как наследник византийских императоров, верховный глава православного мира).

- Как изменился характер великокняжеской власти в Московском государстве? (приобретает деспотический характер; становится самодержавной - "государство все нам держать")

- Какие символы великокняжеской власти вы знаете? (шапка Мономаха, скипетр, держава)

- Каково происхождение герба Российского государства?

5. Органы управления (5 мин)

При работе с 5 пунктом задача учащихся прочитать пункт, записать новые термины в тетрадь, составить совместно с группой схему "Управление Российским государством" и изобразить ее на доске.

Кормление - порядок содержания должностных лиц за счет местного населения.

Местничество - порядок назначения на должности в зависимости от знатности рода и от того, какую должность занимали предки.

1497 г. - Судебник Ивана III - первый свод единого Российского государства (закреплены важнейшие изменения, произошедшие в государстве).

IV. Закрепление изученного материала (3 мин)

Ответы на проблемные вопросы. Использование приёма - «Подумай - обсуди- поделись» 

Группам предлагается текст. Задание - в выделенном предложении подчеркните «ошибкоопасные места» и проанализируйте их написания.

1.К середине 15 века великий московский князь был самым могущественным правителем на Руси. Большинство земель были присоединены при правлении сына Василя 2 Темного, Ивана 4, талантливого, умного,властного. В 1471 г группирова Морозовых заключила договор с Великим князем Казимором 4.В июле 1471 года в битве на реке Шелони московские князья разбили тверское ополчение. В январе 1478 года самостоятельность города была ликвиирована, вече распущено.
2.В 1500 г Иван 3 перестал посылать дань Большой орде. Заключив союз с Гидемином, в 1480 году хан Большой орды Ахмат двинулся на Русь. 8 октября 1502 г ордынские войска подошли к притоку Оки – реке Калка. Больше месяца стояли московские и ордынские войска против друг друга. 11 ноября 1480 г хан приказал своим войскам отступать. Так закончилось продолжавшееся 350 лет ордынское владычество.
3. После присоединения Новгорода Тверское княжество оказалось практически внутри московских владений. Осенью 1454 г Иван 3 пошел с войском на Тверь. Важной задачей Иван 3 считал возвращение захваченных Литвой русских земель. В 1500 году в битве на реке Калке московское командование наголову разбило противника. В 1503 г было заключено перемирие. Ивану 3 пришлось так же воевать с Тевтонским орденом.
4. В официальных документах Русь стала именоваться на французский манер – Россия. В 1497 г. на печати великого князя появляется изображение трехглавого орла с коронами на головах. Иван 3 принял новый титул – государь всея Руси.
5. С появлением единого государства формируются центральные органы власти. Во главе управления стоял великий царь. Боярская дума состояла из представителей старинных московских боярских родов. Вся территория России делилась на губернии. В 1497 г. Иван 3 издал Судебник – первый свод законов единого государства.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия (1 мин)

При проведении рефлексии используется прием «Рюкзак»: Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому, учащиеся делятся своими впечатлениями от урока.

Домашнее задание (1 мин)

Прочитать параграф 26,с 94 рубрика «Работаем с картой»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!