СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Добро и Зло". Конспект урока

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОРКСЭ (ОПК) на тему :" Добро и Зло"

Просмотр содержимого документа
«"Добро и Зло". Конспект урока»

Предмет: ОРКСЭ (Основы православной культуры)

Тема: «Добро и Зло»

Класс: 4 «В»

Учитель: О.В. Пучнина

Ход урока:

  1. Орг. момент:





  1. Самоопределение к деятельности:

Учитель: - Ребята! Тему урока вы сформулируете сами, разгадав кроссворд.

  1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

  2. Чувство гневного раздражения.

  3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

  4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

  5. Пожелание добра.

  6. Помощь, направленная на благополучие кого-нибудь.

  7. Близкие отношения, основанные на доверии.

Учитель: - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о добре)

Учитель: - Почему это слово цветное?

Учитель: - Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце (Дети продолжают улыбка, мама, учитель... и т.д.)

Учитель: - Ребята, что является противоположностью добра? (зло)

Учитель: - Если существует на нашей планете добро, то существует и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

  1. Работа по теме урока:

  1. Работа в группах со словарём С.И. Ожегова.

Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, счастья. В древней азбуке буква Д - обозначала «добро». Такие глубокие корни у этого понятия Но в сказках нам еще встречалось такое понятие, как зло



Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и узнаем значение слов «добро», «зло».

1 группа- «добро»

«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

2 группа- «зло»

« Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

3 группа-

Придумывает на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека.

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

  1. Возникновение Добра и Зла.

Учитель: - Добро и зло всегда существовали на Земле?

(Добро было всегда, зло появилось позже.)

Учитель:  –Когда было первое упоминание о зле?

  - Библия говорит о том, что Бог создал вначале ангелов (духи, у которых нет тела). Они все были добрыми. Но один из ангелов, Денница, что означает утренняя звезда, не захотел идти путем, определенным Богом, сам захотел стать Богом для ангелов. Он начал спорить с Богом и превратился в темного злого духа – сатану. Тогда против сатаны выступил один из высших ангелов – Архангел Михаил. Он сказал: «Кто равен Богу? Никто как Бог!» Произошла на небе война…Так появилось Зло.

Учитель: 

3) Ситуация в современном мире.

Учитель: - А теперь мы понаблюдаем за ситуацией в современном мире.

Л.Л.Серафимова

«Какой я?»

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле...

Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:

Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...

В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.

Извиняться уж не было времени:

Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал

Рыжий пёсик без рода, без племени.

…День сегодня плохой! Честно я признаю.

На душе как-то, вот, неспокойно...

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ…..

«Зло в тебе, коль душе твоей больно!».



Вопросы:

Учитель:

1) Не похожи ли мы на героя?

2) Что подсказало мальчику ответ на его размышления?(совесть)

3) Отчего стало неспокойно и больно душе?(нагрешил, стало стыдно)

4)А что делать, если не спокойно и больно душе? (сделать доброе дело, попросить прощения, покаяться)









  1. Релаксация:

Учитель:

- А сейчас предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.(Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие,скромность, тактичность).

Учитель:

- Посмотрите, ребята, какие слова остались?

- Почему они не пригодились?

- Давайте сделаем вывод: « От зла можно закрыться только добром!»



  1. Продолжение работы по теме урока:



1. Работа над пословицами и поговорками.

Учитель: - О добре и зле люди сложил много пословиц и поговорок. В них воплощена народная мудрость. Познакомимся с некоторыми из них. У каждой группы на столе стоят нетбуки. Находим на рабочем столе документ под названием «пословицы», открываем его. Соединяем слова из первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. Читаем пословицу, объясняем ее значение.

1 группа- « Добро помни, а зло забывай».



2 группа- « Доброе слово человеку, что дождь в засуху».



3 группа- «Кто любит добрые дела, тому и жизнь и мила».

  1. Рефлексия.

Учитель: - Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

(Дети: Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

Неприятно смотреть, когда человек хвалит себя, выставляет перед всеми. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Учитель: - Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Учитель: - Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Учитель: - На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).

Учитель: - А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).

- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»).

- Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу)



  1. Итог урока:

  1. Видео ролик о двух волках.

Вопросы:

2. Стихотворение.

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.



Учитель:

- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.

- Ребята, я желаю вам творить добро, чтобы добро вас обязательно нашло!

VIII. Домашнее задание:

1 группа- составить с помощью родителей рассказ о «добре»,

2 группа- нарисовать «добро»,

3 группа- найти стихотворение про добро и выучить его.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!