СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен открытый урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока -  урок «открытия»  новых знаний, который включает в себя деятельностную цель  (формирование у учащихся умений реализации новых способов действия) и содержательную цель (расширение понятийной базы  за счет включения в нее новых элементов).

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».»










Открытый урок по литературе (ФГОС).

5 класс.








10.03.2015 год






Пояснительная записка



Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь

познания.

Сенека

Человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам.

Сократ


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому,

чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения

наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его

применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато

такие приемы никуда и не годятся...»

(А. Дистервег. Руководство для немецких учителей. -1913)

Сегодня речь идет о создании «Нашей новой школы», об изменениях в системе образования, методике преподавания. В связи с требованиями ФГОС общего образования мы говорим о современных требованиях к уроку русского языка и литературы. Инновационное развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

В работе представлен открытый урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок «открытия» новых знаний, который включает в себя деятельностную цель (формирование у учащихся умений реализации новых способов действия) и содержательную цель (расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).

Урок проводился в классе среднего уровня. Ребята активные, любознательные. Большая часть класса – мальчики.

На уроке опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовала исследовательскую деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали), поисковую (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали). Обучающиеся получили домашнее задание оптимального объема, дифференцированное, доступное, с правом выбора.




Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».


Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста, составляющими основу умения учиться понимать текст; формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию, формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

Настроить учеников на учебную деятельность

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно вам садиться.

Учащиеся готовятся к уроку.


2. Мотивация к учебной деятельности

Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Звучит звук вьюги. Учитель читает отрывок из произведения.

- Отрывок из какого произведения вы прослушали?

- А кто автор этой сказки?

- Понравилась ли вам эта сказка?

- Какие впечатления произвело на вас это произведение?


Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

3. Актуализация и пробное учебное действие

Открытие нового через пробное учебное действие












Интрига







Целеполагание

- Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наши глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные. Нам сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. Но вы заметили, наверное, как только добро начинает осуществлять свою непреходящую благородную миссию, на пути множество черных полос. Возникает зло.

- Представьте жизнь двух понятий – Добра и Зла. Какие краски и цвета вы бы использовали, изображая их?

- В каких литературных жанрах «добро» всегда борется со «злом»?

- Ребята, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (слайд-тема урока)

- Замечательные слова К.Г.Паустовского послужат нам эпиграфом к уроку. «Доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь». (слайд)













Добро – светлые краски, Зло – темные краски.



В сказках.



О добре и зле в сказке Паустовского «Теплый хлеб».




(Работа в тетрадях - записывают тему урока и эпиграф).


Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: целеполагание, планировании, прогнозирование, оценка.

4.Актуализация изученного.

Работа с произведением К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

- Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы викторины.

1. Где происходит действие сказки? (в Бережках)

2. Кто взял раненого коня? (мельник)

3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

5. Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

6. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

7. Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

8. Куда отправила бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

9. Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

10. Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

11. Что придумал Филька? (продолбить лёд на реке)

12. Кто был свидетелем разговора Фильки и Панкрата? (сорока)

13. Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала тёплый ветер)

14. Что принёс Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

15. Что сделал конь после того, как съел хлеб?

16. Почему сердилась сорока? (её никто не слушал)


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


3,4 Выявление места и причины затруднения. Планирование выхода из ситуации.

Осознание причины затруднений и определение западающего звена в цепочке действий.

- Решите кроссворд, работая в парах с розовыми листочками.

Вывод: Вначале Филька был жестоким, злым мальчиком; но затем через страх, помощь и дружбу приобрёл тепло и доброту.

- Итак, мы снова разграничили понятия «добра» и «зла».

Решение кроссворда

(работа в парах)



Добро - зло


Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.

Физкультминутка


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.




5. Реализация плана.

6. Первичное закрепление с формулированием проблемы.

Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.

Закрепление

знаний.

- А теперь давайте посмотрим, как некоторые персонажи предлагают справиться со злом. (слайд).

Для этого мы разделимся на группы:

1 группа – что предлагает Фильке бабка?

2 группа – что советует сделать Панкрат?

3 группа – что делают ребята?

Найдите ответы в тексте (цитаты).

- Как же боролись со злом герои сказки?

- Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.


Работа в группах.

Работа с текстом.







Ответы учеников.


Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

7. Самопроверка (по эталону)

Выбор эффективного способа действий при устранении затруднений.

Игра «Найди соответствия».

- Давайте соотнесем слова и словосочетания из текста с понятиями «добро – зло». (Листочки желтого цвета)

- Сверьтесь с ответом на доске.

- Выставите свою отметку в лист оценивания.

Два ученика работают у доски. Задача – распределить слова в две колонки.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

8. Включение в систему знаний.

Формирование системы знаний об окружающей действительности.

- От зла к добру нужно идти с теплом в душе. К сегодняшнему уроку нам испекли «теплые» караваи хлеба. Какие красивые, душистые, приготовлены с любовью.

- А кто знает, как относились на Руси к хлебу?






- Мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. Сегодня к уроку вы подбирали пословицы о хлебе. Что же гласит народная мудрость? Послушаем.

- А К.Г.Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения – «Теплый хлеб».

- Посмотрите на слайд. Это тоже «теплый» хлеб, он особенный. Это кусочек блокадного хлеба – хлеба жизни.

- А теперь внимание на экран. (Смотрим фрагмент мультфильма по сказке «Теплый хлеб»). – Конь простил Фильку, наступила весна.

- Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

- Запишите д/з, выберите понравившееся и выполните письменно: 1) что сказала сорока ветру? 2)Что бы сказал конь Фильке, когда тот пришел к нему мириться? 3)Учебник: с. 78, вопрос №6.

- Ребята, давайте подведем итог. Сделайте вывод в виде составления синквейна на тему «Хлеб».

- Я тоже составила свой синквейн. Посмотрите (слайд).


- Всех мы прослушать не успеем, поэтому я предлагаю разместить свои работы на доске, чтобы каждый смог их прочитать.


Звучит песня «Дорогою добра».







Ответы учеников (Хлеб издавна являлся главной пищей крестьян, он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство).



Ответы учеников (подборка пословиц).



Рассматривание презентации.



Просмотр фрагмента из мультфильма.

Вывод учеников.





Обучающиеся записывают д/з.



1-2 человека зачитывают.





Ребята по желанию размещают свои работы на доске

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляци.


9. Рефлексия.

Самооценка, самоанализ

- А теперь завершите заполнение оценочного листа и листа-рефлексии. Поставьте свою отметку за работу на уроке.


(Продолжает звучать песенка «Дорогою добра», классный руководитель и учитель вносят

поднос с кусочками ржаного хлеба. Ребята, гости, все желающие разбирают хлеб).


Работа с оценочным листом, листом-рефлексии.

Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: разрешение конфликтов.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.















Приложения

Отрывок из сказки №1 (читает учитель):

« … Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз».

Отрывок из сказки №2 (читает учитель):

«…За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь».







Домашнее задание:


Выберите один вопрос и

ответьте на него письменно в тетради:

1. Что сказала сорока ветру?

2. Что бы сказал конь Фильке?

3. Учебник: с.78, вопрос №6




Ответьте на вопросы теста. Проверьте и оцените работу своего соседа по парте. Внесите свою отметку в оценочный лист.

Тест по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».


Вопросы Ответы

1.

Где происходит действие сказки?


2.

Кто взял раненого коня?


3.

Какое прозвище имел Филька?


4.

Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?


5.

Что случилось в природе после этого?


6.

От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?


7.

Сколько лет назад был такой же мороз?


8.

Куда отправила бабка Фильку в поисках совета?


9.

Что посоветовал Фильке Панкрат?


10.

Сколько времени дал Панкрат на размышление?


11.

Что придумал Филька?


12.

Кто был свидетелем разговора Фильки и Панкрата?


13.

Какую роль сыграла сорока в спасении людей?


14.

Что принёс Филька раненому коню?


15.

Что сделал конь после того, как съел хлеб?


16.

Почему сердилась сорока?














Соотнеси слова и выражения

ДОБРО ЗЛО



голод река не замерзнет

мороз хлеб

вьюга холод заледеневшая река

теплая зима люди и конь конь – раненая душа

мельница будет работать




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!