Грачева Элла Вячеславовна
Занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
«Доброта спасет мир»
Цель: Воспитывать чувство эмпатии: принятия любого другого человека (и куклу – как символический образ человека) как равноценную для каждого личность.
Задачи: Продолжать учить детей рассуждать, делать выводы, строить умозаключения, слушать мнение другого человека. Закрепить умение воспринимать сюжет картины, как бы перемещаясь в данный сюжет. Анализировать однокоренные слова и словосочетания, в том числе и образные выражения (теплое слово, золотое сердце, золотой характер и золотые руки) осознавая их смысл. Изменять слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Совмещать артикуляцию слова с жестами, движениями пальцев и музыкой. Продолжать учить ориентироваться в пространстве исключив один из органов чувств. Учить осознавать ценность здоровья. Развивать слуховое внимание.
Ход занятия:
Орг. момент: В руках у логопеда кукла с «больным» глазом. Логопед рассказывает ее историю и задает провокационный вопрос: «В соседней группе уже около года живет эта куколка. У нее ограниченные возможности здоровья. Может ребята и педагоги зря берегут эту куклу, напрасно ухаживают за ней?
Дети рассуждают.
(Постараться объяснить детям, что нельзя излишне обращать внимание на болезнь человека с ОВЗ, это может его очень обидеть. Необходимо воспринимать его как равноценного члена общества, но быть готовыми помочь ему!)
- Как мы можем помочь слабовидящей куколке выйти на прогулку?
- взять ее за ручку и погулять с ней, покатать на коляске.
- подарить ей трость для прогулок.
- придержать дверь.
- подарить собаку-поводыря.
А давайте на несколько минут окунемся в мир слабовидящего человека и ощутим его чувства? Предлагаю (по 7 детей) зажмурится и постараться преодолеть путь от стульчиков до столов, а поможет нам трость.
К великому сожалению люди болеют и пока не все болезни научились лечить. А если человек слабослышит, как ему общаться с людьми? - Жестами.
М ы с вами некоторые слова и выражения выучили, Давайте проговорим. (Дети проговаривают и показывают жестами некоторые слова и выражения)
Ребята, я знакома с мальчиком, у которого сильно болит спина, он не может ходить и вынужден передвигаться в кресле.
( сюжетная картина) Но Пете так хочется поиграть в мячик. Давайте его научим игре с маленьким мячиком и вместе споем песенку. Теперь Петя наш друг! Мы научили его игре в мяч, а он сделал нас добрее. А что такое доброта? А зачем быть добрым?
Дети рассуждают.
А еще и с куколкой и с Петей можно поиграть в игру в слова. Поиграем? Найдите лишнее словосочетание?
Золотое сердце, золотой характер, золотые руки, золотое кольцо.
А что дороже золотое сердце или золотое кольцо?
Теплая шуба, теплое слово, теплое лето, теплая печка.
А что согреет душу теплая шуба или теплое слово?
А вы знали, что болеть может не только тело, но и душа. Замечали, что если поссоришься с кем –то, то вам грустно, плохо? Это болит душа. А как это исправить? (Помириться) Давайте найдем дружочка и скажем друг другу добрые слова, полечим душу) Дети обращаясь друг другу мирятся или договариваются и дальше дружить.
А какое слово прячется в слове МИРИТЬСЯ (МИР) А что такое МИР? Давайте выложим это светлое слово используя наши фотографии. Пусть у людей всего мира душа будет добрая и светлая!