СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Типы взаимоотношений организмов в сообществе"

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания.

Цель урока: формирование представлений о различных типах отношений между организмами и приспособлениях к совместному обитанию в природном сообществе.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания об экологических факторах; сформировать понятие основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;

Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;

Воспитательные: Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты

Предметные.

Выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов в сообществах, условий, влияющих на эти отношения и приспособления организмов для длительного и устойчивого существования в сообществе.

Метапредметные.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Личностные.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы.

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала.

Взаимодействие организмов в природном сообществе. Основные типы отношений. Условия, формирующие эти отношения. Приспособления организмов, обеспечивающие длительное и устойчивое существование сообщества.

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

Урок № 15

5-В класс, 13.12.2015г.

Учитель: Докаева А.С.

Тема урока: "Типы взаимоотношений организмов в сообществе"

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания.

Цель урока: формирование представлений о различных типах отношений между организмами и приспособлениях к совместному обитанию в природном сообществе.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания об экологических факторах; сформировать понятие основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;

Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;

Воспитательные: Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты

Предметные.

Выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов в сообществах, условий, влияющих на эти отношения и приспособления организмов для длительного и устойчивого существования в сообществе.

Метапредметные.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Личностные.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы.

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала.

Взаимодействие организмов в природном сообществе. Основные типы отношений. Условия, формирующие эти отношения. Приспособления организмов, обеспечивающие длительное и устойчивое существование сообщества.


Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем занятии.

Давайте мы с вами оценим наше настроение выберите смайлик и впишите в оценочный лист букву соответствия твоего настроения.

Вот у вас хорошее настроение, а у меня не очень. Вчера мне мой ребенок загадал загадки, а я не могу отгадать, вы мне поможете их отгадать?

2. Актуализация знаний.

У Вас у на столах лежат схемы, давайте вы их заполните и поменяетесь друг с другом и оцените своего соседа

3. Постановка целей и задач урока.

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки.

Прожить без соседей — увы! - невозможно,

Иных обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи - всегда и везде!

Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?

Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе. Тема нашего сегодняшнего занятия «Типы взаимоотношений организмов в сообществе». Цель нашего урока: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе.

3. Изучение нового материала.

Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны, могут быть прямыми или косвенными.

Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

В природном сообществе организмы разных видов вступают в самые различные взаимодействия друг с другом. Благодаря этому естественные сообщества длительно и устойчиво существуют. Нам предстоит познакомиться с различными типами межвидовых отношений в природе, которые выделяются среди огромного многообразия взаимосвязей живых существ.

Нейтрализм (00)- тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.

В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия. При нейтральных отношениях виды не связаны друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, синицы и полевые мыши, белки и лоси, волк и дождевой червь.

Сосед-конкурент - это тоже опасно.

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только можно, он вас потеснит,

Участок отнимет и свет заслонит,

Умело обставит он вас на охоте –

Вы даже не сразу все это поймете.

Сумеет он дом и невесту отнять,

Останется вам только горько рыдать.

А все почему? Потому что крупнее,

Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,

А может быть, просто, он вас поумнее.

Бывает и так иногда у зверей.

О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение?

Конкуренция (- -) - это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д.

Конкуренция широко распространена в природе. Конкурировать могут в природе, как близкие виды, так и представители очень далёких групп. Например: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение территории своего обитания. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сейчас изучать

«Запрягся рак-отшельник…

Актиния на нем…

Отшельник не досадует,

Что ноша тяжела,

Ведь часто крошки падают

К нему с её стола»

(Е.Фейерабенд)

О каких взаимоотношениях речь?

Симбиоз (++) - сожительство ( от греческого "син" - вместе, "биос" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений.

Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб. Вместе они образуют единый организм. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зелёных растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества.

Комменсализм (+0) - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

Существует несколько разновидностей комменсализма:

Нахлебничество – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина; гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи; акулы и рыбы прилипалы).

Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)

Полезно-вредные(+-) - форма взаимоотношений, при которой один из взаимодействующих организмов испытывает отрицательное влияние, а второй положительное. Существует два вида таких взаимоотношений.

Хищничество - способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Для хищников характерно охотничье поведение. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д. Частным случаем хищничества, служит каннибализм - поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

Паразитизм - отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм - хозяин служит для паразита источником питания, очень часто - местом обитания, защитой от врагов.

В отличие от хищничества при нападении паразита хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение (в течение длительного времени). Другими словами, паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку это обеспечивает его существование. Таким образом, паразитизм можно рассматривать как ослабленную форму хищничества. Например: ленточные черви, вши, клещи, печёночная двуустка – это паразиты, которые поражают животных. Паразиты, которые вредят растениям – повилика, заразиха, фитофтора, головневые и ржавчинные грибы, гриб-трутовик.

Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

  1. В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.

  2. Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на все виды, обитающие в природе, регулируя численность видов.

  3. Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.

  4. Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам:

  • обеспечению пищей,

  • изменению среды обитания,

  • расселению видов в пространстве.

4. Закрепление изученного материала.

1. Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.

Вид взаимоотношений

Примеры

Нейтрализм

Лоси и белки

Симбиоз

Гриб и водоросль

Конкуренция

Тюльпан и сорняковое растение

Нахлебничество

Акулы и рыбы-прилипалы

Квартиранство

Рыбы и раковина беззубки

Хищничество

Лев и антилопа

Паразитизм

Человек и аскарида

Итак, сегодня мы узнали на уроке о видах взаимодействия между организмами.

Какие виды взаимоотношений, на Ваш взгляд, являются наименее изученными и почему?

III. Рефлексивно-оценочный блок

  1. Домашнее задание

  • Учитель: Сегодня мы с вами узнали, как важны для всего живого взаимоотношения. Их существует большое количество. Домашнее задание Ваше будет таким

  • рисунок «Взаимодействие между организмами».

  • -составить кроссворд «Виды растений и животных - хищники»

  • -Параграф № 12

Формируемые УУД:

Регулятивные: осуществление самоконтроля

  1. Рефлексия (3 мин)

Учитель:

Закончить предложения: На уроке я узнал….Меня удивило….Я хотел бы узнать о……

Формируемые УУД:

Личностные: определение границ собственного знания и незнания, самооценка

Коммуникативные: рефлексия своих действий

Ты, может, в Африке!

Ты, может, меньше мышки !

Мы друг о друге лишь,

Знаем понаслышке! (Нейтрализм)


2.С тобой в одной мы связке,

Как дружная семья,

Уже давно неясно,

Где ты, а где тут я? (Симбиоз)


3.Желаю жизни много лет,

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед,

Пока ты есть в моей судьбе. (Паразитизм)


4.Пускай могуч он как скала-

Не отпугнет меня ничуть!

Лишь только б с барского стола

Мне перепало что-нибудь (Нахлебничество)

Конкуренция Сосед-конкурент - это тоже опасно.

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только можно, он вас потеснит,

Участок отнимет и свет заслонит,

Умело обставит он вас на охоте –

Вы даже не сразу все это поймете.

Какой-то вид извлекает пользу от жилища ,а хозяин просто ничего - квартиранство







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!