СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для выступления на МО учителей истории "Игровые технологии на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКЕ ИСТОРИИ

«Игра ребенка — это его жизнь…»

Н.В.Шелгунов.

В условиях современного образования игровые технологии являются наиболее широко изученными и также широко применяемыми. В разное время игровым технологиям посвящали свои исследования Г.П. Щедровицкий, И.С. Кон, В.П. Зинченко, Б. Эльконин, Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Л.А. Байков, Л.И. Новикова А.В. Мудрик Н.П. Аникеева, Прутченков и другие.И этот перечень далеко не полный.Однако игра остаётся одной из важнейших составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. С точки зрения СА. Шмакова «игра —выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра — гарантия и условие свободного развития всего общества.. Игра — это совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познание и открытие его и нахождение своего места внем».

Технология игровой деятельности (по мнению А.С. Прутченкова) представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению её итогов и результатов.

Игровая деятельность направлена на:

а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям;

б) рост познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет учашимся получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;

в) приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в разнообразных сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;

г) улучшение отношений между участниками игры и их педагогами;

д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти в конкретному делу и проверить свои способности;

В младшем школьном возрасте игра для ребенка это естественное состояние, и поэтому ему проще и легче усваивать элементарные понятия и истины именно в игровой форме. Добровольность участия в организованных педагогом игровых процедурах привлекает ребенка. Он становится выше себя на голову, работает с интересом. Свободная деятельность, осуществляемая в ходе игры, располагает к свободному восприятию информации.

В подростковом возрасте у школьника четко обозначен игровой дефицит (при стремлении участвовать в игре ребенок в школе не находит возможностей для удовлетворения этого стремления). Поэтому давая ему возможность участвовать в серии игр, учитель делает его своим союзником. Следовательно, изменяется мотивация участия подростка в том, что происходит во время занятий.

В старших классах учащиеся рассматривают игру как возможность проверить свои силы и готовность к реальной жизни взрослого человека.

Урок истории — это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок — это динамичная и вариативная форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента — нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить при проведении повторительно-обобщающих уроков. Уроки повторения в процессе обучения проводятся редко, т.к, систематическое текущее повторение материала имеет место практически на каждом уроке. Цель данных уроков — систематизировать знания и создать целостную картину событий; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания форм перейти к их обобщению, от раскрытия сущности — к причинно-следственным связям. Таким образом, обобщение знаний важно для осознания учащимися ведущих идей истории, систематизации знаний, формирования взглядов и убеждений.

В чём проявляется творчество учителя при проведении повторительно-обобщающих уроков? Во-первых, на уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала. Создаются другие формы работы, чтобы учащиеся смогли приложить новые знания к старым. Во-вторых, такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения: от семинарских занятий до дидактических игр.

Игровые мотивы и организация игр.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры

способствуют укреплению межличностных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Доклад для выступления на МО учителей истории "Игровые технологии на уроках истории"»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКЕ ИСТОРИИ

«Игра ребенка — это его жизнь…»

Н.В.Шелгунов.

В условиях современного образования игровые технологии являются наиболее широко изученными и также широко применяемыми. В разное время игровым технологиям посвящали свои исследования Г.П. Щедровицкий, И.С. Кон, В.П. Зинченко, Б. Эльконин, Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Л.А. Байков, Л.И. Новикова А.В. Мудрик Н.П. Аникеева, Прутченков и другие.И этот перечень далеко не полный.Однако игра остаётся одной из важнейших составляющих учебно-воспитательного процесса в школе. С точки зрения СА. Шмакова «игра —выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра — гарантия и условие свободного развития всего общества.. Игра — это совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познание и открытие его и нахождение своего места внем».

Технология игровой деятельности (по мнению А.С. Прутченкова) представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению её итогов и результатов.

Игровая деятельность направлена на:

а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям;

б) рост познавательной активности школьников в процессе обучения, что позволяет учашимся получать и усваивать большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре;

в) приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в разнообразных сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;

г) улучшение отношений между участниками игры и их педагогами;

д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти в конкретному делу и проверить свои способности;

В младшем школьном возрасте игра для ребенка это естественное состояние, и поэтому ему проще и легче усваивать элементарные понятия и истины именно в игровой форме. Добровольность участия в организованных педагогом игровых процедурах привлекает ребенка. Он становится выше себя на голову, работает с интересом. Свободная деятельность, осуществляемая в ходе игры, располагает к свободному восприятию информации.

В подростковом возрасте у школьника четко обозначен игровой дефицит (при стремлении участвовать в игре ребенок в школе не находит возможностей для удовлетворения этого стремления). Поэтому давая ему возможность участвовать в серии игр, учитель делает его своим союзником. Следовательно, изменяется мотивация участия подростка в том, что происходит во время занятий.

В старших классах учащиеся рассматривают игру как возможность проверить свои силы и готовность к реальной жизни взрослого человека.

Урок истории — это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок — это динамичная и вариативная форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента — нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить при проведении повторительно-обобщающих уроков. Уроки повторения в процессе обучения проводятся редко, т.к, систематическое текущее повторение материала имеет место практически на каждом уроке. Цель данных уроков — систематизировать знания и создать целостную картину событий; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания форм перейти к их обобщению, от раскрытия сущности — к причинно-следственным связям. Таким образом, обобщение знаний важно для осознания учащимися ведущих идей истории, систематизации знаний, формирования взглядов и убеждений.

В чём проявляется творчество учителя при проведении повторительно-обобщающих уроков? Во-первых, на уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала. Создаются другие формы работы, чтобы учащиеся смогли приложить новые знания к старым. Во-вторых, такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения: от семинарских занятий до дидактических игр.

Игровые мотивы и организация игр.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры

способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

Управление многими играми необходимо для активации самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации игр необходимо отнести ряд следующих моментов.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ученика.

В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом.

Основные принципы организации игры:

— отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учащихся в игру

— принцип развития игровой динамики;

— принцип поддержания игровой атмосферы;

— принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

Безусловно одно — воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

1.Предварительная подготовка.

2.Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3.Обязательная констатация результата игры.

4.Компетентное жюри.

5.Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности их силах.

В форме игры можно провести целый урок или отдельные его элементы. Почти на каждом уроке при повторении я использую такие игры, как «Что такое? Кто такой?» (для повторения терминов и имен), «Историческое домино» (для повторения дат), при закреплении пройденного материала я использую игру «Кто больше?». Трое учащихся выходят к доске и по очереди называют любые даты, исторических деятелей, события по изученной теме. Затрудняющийся выбывает из игры и садится на место. Последний — победил и получает положительную оценку.

Наиболее опробована мной и находит систематическое применение на уроках игра «Морской бой».

Технологию игры в «Морской бой» можно использовать при проведении фронтального опроса по домашнему заданию, а также при повторении и обобщении изученного материала, причем как на уроках истории, так и на уроках обществознания.

Игровая форма облегчает усвоение материала учащимися, а учителю позволяет проверить, закрепить и оценить знания.

Опыт показывает, что проведение уроков такой формы позволяет достигать 99% - 100% успеваемости, а качества знаний по отдельным темам 80%.

Учащимся, слабо усвоившим материал на уроках, имеющим «пробелы» в знаниях предоставляется прекрасная возможность компенсировать их на таких уроках.

Эта форма развивает умения держаться на публике, чёткую речь, стремление не отстать от остальных.

Урок в форме игры «Морской бой» позволяет применить дифференцированный подход в обучении.

Технология деловой и ролевой игры даёт мне возможность развивать у учащихся самоконтроль, самоанализ, «чувство локтя», взаимную требовательность, культуру поведения, возможность проявить свои способности, знания и умения.

Минусом таких уроков является хронологическая непоследовательность проверяемого материала, так как они сами определяют «цену» вопроса и выбирают задания в таблице.

Правила игры «Морской бой»:

Предварительно учитель составляет список вопросов по теме, которую предстоит повторить и оценивает их по степени сложности от 1 до 3 баллов. Вопросов должно быть как минимум в два раза больше, чем учеников в классе, т.к. каждый ученик должен совершить как минимум два подхода к доске. Вопросам присваивается нумерация как ходам в «морском бое» (А1, А2 и т.д.) вопросы разной степени сложности идут вперемешку. Список находится у учителя, а на доске расчерчивается прямоугольник, на пересечении букв и цифр выставляется «стоимость» вопроса. Например, «стоимость» вопроса А2-1балл, Г1-3балла и т.д.


1

2

3

4

5

6

А

2

1





Б

2

3





В

1

1





Г

3

1





Также на доске помещается список учеников. Они по очереди подходят к доске и выбирают вопрос по степени сложности, называя его(А3) и зачеркивая крестиком. Можно оставить и несколько вопросов в качестве сюрпризов, когда ребенок получает баллы «бесплатно». Учитель зачитывает вопрос, если ученик затрудняется с ответом, то право ответить можно передать другому ученику. Если учащийся у доски правильно выполнил часть задания, а остальное кто-то ответил с места, баллы делятся пополам например, если задание на 1 балл, значит каждый из 2-х учащихся получает по 0,5 балла, если задание на 2 балла, соответственно по 1баллу.

Баллы записывает сам ученик напротив своей фамилии, затем они суммируются и таким образом получается оценка. Некоторые учащиеся, набравшие более 5 баллов, по усмотрению учителя, могут получить 2 оценки за урок; можно поставить условие: учащийся, который сразу дал полный развёрнутый безошибочный ответ на трехбалльное задание может получить оценку «5».


Ниже приводится план повторительно-обобщающего урока по теме «Россия в XVIII веке.»

Цели урока

— повторить и обобщить изученный материал;

—закрепить, полученные учащимися знания

— проверить и оценить качество знаний учащихся

— развивать интерес к истории игровой формой урока.

— формировать чувство гордости и уважения к делам и достижениям

предков.


Варианты заданий к таблице:

А1 Назови инициалы первого российского императора (2); ‚

А2 Назовите причины Северной войны (3);

А3 Покажите на карте, где состоялось самое крупное морское сражение Северной войны (2);

А4 С каким государством Россия воевала в Северной войне? Покажи на карте;(1)

А5 Что нового появилось в России при Петре 1? (3);

А6 Определи личность по фактам биографии:

Возведение на престол этой женщины проходило неспокойно, так как не все считали такой шаг правильным. В конечном итоге вопрос решила гвардия. Большую часть времени она проводила в развлечениях, которые затягивались до утра. Именно при ней был заключён союз с Австрией, о котором так много говорили при Петре I. Она не могла сама править государством. Поэтому решающую роль в жизни страны играли представители так называемой «новой знати». По её собственному завещанию, составленному не совсем добровольно, престол Российский после её смерти переходил мужскому представителю царского дома, фактически лишая власти её собственных дочерей.(2);

Б1 Назовите дату и событие, описываемые в следующем стихотворении:(2)

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца

И лес неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу,

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твёрдой стать при море .

Б2 О каком событии пишет А.С.Пушкин? Назвать дату события (2)

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой поступью своею

Её стремления крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь падают во мрак.

Б3 Расскажите о Елизавете Петровне (3).

Б4 О чём писал А.С.Пушкин? (1).

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Б5 Почему в 18 веке в России происходили дворцовые перевороты?(3)

Б6 О ком А.С.Пушкин сказал «Он сам был нашим первым университетом?(1)

В1 Племянница Петра I, герцогиня Курляндская. Грубая и необразованная. Годы её правления историк В.О.Ключевский считал самым мрачным десятилетием в истории России ХVIII века. При ней процветали казнокрадство, засилье иностранцев, политический террор (2).

В2 С кем Россия вела Семилетнюю войну? Назвать дату войны и кто был у власти в России. (2).

В3 Расскажите об Иване VI (3).

В4 Под каким именем вошла в русскую историю Марта Скавронская? (1)

В5 Какое открытие принадлежит В. Берингу? (2).

В6 * (счастливый случай)

Г1 расскажите о Петре III (3).

Г2 Как назывался первый русский музей? Где он находится? (1).

Г3 Оком идёт речь?

Замечательный русский адмирал. Родился приблизительно в 1744 на берегах Волги. Окончил Морской кадетский корпус. Служба в Петербурге командиром яхты самой Екатерины II его не удовлетворяла. С 1783 г. он на Черноморском флоте. Одержал блестящие победы у Керчи, о. Тендра, м. Калиакрия (1790— 1791 гг.), уничтожив почти весь турецкий флот. В 1799 на архипелаге Ионических островов выбил французов из крепости Корфу. Под его командованием весной 1799 г. русские десанты очистили от французов Южную и Среднюю Италию (2).

Г4 Покажите на карте территорию, присоединённую к России при Екатерине II(2).

Г5 В каком стиле и какой архитектор построил Зимний дворе? (2)

Г6 Под каким именем вошла в русскую историю Софья Фредерика Августа? (1).

Обобщающее слово учителя:

ХVIII век в истории России был временем когда на столетие вперёд решалась её судьба. ПётрI вырвал её из средневековья и поставил в один ряд с передовыми державами. Реформы обошлись народу огромной ценой, поэтому последователи Петра на российском престоле продолжали реформы медленно и осторожно. Россия отдыхала, чтобы в эпоху Екатерины II совершить новый рывок.

Мы, как русские люди, можем гордиться нашими выдающимися соотечественниками Суворовым, Румянцевым, Аргуновым, Левицким, Ломоносовым, Баженовым и др., внёсшими большой вклад в русскую и мировую историю.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!