ГКОУ РО Красносулинская специальная школа-интернат №1
Доклад
Экологическое воспитание детей
через общение с природой.
Воспитатель: Кривоклякина Н.Ф.
2019-2020 учебный год
Родная природа- это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Ребёнок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает всё: крохотного жучка в траве, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке и т.д., природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир; они стараются всё потрогать, понюхать, рассмотреть и, если возможно, попробовать на вкус. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребёнка сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Именно поэтому в воспитании заботливого и внимательного к чужим радостям и бедам ребёнка нужно и можно выбрать своим союзником природу.
Экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие
детей,как активных субъектов деятельности с окружающей природносоциальной средой, в процессе которого они созревают как личности- представители особой экосистемы: человек-природа-общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и новым экологическим условиям природной социальной среды. Параллельно процессу социализации человека идёт процесс экологизации личности- формирования его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром- культуры экологической. Следует, так же, рассматривать понятие экологического воспитания и в узкоспециальном смысле-как целенаправленное воздействие на развитие профессиональных качеств личности
специалиста-эколога.
Таким образом, главной целью экологического воспитания является: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитого сознания, эмоционально чувственной, деятельной сферы личности.
Экологическая культура-качественное новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на двух, условно говоря, уровнях; внутреннем и внешнем- качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.
На первом (внутреннем) уровне нужно оперироваться такими критериями, как потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции,
знания,умения, навыки и др.
На втором (внешнем) уровне необходимо пользоваться такими критериями, как отношения, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и др.
На каждом этапе личностного развития общие критерии имеют своё конкретное содержание и формы выражения, обусловленными психологическими особенностями, спецификой возраста.
Школьный возраст-самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени, определяющий процесс развития экологической личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему,интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром
приводит к формированию прочной наглядной образной картины окружающего мира, определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем,
завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений её во взаимодействии ребёнка с окружающим (природной и социальной средой, людьми, самим собой).
В процессе развития экологической культуры школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребёнка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
- наличие в потребности приобретения экологически знаний, ориентация на практическое применение их;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение к всему окружающему;
- проявление эстетических чувств, умений и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции
личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.
Базовым в развитии экологической культуры школьника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо-плохо), выполнение предположенных педагогом правил поведения, общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний, эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках, ощущения потребности в знаниях экологического содержания, бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д., наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени:
-ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позицией хорошо-плохо;
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок).
- старается выполнить правила поведения на улице, в общественных местах, во время прогулок в сад, лес;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры школьник, связывается с следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения- к наблюдению анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации
с действиями других людей и влиянием их на природу, собственные открытия, бережное отношение к предметам быта по собственной воле, участие в созидательной
деятельностивзрослых.
Показатели сформированности и экологической культуры на втором этапе дополняются:
- интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающихся попытками ребёнка и их анализировать;
- участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлениями самостоятельности и творчества;
- общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
На третьем, завершаемом этапе, личный опыт ребёнка дополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния, осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде, действенной заботой о представителях животного и растительного мира, использованием полученных знаний, умений и навыков, в экологически ориентированной деятельности, воплощением своих впечатлений об окружающем мире и различных видах творчества.
О показателях сформированности экологической культуры на этой ступени можно
судить по следующим проявлениям:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку, ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость к окружающим (людям, природе) сопровождаются готовностью школьника оказать помощь нуждающимся в ней.
Эффективность экологического воспитания школьников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и их внедрения.
В своей деятельности я использую различные формы и методы педагогической деятельности (работы):
- экскурсии в различные биоценозы (поле, лес, речка и т. д) в разные сезоны,
- целевые прогулки за пределы школы (парк, улица),
- прогулки по территории школы,
- занятия по экологической тропинке,
- беседы-доброты, беседы-размышления,
- экологические акции.
Разнообразны и методы экологического образования:
- наблюдения во время экскурсий, прогулках, организованной деятельности школьников на занятиях, в повседневной жизни в игровой деятельности,
- моделирование,
- чтение природоведческой литературы,
- экологические сказки,
- труд в уголке природы, на участках школы.
Задачей экологического воспитания считаю следующее: формировать представление детей о том, что человек- часть природы, её главный друг и защитник,
научить детей жить в гармонии (согласии) с природой, следуя девизу:»Не навреди», учить проявлять любовь к природе действенно и конкретно.
Занимаясь экологическим воспитанием, считаю важным проявлять заботуо природе конкретно, ведь можно говорить, что люблю природу, а самому вольно и невольно наносить ей вред.
Во время бесед, экскурсий, занятий необходимо найти правильный тон общения с учащимися, говорить доступнымязыком, проявлять к личности учащегося искренний интерес, сопереживать и сорадоваться вместе с ним.
Замечено, что полученные знания подкреплённые эмоциями (радости, значимости
собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго.
Результат работы по экологическому воспитанию следующий:
Дети проявляют живой интерес к прочитанному, увиденному, услышанному о природе, проявляют инициативу при проведении экологических рейдов, умело ухаживают за комнатными растениями в спальне, классе, осознают: человек несёт ответственность за сохранение природной сферы.
Работая с детьми с отклонениями в развитии необходимо постоянно помнить, что вместе с ними воспитатель стоит на пороге духовного становления Гражданина ХХ1 века. Именно ему предстоит исправлять те искривления в воспитании, которые не по вине ребёнка уже имеют место.