Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование базовых основ современной экологической культуры"»
Формирование базовых основ современной экологической культуры
Автор: Кузнецова Елена Павловна
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДОиРД
В Указе Президента Российской Федерации о национальных целях развития на период до 2030 года определены приоритеты деятельности естественнонаучной направленности
- создать условия для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием различных явлений окружающего мира;
- обеспечить междисциплинарный подход с различными областями знаний (биотехнология, биоинженерия, агроэкология, астрофизика и др.);
- содействовать формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды.
В наше время подход к исследовательской и проектной деятельности изменился. Появились новые возможности, другие ресурсы, новые увлечения детей, запросы родителей, поступило новое оборудование, можно получить консультацию онлайн у любого специалиста. Цифровизация жизни даёт детям больше простора для творчества и креатива, а скоростной темп жизни подталкивает учащихся выбирать краткосрочные проекты. Поступившее новое оборудование позволяет в короткие сроки проводить мониторинг окружающей среды: определять качество воды, измерять содержание нитратов в продуктах питания, измерять радиацию, исследовать температуру, влажность, PH почвы.
Поделюсь своим опытом организации исследовательской и проектной деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
С дошкольниками я занимаюсь по своей авторской программе «Эколята». В тематическом плане заложены проекты: «Мой гербарий», «Экокормушка», «Выращивание снежинки», «Мой мини-сад», «Мой друг» и т.д. Как это происходит. С начала знакомлю детей с теоретической частью проекта. Например, при реализации проекта
«Мой мини-сад», рассказываю детям о представленных комнатных растениях, вспоминаем части растения, и что им нужно для роста и развития. Обращаю внимание на корни, цвет листьев, как растение разрастается, цветёт. Далее идёт мастер-класс и практическое задание. Дети под руководством педагога сажают комнатное растение в горшочек. Я защищаю свой проект. По моему примеру каждый ребёнок защищает свой «Мини-сад», рассказывая почему выбрано именно данное растение и как оно было посажено. Защищая свои проекты, дети учатся логически выстраивать рассказ полными предложениями.
Со школьниками исследовательская и проектная деятельность у меня начинается с опытов, экспериментов, исследований на занятиях: содержание нитратов, сахара, крахмала в овощах и фруктах; посев семян в различные условия; стимуляторы корнеобразования черенков; почвенные смеси для комнатных растений и т.д. Если кто заинтересовался исследованием, с ним начинается индивидуальная работа. Я подбираю литературу, опыты по теме. Дети столько разнообразной информации пока не могут переварить и выбрать важное и нужное. Учащийся читает, проводит опыты, делает выводы. Презентация – это работа взрослого. Далее в подготовке к защите исследовательской работы принимают участие ребёнок, родители и педагог.
В результате исследовательской и проектной деятельности учащийся получает очень полезные навыки и ценный опыт. Например, искать уникальную информацию, выполнять эксперимент, делать выводы, доказывать свою точку зрения, развить речь, избавляться от страхов.