СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование положительных семейных ценностей у детей с ОВЗ через образовательный процесс"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: способствовать формированию у учащихся школы – интерната положительных семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование положительных семейных ценностей у детей с ОВЗ через образовательный процесс"»

Формирование положительных семейных ценностей у детей с ОВЗ через образовательный процесс.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни начинается процесс социализации посредством освоения социокультурных норм и ценностей, в том числе и семейных ценностей. Повзрослев, дети переносят уже в свою семью все то, чему свидетелем они являлись, и в первую очередь, опыт морально-этических норм и правил поведения.

Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления [Швецова, М.Н.].

Семейные ценности – это определенные правила и традиции, в каждой семье они свои, уникальные и неповторимые. Они переходят из поколения в поколение

Ценности можно разделить на несколько основных групп: материальные, духовные и идейные.

Материальные ценности – это семейное имущество, передаваемое по

наследству. Отсутствие духовной наполненности превращает

семейное имущество в обычные вещи.

Духовные ценности – это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в

принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те

же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.

К духовным семейным ценностям относится и семейные традиции, и

семейные устои. Где начинаются и заканчиваются границы

ответственности мужа, жены, старшего сына, дочери.

Идейные ценности – это семейные реликвии, документы, воспоминания,

письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников.

Семья и семейные ценности всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение.

К сожалению, у современной молодёжи всё чаще формируется искажённое понимания семьи и семейных ценностей. Некоторые сами растут в неблагополучной семье. У кого-то нет родителей или родители являются асоциальными. Большое влияние на формирование подрастающего поколения оказывает телевидение и интернет пропагандирующие информацию, в которой одобряются «не те» нормы поведения и «не те» ценности: однополые браки, пропаганда феминизации, сожительство вместо законного брака, общества «чайлф-фри» и т.д.

Молодым людям не хватает правильного представления о семье, знаний об ответственном родительстве, семейных ценностях. Особого внимания заслуживает эта тема для умственно отсталых детей, что обусловлено состояниями их психофизического и интеллектуального недоразвития, недостаточным уровнем нравственного поведения, отсутствием устойчивого ориентирование на этические эталоны и нормы взаимоотношений в различных социально-средовых ситуациях. И поэтому тема семьи является одним из приоритетных направлений в работе всего педагогического коллектива.

В нашей школе-интернате обучаются и воспитываются 59 детей. Из них статус родительские имеют 26 человек, опекаемые – 9 человек, оставшиеся без попечения родителей – 18 человек, сиротами являются 6 человек.

Счастлив тот ребенок, который родился в доброй, умной семье. А как быть детям, которые не по своей воле лишены семейного очага, родительской любви и заботы. Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в будущем создать нормальную семью?

Решение этой проблемы и есть наша цель: способствовать формированию у учащихся школы – интерната положительных семейных ценностей и подготовка их к будущей семейной жизни.

Достижение этой цели возможно при создании оптимальных условий для адаптации, реабилитации учащихся (полноценная жизнь, наполненная разнообразными делами, творческая, социально значимая деятельность, создание каждому воспитаннику ситуации «успеха»), оказании им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Наши задачи следующие:

  1. Воспитать у школьников позитивное отношение к благополучной семье.

  2. Развивать умения и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.

  3. Формировать у учащихся традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.

  4. Корректировать у воспитанников взгляды на семейное неблагополучие.

При этом в своей работе мы руководствуемся данными документами: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», планом работы школы-интерната на 2023-2024 уч.год.

На практике подготовка к семейной жизни в нашей школе выражена определенными предметами. Одним из них является «Этика и психология семейной жизни». На уроках которого происходит формирование образцов семьи в сознании ребенка, формирование ролей членов семьи (мама, папа, ребенок), формирование образа мужа, жены и их функций в семье, создание позитивного образа будущей самостоятельной семейной жизни у учащихся школы-интерната. На таких уроках с учениками часто проводятся беседы по теме различных спорных семейных сюжетов. Дети разбирают эти ситуации, учитель направляет учеников сделать правильные выводы. Очень важной является атмосфера, царящая на уроке, и форма его проведения. Ученик должен чувствовать себя непринужденно, забыть о своих амбициях и вовлечься в процесс, раскрыться.

Очень значимым для учащихся является предмет «Основы социальной жизни», где формируется навык приготовления пищи, происходит знакомство с эстетикой быта и его обустройством. Педагог на этих уроках доносит до детей, что семья – это микросоциальная единица общества, основанная на родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Помимо этих предметов данная тема раскрывается и на уроках обществознания, где ребятам рассказывается о их правах и обязанностях, семейном кодексе РФ. Так же затрагивается тема поддержки государством молодых семей.

Уроки биологии так же затрагивают тему семьи. При изучения этого предмета в 8 классе, делается акцент на образовании семей животных и функций каждого члена их семьи. При изучении раздела «Птицы», на примере пингвинов, мы отмечаем, что только вдвоём можно вырастить птенца, и если погибает один из родителей в 99% случаев пингвинёнок обречён на смерть. Так же, на примере изучения разных видов млекопитающих, обязательно обговариваем, как те или иные животные заботятся о своём потомстве, оберегают, учат самостоятельно добывать пищу. Изучая биологию 9 классе ребята не только знакомятся со строением тела человека, но и с влиянием вредных привычек не только на здоровье подростка, но и на здоровье будущего поколения. Интересной темой для разговора является внутриутробное развитие детей, период младенчества и отношения в паре.


На уроках чтения ребята знакомятся с биографией поэтов и писателей, узнают, как прошло их детство и отрочество. Изучают художественные произведения Паустовского К.Г. «Телеграмма», Житкова Б.С. «Белый домик», Короленко В.Г. «Слепой музыкант», Толстого А.Н. «Русский характер» и др. После прочтения каждого произведения с учениками проводятся беседы по содержанию. На примере литературных героев у детей закладываются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших.

На уроках финансовой грамотности детям рассказывают из чего складывается семейный бюджет, что такое «доходы» и «расходы», дают информацию о том, что такое «кредит» и «ипотека», учат считать деньги.

География, как учебный предмет, способствует созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения на основе традиций и ценностей других стран и народов. Например, при изучении стран Азии и народов Кавказа я рассказываю ребятам о крепких семьях, в которых почитают родителей, особом отношении к женщине и семье в целом. А вот при изучении США обговариваем, что на территории этой страны законом разрешены однополые браки (конечно, это происходит не только в США, но и в других странах Запада). Так же однополым родителям разрешено усыновлять детей. Конечно же все ученики вовлекаются в дискуссию, а нормально ли это? Какими вырастут дети в однополой семье? В ходе таких бесед очень важно подвести детей к выводу, что такие примеры семьи - это не норма, а отклонение, ведущее к деградации и разрушению не только человека, народа, но и государства в целом.

Конечно же много информации на уроках географии даётся о жизни и традициях славянских народов.

На уроках физкультуры и интеллектуальных командных мероприятий на первый план выступает не элемент соревновательности, а элемент испытания и совместного преодоления поставленной задачи. Воспитываются такие качества личности как взаимовыручка и поддержка.

Очень важным направлением в работе по формированию семейных ценностей является развитие трудолюбия, уважения к труду. На уроках трудового обучения дети учатся обрабатывать огород, шить, работать с деревом.

Так же ребята дежурят в столовой, убирают в классе, в спальне, участвуют в уборке территории.

Нельзя не упомянуть и внеурочную деятельность. На уроках «Разговоры о важном» и классных часах много тем касающихся семьи и семейных ценностей. Проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины. Организуются чаепития.

Конечно же в достижении нашей цели не обойтись без помощи школьного психолога, который не только проводит диагностику, в том числе касающеюся восприятию семьи, но и помогает детям решать разнообразные конфликтные ситуации, учит находить компромисс. Это очень трудная работа, учитывая особенности развития наших детей, но навык решения конфликтных ситуаций пригодится им не только в школьной среде, но и во взрослой жизни и, конечно же, в семейных отношениях. Так же в школе разработана «Программа работы школьной службы примирения».

В воспитании духовных ценностей у учащихся помогает отец Александр, который иногда приходит к нам гости и проводит с ребятами беседы, рассказывает о иконах, таких как икона Божией Матери или икона "Вера, Надежда, Любовь и мать их София", которая считается покровительницей семьи и семейного благополучия.

В нашей школе в течении учебного года проводится большое количество школьных праздников, на которые приглашаются и родители. Подготовка и проведение таких мероприятия способствует сплочению не только детского коллектива, но и укреплению детско-родительских отношений.

Так же наши ребята активно участвуют в конкурсах рисунков, например, ко «Деню матери». Своими руками старательно изготавливают открытки и поделки к 23 февраля, 8 марта или на Новый год для своих близких.


В начале выступления я говорила о идейных ценностях, к которым относятся реликвии, документы, фотографии, всё то, что передаётся из поколения в поколение в благополучных семьях. Как же быть детям- сиротами и оставшимся без попечения родителей? Ответ прост, мы начинаем формировать такие идейные ценности в школе. Два года назад я выпускала 12 класс и подготавливала для каждого выпускника небольшой фотоальбом, именные подарки и диск, на котором были собраны все фотографии с их участием за весь период прибывания в нашей школе-интернате, которая для многих и была семьёй. Еще каждый из них забрал с собой стопку, заработанных им, грамот и дипломов. Сейчас я являюсь классным руководителем 6 «б» класса. И снова копятся новые дипломы и фотографии. Вместе с детьми мы придумали и сделали наш классный фотоальбом, а это история нашей школьной семьи…

Подводя итог, можно сказать, что в результате совместных усилий работы педагогов нашей школы у учащихся формируется правильное представление о семейных ролях, о семьянине, умеющем в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитывать детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Формирование положительных семейных ценностей в нашей школе -интернате начинается с первых дней поступления ребёнка в учреждение и не заканчивается с его выпуском. Связь с выпускниками поддерживается, и если они встречаются с трудностями, мы всегда готовы помочь. За 55 лет существования нашего учреждения, школа выпустила ровно 1000 учеников, бОльшая часть которых смогла создать хорошие семьи, а это значит, что мы всё делаем правильно.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

*********

М. Лангер

Литература:

1.Акерман Н. Психодиагностика семейной жизни. – М.: Владос, 2003. – 248 с

2.Басалаева Н.В., Сырычева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на личность ребенка// Журнал практического психолога. – 2005. - № 5. С. 99-15.

3.Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. С. 108

4.https://www.pnp.ru/social/v-shkolnuyu-programmu-khotyat-vklyuchit-kurs-semevedeniya.html

5.https://postnews.ru/a/27596

6.Швецова, М.Н. Образ будущей семьи в представлении подростков/ М.Н. Швецова, А.И. Томилина. – М.; Преподаватель XXI век, 2010.

7.https://gogov.ru/marriage-divorce/srt

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!