Формирование современных компетенций ресурсами курса «Финансовая грамотность». Учитель Еремеева Ю.А
Слайд 1: Приветствую всех участников августовской конференции. Тема моего выступления: Формирование современных компетенций ресурсами курса «Финансовая грамотность».
Слайд 2: Актуальность данной темы бесспорна. Постоянно увеличивается многообразие финансовых услуг. Однако рядовые потребители часто не обладают знаниями и навыками, которые позволили бы им прибегать к этим услугам с выгодой для себя. Недостаточная финансовая грамотность приводит к негативным последствиям, как для личного благосостояния населения, так и для экономики в целом.
Поэтому финансовое просвещение и формирование финансовых компетенций у молодого поколения является важной задачей.
Слайд 3: Нам нужно понимать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому, воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Формировать современные компетенции в области финансовой грамотности призван внедряемый во многих общеобразовательных учреждениях курс «Финансовая грамотность». Одной из целей финансовой грамотности является формирование компетенции, предполагающих развитие способности решать практические финансовые задачи, с которыми сталкивается каждый член современного общества.
Данный курс появился сравнительно недавно и большого опыта пока нет. В прошлом году курс в нашей школе был введен в четырех 8-х классах 1 час в неделю элективного курса, в этом учебном году курс преподавался в двух 9-х классах за счет внеурочной деятельности в онлайн формате.
Слайд 4: Основополагающим документом по финансовой грамотности — Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. (далее — Стратегия), задача формирования финансовой грамотности обучающихся учреждений общего и среднего профессионального образования определена как одна из ведущих.
Слайд 5: Слайд. Цель формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8—9 классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Слайд 6: Планируемые результаты и формируемые компетенции должны строиться при изучении курса на основе системно- деятельностного подхода и практико- ориетированных методов.
Слайд 7: Планируемые результаты курса «Финансовая грамотность» Выпускник научится:
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
•характеризовать функции денег и их роль в экономике;
•характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
Слайд 8: Министерство Просвещения рекомендует внедрение «Финансовой грамотности» в качестве модулей в программе отдельных предметов (математика, информатика, география, обществознание), самостоятельного элективного курса, внеурочной деятельности или классных часов. Формирование компетенций ФГ целесообразно построить через интерактивные технологии:
Использование на уроках /занятиях электронных форм УМК по финансовой грамотности.
Включение в занятия по финансовой грамотности учебных фильмов, мультфильмов, мобильных приложений и анимированных презентаций.
Использование комплексного инструментария оценки и мониторинга финансовой грамотности
Использование технологии творческой мастерской и современных каналов коммуникации при обучении финансовой грамотности
Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности
Использование кейс-технологий при обучении финансовой грамотности
Слайд 9: Практико- ориентированные методы и формы позволять сформировать необходимые компетенции в сфере ФГ через: Входные, текущие и итоговые контрольно-измерительные инструменты оценки качества усвоения учебных программ и освоенных обучающимися знаний и практических умений в сфере финансовой грамотности
• Работа с КИМами ГИА, ЕГЭ, ВПР и решение заданий по финансовой грамотности.
• Участие в олимпиадах по финансовой грамотности
• Игры по финансовой грамотности
• Участие в создании ученических проектов по ФГ
• Использование интернет-платформ по вопросам повышения финансовой грамотности
• Подготовка и проведение регулярных всероссийских недель финансовой грамотности для детей и молодежи приуроченных к Дню финансиста, Неделе инвесторов и дням пенсионной грамотности
• Использование учебно-методических и дидактических материалов по финансовой грамотности, созданными в рамках проекта Минфина России платформы "Электронная образовательная среда" проекта "Московская электронная школа" (Российская электронная школа)
Слайд 10: Большую практическую направленность представляет УМК Финансовой грамотности под авторством Игоря Липсица, доктора экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Ольги Рязановой, магистра экономики и Е. Лавренова, кандидата педагогических наук, составившей практические задания для учащихся. Учебно-методический комплект, включающий учебную программу, методические рекомендации для учителя, учебные материалы для учащихся, рабочую тетрадь и материалы для родителей.
Предлагаемые материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности, для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями и др.
Слайд 11, 12, 13 Краткий обзор слайдов: Методический инструментарий УМК дает широкую возможность формирования компетенций в сфере финансов. Задания практикумы носят практическую направленность в освоении тем. Рубрики:
Слайд 14: Темы проектов, исследовательских работ и эссе предложены в соответствующем модуле материалов для учащихся
Слайд 15: Тренировочные задания и дискуссионные клубы
Слайд 16: Входные, текущие и итоговые контрольно-измерительные инструменты оценки качества усвоения учебных программ и освоенных обучающимися знаний и практических умений в сфере финансовой грамотности представлены в рабочей тетради для учащихся
Слайд 17: Широкую возможность в формировании компетенций дает использование интернет-платформ по вопросам повышения финансовой грамотности: онлайн-уроки финансовой грамотности по разным темам курса сайта «Дни финансовой грамотности» dni-fg.ru. Здесь необходима подача заявки на выбранную тему курса, регистрация и выход на онлайн – просмотр в выбранное вами время, работа в чате конференции.
Слайд 18: На сайте Финансовая культура» Центрального банка России есть вкладки: статьи, калькулятор и преподавательская. Что дает возможность формирования знаний в доступной для детей форме по любым темам курса. Раздел для учителей и тьюторов-«Преподавательская», посвященный организации и проведению учебных занятий по финансовой грамотности. Здесь вы найдете необходимые справочные, методические и обучающие материалы
Слайд 19: Актуальным и полезным будет использование учебно-методических и дидактических материалов по финансовой грамотности, созданными в рамках проекта Минфина России платформы "Электронная образовательная среда" проекта «Российская электронная школа» "Московская электронная школа", где представлены разработанные уроки, тренинги.
Слайд 20. На сайте благотоворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» предлагаются игры по финансовой грамотности. Обучение в игре - один из самых эффективных методов получения знаний. Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках Программы «Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.
Слайд 21. На сайте представлены игры: Деловая игра «Защита прав потребителей». Игра знакомит участников с темой защиты прав потребителей финансовых услуг и развивает такие навыки, как определение проблемы, принятие решений в условиях ограниченного времени, идентификация проблемы.
Деловая игра «Личный финансовый план»
Игра учит участников понимать механизм работы финансовых институтов: банк, страховая компания, брокерская компания и биржа; разрабатывать долгосрочные финансовые стратегии; принимать взвешенные решения с точки зрения постановки финансовых целей и выбора финансовых инструментов для накопления на них.
Деловая игра «Финансовый театр»
Игра знакомит с темой личного финансового планирования на примере персонажей сказок, учит рационально подходить к управлению расходами.
Деловая игра «Фондовый рынок»
Игра знакомит с темой фондового рынка и темой управления доходом через инвестиционные инструменты. Участники в безопасных условиях (без потери реальных денег) учатся анализировать риски и принимать инвестиционные решения.
Игра «Как тратить карманные деньги»
В ходе игры у детей формируется представление о том, какие источники доходов существуют, как защитить сбережения от влияния инфляции, и что такое личный финансовый план.
Игра «СтрахOff или как защититься от рисков»
В процессе игры участники узнают о том, какие риски потери денег существуют и как от них защититься с помощью страхования.
Игра «Финансовое бинго»
Игра помогает актуализировать знания финансовых терминов и их значений.
Курс «Юный финансист»
Курс погружает дошкольников и младших школьников в основы финансовой грамотности — знакомит с понятием денег, их ролью в современном мире. Благодаря игровому опыту дети формируют представление о способах получения дохода и важности финансового планирования для исполнения своих желаний.
Слайд 22. Обучающие мультфильмы, видеоуроки, анимированные презентации закрепляют понятийный аппарат в интересной для детей, занимательной форме.
Слайд 23 Задания по темам финансовой грамотности сегодня проверяют КИМы ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по обществознанию. Работа на уроках с заданиями данного формата отрабатывает знание в сфере финансов в определенных жизненных ситуациях, понятийный аппарат, знание теории.
Слайд 24. Решение заданий по финансовой грамотности через работу с КИМами ВПР обществознание 6 класс. Задание №7 . Анализ визуального изображения.
Слайд 25. Решение заданий по финансовой грамотности через работу с КИМами ВПР обществознание 7 класс Задание №7. Анализ визуального изображения Задание №9 Умение строить высказывание с использованием предложенных понятий.
Слайд 26 обществознание 8 класс . Задание №8 Анализ представленной ситуации (задание-задача) Задание №1 Анализ и оценка собственной деятельности и её результатов.
Слайд 27,28 Участие в онлайн- зачетах по финансовой грамотности.
Участие в олимпиадах по финансовой грамотности формирует интерес к предмету, отрабатывает знаниевый компонент.
Слайд 29. Используемые интернет – ресурсы по финансовой грамотности:
Дни финансовой грамотности. https://dni-fg.ru/list
Финансовая культура. https://fincult.info/teaching/
Азбука финансовой грамотности. Смешарики. https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s
«Вклад в будущее» https://vbudushee.ru/library/delovaya-igra-lichnyy-finansovyy-plan/
Всероссийский финансовый зачет. https://coreapp.ai/zachet
Всех благодарю за внимание. Поздравляю с началом учебного года! Всем крепкого здоровья, всех благ, замечательных учеников, комфортного режима работы и достойного вознаграждения за труд!
3