СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Формирование духовных ценностей современного ученика на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Формирование духовных ценностей современного ученика на уроках музыки» Одна из актуальных проблем современного общества — формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Формирование духовных ценностей современного ученика на уроках музыки"»



Выступление на метод. объединение учителей музыки:

Тема: « Формирование духовных ценностей современного ученика на уроках музыки»

Сл. № 1 Творчество — момент создания будущего в настоящем.

Джон Денискар

Одна из актуальных проблем современного общества — формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Известно, что именно в детстве закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим.

Сл.№2 Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.

Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Искусство желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная. Поэтому духовно - нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Сл.№ 3 Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей.

Сл. № 4 ГБОУ « Ивановская гимназия» ЛНР. Это общеобразовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, среди которых, одаренные и обычные дети. Гимназия является культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

Как учитель музыки понимаю, что в гимназии должны быть более масштабные задачи в музыкальном воспитании, несмотря на то, что кроме гимназии в посёлке, имеются ЦДЮТ, ДК, Муз. школа искусств. Поэтому: — урочная, внеурочная и внешкольная деятельность должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Урок нельзя разграничивать на различные виды деятельности, нет главного среди них, все подчинены единой цели: формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Сл. № 5 ( личный пример) Отсюда вытекает конечная цель – музыкой воспитать Человека. Через музыку влиять на внутренний мир ребенка, его нравственность, духовное начало. Своей любовью к музыке «заразить» всех местных ребятишек.

На протяжении уже многих лет работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребенок шел на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление к творчеству?  

Радость познания – важная составная часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. В этом я вижу большой прогресс в музыкальном образовании школьников гимназии, а огромную помощь в этом начинают оказывать современные технологии:

— информационно-коммуникативные технологии;

— технология критического мышления;

— метод интегрированного урока;

— компетентно-ориентированное обучение.

По моему мнению, современный урок музыки, это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники на всех его этапах.

Например:

- В 1 классе на первом уроке первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его. Сначала получается не у всех, потом лучше и лучше. Так наступает в классе тишина, которая необходима для восприятия музыки. Дальше пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента на динамическое расширение. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться.

— Во втором классе предлагаю на минутку закрыть глаза, представить себе мамино лицо и послушать, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая, добрая и красивая,  как мама. Прозвучать она может не только в голосе, но и в движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. На уроке дети сочиняют, поют и укачивают свою любимую игрушку, потом дома исполняют маме, это становится отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому они прикоснулись.

– В четвертом классе после знакомства с жанром «Частушки» перед учащимися ставится вопрос: «Используется ли этот жанр в наши дни?» Получив положительный ответ, предоставляется возможность создать современную частушку на близкую им тему (о школе, об учителях, о маме, о туристическом слёте) или начало частушки даю сама, а продолжают дети. И конечно исполнить свою частушку, аккомпанируя на музыкальном инструменте ( бубен, маракас, трещотки, ложки, треугольник, металлофоны).

В начальной школе с огромным удовольствием проходят игры « Дождик», « Лесные голоса», « Его величество – Ритм», « Открой сундучок» ( используются картинки муз. инструментов, композиторов).

— В пятом классе с огромным увлечением и интересом проходят уроки, посвященные военной тематике: «О подвигах, о доблести, о славе…»,

знакомство с оперой С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» с чтением отрывков из книги Б. Полевого и просмотром кинофрагментов из одноименного фильма, слушание масштабного произведения Седьмой Ленинградской симфонии Д. Д. Шостаковича и выполнением исследовательской работы по поиску материала об участии родных и близких людей самих учеников Великой Отечественной войне.

- В старших классах использую задания творческого характера, при выполнении которых учащиеся должны опираться на накопленный опыт предыдущих лет, пробуют сами рассуждать, анализировать, сопоставлять. Это сочинения – размышления на темы: «Звучит нестареющий Моцарт!», «Поют барды», «Великие наши «современники», «Чудесное воздействие музыки», «Современна ли музыка Баха?», « Французская эстрада», составление кроссвордов на изученную тему, групповая форма работы, как создать или подобрать сказку, где живут ноты.

Сл.№6 Главное для достижения положительных результатов должны быть продуманы и взаимосвязаны – урочная и внеурочная деятельность, цель и задачи, содержание и структура, средства и методы. Для успешного решения задач музыкального воспитания требуется глубокое изучение произведений, их отбор в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их музыкальной подготовкой.

Сл. №7 Музыкальная работа состоит из трёх взаимозависимых и взаимосвязанных блока: - учебная деятельность; — внеурочная деятельность; — внешкольная деятельность.

Сл.№8  1. Учебная деятельность на уроках музыки включает следующее: разработка и защита учебных проектов, рефератов, музыкальная олимпиада, предметная неделя «Музыка», интегрированные уроки, выставки, конкурсы. 

Сл.№ 9 2. Внеурочная деятельность, кружковая работа: тематические классные часы, фестиваль патриотической песни, праздники, литературно-музыкальные композиции, шоу-программы, музыкальный отряд летнего оздоровительного лагеря, агитбригады, утренники, акции.

Сл. №10 3. Внешкольная деятельность: - Совместная организация и проведение внешкольных мероприятий: концерты, митинги, фольклорные праздники, фестивали. — Творческие встречи с интересными людьми: Школы искусств, ветеранами, представителями творческих профессий, выпускниками. — Совместная организация и проведение праздников с ДК, Школой искусств, ЦДЮТ,

Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой, духовно – нравственной личности. Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

Результатом совместной, творческой деятельности учителя и ученика в духовно – нравственном воспитании являются грамоты, дипломы, благодарности. Но, самой высшей оценкой в данном направлении будет являться жизнь. «Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего, нового времени»

Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно духовно – нравственного, эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное, эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.


Подводя итог своего выступления хочу ещё раз сказать, что начинать духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому в школе на уроках музыки, внеурочной и внеклассной деятельности, мы можем предоставить всем детям равные возможности для изучения музыкального искусства, которое обогатит их разум и душу.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!