Квест-игра как средство формирования
положительной мотивации к обучению.
Автор: педагог дополнительного
образования МБУДО ЦДОИРД
Кузнецова Елена Павловна
Квест (в переводе с анг. «quest» – «поиск») – это интерактивная игра с увлекательной сюжетной линией. История квестов в реальности началась с компьютерных игр, имевших головокружительный успех. Квест сегодня приобрел большую популярность у людей разных поколений. Я эту форму деятельности часто использую как часть образовательного процесса, которая позволяет воспитывать личную ответственность ребёнка, формировать культуру межличностных отношений, повышает стремление к самореализации, мотивирует детей к самосовершенствованию.
Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, где основой является проблемное задание с элементами ролевой игры. При проведении квеста в образовательном учреждении акцент ставится на знаниях, умениях и навыках обучающегося, которые он приобрел в процессе обучения. При этом квест должен содержать следующие элементы: сюжет и легенда игры, задания и препятствия, конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Очень важно оформление самого квеста. Он должен быть яркий. Можно использовать костюмы, предметы, слова по теме.
В форме квеста можно построить целое занятие, а можно использовать его фрагментарно.
Автор квест-игры должен:
1. Определить цели и задачи квест-игры.
2. Определить целевую аудиторию , ресурсы, выбрать место проведения игры.
3. Определить количество команд.
4. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект).
5. Рассчитать количество помощников.
6. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
7. Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит для квест-игры.
8. Провести анализ полученных результатов.
Принципы построения квеста
1. Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, мотивирует и направляет учащихся.
2. Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям учащихся.
3. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных этапов квеста.
4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Образовательные задачи реализуются при помощи игровых методов и приемов.
5. Принцип интеграции. Использование различных видов образовательной деятельности учащихся при проведении квеста.
6. Принцип разумности по времени. Квест может быть краткосрочным, а может носить длительный характер.
7. Принцип добровольности образовательных действий учащегося.
8. Принцип присутствия импровизационной экспромтной составляющей. Педагог на протяжении всей игры может менять мизансцены, добавлять или убирать задания, важна естественность и позитивная эмоциональная окраска происходящего.
Приёмы:
игры разной направленности;
интеллектуальные викторины;
задания творческого характера;
загадки, кроссворды, ребусы, пазлы;
конструирование, моделирование;
экспериментирование;
лабиринт.
Например, какие приёмы были использованы в квесте «По следам соли». Так как группа детей была разного возраста и подготовки, то сначала было погружение в тему в форме рассказа, беседы, опытов. Потом команды получили маршрутные листы. В квесте интеллектуальные задания сменялись экспериментированием, спортивными состязаниями, отгадыванием ребусов и кроссвордов, сбором пазлов, весёлыми играми. Завершился квест творчеством из солёного теста, что явилось призом, подарком для каждого ребёнка.
Я уверена, что технология образовательных квестов является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в современном образовательном процессе. Она призвана не только улучшить восприятие материала, но позволяет стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Применяйте современную игровую технологию Квест в своей работе, ведь учиться, играя намного интересней.