СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическом объединении учителей начальных классов «Пути формирования навыков чтения у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном  мире дети очень мало читают. В данном докладе я делюсь опытом работы, в котором указываю методы обучения и упражнения, направленные на развитие правильного и беглого чтения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическом объединении учителей начальных классов «Пути формирования навыков чтения у младших школьников»»


«Пути формирования навыков чтения у младших школьников»


“Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно

искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

В.А. Сухомлинский.


На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму». Нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. В этих словах находит своё отражение обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика, Учитель не даёт готовых знаний, а побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.

Чтение – вот лучшее учение. Умение читать в оптимальном темпе – ключ ко всем наукам! От умения понимать содержание прочитанного, читать бегло и выразительно, зависит успех всех лет обучения в школе.

Между хорошей техникой чтения и успеваемостью обучающихся прослеживается прямая связь. Hе секрет, что современные школьники мало читают. Сегодня книга не является единственным источником знаний и, к сожалению, перестаёт быть интересным времяпровождением. Как помочь ученикам преодолеть возникающие при чтении трудности, при этом сохранить интерес к чтению и желание постоянно встречаться с книгой?

Задача учителя – сделать так, чтобы книга осталась путеводителем по жизни, помогающим самосовершенствоваться.  Pебёнок, который не умеет хорошо читать, испытывает большие трудности при выполнении домашних заданий. Ему не интересно на уроках, он невнимателен, неусидчив. Формирование навыков чтения – сложный процесс, и на каждом этапе перед учителем и учащимися стоят большие задачи.

 Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучению чтения приобретается лишь в начальной школе. Поэтому уроки чтения способствуют выполнению главной цели современной школы - формированию образованной культурной личности.

Основная работа по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя. На каждой стадии урока я использую определенные приемы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. 

Cегодня я хочу познакомить вас с методами обучения и упражнениями, которые направлены на развитие правильного и беглого чтения.

В своей работе я применяю следующие методы обучения:

  • «Мозговая атака» - позволяет во время урока активизировать учеников, включая всех обучаемых в процессе поиска идей.

К слову (название произведения, герой произведения или другое слово из изучаемого произведения) подбираем слова (помогает словарь-синонимов, словарь-антонимов, который печатаю для каждого ученика, эти словари использую для динамического чтения. Хорошо развивает словарный запас учащихся).

Интересный

Великий, волелюбивый..

А….

Н….


  • Работа в парах даёт время детям подумать, обменяться идеями с партнёром и только потом перед классом озвучить свои мысли.

  • Работа в группах даёт возможность всем участникам практиковать навыки межличностного общения, сотрудничества.

  • Технология «Микрофон» даёт возможность каждому по очереди сказать свою собственную мысль или быстро ответить на вопрос.

  • Метод построения «ассоциативного куста». На уроках чтения построение «ассоциативного куста» может быть схемой, которая постепенно составляется под руководством учителя.










Чтобы хорошо читать, надо читать много. Во 1-4 классах предлагаю детям разные интерактивные упражнения, развивающие технику чтения:

Каждый урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребёнка к работе. На каждом уроке применяю скороговорки, чистоговорки, которые развивают речевой аппарат, выразительность дикции, а также такие упражнения как «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Какая буква, слог, слово лишнее?». Разгадываем загадки, ребусы, кроссворды.


  • Буквенные таблицы, слоговые таблицы:

Важно быстро узнавать и называть звуки, закодированные буквами. Поэтому полезно устроить игру: без ошибки назову!


о

б

н

д

й

р

а

к

ц

т

ф

ж

ю

е

я

м

ш

о

с

у

ё

ч

г

э

в

п

щ

х

и

л

ё

ы

а

з

ж

д

ф

э

в

ы

ц

з


тренажеры с наращиванием согласных:


ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЕ ЗЁ ЗИ ЗЮ ЗЯ

КА КО КУ КЫ КЕ КЁ КИ КЮ КЯ

ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛЕ ЛЁ ЛИ ЛЮ ЛЯ

МА МО МУ МЫ МЕ МЁ МИ МЮ МЯ

НА НО НУ НЫ НЕ НЁ НИ НЮ НЯ


МЕ

УТ

КЛА

ВЗРО

АКЛ

ОВЗР

ЗЫ

АЛ

СПЕ

ВСТА

ЕСП

АВСТ

БЯ

ИМ

РВЫ

ЗГЛУ

ЫБР

УВЗГ

ДА

ЯЛ

ВЛИ

СКРИ

ИВЛ

ИСКР

ГИ

ЫП

ВСЕ

РСКИ

ЕВС

ИРСК

ШИ

ОК

СТА

СТРЫ

АСТ

ЫСТР

ЧА

ЕМ

ТКИ

ТСКУ

ИТК

УТСК

ТУ

ИС

КРО

СТРА

ОКР

АСТР


  • «Многократное чтение» - читаем 3 раза по 1 минуте один и тот же текст четко и быстро.

  • «Волна» - громко, тихо.

  • Молния» - медленно, быстро (комфортный режим и максимальная скорость).

  • «Жужжащее чтение» - чтение вслух в умеренном темпе.

  • «Буксир» - хоровое чтение за учителем или быстро читающим соседом.

  • «Цепочка» - чтение по одному предложению каждым учеником.

  • Упражнение «Путаница»

Черепашка час чая



з а чашкой не скучая сидит


  • Работа по таблице Шульте: показать карандашом расположенные в таблице числа от 1 до 25 не перемещая взгляда за пределы центральной клетки.

21

5

20

2

17

13

25

9

14

12

24

10

1

19

18

11

7

8

23

6

3

15

4

16

22

  • У пражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие  прямой взгляд: не отводя взгляда от вертикальной линии, прочитать слоги, которые попадают в поле зрения справа, слева.


  • Чтение с помощью «Решетки».

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

  • Игра « Найди слово в слове.»

гроза                                 газета                             кустарник
шутка                               поднос                           шоколадка
часовщик                         щепка                             ярмарка

  • «Чтение текста через слово».

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют

  • Чтение слов, текстов– анаграмм.

Например, ячм. маам, коно, лашко. (мяч, мама, окно, школа).

В. Б. Эдигей разработал тексты-перевертыши, которые дети должны расшифровать. После такой деятельности у них значительно повышается скорость чтения. Усложняю задание, ввожу маленькие рассказы.

Омяамамчеоньсикравая. Я ёеоньчебюллю.

(Моя мама очень красивыя.Я её очень люблю.)


Я бюллюрагьти с укойлкирбаб. У немя хи рти. Ион чоеньркаисыве.

(Я люблю играть с куклой Барби. У меня их три.Они очень красивые.)


У ниталовосылиндные. У нелырокоткие. Беокидевочвысикаре.

(У Тани волосы длинные. У Лены короткие. Обе девочки красивые.)


Нем пикули роскивокс. В хин бонодугабеть и пыргать. Я дубу несильехевс.

(Мне купили кроссовки. В них удобно бегать и прыгать. Я буду сильнее всех.)


  • Блицопрос”

  • Чтение по ролям.

  • Предопределение сюжета по заголовку или началу текста.

  • Предвидение содержания и развития событий по концовке текста.

  • Чтение в темпе скороговорки

  • Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

  • «Доскажи словечко». (-ГА бумага, берлога, дорога)

  • Игра «Лишнее слово».


Например: Стрела топор метла пила

Чайка майка трава гайка

Машина белка грелка стрелка


  • Упражнение “Составь новое слово”. Даны слова:

колос

сани

Волга

носки

было

катки

нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог.

  • Превратите лес в деревья (1ряд), мак в подарок(2ряд), рака в пароход (3 ряд)”. Последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме. Такое упражнение используется уже в конце первого класса. Каждое слово концентрирует внимание учащихся, т. к. такое задание требует выполнения сразу нескольких условий.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

 

лес

мак

рак

(3 буквы)

лось

роза

вода

(4 буквы)

земля

букет

судак

(5 букв)

листья

бумага

удочка

(6 букв)

деревья

подарок

пароход

(7 букв)


  • Найди животное” - ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения:

Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду. (осётр)


Среди куст
ов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (овца)


Развитие навыков чтения будет эффективным, если создавать «ситуацию успеха», в системе проводить различные упражнения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Очень важно показать ребёнку результат его труда! Стараюсь замечать каждый, пусть даже маленький успех своих учеников, вовремя похвалить ребёнка, сравнить достигнутый им результат с прежним. Это вселяет в него уверенность, увлечённость, заинтересованность, стремление читать больше и лучше. Технику чтения проверяю сама ежемесячно, результаты анализируя и комментируя учащимся, довожу до сведения родителей.

Конечно, в доме должны быть книги, как для детей, так и для взрослых. Родители, читающие книгу или журнал, мотивирует чтение ребенка! Обязательно познакомить ребенка с библиотекой, школьной, сельской или городской. Именно там большой выбор книг.

Восприятие и осмысливание учебной информации находится в прямой связи с техникой чтения. От учителя начальных классов зависит, будет ли ребенок дружить с книгой, прочитывать статьи учебника без затруднения, будет ли успешен в учебе.

Использование в работе различных методов и упражнений способствует совершенствованию техники чтения. Быстрое и правильное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.


Список используемой литературы


1.Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» - М.: Просвещение, 1991г.

2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М.: Просвещение, 2011г.

3. Куртлацкова О.Н. «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - Мастер класс, 2011

 4.Лутова Т.И. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006

5.Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганюк Л.В. «Мастерская учителя» - М.: ВАКО, 2018г.

6.Шанский Н.М. «В мире слов» - М., 2015

7.Шклярова Т.В. «Сборник самостоятельных работ» - М.: «Грамотей», 2017г.

8. Яшина Н.П. «Учить читать трудно, но интересно». Журнал «Начальная школа». 2001г., №6


Электронные ресурсы


https://infourok.ru/statya-interaktivnie-metodi-obucheniya-na-urokah-chteniya-2460471.html

https://multiurok.ru/files/kak-nauchit-riebienka-chitat-bystro.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!