Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район Тел.факс 8(30136)53-3-02
с.Новая Брянь ул.Школьная 5 эл.адрес: [email protected]
Доклад
Тема: Методы коррекционной работы по развитию положительных качеств личности.
Воспитатель: Иванова Софья Сергеевна
Новая Брянь
2022
Дети взрослеют, и хотелось бы, чтобы проблем в общении с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Начинается кризис подросткового возраста. Педагогов волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.
Психологи выделяют четыре причины, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
1. Борьба за внимание.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.
2. Борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.Вводя различные запреты, взрослым необходимо помнить об основных правилах: запреты должны быть гибкими и их не должно быть много;
запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими требованиями ребенка;
запреты должны быть едиными (со стороны администрации, педагогов, родителей);
запреты должны разъясняться;
запреты должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном;
воспитание должно быть последовательным (скачки от либерализма до авторитаризма)
3. Желание мщения.
Ребенок может мстить за:
Сравнение не в его пользу;
Унижение;
Несправедливость и невыполнение обещаний взрослыми;
Проблемы в семье (развод…).
4. Неверие в собственный успех.
Усвоение норм поведения и различных форм общения детьми происходит через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчиняет свое поведение этим нормам. Если подросток испытывает трудности в осуществлении совместной деятельности, не получает удовольствия от общения с другими детьми, то снижается его эмоциональное состояние, возникает недоумение, растерянность, испуг, агрессия. В этот момент рядом должен быть взрослый, который поможет ему войти в мир сложных человеческих взаимоотношений. Он должен помочь им приобрести опыт совместного переживания, успеха, радости от умения коллективно найти ответ, справиться с трудностями и достичь желаемого результата. И такими людьми являются в семье родители, а в школе- педагоги. По этому в рамках реализации ФГОС главная задача по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. Образованность человека сегодня определяется не только предметными знаниями, но и его личностными качествами. Развитие положительных качеств личности – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения – является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети испытывают острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, возникают негативные проявления (грубость, эмоциональная глухота, враждебность).
Данную задачу решают классные руководители, воспитатели, внеурочная и кружковая работа.
Школа - это мир юности и надежд. Критический период детства
наступает в школьные годы. Именно, в это время как никогда ребёнку
нужна помощь педагога.
Для решения данной цели надо создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
Личностные качества педагога (оптимизм, отзывчивость, сочувствие и чуткость) и его положительный пример играют немаловажную роль. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.
Методы формирования сознания применяются для усвоения понятий, отношений, убеждений. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убеждения, поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Методы тогда достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания Рассказ на этическую тему— это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение
Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен. Разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником слов учителя. Внушение, проникая в подсознание, действует незаметно, создавая нужные мотивы поведения. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение моральных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Пример— воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности — упражнение.
Приучение— это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство.
Метод поручений дает результаты. С его помощью детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, дают задание подготовить и провести действие, требующее точности и пунктуальности, и т.п. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения.
Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях кратко называют методом воспитывающих ситуаций. Выделим два важных момента, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций:
Одобрение— простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях; это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.
Соревнование— это метод направления естественной потребности школьников к соперничествуна воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Наказание— это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Каждый метод коррекции поведения при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода знания, развить навыки и умения - не самоцель.Мне в работе помогают слова В.А.Сухомлинского:
«Если вы хотите, что бы ваши дети стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».
Любой тип коррекции поведения не должен вызывать не только физическую боль, но и психологическую. Метод коррекции поведения использовать только для того чтобы исправить поведение. Не надо применять разные типы коррекции поведения к одному и тому же ребёнку.
Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, на группу, которая является первичным коллективом.
В процессе коллективного творческого дела ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности воспитанника.
Игровая терапия – в основу которой положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Во время моей работы с детьми, наблюдая за ними, могу с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно, добиться куда больших результатов, чем на занятиях.
На творческих занятиях в группе дети увлеченно занимаются. Изготавливая открытки или поделки дети радуются, тому что могут своими руками сделать красивые открытки или сшить игрушку, которой они с удовольствием потом играют. Никто не будет отрицать, какое огромное значение для всей жизни человека имеет сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях. Что работа по развитию положительных качеств личности у детей трудна, но богата развивающими идеями.