ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ
Тема: «Педагогическая этика преподавателя»
Начну со слов Конфуция из работы «Антология гуманной педагогики»:
«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и
возможность для ученика думать самому и составляют то,
что зовётся умелым наставничеством...».
В настоящее время, образование воспринимается большинством людей, как самый главный приоритет на жизненном пути. В связи с чем, заметно возрастает ценность педагогической деятельности. Выбор профессии педагога, и получение педагогического образования недостаточно для того, чтобы добиться успеха в педагогике и стать мастером своего дела. Необходимо помнить о морали и педагогической этике.
Мораль, в отличие от права, является практически универсальным регулятором общественных отношений. В полной мере это относится и к образовательным отношениям. Прежде всего, это касается вопросов этики взаимоотношений обучающегося и педагогических работников, обеспечения порядка и дисциплины в процессе обучения.
Значение морали для регулирования образовательных отношений объясняется также тем, что само образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. В процессе воспитания, направленного на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, и принятых в обществе правил, и норм поведения, нормы морали оказываются максимально востребованными.
Без применения норм морали невозможна также реализация в полной мере одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, закрепленного в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.). Речь идет о принципе, устанавливающем гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма и ответственности.
Педагог-профессионал, должен осознавать, что критерий развития учебного заведения, в котором он осуществляет свою деятельность, является не только успеваемость учащихся, но также эмоциональное отношение учащихся и их семей к организации, в которой проходит обучение. Педагог -профессионал понимает, что без его активной личностной позиции, желания систематически повышать свою квалификацию ни о каких кардинальных изменениях в организации не произойдет. Он понимает, что главным критерием его профессионализма является не только сумма знаний его учащихся, но и их заинтересованность и комфортность на занятиях, наличие элементов проблемного, исследовательского, проектного обучения, которые могут побудить ребенка размышлять, обсуждать, спорить.
Как один из разделов учения о морали, педагогическая этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Корпоративная этика в учебном заведении (педагогическая этика) – это негласный кодекс поведения, подразумевающий определенные требования к поведению педагога по отношению, прежде всего, к себе, но также и к коллегам, и к администрации учреждения, к учащимся, их родителям и социальному окружению.
По отношению со своими коллегами педагог должен, прежде всего, руководствоваться такими чувствами как: солидарность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность, ответственность и взаимоконтроль. Но нельзя забывать и о таких важных категориях этики как честь и достоинство. Честь обязывает педагога оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично, и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит. Достоинство педагога означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Если же в педагогическом коллективе не будет правильно производиться анализ ошибок и недостатков в работе, то это может привести к переоценке своих заслуг каждым конкретным преподавателем, которая может воплотиться нежелании считаться с общественным мнением, мнением своих коллег и неприятием замечаний в свой адрес. Соответственно, это может негативно сказаться на дальнейшем выполнении своих функций педагогом.
Помимо требований, предъявляемым к педагогу по взаимоотношению со своими коллегами, нельзя не упомянуть требований, которыми должен руководствоваться преподаватель во взаимоотношениях со студентами. Во-первых, педагогу нельзя быть олицетворением лозунга: «Педагог всегда прав!». Для того, чтобы воспитанники брали пример с преподавателя, необходимо самому стать человеком, человеком с большой буквы. Во-вторых, не надо бояться признавать свои ошибки, необходимо быть честным с учащимися. В-третьих, педагогу, как и любому человеку с большой буквы, во взаимоотношениях с учениками необходимо не давать обещаний, которые не сможешь выполнить. Необходимо также быть оптимистом, активным и инициативным человеком, быть простым и человечным, но при всем при этом необходимо соблюдать дистанцию между педагогом и учащимся, ведь нарушив ее однажды, установить ее снова будет гораздо труднее.
Выделяя категории лиц, с кем педагогу приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности нельзя утверждать, что одна из категорий превалирует над другой. Нет. Все они важны и взаимосвязаны. Поэтому хотелось бы упомянуть требования, которые предъявляются к педагогу в отношениях с родителями учащихся.
Так, прежде всего, нужно помнить, что родитель – это не твой студент, это не твой враг, это прежде всего твой советчик и единомышленник. Необходимо налаживать деловые связи с родителями, активно привлекать их к воспитательной работе с детьми, опираться на их помощь и прислушиваться к их советам. На первом родительском собрании рекомендуется обозначить все планы на будущий учебный год, это позволит выявить родителей, на которых можно будет опереться, а также можно будет отследить и тех, кто из них будет в стороне. На родительских собраниях рекомендуется не зацикливать свое внимание на проблемах конкретного ученика, следует уделять внимание проблемам всей группы. Необходимо стараться создать работоспособный, сплоченный родительский комитет, это впоследствии поможет в решении многих вопросов жизни группы. Нужно также запомнить такое правило, в соответствии с которым нельзя говорить родителю, что его ребенок плохой, а также нельзя ругать студентов в присутствии других родителей. Для того, чтобы стать мастером своего дела, необходимо быть открытым всем, но, как и с учениками, так и с родителями необходимо соблюдать определенную дистанцию. Не нужно стараться угодить всем и сразу, иначе у родителей может сложиться впечатление об отсутствии принципиальности и твердости характера педагога.
Среди нарушений в корпоративной этике педагога, чаще всего встречаются следующие.
1) Обращение преподавателя к учащемуся по фамилии;
2) Отсутствие извинений в адрес учащегося в случае вины педагога;
3) Приказной, административный характер просьб педагога без приглашающей интонации, без слова «пожалуйста»;
4) Невнимание к ответу учащегося (прерывание речи студента, беседа с другими во время его ответа);
5) Постановка учащегося в неудобное, унизительное положение;
6) Сравнение студента с другими учащимися, а не с собой;
7) Неумение выразить веру в учащегося;
8) Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание педагога расценить поступок студента в благоприятном для него смысле;
9) Неудачи студента в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как человеку.
10) Необходимо уметь разделять учебную отметку и оценку личности.
В завершении выступления, хотелось бы сказать, что для качественного выполнения своих педагогических функций необходимо, чтобы принципы корпоративной этики стали нормой повседневной жизни педагогического коллектива.
А также хочется отметить, что учащиеся – это, прежде всего, отражение педагога, поэтому никогда нельзя останавливаться на достигнутом и главное постоянно продолжать работу над тем, чтобы стать лучше.
Поэтому хочется дать несколько рекомендаций преподавателям по работе, которые, я считаю, должны лечь в основу проекта решений.
Проект решений:
Во взаимоотношениях со своими воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. Главное не воспитывать ребят, а проживать с ними совместную деятельность. При этом, к воспитанникам надо относится так, как Вы хотите, чтобы они относились к Вам.
Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к обучению в целом. Лучше больше хвалить и меньше ругать, необходимо исповедовать педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
Силы и время, потраченные на организацию насыщенной жизни студенческой группы, на культурное развитие учащихся не будут потрачены напрасно. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое Вы можете вовлечь студентов, стать им интересным, тогда они будут к Вам прислушиваться, им будет с Вами интересно, а Вам, в свою очередь, будет интересно с ними.
Спасибо за внимание!