СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете по теме "Оздоровительные мероприятия в учебно-воспитательном процессе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе отмечается, что системность работы по здоровьесбережению проявляется в комплексности физкультурных мероприятий - на обычных уроках, уроках физической культуры, на переменах, во внеурочное время.Приведены примеры физкультурных минуток, физкультурных пауз, гимнастики для глаз и пальцев, подвижные игры.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете по теме "Оздоровительные мероприятия в учебно-воспитательном процессе"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




Выступление на педагогическом совете


ТЕМА:


«Оздоровительные мероприятия в учебно-воспитательном процессе»




Выполнила: КОРОВИНА В.Н.,

заместитель директора по

учебно-воспитательной работе,

учитель русского языка и

литературы.

Воронежская область,

Бобровский район,

с. Никольское 2-е









2017 г.


В нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последних лет подчеркивается необходимость формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с самого раннего детства.

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу.

Динамика соматического здоровья учащихся МОУ Никольская СОШ по ступеням обучения.

В начальной школе

Виды заболеваний

Количество учащихся в % от общего числа школьников возрастной группы


2014-2015

2015-2016

2016-2017

Органы зрения

11,8

15,6

12

Сердечно-сосуд. заболевания

2,9

-

-

ВНС

2,9

6,3

4

Опорно-двигат.

аппарат

-

3,1

-




В основной школе


Виды заболеваний

Количество учащихся в % от общего числа школьников возрастной группы


2014-2015

2015-2016

2016-2017

Органы зрения

5

6,1

4,9

Сердечно-сосуд

заболевания

-

-

-

ВНС

7,5

6,1

4,9

Органы дыхания

-

6,1

7,3

Опорно-двигат.

аппарат

10

8,2

7,3



Чтобы научить детей быть здоровыми, учителям и родителям не хватает знаний о путях формирования здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения считается актуальным. Никакое обучение невозможно, а тем более непрогнозируемо развитие, если нет здоровья. Для решения данных вопросов в школе разработан план мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Педагогический коллектив считает, что организовать процесс с учетом заботы о здоровье ученика – значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.

Работа по валеологизации учебного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний проводится как на уроках, так и во внеурочное время. (Смотреть таблицу ниже)

Важно, чтобы формирование здоровьенаправленного мышления осуществлялось не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы по валеологической тематике на собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми.

Система разнообразных мероприятий позволяет решать следующие задачи:

  • формирование правильного отношения к своему здоровью;

  • формирование способности к самодиагностике состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;

  • обучение учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, быть готовыми к встрече со стрессами, опасностями и трудностями;

  • формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни.

Основной причиной успешной работы в данном направлении является наличие системности. Это проявляется, прежде всего, в том, что физкультурные мероприятия включены в систему валеологической работы в школе, в которой учтены и воспитательный, и образовательный, и оздоровительный аспекты обучения нормам здорового образа жизни.

Системность проявляется в комплексности физкультурных мероприятий:

  • на обычных уроках;

  • на уроках физкультуры;

  • на переменах;

  • во внеурочное время, т.е. на протяжении всего времени нахождения в школе и даже за её пределами. К нуждающимся в дополнительном оздоровлении детям применяется дифференцированный подход – они охвачены мероприятиями в большей степени.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Хотелось бы остановиться на оздоровительных мероприятиях, применяемых на практике для восстановления умственной работоспособности учащихся.

Сконцентрировать внимание, снять усталость, вернуть душевное спокойствие помогают простые упражнения:

  1. Поочередный массаж всех пальцев рук: вначале левой, затем правой, особое внимание мизинцу.

  2. Растираем ладони до теплоты и переносим энергию на лицо, как бы умывая его.

Эффективным способом, позволяющим на уроке расслабиться и отдохнуть за 1,5-2 минуты, может быть тихая музыка с шумами (плеск волн, крики чаек, звук прибоя).

Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты):

  1. Лебеди летят, крыльями машут.

Присели над водой, качают головой.

Гордо и важно умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

И.п. – руки в стороны;

1-2 – руки вверх;

3-4 – руки вниз;

5-6 – присесть, обнять колени;

7-8 – посмотреть направо, налево;

9-10 – встать, руки за спину, поднять голову;

11-12 – тихо сесть за парту.


  1. – Вы, наверное, устали?

– Да.

- И поэтому все встали,

Дружно вытянули шеи

И как гуси зашипели: «ш-ш-ш!»

Полетели, полетели!

И как зайки поскакали, поскакали,

И за кустиком пропали.

  1. В зоопарке два зайчонка

Утром рано умывались.

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Влево, вправо наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкульт – привет!

  1. Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

Зайка, Зайка, попляши!

Твои лапки хороши!

Ты морковочки сорви

И ребяток угости!


Физкультурные паузы – комплекс физкультурных упражнений и игр, проводимых между занятиями.

  1. «Перетяни палку» (для формирования правильной осанки). Два ученика стоят спиной к спине, держа на вытянутых вверх руках одну гимнастическую палку. Наклоняясь вперед, они смотрят на палку и стараются перетянуть её в свою сторону.

Руки с палочками вверх,

На неё смотрите,

И за палочку вдвоём

Поскорей возьмитесь.

Палочку кто перетянет,

Победителем он станет.


  1. «Не урони кувшин». Учащиеся (3-5 человек) с мешком на голове разводят руки в стороны, идут, не спеша до отметки, и возвращаются назад.

На голове не мешочек,

А кувшин с водой стоит.

Если вдруг его уронишь,

Будет он, потом разбит.

Надо очень прямо встать.

До черты дойти скорей

И обратно побыстрей.


Гимнастика для глаз.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

  • Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

  • Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

  • Встать, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Отпустить руку. Повторить 10-12 раз.

  • Сесть, закрыть глаза и помассировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

  • Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10-12 раз.

  • Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить 4-6 раз.

Гимнастика для пальцев.

    1. Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют

Дружно полют сорняки

И друг дружку моют.


    1. Будем пальцы мы считать:

1-2-3-4-5.

На другой руке опять:

1-2-3-4-5.

Десять пальцев, пара рук –

разве мало это, друг?

Десять пальцев, пара рук –

вот твое богатство, друг!

Данные упражнения развивают мышление, речь, координацию движений:

  1. Надавливание на подушечку большого пальца всеми пальцами поочередно.

  2. Переплетение пальцев и поднятие рук вверх.

  3. Сжимание, разжимание пальцев в кулак.

  4. Имитация пальцами улитки, зайца, собачки, кошки, паучка.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной работой. Игра – ведущая деятельность детей. В качестве примера приведу несколько подвижных народных игр, которые можно проводить как в спортивном зале, так и на свежем воздухе.

1. Русская народная игра «Филин и пташки».

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

П р а в и л а и г р ы. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы летят в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

2. Русская народная игра «Кот и мышь».

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

П р а в и л а и г р ы. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

На уроках русского языка часто использую физкультурно–познавательный компонент, что позволяет повышать интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.

1. Так, проводя поверочную работу по теме: «Имена прилагательные – синонимы» предлагаю выбрать имена прилагательные для характеристики здорового человека и подобрать синонимы: сутулый – статный, сильный – крепкий, ловкий – неуклюжий, бледный – румяный.

2. По теме: «Правописание слов с парными согласными в конце слова» предлагаю учащимся образовать словосочетания со словами: спорт, площадка, футбол, мяч и записать предложение.

3. Работая над темой: «Безударные гласные в корне слова», учащиеся читают стихотворение:

Говорю я всем: «Зимой, закаляйтесь все со мной,

Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!

На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас не сможет одолеть».

После чтения стихотворения учащиеся находят слова с безударными гласными и записывают проверочные.

  1. Из стихотворения выписать существительные, относящиеся к спорту.

Не бойтесь, дети, дождя и стужи,

Почаще приходите на стадион.

Кто с детских лет со спортом дружит,

Всегда здоров, и ловок, и силен.

Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,

Зеленое поле и солнечный свет.

Да здравствует отдых!

Борьба и походы!

Да здравствует радость спортивных побед!


Усваивая соответствующие материалы, учащиеся, узнают о режиме дня, правилах поведения дома и на улице, водных процедурах, закаливании; затем свое отношение к этим проблемам выражают дома в кратких сочинениях под руководством родителей.

Использование на уроках физкультурно-познавательного комплекта повышает у учащихся интерес к физической культуре и спорту, желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями для сохранения и укрепления своего здоровья.

Следует отметить, что работа по здоровьесбережению учащихся проходит целенаправленно и систематически в течение всего учебного года, этому способствует разработанный по школе план.

Подводя итог хочется отметить, что успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности от:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;

  • создание здоровьесберегающей среды;

  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

  • планомерной работы с родителями;

  • тесного взаимодействия с социально-культурной средой села.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!