ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования ПО СОЗДАНИЮ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОго РАЗВИТИЯ ОбучаюЩИХСЯ
Экашаева Жанна Владимировна, заместитель директора школы по ВР
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Б.К. Утижева»
Адрес электронной почты: Eckashewa.j@yandex.ru
Контактный телефон: 89034917757
Возможно, ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать,
И не давать с дороги сбиться
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право.
Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы,
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы
Вот такими словами я бы определила суть воспитательного процесса в школе, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей обучающихся.
Современная действительность формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Поэтому среди основных определяющих целей нашей школы - ориентация на развитие социальных навыков детей, на подготовку конкурентоспособного выпускника, будущего специалиста, способного практически решать встающие перед ним жизненные проблемы.
Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание — та основа, на которой в нашем ОУ строится совместная работа всех участников образовательного процесса для полноценного успеха в воспитании детей, их всестороннем развитии.
В нашей школе управление воспитательным процессом осуществляется системным подходом. Система имеет определённую организационную структуру, разделена на части, за которыми закреплены полномочия и ответственность, определены их отношения и правила взаимодействия.
Каждый педагог заинтересован в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Естественно и логично мы говорим сегодня о более тесном взаимодействии классного руководителя, психолога и социального педагога и педагога ДО.
Почему необходима их совместная работа? Прежде всего потому, что их работа связана самим ее объектом — это ученик. И главная цель работы – совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической работы для оказания всесторонней помощи, его нравственного и личностного развития.
Мы выделяем три наиболее значимых составляющих: диагностику, коррекционную и профилактическую работу, которую осуществляем по самым разным направлениям: - изучение развития классного коллектива и личности учащихся; - наблюдение взаимоотношений детей и их родителей; - организация занятости школьников во внеурочное время; - работа с трудными учащимися; - организация самоуправления в классе и школе; - профориентационная работа.
Совместная деятельность разделена на определённые составляющие части и распределены функции между участниками. На каждый этап определен ответственный, указаны направления деятельности участников. На этапе «диагностика» психолог изучает психологические особенности личности «трудного ребёнка»; социальный педагог исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; классный руководитель анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в классе, особенности учебной деятельности. Классный руководитель и педагог ДО включают ребёнка в общественно-значимую деятельность, привлекают его к внеурочной деятельности.
Таким образом, происходит не передача и перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а взаимодополнение друг друга.
Безусловно, классный руководитель ближе всех стоит к ученику, от него поступает первый запрос и первичная информация об учащемся. Классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают количество неполных семей, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, количество детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой. Социальный педагог на основе этих данных составляет социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и учащихся.
Психолог в свою очередь тесно сотрудничает с социальным педагогом, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож. Перечислю основные направления совместной деятельности: - организация работы с учащимися «группы риска»; - оказание помощи неблагополучной семье; - социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; - организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития; - оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности. Они помогают разрешить трудности в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников, становящиеся причинами школьных неудач; это также задачи, касающиеся выявления и развития интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.
Классный руководитель же и педагог-психолог, в свою очередь, обмениваются информацией, касающейся жизнедеятельности обучающихся. Это данные о классе в целом и об отдельном ребенке. Здесь главное правило — конфиденциальность. Перед приемом в 1 класс, психолог проводит тестирование детей и дает заключение об уровне готовности к школе. Изучает динамику учебных интересов учащихся всех звеньев, индивидуальных особенностей, исследует профессиональные интересы учащихся 9-11 классов, уровень одаренности ребенка, склонность к той или иной профессии.
Педагог дополнительного образования занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы). поддерживает допрофессиональную подготовку.
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании социально-психологической диагностики; проведение всеобучей и лекториев с детьми и их родителями на темы «Дети и телефон», «Советы выпускникам, как готовиться к ЕГЭ», «Рекомендации по психологической подготовке родителей к экзаменам» и др., где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместное проведение рейдов в неблагополучные семьи с целью изучения социально- бытовых условий, в торговые точки на предмет продажи табачных и спиртных изделий, в вечернее время с целью контроля режима дня обучающихся.
Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности помогут ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности и добиться успеха.
Дорогие коллеги! Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Мы являемся конструкторами детских душ, по кусочкам складывая и выстраивая в детях добро, благородство, честь, любовь к родным и уважение к старшим. Воспитываем умы и сердца учеников, открываем им еще не познанное с легкостью и простотой доброго волшебника, освящая огромные знания светом своей души. Пусть свет доброты проникнет с нашей помощью в души и сердца наших детей!
Желаю каждому из вас неиссякаемого интереса к жизни, профессии, новых творческих высот, крепкого здоровья и неугасимой энергии!