СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на ШМО «Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках биологии и географии с целью повышения интереса к предмету».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  был прочитан на ШМО учителей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на ШМО «Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках биологии и географии с целью повышения интереса к предмету».»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»









Доклад на ШМО

«Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках биологии и географии с целью повышения интереса к предмету».







Подготовила учитель

первой квалификационной категории

Анорова Н. В.

«В душе ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В. А. Сухомлинский

   

Каждый педагог решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как учить, чем учить. Первый вопрос – самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить» относится к содержанию образования, «как учить» — к методам обучения, «чем учить» — к инструментарию учителя.

Современная школа сегодня живёт и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. В настоящее время развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, нравственные люди, которые в ситуации выбора способны самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способны к творческому сотрудничеству, отличаются динамизмом и конструктивностью, обладают толерантностью и высоким чувством ответственности.

Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы.

Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Поэтому, в условиях принципиально нового социального запроса современная школа должна ставить перед собой задачу не только на приобретение обучающимися определённой суммы знаний, но и на овладение и развитие умений и способов познания, формирование привычки самостоятельно добывать знания (ФГОС).

Я считаю, что среди множества технологий системно-деятельностного подхода, оптимальной технологией в достижении поставленных целей и задач является личностно ориентированная технология обучения, под которой прежде всего понимают изменение отношения к ученику, уважение его личности, сотрудничество с ним. Но, на сегодняшний день, центром новой личностно ориентированной технологии становится развитие личностнозначимых познавательных способностей и стратегий ученика через продуктивную учебную деятельность на уроке.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Системно — деятельностный подход позволяет систематизировать, выявить взаимосвязи, выявить затруднения, увидеть перспективу работы учителя

Личностно ориентированную технологию я реализую через обучение, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом (интерактивное обучение), в процессе сотрудничества субъективного опыта учащихся, через предоставление каждому права выбора (способа решения, типа познавательного задания, домашнего задания).

Какие результаты можно ожидать при личностно – ориентированном подходе в обучении детей?


  • Повышение качества знаний учащихся.

  • Успешность учебной деятельности.

  • Формирование личностного смысла ученика.

  • Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

Для успешного достижения положительных результатов необходимо, в первую очередь, создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

На мой взгляд, на уроках биологии и географии через личностно - ориентированный подход возможно решать задачу нравственного воспитания.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий, отсутствия у школьников элементарного уважения к старшим, к их опыту, достижениям. Существуют мнения, что молодежь выходит в жизнь потребителями, не имеющими ни малейшего желания что-либо делать самостоятельно.

Можно сказать, что задачи личностно — ориентированного образования состоят в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.


Реализация личностно ориентированной модели взаимодействия учителя с учащимися предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.

Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.

Принятие – положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.

Признание  по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.


Личностно ориентированный подход требует очень тщательного продумывания технологического аспекта. Технологический арсенал личностно ориентированного подхода очень широк. Большое внимание в процессе обучения я уделяю выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, картами.

Я убеждена, что развитие познавательных способностей ребёнка должно идти через его самостоятельную деятельность. Важно научить человека мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию. Для самостоятельных работ я использую подборку дидактических материалов, позволяющих развивать у школьников умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов и явлений, устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, широко использую аналитические, сравнительные и обобщающие таблицы, гербарные материалы, наборы коллекций, таблицы и схемы, показывающие строение объекта или сущность процесса, инструктивные таблицы для выполнения лабораторной работы.

На мой взгляд, ещё более важным в личностно ориентированной технологии, является сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся . Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведёт к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития.

Именно через методы интерактивного обучения происходит актуализация субъективного опыта учащихся практически на всех этапах урока, общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии.

Один из приёмов интерактивного обучения, широко используемый мной на занятиях, является групповая форма обучения. В процессе интерактивного общения в группах у моих учащихся развивается мышление, умение рассуждать, делать выводы, на уроке создаётся атмосфера дружественных отношений между собой, между учителем и учащимися, ребята осознают ценность совместного опыта, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных. Эту форму обучения я использую и при изучении нового материала и на обобщающих уроках. Для организации групповой работы ребятам предлагается выбрать и выполнить задания в соответствии со своими возможностями. При этом я поясняю каждое из предложенных на выбор заданий, раскрываю критерии его оценки. По завершении работы, результаты, полученные каждой группой, совместно обсуждаются. Если задание повышенной сложности (творческое) вызвало затруднение, то я предлагаю учащимся всего класса включиться.

Для активизации и поддержания познавательного интереса учащихся мною практикуется использование другого приёма интерактивного обучения – учебных игр : при проведении опроса и закреплении материала (кроссвод, географический диктант) в 6 классе по теме «Условные обозначения»

Личностно ориентированное обучение не мыслимо без рефлексии учащихся. С целью формирования и развития данного умения у учащихся, я использую следующие приёмы: короткая беседа в конце урока (чем мы сегодня занимались? Что мы для этого делали? Что у нас получилось хорошо? Что нам пока не удаётся? и т.д.), незаконченные предложения (А вы знаете, что сегодня на уроке я _________. Больше всего мне понравилось _________. Самым сложным для меня сегодня было ___________.


В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

Основными принцами технологии разноуровневого обучения являются следующие:

Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей.

Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока.

Личностно-ориентированный подход предусматривает также и дифференцированный контроль, учитывающий индивидуально-психологические особенности школьников, своевременное выявление затруднений и пробелов, так и прогресса у школьников разных уровней обученности.


Чтобы на проверку не уходило слишком много времени, а затраченное время использовалось бы с наибольшей пользой для обучения, я в своей работе часто применяю разноуровневые тестовые задания

Тесты не должны требовать больших затрат времени; 

В тестах можно предложить учащимся выполнить следующие задания:

1. Из предложенного выбрать правильный вариант ответа.

На уроке я стараюсь выделить несколько минут на решение биологических задач практического характера, контролирующих усвоение основного ядра содержания или интеллектуальных и творческих умений ребят.

Школа работает, используя личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. Одним из компонентов этого подхода является разноуровневое обучение. Исходя из собственного опыта, можно заметить, что используя разноуровневое обучение можно добиться хороших результатов

Домашнее задание задается тоже по принципу разноуровневого обучения. На мой взгляд, эта работа должна быть мобильной, с целью не вешать на ученика ярлык слабого, а помочь ребенку достичь индивидуальных результатов.

В настоящее время актуальны уроки с использованием, презентаций, интернет - ресурсов. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске, вовлекаются в процесс самообучения.


На уроках используем учебники и карты Лифановой Т. М, Соломиной Е. Н. по географии и Соломиной, Шевыревой по биологии . Учебники содержат занимательный материал, расширяющий кругозор школьников, способствующий повышению познавательной активности.

При подготовке к урокам и показу презентации часто прибегаю к интернет ресурсам.

Работа по реализации личностно ориентированной технологии в рамках системно-деятельностного подхода позволила получить на сегодняшний день позитивные результаты. Учащимся предмет нравится.

Качество знаний учащихся.

Предмет

Оценка

5(3 уч.)

3-4-5

6 (8 уч.)

3-4-5

7 (8 уч.)

3-4-5

8 (10 уч.)

3-4-5

9 (6 уч.)

3-4-5

природоведение

0-3-0

3-4-1

-

-

-

биология

-

-

5-3-0

4-5-1

3-3-0

география

-

3-5-0

5-3-0

4-6-0

4-2-0

Из 35 учащихся по биологии-природоведению

Оценка 3 – 15

4- 18

5- 2

Из 35 учащихся по географии

Оценка 3 –16

4-19

5-0

Заключение

Главный итог своей работы я вижу в том, что дети  ко мне привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно);  отстаивать его в диалоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы. Ученики дают оценку экологического, экономического состояния отдельных территорий, стран, регионов. Они понимают сущность и причины экологических проблем человечества, предлагают свои способы их решения.



















4. Список использованной литературы:

1. Белова С. В. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И. С. — М.: КСП+, 2001 г.

2. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах / Д. А. Белухин. -М.: МПСИ, 2006. 312 с.

3. Волков П. Б. Технология реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании. Смоленск: СмолГУ, 2006.- 4.1. - С. 144-148.

4. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, № 7

5. Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. — 2001.

6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скатин. – М.:Просвещение, 2004.

7. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:Творческий центр «Сфера», 2002.


9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003.

10. Цикало Е.С. Творческий потенциал учебника биологии // Интернет-журнал «Эйдос». — 2004. — 21 апреля.

11. http://www.eidos.ru/journal/2004/0421.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail:[email protected].

12. Личностно-ориентированные уроки по биологии. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. — М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003. Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: [email protected].


13. Ресурсы Интернет






















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!