СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД на тему: «Экономическое воспитание детей младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения.  Материальные ценности преобладают над духовными.  Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.  Решение задачи связано

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на тему: «Экономическое воспитание детей младшего школьного возраста»»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




ПРОВЕРИЛ

________/_________/

«___» _________20___г.










ДОКЛАД

на тему: «Экономическое воспитание детей младшего школьного возраста»











Выполнила:

cтудентка Ш-21 группы

Кумпан Полина




Ейск, 2022г.















В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования нравственного сознания, чувств, отношений и поведение личности.

Нравственное воспитание — это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умение поступать с учётом общественных требований и норм, Прочная система привычного, повседневного морального поведения.

Цель нравственного воспитания - сформировать высоконравственную личность, для которой нормы, правила, требования морали выступали бы как её собственные взгляды и убеждения, привычные нормы поведения.

Задачи нравственного воспитания младших школьников заключается в формирование:

  • нравственных понятий, суждений, сознания в целом;

  • нравственных чувств и убеждений;

  • нравственных навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Существуют основные нравственные категории, к которым относятся понятия: мораль, нравственность, этика.

Мораль – система норм, правил, требований к поведению человека

Нравственность-личностная характеристика, объединяющая такие свойства как доброта, порядочность, честность, справедливость, регулирующие индивидуальные поведение человека.

Этика – учение о морали, которая обосновывает нормы и правила поведения.

Л. Кольберг выделил уровни нравственного развития человека:

  • доморальный уровень – ребёнок исполняет требования и страха наказание;

  • конвенционный уровень – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу соответствовать их требованиям в целях самосохранения

  • автономный уровень – человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убеждён, что необходимо жить по требованиям добра и справедливости.

Исследователи и педагоги отмечают наличие определённых путей нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в целостном педагогическом процессе:

  • учебный процесс;

  • специальный уроки по этике;

  • внеучебная воспитательная работа: этические беседы, лекции, тематические вечера, турниры знатоков этики и другие формы;

  • взаимоотношения в классе, в школе;

  • нравственная практическая деятельность, например шефство над детским садом, детским домом.

  • основы нравственности закладываются в семье.

Таким образом, результатом нравственного воспитания выступает моральная (нравственная) личность. Содержание нравственного воспитания обеспечивается путём различных форм и методов. Методы воспитания и функционирования зависимы от деятельности школьников.

Вопросы:

  1. Что такое нравственное воспитание?

  2. Какая цель нравственного воспитания?

  3. Какие уровни нравственного развития выделил Л. Кольберг?

  4. Перечислите пути нравственного воспитания детей младшего школьного возраста?

Задание: составьте план мероприятий для детей 4 класса по нравственному воспитанию.





















Трудовое воспитание - формирование у воспитанников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.

Данное направление воспитания имеет важное значение в развитии человека: физическом, умственном, нравственном, эстетическом и др.

Большое внимание организации детского труда уделяли классики педагогики, такие, как А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Так, в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского у А. С. Макаренко были следующие виды труда: общественно полезный, включающий самообслуживающий; учебный труд; производительный труд (сельскохозяйственный, животноводство, производство мебели, фотоаппаратов ФЭД и др.).

Труд в Павлышской сельской школе у В.А. Сухомлинского включал
наряду с другими элементами такие направления деятельности как, изготовление приборов в учебных кабинетах и кружках, облагораживание близлежащих косогоров, оврагов. Воспитанники занимались очисткой дворов от мусора. Имели место праздники: «Первый хлеб», «Праздник сенокоса».

В педагогике определены задачи трудового воспитания для учащихся начальных классов:

1. Моральная подготовка к труду (необходимо психологически подготовить детей к труду):

  • выработка у учащихся готовности, стремления и желания трудиться;

  • воспитание честного, ответственного отношения к любому труду;

  • формирование у детей уважения к людям труда и к его результатам;

  • воспитание творческого отношения к труду.

2. Практическая подготовка к труду (педагоги должны сформировать у воспитанников нужные трудовые знания, практические умения и навыки):

  • овладение детьми знаниями, которые понадобятся для выполнения трудовых действий;

  • выработка у них необходимых практических умений и навыков;

  • воспитание культуры труда (содержание рабочего места в порядке, уборка инструментов и т. д.).

3. Первоначальная профессиональная ориентация школьников. В содержание трудового воспитания входят:

  • учебный труд (умственный, физический);

  • общественно полезный труд, включая труд по самообслуживанию;

  • производительный труд.

Существуют педагогически обусловленные требования к организации детского труда: полезность, продуктивность, общественная значимость, посильность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, личных интересов детей, систематичность, четкая организация и др.

Педагогами и учеными определены основные пути воспитания младших школьников:

1) в учебном процессе:

  • уроки трудового обучения (технологии);

  • новаторские системы по трудовому обучению, например: система И. П. Волкова, направленная на развитие творческой личности (И. П. Волков «Учим творчеству»); Б. М. Неменского «ИЗО и художественный труд» (Б. М. Неменский «Мудрость красоты»);

  • влияние всех учебных предметов на трудовое воспитание и воспитанников через организацию урока, личностные качества учителя, методы обучения, содержание учебного материала;

2) во внеучебной воспитательной работе:

  • массовые формы (праздники, КТД, утренники, экскурсии на производство, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок, викторины, КВН, трудовые мастерские);

  • групповые формы (клубы, кружки по интересам);

  • индивидуальные формы (индивидуальная работа в комнатах творчества по желанию воспитанников);

3) семейное трудовое воспитание.

Важным аспектом трудового воспитания подрастающих поколений является профессиональная ориентация школьников.

Профессиональная ориентация — научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности, потребности личности и рынка труда (педагогический словарь).

Профессиональная ориентация школьников — обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении (В.А. Сластенин).

Цель профориентационной работы — профессиональное самоопределение учащихся.
Задачи профориентационной работы:

  • помощь школьникам в изучении мира профессий, производства;

  • руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, осуществлении профессионального самоопределения;

  • изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие составляющие:

  • профессиональное просвещение;

  • профессиональную диагностику;

  • профессиональную Консультацию;

  • профессиональный отбор;

  • профессиональную адаптацию.

Существуют определенные критерии трудовой воспитанности школьников: высокая личная заинтересованность в труде, производительность труда, трудовая активность, творческое отношение к процессу труда, трудовая дисциплинированность, трудолюбие.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

  • труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу;

  • результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно;

  • труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности;

  • труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники;

  • в труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности;

  • труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу;

  • при возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью;

  • совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом;

  • необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели как:

  • высокая личная заинтересованность и производительность труда, и отличное качество продукции;

  • трудовая активность и творчество;

  • рационализаторское отношение к процессу труда;

  • трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина;

  • нравственное свойство личности – трудолюбие.

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:

  • Методы формирования сознания личности;

  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

 Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии

Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.  

Вопросы:

1.Что такое трудовое воспитание и каковы её задачи?

2.Что такое профессиональная ориентация?

3.Какие критерии трудовой воспитанности школьника?

Задания:

    1. Составьте план мероприятий для детей 4 класса по трудовому воспитанию.

    2. Придумайте интерактив на тему трудового воспитания для детей 4 класса.







Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 - 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Физическая культура личности - это уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Здоровый образ жизни представляет собой образ жизни, положительно влияющий на здоровье личности.

Физическое воспитание- целенаправленное и планомерное управление формированием физически и психически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни, умеющий противостоять неблагоприятным внешним воздействиям.

Сформированы следующие основные задачи физического воспитания в начальных классах:

  • Укрепление здоровья

  • Правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности

  • Развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.)

  • Формирование гигиенических навыков

  • Воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности)

  • Формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом

  • Развитие стремления быть здоровым

Основными средствами физического воспитания являются:

  • Физические упражнения (гимнастика, игры, спорт, туризм)

  • Природные факторы (солнечные лучи, воздух, вода)

  • Гигиенические факторы (режим дня, гигиена жилища, одежды, обуви и др.)

В настоящее время в педагогике сложилась определенная система работы по физическому воспитанию школьников:

  • диагностика здоровья школьников;

  • предупреждение переутомляемости учащихся, сохранение их работоспособности;

  • Составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;

  • Дозировка объёма домашнего задания, исходя из возрастных особенностей детей;

  • Соответствие мебели, оборудования, микроклимата класса возрасту учащихся;

  • Уроки физической культуры, физкульт-минутки, гимнастика, организованное проведение перемен;

3)внеклассная работа по физическому воспитанию:

  • Физкультурные кружки;

  • Спортивные секции;

  • Подвижные игры;

  • Соревнования;

  • Экскурсии.

Вопросы:

1) Что такое физическая культура личности?

2) Что такое физическое воспитание?

3) Какие основные задачи физического воспитания в начальных классах?

Задание: составьте план мероприятий для детей 2 класса по физическому воспитанию.



Гражданское воспитание – целенаправленное, планомерное руководство процессом развития у ребенка чувств гражданственности, патриотизма, интернационализма, формирования правовой и политической культуры. (Б.Т.Лихачев) 

Основными задачами гражданского воспитания являются: 

  • воспитание гражданственности как интегрированного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовью к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности культуры межнационального общения; 

  • формирование конституционных, правовых позиций личности, ее политической культуры. 

У ребенка в целом должно быть сформировано гражданское сознание. 
В содержании гражданского воспитания выделяют: 

  • гажданское политическое воспитание 

  • патриотическое воспитание 

  • интернациональное воспитание (воспитание культуры межнациональных отношений); 

  • правовое воспитание. 

Гражданское политическое воспитание представляет собой целенаправленный, планомерный процесс формирования политической культуры личности. 

Политическая культура личности имеет определенные показатели: политическую грамотность; умение вести дискуссию; умение добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела; целеустремленность и активность; ответственность и организованность; честность и сознательную дисциплинированность. 

Функциями гражданского политического воспитания являются образовательная, воспитательная, развивающая. 

Реализация указанных функций в целостном педагогическом процессе идет с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. 

Путям гражданского политического воспитания во внеучебной воспитательной работе являются: убеждение, дискуссия, митинги, собрания, личный пример, самоуправление, общественно полезный труд, общественные поручения. 

Патриотическое воспитание - целенаправленное, планомерное формирование у ребенка любви к родине, преданности и готовности ей служить, что в совокупности составляет такое качество, как патриотизм. 

Основными путями патриотического воспитания во внеучебной воспитательной работе являются: внеучебная краеведческая работа; знакомство с достижениями нашей Родины в области науки, техники, искусства; знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников; изучение героического прошлого нашей Родины; активный созидательный труд на пользу Родине и своему народу, например участие в сохранении культурного наследия прошлого. 

Интернациональное воспитание - целенаправленное, планомерное формирование у детей чувства интернационализма, культуры межнациональных отношений. 

Следует выделить следующие пути формирования культуры межнационального общения во внеучебной воспитательной работе: изучение специфики культуры, традиций других народов; активное взаимодействие с представителями других наций в ходе общения, совместной деятельности; переписка со сверстниками из других стран; тренинги толерантности, культуры межнационального общения. 

Правовое воспитание - процесс формирования правовой культуры и правового поведения у подрастающих поколений, заключающий в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения (педагогический словарь). 

Система правового воспитания включает в себя: формирование правовой грамотности; развитие нравственно-правовых чувств (чувства уважения к закону, гражданской совести); развитие правового мышления. 

Критериями правовой воспитанности служат: здоровый нравственный климат в коллективе, знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений, контактов с детской комнатой полиции. 

Целесообразно также отметить роль детский общественных объединений и организаций в гражданском становлении личности ребенка.

Цель и задачи гражданского воспитания определяются исходя из государственного заказа и социального заказа общества на воспитание личности. На разных этапах развития государства и общества, могут определяться существенно отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.

На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».

Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:

  • характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом;

  • наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;

  • поликультурный характер образовательной среды.

Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:

  • обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

  • гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

  • сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

  • формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.

При решении воспитательных задач необходимо учитывать, как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства, и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения. Поэтому гражданское воспитание младших школьников осуществляется в соответствии с принципами гражданского воспитания, а также общими принципами педагогического процесса (принципами обучения и принципами воспитания).

Основными результатами гражданского воспитания являются:

  • самоидентификация детей с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине;

  • социальная активность детей (применение знаний, умений, ценностных ориентаций в социальной практике).

Вопросы:

    1. Что такое гражданское воспитание?

    2. Какие основные задачи гражданского воспитания младшего школьника?

    3. Какие основные результаты гражданского воспитания младшего школьника?

Задание: составьте план мероприятий для детей 4 класса по гражданскому воспитанию.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!