СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Опыт работы по адаптивной физкультуре с детьми ограниченными возможностями здоровья в школе 8 вида".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная физкультура для детей с интеллектуальным нарушением это не только из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное физическое развитие, укрепление здоровья, адаптация в социуме.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Опыт работы по адаптивной физкультуре с детьми ограниченными возможностями здоровья в школе 8 вида".»

Опыт работы по адаптивной физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в школе 8 вида)

Салтыкова Ольга Леонидовна

Учитель физической культуры

ГКОУ УР «Ярская школа-интернат»


Аннотация.  Адаптивная физическая культура для детей с интеллектуальными нарушениями это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное физического развитие, укрепление здоровья, адаптация в социуме.

Ключевые слова. Ограниченные возможности здоровья, адаптивная физическая культура, умственная отсталость, интеллектуальными нарушениями, адаптация в социуме, здоровьесберегающие технологии, нарушение моторики, профилактика, коррекция, двигательная функция.


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные вопросы реализации программы адаптивной физической культуры для учащихся с умеренной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в развитии.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования и определенного развития внутренних органов и самочувствия, качественно меняется и психическое состояние.

Ученики должны быть здоровыми, сильными, крепкими, чтобы могли по окончанию школы продолжить укреплять свое здоровьем и участвовать в активной жизни общества.

В своей практике использую здоровьесберегающие технологии, которые на уроках физической культуры являются одними из наиболее важных образовательных технологий.

Основная цель учителя физкультуры – это разностороннее развитие личности, обеспечение сохранность здоровья ученика, а также научить их применять знания по физической культуре в окружающем социуме.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.

Используются разнообразные типы уроков, формы (индивидуальная работа, групповая работа и фронтальная работа с индивидуальным и дифференцированным подходом), а также средства обучения и технологии.

Индивидуальный подход.

На уроках физической культуры применяются тренажеры «ТИСА».

Каждый ученик выполняет упражнение на своем тренажере. Специально подобранные упражнения улучшают координацию, ориентировку в пространстве, проблемы опорно-двигательного аппарата и нормализуют мышечный тонус.

Тренажеры. Мини-элипсоид, беговая дорожка, бегущая по волнам, велосипед, складной мини велотренажер, простой педальный тренажер с электроприводом, пресс-скамья. Работа на этих тренажерах оказывает положительные эмоции. Они предназначены для силовой тренировки.

Особый интерес вызывает у детей использование разнообразного материала.

Каждый раз при использовании вышеперечисленных тренажеров учитываются особенности каждого учащегося.

Тренажеры используются в соответствии с инструкцией.

Групповая работа.

Упражнения для формирования правильной осанки.

У большинства умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения не ловкие, походка напряженная и неустойчивая. Это зависит от того, что состояние мышц и связочного аппарата низкого уровня. Чаще всего нарушение осанки сочетается с плоскостопием.

Упражнения выполняются стоя, сидя на полу, сидя на стуле, лежа на животе, лежа на спине. Разнообразные комплексы упражнений направлены на укрепление и повышение общей и силовой выносливости. На уроках используются лечебно – профилактические танцы.

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.

Основной причиной плоскостопия у умственно отсталых детей является слабость мышц связочного аппарата. Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия проводятся из положения: лежа, сидя, стоя, в ходьбе.

На уроках используется разнообразное оборудование. Мячики, шишки, балансировочные подушки, гимнастические палки.

Все упражнения вначале выполняются в медленном темпе, после усвоения упражнений выполняются в среднем темпе. Самые смышленые ученики выполняют упражнения под счет.

Общеразвивающие упражнения можно выполнять с предметами и без предметов, под музыку. Музыка поднимается настроение у учащихся. Уроки с музыкальным сопровождением проводятся на одном дыхании, не принужденно. Каждая часть урока имеет свой темп звучания. Выполнение упражнений под музыку у учеников развивает чувство ритма.

Дыхательная гимнастика.

Умственно отсталые дети не умеют правильно дышать. Основная масса учащихся дышит через рот. У детей наблюдается неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Поэтому во время бега, ходьбы нужно учить их правильному дыханию. При этом нужно напоминать. когда дышать через нос, а когда выдыхать через рот. После того как ученикам удается выполнить это действие. Можно их учить вдоху и выдоху через нос. Причем выдох должен быть длиннее вдоха.

Игры являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями. Ученик становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Существует большое количество игр. Они подразделяются: на подвижные, малоподвижные, сюжетные, пальчиковые. Наибольший интерес вызывают простые по сюжету и содержанию игры. В более интересные по содержанию и легкие по смыслу игры дети могут играть и самостоятельно. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга.

Подвижные игры проводятся наиболее распространенные и по упрощенным правилам. Чаще всего используются игры-путешествия, сюжетные. Самые популярные игры у учащихся «Пустое место», «Снайпер», «Невод», «Ловишки» (с ленточками), «Утки и охотники», «Хитрая лиса».

Таким образом, чтобы развить все формы двигательных возможностей, прежде всего, необходима двигательная активность, а она снижена у детей с проблемами здоровья. Работа по восстановлению двигательных функций ребенка чрезвычайно сложна и должна проводиться систематически и длительно, и требует терпения от ребенка и от того, кто с ним работает.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!