СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Подборка методических материалов для подготовки к урокам математики ( в свете требований ФГОС)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с принятием нового ФГОС, изменения  отразились  на уроке, как основной единицы  образовательного процесса.Типы и виды уроков претерпели ряд изменений, часть из которых имеет  принципиальное значение.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Подборка методических материалов для подготовки к урокам математики ( в свете требований ФГОС)"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

« Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»





Доклад




на тему: «Подборка методических материалов для подготовки к урокам математики (в свете требований ФГОС)».









Подготовила

учитель начальных классов:

Селина Н.С.









г. Керчь, 2023г.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности).
Составляя поурочный план очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы: как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть. Какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке, умения управлять, а не натаскивать. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика, как субъекта познавательной деятельности. 


В связи с принятием нового ФГОС изменились как требования к современному уроку, так и терминология, которой теперь пользуются педагоги для описания своей деятельности. В первую очередь, изменения отразились на уроке как основной единице образовательного процесса. Типы и виды уроков претерпели ряд изменений, часть из которых имеет принципиальное значение.

Требования к современному уроку по математике
  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

  • Осуществляется практический, деятельностный подход.

  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

  • Задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

В основном акцент в образовании перенесен на запрос ученика, его интересы и нужды. Не учитель предписывает содержание материала, а ученик осознает необходимость для него предложенных знаний. Это отражается на форме проведения урока, который неизбежно должен включать в себя создание ситуации осознания обучающимися «недостаточности знаний». На уроке математики учитель создает мотивацию для изучения нового материала, а затем создание «учебной ситуации», в рамках которой ученики получают возможность более или менее самостоятельного поиска недостающей информации.


По типам уроки математики можно поделить на несколько групп.

Урок усвоения новых знаний

Это урок, на котором учитель объясняет новый материал. Он строится в соответствии с требованиями ФГОС несколько иначе, нежели прежде.

  • Следует провести этап мотивации.

  • Затем следует этап актуализации изученного материала с попыткой решить проблемную задачу, опираясь на уже известную информацию.

  • Вывод о необходимости еще какого-то знания и получение его тем или иным способом. Это так называемое первичное усвоение материала.

 Этап самостоятельного осмысления; школьники выполняют работу самостоятельно.

  • Проверка. Обсуждение вопроса, какое место занимает новое знание в общей системе знаний, каковы возможности его практического применения

  • Информацию по выполнению домашнего задания; рефлексия.

  • Оценивание согласно новым стандартам, оценивание является одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов, а не средством дисциплинарного руководства. Меняется само назначение оценки и оценивания. Оценка начинает использоваться не для контроля результатов и подведения итогов, а для стимулирования улучшения качества достижений учащегося. 

  • При этом решаются различные задачи: образовательные, воспитательные, и развивающие, формировать умение анализировать, сопоставлять, читать схемы, пользоваться справочной литературой и т.п..

Виды уроков этого типа могут быть тоже разными: традиционными и нетрадиционными (урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-презентация, экспедиция). Нетрадиционный вид урока требует несколько иной композиции, но основные черты должны сохраняться.

Урок комплексного применения знаний (урок закрепления изученного материала)

Он применяется тогда, когда на какую-либо тему отводится несколько учебных часов.

Структура этого урока аналогична предыдущему и отличается тем, что после актуализации знаний на стандартном материале предлагается нестандартное задание, которое, однако, можно выполнить на основе имеющихся у учащихся знаний.

На уроке этого типа особенно наиболее уместны нетрадиционные виды уроков: путешествия, деловая игра — это поможет создать нестандартную ситуацию.

  • Урок рефлексии  (систематизации и обобщения полученных знаний). В свете нового ФГОС придается особое значение. На этапе (мотивационном) стоит обсудить, зачем необходима систематизация знаний. По какому принципу мы распределим знания? Какая часть информации будет востребована?

  • Проводится повторение на высоком качественном уровне. Предлагаются вопросы в нестандартной формулировке или с необычным условием.

  • Самоконтроль проводится тоже с акцентом на обобщение. Цель работы — не только обобщить, но вписать полученную информацию в контекст общих знаний ученика о мире.

  • Особенно важно на таком уроке тщательно проработать этап рефлексии и проговорить на нем как принципы классификации, так и значение материала, его место в системе знаний.

Урок развивающего контроля

Ученикам предлагают разноуровневые задания. На таком уроке, кроме образовательных задач, решаются также воспитательные и развивающие (умение анализировать, сравнивать, классифицировать; если работа групповая, то и коммуникативные навыки).

Виды уроков развивающего контроля: письменная контрольная работа, тест, защита проектов,  творческий отчет, конкурс и т.п.

Урок коррекции знаний (работа над ошибками)

Помогает школьнику осознать причину ошибок, скорректировать знания, наметить план работы на будущее. Более низкая, чем хотелось бы, оценка должна стать стимулом для дальнейшей работы. К планированию урока коррекции надо подготовиться особенно тщательно и особенное внимание уделить мотивационной части.

Структура урока

  • Мотивационная часть.

  • В начале урока проводится работа над наиболее часто встречающимися ошибками. Обычно это коллективный этап работы.

  • Кто выполнил работу безошибочно, на данном этапе можно предложить задания повышенной сложности.

  • Следует провести этап индивидуальной работы, в ходе которого предложить каждому школьнику наметить для себя план коррекции (повторить какую-либо тему) и определиться, что он может сделать сам, а в чем ему нужна помощь.

Рефлексия на таком уроке особенно важна.

Один из удобных способов подготовки материала к уроку является технологическая карта. Использование технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта урока отличается от конспекта урока формой, позволяющей сконцентрировать содержание всего урока. Четкая структура карты дает видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

Технологическая карта урока ― способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности учителя и обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.

. В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности ее к жизни в современном мире.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!