СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Развитие профессиональных компетенций студентов, как способ активизации обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Развитие профессиональных компетенций студентов, как способ активизации обучения.»

Доклад на тему:

Развитие профессиональных компетенций студентов,

как способ активизации обучения.


Как известно, основная цель профессионального образования — подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.

Из многочисленных определений понятия «профессиональная компетентность», имеющихся на данный момент в педагогической литературе, следует, что компетентность всегда окрашена качествами конкретной личности. Как отмечает А. В. Хуторской, таких качеств может быть целый веер — от смысловых, связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетентность), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетентность в жизни). В связи с этим решение задач профессиональной подготовки будет наиболее эффективно при внедрении в практику профессионального образования личностно ориентированной модели, важнейшей составной частью которой является обеспечение мотивационной готовности и постановка целевых ориентиров, личностно значимых для обучаемого.

Следует согласиться с М. В. Клариным, который, обобщив опыт инновационной дидактики последних лет, выделяет мотивацию обучаемых как «основное направление проработки материала». И. П. Подласый в своих исследованиях по факторному анализу в дидактике ранжировал 40 наиболее значимых факторов влияния на продуктивность обучения, среди которых мотивация учения и потребность учиться занимают первое место.

Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Изучение мотивов выбора будущей профессии и динамики мотивов учения в процессе овладения специальностью дает возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией.

На формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности молодых людей, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения. Ориентация на продолжение образования может быть обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха. В основе стремления к успеху может лежать особое свойство личности — желание испытать себя или утвердить ценность своей личности, или желание добиться социально значимого результата, стремление создать что-то нужное для людей.

Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения.

Среди тех студентов, которые поступили в колледжи или техникумы, многие еще не решили окончательно, кем они хотели бы стать. Случайность профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, разочарованиям в выбранной профессии и тяжелым внутренним конфликтам. Проблема заключается в том, что в период выбора профиля обучения многие студенты ориентируются не на профессию и не на будущую специальность, а только на наиболее привлекательный для них предмет деятельности. Ожидание большей по сравнению со школой свободы и слабое осознание своей ответственности за учебу в сочетании с ожидаемой усложненностью материала не способствуют успешности обучения.

Существуют различные разновидности учебной мотивации студентов:

— профессиональные мотивы (получить профессию);

— познавательные мотивы (приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания);

— прагматические мотивы (иметь более высокий заработок);

— социальные мотивы (принести пользу обществу);

— мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном социальном окружении).

Психологические особенности учебной деятельности студентов меняются в процессе обучения.

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и имеют название «мотивационная среда».

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность — в данном случае деятельность учения, учебная деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом факторов, специфических для той деятельности, в которую она включается.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;

во-вторых, организацией образовательного процесса;

в-третьих, субъектными особенностями обучающегося;

в-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;

в-пятых, спецификой учебного предмета.

Необходимое условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением обучающихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у обучающихся познавательного интереса — «отстранение», т. е. показ студентам нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала — важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания. Использование прежде усвоенных знаний — одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу — его эмоциональная окраска, живое слово преподавателя.

Установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно — ориентация на «оценку преподавателем».

Таким образом, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности, или его мотивация, не только многокомпонентна, но и разнородна, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.

Образ будущей профессии — это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры. Понятно, что образ будущей профессии является побудителем к овладению профессией и обладает мотивационной функцией. Формирование и развитие образа будущей профессии становится способом развития системы профессиональной мотивации. Каждое занятие следует планировать таким образом, чтобы в сознании студента отражался социальный смысл выбранной профессии, ее значение для общества, ее специфические задачи. 

С первых дней обучения в колледже формируется образ будущего специалиста, который должен обладать такими качествами, как трудолюбие, ответственность, самообладание, высокая нравственность, и др. Этому способствует и рабочая форма выдаваемая в колледже.

Важнейшим фактором развития мотивации к обучению является выявление межпредметных связей в процессе обучения. Это способствует осознанию студентами смысла учения, понимания его значимости для овладения профессией. Таким образом, на первое место выдвигается внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности, основанная на понимании значимости изучаемого материала.

В ходе обучения необходимо развивать у студента умение воплощать свои мотивы через систему целей. Постановка целей — это характеристика человеческого поведения. Как известно, сформированность умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы личности. Целеполагание проявляется через умение ставить самостоятельные, перспективные цели, доводить работу до конца, стремление к завершенности учебных действий через преодоление трудностей.

Наиболее значимыми являются цели, направленные на результат обучения. В содержании цели должно быть указание на характер деятельности студентов, результат этой деятельности и способы соотношения этих результатов с целью занятия, а открытая логика достижения поставленной цели позволяет в каждый момент деятельности студентов четко ответить на вопрос: зачем я это делаю. В результате такого подхода психологический климат на занятии меняется, и все чаще звучат отрадные для преподавателя слова: «А что если...».

Часто недооценивается роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения. В учебном процессе нередко мало оснований для положительных эмоций, а бывает даже превалируют отрицательные — скука, страх и т. д. Эмоции сопровождают деятельность, предшествуют ей, подготавливают человека к включению в нее. Нужно стремиться к созданию ситуаций, в ходе которых студенту нужно найти правильную линию поведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, что приводит к «взрыву эмоций» и резкому повышению интереса к предмету.

Выбор дидактических средств обучения является важным условием формирования профессиональных компетенций у студентов.

В настоящее время поиск эффективных путей и способов обучения происходит в двух основных направлениях: предпринимаются попытки активизации традиционных методов обучения, изобретаются и апробируются новые методы обучения. Без сомнения, методы, используемые для формирования профессиональных компетенций у студентов, должны быть ориентированы на личность студента, на его активное саморазвитие, получение качественных знаний, профессиональных навыков, творческое решение конкретных проблем. Такие методы будут способствовать формированию профессиональной мотивации и личностно-профессиональному становлению студентов.

Ведущими в работе с учебным материалом являются активные методы обучения. В соответствии с этим меняется тип деятельности и роль как преподавателя, так и студентов, которые выступают полноценными субъектами деятельности в решении профессиональных задач. К группе методов активного обучения относят методы, включающие в себя совокупность педагогических действий и приемов, направленных на создание условий, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. При этом роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближенных к реальным условиям.

Опыт активного обучения в системе профессионального образования показывает, что с помощью его методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач:

— формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;

— давать целостное представление о профессиональной деятельности;

— учить коллективной мыслительной и практической работе;

— формировать социальные умения и развивать навыки взаимодействия и общения.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности они делятся на неимитационные и имитационные, которые предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. В свою очередь, имитационные методы бывают неигровыми (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение упражнений индивидуальных задач) и игровыми (разыгрывание ролей).

Усвоенный в процессе обсуждения материал разных профессиональных ситуаций может быть использован при чтении специальной литературы, получении и передаче информации по любой специальности на профилирующих сайтах, а также перенесен в среду реальной коммуникации со специалистами.

Можно заключить, что эффективность формирования профессиональной мотивации будущего специалиста обеспечивается использованием активных методов обучения, адекватно отражающих содержание и структуру учебного материала. Применение таких приемов и методов позволяет планомерно и целенаправленно вовлекать всех студентов в активную осознанную познавательную деятельность. При этом они чувствуют себя полноправными участниками педагогического процесса: самостоятельно планируют свою деятельность, учатся видеть проблему и конечную цель своей работы, распределять свои силы. В целом это приводит к повышению качества подготовки будущего специалиста.

Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионального компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Компетенция – это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, начало карьеры формируется с личности. Интерес обучающегося совпадает с началом осознанности, значимости его будущей профессии. В колледже обучаются студенты по профессии повар, кондитер, срок обучения 3 года, с получением среднего общего (полного) образования. По окончании учебного заведения выдается диплом государственного образца.

Вдумайтесь в эти слова – повар, кондитер. С незапамятных времен почитались мастерство повара, пекаря. Это одна из популярных, востребованных, интересных и творческих профессий. Повара и кондитера иногда называют кудесником, который может из самых незатейливых продуктов приготовить настоящих «шедевр» кулинарного мастерства. Да, не каждый может овладеть этим многогранным искусством – специальностью техника-технолога общественного питания. Эта специальность выбирает тщательно, кандидат должен быть физически вынослив, обладать хорошей долговременной памятью, умением концентрировать внимание, высокой чувственностью к оттенкам запаха и вкуса, сочетая воспроизводящее воображение и творческий подход к работе, а главное быть ответственным и честным. Эта профессия в системе коллектива и требует толерантности к многочисленным контактам (навыкам) делового общения.

Для лучшего усвоения материала на лабораторных занятиях использую в своей работе элементы игровой технологии, технологии взаимообучения, технологии интерактивного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающей технологии, личностно-ориентированной технологии.

Основное требования, предъявляемое к современному занятию – перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий. Именно на занятиях с применением активных форм обучения развиваются способности обучающихся, инициатива, самостоятельность.

Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия студентов выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Например на занятиях п/о использую различные игры – игра «Лото», игра «Нельзя», «Вставь пропущенное слово», логический диктант, игра «Собери мозаику», «Футбол», «Аукцион», заполнение оценочных листов (самоконтроль, взаимоконтроль) и т.д. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор – от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на занятиях таких игр, как «Выбери необходимое сырье», «Выбери необходимое оборудование, температурные режимы приготовления, форму нарезки и т.д.», «Найди ошибку» и др. предполагает развитие у студентов вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи , умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации – ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, «тупиковых» ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения.

К организации игр предъявляются определённые требования:

  • игра должна основываться на свободном творчестве обучающихся;

  • игра должна вызывать у обучающихся только положительные эмоции;

  • цель игры должна быть достижимой, а её оформление красочным и разнообразным, обязательны атрибуты игры: оформление, перестановка мебели, что создаст новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона занятия;

  • в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками;

  • игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

  • обязательна констатация результата игры.

Основная цель игры - развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально-ориентированного мышления. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы занятий позволяют расти как студентам, так и преподавателю.

Деловая игра – этот метод обучения дает обучающимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение планов, шеф-повар, помощник повара, повар и т.д.). Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.

На занятиях-конференциях затрагиваются вопросы о качестве продуктов питания, пользы и вреда пищевых добавок, условий хранения пищевых продуктов и блюд, исторические события и др. К занятию обучающиеся получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы, материалов интернет-сайтов, а также собственных рассуждений. На таких занятиях формируются общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Для решения проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуется не только профессиональные знания, но и активная жизненная позиция, умение целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствуют проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства, занятия-соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяют увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии – повар, кондитер. Занятие-соревнование развивает у обучающихся чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Занятие-соревнование заставляет студентов работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде-сопернику и т.д.).

При применении на занятиях технологии взаимообучения группе студентов дается опережающие задание по теме занятия, затем они выступают на занятии в роли мастера п/о. Такая работа всегда вызывает интерес у обучающихся. Подготовительный период к таким занятиям отмечается высоко степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой обучающегося и мастера.

Проектная технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта - реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения философско-художественных знаний в постижении поварского искусства, создать серию мини-проектов, выполняемых самими студентами под руководством мастера. Так, например можно задать любую тему- и обучающимся необходимо с художественной точки зрения отобразить её при оформлении или составлении своего блюда.

Обучающиеся осуществляют проект по следующему алгоритму:

  • подбор продуктов;

  • их дополнение друг другом;

  • технологическая часть;

  • оформление;

  • рассказ о том, к какой кухне народов мира принадлежит данное блюдо;

  • реализация блюда.

Обучающиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют основные задачи, выполняют лабораторное задание и представляют результат своей работы. Например:

другое направление: национальная кухня. При представлении национальной кухни обучающиеся знакомятся с культурой и традициями народов мира. Благодаря этому они изучают множество рецептов, применяют на практике логическое мышление в приготовлении и оформлении блюд. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формируют у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для культурных связей. В ходе выполнения проекта обучающиеся собирают необходимую информацию, классифицируют её, строят целостную картину применения художественного творчества в работе повара. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию) – способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.

Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического здоровья обучающихся, достигаются через учет особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на занятии, использовании приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, которая расковывает обучающихся и в которой они чувствуют себя «как дома». Каждый обучающихся должен ощущать веру преподавателя в свои силы. Ситуация успеха (я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого студента, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения. «Принимай к сердцу дело других и дело всех, и ты узнаешь смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте».

Использование ИКТ на занятиях рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера и обучающихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны индивидуальной активности студента. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению межпредметных связей. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходят индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность обучающихся. Поэтому так важно научить учащихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Убедилась в том, что применение компьютера на лабораторных занятиях целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-занятия. Работаю над созданием компьютерных презентаций к занятиям и внеурочным мероприятиям. Использование на занятиях слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, студентам работать гораздо интереснее, чем с печатным материалам. Появление перед глазами обучающегося нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты занятия улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» занятия можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих занятиях. Однако, преподавателю, использующему ИКТ на занятиях, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаю обучающимся перечислить возможные ошибки приготовления, причины их возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя», предлагаю студентам выполнить различное оформление для одинаковых блюд и т.д. Широко использую на лабораторных занятиях документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности приготовления, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у студентов правильное представление о современной технологии.

Личностно-ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из студентов позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием студенты, оказавшись «впереди планеты всей», могут стать скучающими созерцателями. Но не тут-то было! Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных студентов увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы в мини-группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и её комментарием, выполнение лабораторного задания (приготовление блюда) в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном занятии деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» студентам, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такое занятие должно удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должно быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы занятий по теме. Вместе с тем оно должно стать для обучающихся праздником, взлетом чувств, должно воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого занятия необычайно велик: душа студента словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью, сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные занятия единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных занятий в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».



Скачано с www.znanio.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!