СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему"Влияние подвижных игр на воспитание быстроты младших школьников"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвжные игры влияние на воспитание

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему"Влияние подвижных игр на воспитание быстроты младших школьников"»




Доклад на тему «Влияние подвижных игр на воспитание быстроты младших школьников»



Легкая атлетика является один из основных видов спорта в советской системе физического воспитания . Легкоатлетические упражнения : бег, ходьба, прыжки, метание и многоборье – весьма различны по форме и характеру движений, трудности нагрузки на занимающихся и так далее. В соответствии с этим тренировка в каждом виде легкой атлетики требует особой методики. В процессе многолетней подготовки методика существенно изменяется.

Способность быстро выполнять движения -это одно из важнейших качеств спортсмена. По мнению специалистов ( Н.Г.Озолина и Г.В.Васильева) высокий уровень быстроты позволит с большей легкостью выполнять менее быстрые движения. А это способствует и увеличению длительности работы.

Под воспитанием быстроты понимают педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.

Высоких результатов добиваются спортсмены, которые систематически занимаются с детских лет. А так как для детей характерна игровая деятельность, то мы решили выяснить как подвижные игры влияют на воспитание быстроты.

Цель моего исследования в данной дипломной работе: выявление эффективности определенных методик воспитания быстроты у школьников 7- 11 лет по средствам подвижных игр.

Обьект исследования: учебно-тренировочный процесс воспитания быстроты у школьников 7 –11 лет.

Предмет исследования: методика воспитания быстроты.



Задачи исследования:

  • определить теорико – методические основы скоростной подготовки школьников 7-11 лет;

  • выявить средства и методы воспитания быстроты у школьников;



  • эксперементальным путем определить эффективность использования подвижных игр в процессе скоростной подготовки школьников.

Методы исследования:

  • метод теоретического анализа и обобщения;

  • эмпирические методы;

  • педагогическое наблюдение;

  • методы педагогического тестирования;

  • методы математической статистики.



Гипотеза исследования:

  • введение подвижных игр в тренировочный процесс положительно повлияет на воспитание быстроты и позволит достичь более высоких результатов.



































5



I.Теоретические особенности воспитания быстроты.

    1. Теоретические основы воспитания быстроты.

В ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени, с давних пор особо выделяют быстроту. К ней относят, во- первых, способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во- вторых способность обеспечить скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Первую способность условно принято называть «быстротой двигательной реакции», вторую – « быстротой движения». (15)

Исследования, особенно проведенные в последние десятилетия, дают все больше оснований считать, что, по крайней мере, некоторые из проявлений быстроты относительно независимы друг от друга и что факторы, лежащие в их основе, далеко не однозначны. С учетом этого вместо общего собирательного термина « быстрота» все чаще используют термин « скоростные способности» и соответственно выделяют как минимум два типа скоростных способностей: быстроту как способность к экстренным двигательным реакциям и быстроту как способность, определяющую скоростные характеристики движений, а последнее, в свою очередь подразделяют на быстроту, проявляющеюся в скорости отдельных двигательных актов, и быстроту, проявляющеюся темпы повторения движения.

Быстрота как способность к экстренным двигательным реакциям. В отличие от собственно двигательных действий, «двигательной реакцией», как известно, принято условно называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию «заранее обусловленного сигнала ситуации, имеющей сигнальное значение), и заканчивается с началом ответного движения, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому . (24)

6



В соответствие с этим, временные параметры таких реакций определяют обычно по так называемыми латентному ( скрытому) времени реакции, которое измеряют с помощью специальных хронометрических устройств от момента появления сигнала до момента начала двигательного действия, в тех случаях, когда реагирование происходит по ходу двигательной деятельности на изменение ее ситуации ( например, в играх или единоборствах), аналогичным показателем является время от момента возникновения новый ситуации до начала ответного действия . (23) Предел этого времени позволяет в какой то мере судить о быстроте как способности к экстренным двигательным реакциям.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Простой двигательной реакцией принято называть реакцию, когда ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой). (24) Примерами такового вида реакции являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или плавании. . Латентное время простой двигательной реакции сравнительно невелико и мало улучшается даже в процессе систематической многолетней тренировки – у взрослых всего на 0,1- 0,3 с, а по сравнению с начальным уровнем ( в раннем детском возрасте) – примерно на 1,5 – 0,8 с.



К сложным двигательным реакциям относятся, в частности, реакции выбора ( способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действии одно адекватное возникшей ситуации) и реакции на движущийся обьект – РДО ( реагирование на предметный нестандартно перемещаемый обьект , например мяч, шайбу, спортивное оружие). Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горный спорт ).

7



Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени ( например, число беговых шагов за 10 с). (31)

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностях выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и тактическими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, велогонках, гребле., а также элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами ,в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5 – 6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств – быстрота торможения , когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановится и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

8



  1. состояние центральной нервной системы и нервно- мышечного аппарата человека;

  2. морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (то есть соотношения быстроты и медленных волокон);

  3. силы мышц;

  4. способность мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

  5. энергетических запасов в мышце (креатинфосфат КТФ и аденозинтрифосфорная кислота АТФ);

  6. амплитуды движения то есть от степени подвижности в суставах;

  7. способности к координации движений при скоростной работе;

  8. биологического ритма жизнедеятельности организма;

  9. возраста и пола;

  10. скоростных природных способностей человека .

Согласно физиологическим представлениям, латентное время реакции считается из 5 составляющих:

  1. проявление возбуждения в рецепторе (зрительного, слухового);

  2. передачи возбуждения в центральную нервную систему

  3. перехода сигнальной информации по нервным путям ,ее анализа и формирования эффектного сигнала;

  4. проведения сигнала от центральной нервной системы к мышце;

  5. возбуждение мышцы и проявление в ней механизма активности.

Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз.

Быстрота, в особенности если она выражается в максимальной частоте движений, очевидно , зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, то есть от подвижности нервных процессов.



9



На быстроту , проявляемую в целостных двигательных действиях , влияют: частота нервно-мышечной импульсации , скорости перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокн и их синхронная работа. (31)

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорная кислоты (А Т Ф) в мышцах , скорости ее расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза. Поскольку скоростные упражнения кратковременны, ресинтез аденозинтрифосфорная кислота осуществляется почти исключительно за счет аэробных механизмов: фосфорокреативного и гликолитического ( аноэробно- без участия кислорода). В таких упражнениях например, как бег на 100м и 200м , плавание на 25 и 50м ,доля аэробных источников (кислородного) в энергетическом обеспечении деятельности может превышь 90%. Подобного рода работа приводит к образованию большого кислородного долга, « оплата» которого затягивается на несколько десятков минут.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60 – 88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40- 60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-

10



15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительные влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5 - 20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12 – 13 летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий ( бег, плавание).

Задачи воспитания скоростных способностей.

Общая задача в многолетнем воспитании скоростных способностей состоит в реализации возможностей направленного развития их соответственно требованиям жизненной практики и закономерностям всестороннего совершенствования двигательных качеств; обеспечении при этом минимизации времени экстренных двигательных реакций и движении, совершаемых с максимальной скоростью; сохранении в определенных пределах достигнутой степени совершенства скоростных способностей с началом их возрастной иволюции ( по большинству показателей после 20-25 лет). Эта общая задача , как и все задачи воспитание двигательных способностей , конкретизируется применительно к индивидуальным возможностям, этапам, возрастного развития и направлениям физического воспитания.

В рамках базового физического воспитания она конкретизируется в ряде частных задач, связанных с программными требованиями по выполнению основных общедоступных нормативов в скоростных и скоростно- силовых упражнениях ( бег на короткие дистанции, прыжки, метание), а также по освоению комплексных форм двигательной деятельности,



11



характеризующихся динамикой и внезапной сменой ситуации (элементарные подвижные и спортивные игры ).

Здесь, понятно, не предусматривается достижения предельно высокой степени развития скоростных способностей; оно обеспечивается постольку, поскольку это не связанно с чрезмерно большими затратами времени и сил на специализированную тренировку и гармонично увязывается с другими сторонами всестороннего воспитания. Первые сенситивные периоды, особенно благотворные для эффективного воздействия на скоростные способности, в школьном возрасте приходятся по большинству имеющихся данных, на 7-9 и 9-11 лет. (12)

Задачи по обеспечению высокого уровня развития скоростных способностей, особенно способности к сложным экстренным двигательным реакциям, во многих случаях входят в число основных задач, решаемых в процессе профессионально – прикладной физической подготовки. Перечень видов профессиональной деятельности, требующих срочных двигательных реакций и высокой скорости движений не только не сокращается, а имеет тенденцию к увеличению в связи с повышением степени быстродействия современной техники и экстремальным условиям управления его ( что характерно, например для управления современными скоростными средствами передвижения, операторских функций на многопозиционных стендах в промышленности, в энергосистемах, системах связи).Этим объясняется необходимость профессионально- профилированного воспитания скоростных способностей, которое обеспечивало бы повышение и сохранение достигнутого уровня их совершенства применительно к требованиям избранной трудовой деятельности.

Направленное развитие скоростных способностей с целью максимальной их реализации предусматривается как центральная задача при специализации в видах спорта, требующих предельных проявлений этих способностей ( на спринтерских дистанциях различных видов спорта, многих спортивных играх,

12



единоборствах). Достигаемая при этом степень развития тех или иных скоростных способностей зависит от конкретных особенностей спортивной специализации.

Как уже говорилось, рассматриваемые задачи во многих случаях практически сливаются с задачами по воспитанию скоростно - силовых способностей, особенно тогда, когда требуется обеспечить повышение скорости движений, выполняемых со значительными отягощениями. Когда же необходимо гарантировать высокие проявления быстроты в условиях нарастающего утомления , задачи по ее воспитанию совпадают в большой мере с задачами воспитания скоростной выносливости. Ясно также, что процесс воспитания быстроты органически связан с воспитанием двигательно- координационных способностей. (15)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!