СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Обучение труду детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации в обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение труду, является одним из важнейших  аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием,

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Обучение труду детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации в обществе»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида».





Доклад на тему:


«Обучение труду детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации в обществе»


Учитель трудового обучения: Мункуев Б.Д.








Улан-Удэ 2016

Обучение труду, является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально- психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью.

Наибольшая сложность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в формировании обобщённых умений, самостоятельности при выполнении работы, планировании, способности выполнять трудовые задания не только в определённой ситуации, но и при изменении условий.

Ещё в 30-х гг. Л.С. Выготский указывал на важность выяснения той связи, которая существует между интеллектуальным развитием ребёнка и развитием его трудовой деятельности. Ещё более сложен вопрос о связи между интеллектуальным развитием и развитием трудовой деятельности детей с недоразвитием интеллекта, особенно когда речь идёт о формировании трудовых практических умений и навыков. У подавляющего большинства учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования практических навыков протекает медленно.

В процессе профессионально-трудового обучения в 5-9 классе учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определённую специальность. Во время обучения в специальной «коррекционной» школе VIII вида учащиеся приобщаются к производительному труду в учебно-производственных мастерских школы.

Программы профессионально - трудового обучения (столярное и швейное дело) построены по операционно-предметной системе, т.е. обучение детей различным практическим операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими поделок, изделий.

Одним из решающих условий включения выпускников школы VIII вида в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

Формируя, практические навыки и умения на уроках трудового обучения, такие как разметка, пиление, строгание, долбление и другие. Опираюсь с одной стороны на важнейшие требования производства, которые, в конечном счете, определяют всю методику обучения: необходимость уметь определить последовательность обработки изделия, выполнить задание, руководствуясь словесной инструкцией, образцом, чертежом, рисунком, уметь организовать свою работу. С другой стороны, учитывал психофизические особенности ученика: слабость активных процессов памяти, нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, хронические заболевания, физическая слабость. Учу учащихся говорить полные и правильные ответы на поставленные мной вопросы, давать словесный отчёт о проделанной работе после выполнения задания и рассказать о способе выполнения предстоящей работе. Прививаю детям навыки составления плана предстоящего задания (устно, письменно). Учу умению выполнять задание по образцу, чертежу, соблюдать правила ТБ при работе ручным и электрифицированным инструментом. В 5-6 классах помощь учителя максимальна. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работе и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Технологические карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учеников образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счёт формирования контрольно- измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым, практическим умениям и навыкам позволяет учителю в старших классах перейти от развёрнутой помощи к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения провожу индивидуально с каждым отстающим учеником.

Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:

  1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.

  2. Обучение нормативно одобренным приёмам труда и применение в работе эффективной технологии.

  3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.

В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание придаётся правильности выполнения учениками трудовых приёмов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения практическими двигательными навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых ученики изготавливают изделия.

Необходимым условием успешного формирования практических двигательных навыков (пиление, строгание, долбление, сверление) умственно отсталых школьников на занятиях по труду является повышение их познавательной активности. Перед детьми ставлю доступные для них проблемные задачи, связанные с поисками ответов на возникшие вопросы. Ученику помогаю лучше осознать структуру навыка, подвожу его к соответствующим обобщениям и направляю его усилия в нужном направлении.

Развитие практической деятельности умственно отсталого ученика сопровождается коррекционно-воспитатальной работой. Так при прохождении темы «Строгание» проверяю каждую обработанную учеником сторону бруска, указываю на имеющие неточности, объясняю, какими причинами эти неточности вызваны и какими приёмами их следует устранить. Большое значение придаю контролю и наблюдению за действиями каждого из учащихся. Так, при обучении разметке, процесс, который очень труден для учащихся слежу за действиями и в нужный момент оказываю им соответствующую помощь. Те, ученики которым разметка даётся трудно размечают материал под моим наблюдением. Некоторые ученики размечают материал самостоятельно, но всё же я просматриваю у каждого ученика разметку, чтобы своевременно устранить неточности.

Для школьников характерно неумение рационально организовать свою работу. На уроках столярного дела это обнаруживается очень отчётливо при разметке контура будущей детали или изделия на обрабатываемом материале. Так, на уроке учащиеся сделали на дощечке разметку доски-подставки для цветов, а затем выпилили её ножовкой. Некоторые учащиеся разметили контуры на середине дощечки, хотя у неё были прямые и гладкие края. Конечно, такую разметку нельзя считать правильной и рациональной, так как она приводит к лишним и ненужным операциям.

При разметке пользуются линейкой, угольником, циркулем и другими инструментами. Очень важно учить детей правильно пользоваться ими, так как разметка, как навык является фундаментом всей работы столяра.

В процессе обучения практическим навыкам учеников учитываю индивидуальные особенности каждого из них.

Для того чтобы наши ученики могли эффективно применять в процессе трудовой деятельности сформированные навыки, развиваю у них умение работать самостоятельно. Самостоятельная работа предполагает умение заранее наметить последовательность действия, учитывать все необходимые требования, предъявляемые к продукту труда, согласовать отдельные частные действия между собой, подчинить их общей цели. Всё это связано со сложной мыслительной деятельностью, а наши учащиеся не всегда в состоянии без направляющего воздействия учителя справиться с такого рода заданиями.

Успешное формирование навыка предполагает ясное осознание цели каждого из упражнений. Поэтому прежде, чем приступить непосредственно к обучению детей, каким либо навыкам, сообщаю соответствующие знания о качестве обрабатываемого материала и инструментов, с которыми они будут работать. Школьники с ОВЗ нуждаются в специальных указаниях, как правильно обращаться с рабочим инструментом. Такие, простые, навыки как работа молотком, оказываются для некоторых учеников довольно сложными и вызывают у них затруднения. Прилагаю много усилий, чтобы научить правильно, держать молоток и в соответствии с выполненным действием производить удар нужной силы. В доступной форме объясняю ученику, что сила удара молотка зависит от длины его ручки и величины замаха. Объясняю, как нужно производить те или иные движения: в какой последовательности, какова должна быть их направленность, сила нажима и т. д. Например: строгать вдоль волокон древесины. Обязательны изучения и повторения правил Т.Б. при работе столярным и электрифицированным инструментом.

Сообщённые знания и сведения сопровождаю наглядностью, которой оснащена мастерская. Показ и объяснения сочетаю с практическими действиями самих учащихся. Это позволяет выяснить, что больше всего затрудняет учащихся, как у них развита моторика, в каком коррекционном воздействии они нуждаются. Указываю, что при выполнении первых упражнений действовали медленно, не торопясь. Это нужно для того, чтобы они хорошо ознакомились с характером выполненного действия, осознали его особенности. В дальнейшем, по мере овладения навыком, от школьников уже требую не только правильного, но и быстрого выполнения действия.

Важную роль при формировании двигательных трудовых навыков имеет показ того, как нужно ту или иную работу выполнять. Воспринимая наглядно показываемую операцию или движение, ученик получает нужную информацию о том, как она осуществляется. Такой ребёнок лучше посмотрит, чем послушает, как надо на практике, выполнять какую либо операцию, то или иное движение, как правильно работать инструментом. При обучении двигательным навыкам знакомлю учащихся с гигиеническими условиями работы. Например: стружку с верстака убирать не руками, а сметать щеткой.

Всё это способствует не только лучшему усвоению навыка, но и сохранению здоровья учащегося, что очень важно при обучении детей с ОВЗ.

Заключение


Детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается и умственно отсталых детей и детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и большую часть жизни проводят дома.

Основной закон о детях - «О гарантиях прав ребенка». Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми с ОВЗ равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.

Ребенок с ОВЗ как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться как можно полнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется в рамках психологоориентированных моделей социальной работы и помощи. При этом милосердие понимается как первая ступенька гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества.

Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так как доказано, что возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа заболеваемости детей с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к детям с ОВЗ понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью».

Основным, социализирующим, и адаптирующим звеном признается семья ребенка с ОВЗ. Основное бремя заботы о детях с ОВЗ ложится на семьи, поэтому для успешной адаптации им необходима поддержка общества и государства. Члены семей полностью вовлечены в уход за ребенком с ОВЗ в связи с несформированностью социальной инфраструктуры обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, неналаженностью практики социального патронажа и педагогического сопровождения, несовершенством системы специального образования для детей с ОВЗ.

Сложившаяся ситуация требует введения специальных мер социальной защиты семей с детьми с ОВЗ. В качестве подходов к их разработке могли бы стать предложения, предусматривающие сохранение экономической активности родителей, обеспечивающие их успешную социально-экономическую адаптацию. Еще одна важнейшая проблема семьи – это постоянный стресс из-за того, что их ребенок с ОВЗ.

Самую серьезную проблему составляет категория детей с психическими нарушениями. Основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития и сложностей поведения, крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе.

Актуализируются ценности инклюзивного образования детей с ОВЗ, хотя общественное мнение по этому сложному вопросу далеко не однородно. Предлагается развивать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями. Таким образом, социальная адаптация детей с ОВЗ – это не только семейное дело, комплекс этих проблем должен затрагивать общество в целом, и не на бумаге, а в реальной жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!