СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на выступление перед коллегами в МО

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на МО 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на выступление перед коллегами в МО»

Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории


Один из вызовов нашего времени – это незнание истории своего рода и своей страны и это требует от учителя истории большего, нежели вести просто урок со всеми его привычными атрибутами.


Отсюда цель проведения данного мастер-класса: познакомить коллег с методами исторического исследования разнообразных источников позволяющих активизировать деятельность каждого ученика.

Изучение различных исторических источников – одно из важнейших условий достижения целей исторического образования в школе, т.к. это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста источника их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Для этого у нас разработана памятка «Как работать с историческим источником?»


Памятка.

Как работать с историческим источником?

Каждый исторический источник – это важный носитель информации и одновременно его канал. Она может быть политическая, экономическая, социальная.

У каждого исследователя при столкновении с историческим источником должны возникнуть вопросы:

  • Информация является первоисточником?

  • При каких обстоятельствах возник источник информации?

  • Зачем нужен отбор именно этой информации, сохраненной во времени?

  • Каков объем содержащейся в источнике информации?

В историческом источнике информация содержится:

  • в тексте

  • в носителе

  • в контексте

  • в личности создателя информации.

Помните!

Нельзя доверять и безоговорочно принимать все исторические свидетельства, необходимо их сверять

Важно точно знать дату события, учитывая, что свидетельства и свидетели могут и ошибаться и вводить в заблуждение преднамеренно.

Как почерпнуть информацию из исторического источника?

  • необходимо найти источник, провести структуризацию содержащейся в нем информации.

  • необходимо определить цели автора источника

  • определить информационную среду общества, в котором возник источник

  • определить информаторов автора источника.



Часто мы не умеем работать с накопленным материалом, т.е. историческим источником. Важно нацелить учащихся на практическую деятельность: при обучении и работе с историческими источниками необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений.

На воспроизводящем уровне обучающиеся выписывают основные понятия, определения, выводы по источнику, отвечают на поставленные вопросы, требующие уточнения; заполняют таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного исследования источника.

На преобразующем уровне задания происходит синтез источника с теоретическим материалом, идеями из других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.


На креативном уровне учителем даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей из нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала его анализу и систематизации по определённой темы, написание рецензии, эссе.

Работа обучающихся с источником постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности.


Труд ребенка, связанный с технологиями исследовательской деятельности - один из видов продуктивной деятельности и эффективных форм по изучению предмета история. Данная форма технологии в той или степени присутствует на многих уроках, а также во внеурочной деятельности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает более-менее самостоятельное освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. По своей сути, исследовательская деятельность уже способствует саморазвитию школьников, а в конечном итоге и их самореализации как личности.

Технология исследовательской деятельности предполагает значительное участие детей в процессе выполнения работы. Меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Это, как и использование разнообразных исторических источников, формирует компетентностной подход к темам. Задача же учителя заключается в организации, корректировке деятельности юных исследователей, правильной оценке исторических источников. Использование проектно-исследовательских технологий с историческими источниками возможно в течение всего урока, или на каком-то отдельном этапе. Проведение исследования вполне эффективно при изучении нового материала. Совместно с учениками намечаются цели и задачи, вырабатывается необходимый алгоритм работы. В дальнейшем подобные наработки используются самими учащимися более широко на разных этапах урока.

Наша работа начинается с выявления детей, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности. Для успешности реализации исследовательских проектов важно мотивировать учащихся.

Сформулированная тема работы должна быть актуальной и вызывать интерес. Так к проблеме прошлого родного села ученики всегда неравнодушны. Учащиеся от 5 до 11 классов, проводят исследования на краеведческие темы и оформляют их в виде электронных презентаций.

На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели.

Учащиеся получают практическое задание: "Составьте план-график создания системы проектной деятельности в школе".

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Примечание

Создана структура проектной деятельности в школе

1

Проект «Поп дом» - работа в старом доме священника, где были найдены надписи на стене подвала, где в революцию и позже содержали арестантов

Создан Координационный совет школы по проектной деятельности во главе с Председателем Совета ветеранов Самариной Н.А. совместно с Координационным советом разработать систему критериев для оценки работы учащихся

2015-16гг

Попова Л.В.

11 класс


Подготовлены кадры для системы проектной деятельности

1

9 класс

2015-16гг

Попова Л.В.

11 класс

Рабочая программа СПД создается на базе трех учебных классов

2

10 класс

2015-16гг

Попова Л.В.

11 класс

3

11 класс

2015-16гг

Попова Л.В.

11 класс

Создан информационный комплекс

1

Фотографии и слайды

2015-16гг

9 класс

Самоопределение работы учащимися

2

Сбор информации респондентов – старожилов села

2015-16гг

10 класс

Самоопределение работы учащимися

3

Обращение к архивным документам

2015-16гг

11 класс

Самоопределение работы учащимися

4

Обращение к Председателю Коми отделения фонда «Мемориал» М.С. Рогачеву

2015-16гг

9 класс

Самоопределение работы учащимися

Создан выставочный центр

1

Обращение к фонду "Покаяние"

Выставочный центр может организовывать и проводить мероприятия в школе


2 апреля 2014

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс


Создание фонда системы проектной деятельности

1

Презентация проектов и последующая их реализация.


Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс


2

Оценка проектов жюри из старшеклассников




Создана система мониторинга проектной деятельности в школе

1

Разработана система критериев для оценки работы учащихся

В течение 2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс

Главная цель мониторинга – обеспеченность постоянного и эффективного контроля за выполнением разработанных планов

2

Появились школьные эксперты

В течение 2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс


3

Разработки шаблонов для проектной деятельности

В течение 2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс







Создано мотивационное поле проектной деятельности в школе

1

Творческая деятельность на уроках истории

2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс


2

Творческая деятельность на уроках обществознания

2016 г.

Попова Л.В.

11 класс

9 класс

10 класс


3

V республиканский конкурс педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий

Ноябрь – декабрь 2016 г.

Попова Л.В.

Звание Лауреата

4

Районный конкурс методических разработок урока

Январь 2017г

Попова Л.В.

Участник конкурса «Педагогический талант»


Основная задача учителя – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также осуществление ненавязчивого контроля над деятельностью учащихся. Например, при подготовке к конференции по истории по теме «Репрессии в Коми крае» учащиеся большое внимание уделяли анализу различных данных из средств массовой информации, прежде всего, Интернета. В каких-то моментах приходилось подсказывать, какие ресурсы стоит использовать, а от чего лучше воздержаться. Как результат нашей совместной деятельности – успешное выступление на общешкольной конференции.



Сам этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных. Особенно хочется отметить в данном контексте работу с краеведческим материалом. При реконструкции истории местных церквей Попова Светлана и Галенко Наталья, ученицы 11 класса, провели огромную работу. Это и фотографирование изучаемых объектов, и поиск и анализ литературных источников, и работа с музейным архивом, и, пожалуй, самое главное – беседы с местными жителями. Собранный материал мы редактировали вместе. В итоге – победа на республиканском конкурсе «Юный экскурсовод», участие в региональном конкурсе «С открытой душою к тебе, Край родной».

Завершающими видами деятельности учащихся являются выполнение отчёта и презентация результата или продукта исследовательской деятельности. В данном случае – это исследование, проведённое учащимися под руководством учителя и формирующее конкретно-исторический подход к теме на базе компетентностного подхода к учебному предмету

Учащиеся нашей школы ежегодно представляют групповые или индивидуальные исследовательские работы в различных конкурсах, конференциях, начиная со школьного уровня и заканчивая республиканскими.

От умения учителя отобрать исторические источники, определить место их включения в урок, организовать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приёмов во многом зависит достижение педагогических целей урока и компетенций:

  • Методические включают три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)

  • Психолого-педагогические: умение перевести тему урока в педагогическую задачу

  • Предметные: Картографические навыки, связанные со знаниями в сфере исторической географии; Навыки описания исторических событий и их представителей; Знание важнейших явлений, событий и процессов данного исторического периода

  • Коммуникативные: умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!