СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Национально-региональный компонент"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Национально-региональный компонент"»

Вещева Е.И.

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Посольская СОШ»



доклад

Национально-региональный компонент.

Краеведение: познание истории родного края, воспитание патриотизма.

Понятие родины многоуровнево, многогранно. Есть родина, под которой подразумевают всю страну, Отечество. Она может быть небольшой по территории и огромной, мононациональной и многонациональной – суть понятия от этого не меняется. Самой дорогой, близкой человеку является малая родина, тот небольшой уголок Земли – будь то деревенька, цветущее село или крупный город – с которым незримыми нитями навсегда связаны самые его сокровенные мысли и чувства, где он родился и вырос, стал человеком. Родиной мы зовем и тот край, где находится малая родина человека. Для нас это Бурятия, село Посольское с его интересной историей, где находится памятник архитектуры XVII века Спасо – Преображенский монастырь, который внес огромный вклад в налаживание дипломатических отношений стран России, Китая, Монголии.

Нельзя назвать истинно образованным, культурным человеком, гражданином того, кто не знает историю своей родины, своего народа, его прошлого и настоящего. История, исторические знания играют определяющую роль в формировании у подрастающего поколения гражданских патриотических чувств. Именно, исходя из выше сказанного, в данной программе уделяется внимание не только истории Бурятии, но и краеведческому материалу.

Пособие «История Бурятии» состоит из двух частей и предназначена для изучения в 10 – 11 классах за счет вариативной части базисного учебного плана и рассчитана на 70 учебных часов. Используются учебники авторов В.Б. Бахаева, И.Н. Шагдуровой, Е.Е. Тармахановой, Е.А. Высотиной, Т.Е. Санжиевой, Л.Н. Раднаевой, В.Ц. Ганжурова.

Для изучения краеведческого материала используется следующая литература: Историческое описание Посольского Спасо – Преображенского монастыря Иркутской епархии; Э.В. Демин «Посольский монастырь на Байкале»; «Русская Православная Церковь в Сибири: история и современность»; материалы конференции, посвященной 350-ти летию основания с. Посольское и Посольскому Спасо – Преображенскому монастырю; «Бурятия в годы Великой Отечественной Войны»; А.В. Тиваненко «Декабристы в Забайкалье»; Мелетий «Древние Церковные грамоты»; Н. Спафарий «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска от границ Китая русского посланника Н. Спафария в 1675 году»; «Иркутские епархиальные ведомости»; «Забайкальские епархиальные ведомости»; Шмулевич «Троицко – Селенгинский монастырь»; Чимитдоржиев «Выдающиеся деятели Бурятии в XVII начале XX в.»; Гирченко «Этапы революционного движения в Бурятии»; Кудрявцев «1905 год в Бурят – Монголии»; Минерт «Памятники архитектуры Бурятии»; летописи Спасо – Преображенского монастыря; архивы колхоза «Байкал»; архивы «Кабанского рыбозавода»; интервью с отцом Николаем; монахами монастыря; воспоминания односельчан. Рядом с нами живут бабушки и дедушки, как хранители вечной мудрости нашего народа, его ремесел, песен, его традиций, обычаев.

Очень важным сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно – нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально – значимых качеств. Поскольку одним из источников обогащения учащихся заниями родного края, воспитание любви к нему и формирование гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях важна его активизация. Национально – региональный компонент школьного курса истории наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения учащимися краеведческого материала.

Цель введения национально – регионального компонента в школьную программу: углубленная подготовка учащихся по истории родного края.

Правила:

  1. Люби свою Родину, помни откуда ты родом;

  2. Свято береги и приумножай традиции своего народа, страны.

Задачи:

  1. Воспитание гражданина, любящего свое Отечество, способного постоять за него;

  2. Воспитать гражданина, знающего свои корни и связанного с ними;

  3. Формирование в молодом поколении таких черт национального характера, как милосердие, доблесть, соборность, веротерпимость, совестливость;

  4. Формирование уважительного отношения к людям других национальностей;

  5. Сохраняя свою самобытность, определить наше место в мировом сообществе.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Определяя поисково – исследовательские задачи, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяет их личностным смыслом.

Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание. Девиз: «Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь, то и запоминаешь».

Краеведческая работа осуществляется в основном такими видами и формами, как: конференция, поисковая работа, написание сочинений, сообщений, изучение архивных материалов, документов, интервьюирование, анкетирование, краеведческие игры, разыгрывание исторических ситуаций на уроках, проведение интегрированных уроков «История Бурятии – литература Бурятии», экскурсии, участие в краеведческих конференциях, конкурсах «Мемориал», «Сибирская весна», «Шаг в будущее». По ходу изучения истории родного края ученики выполняют творческие работы: кроссворды, рисунки, сочиняют стихи, песни, придумывают разного вида тестовые задания. Собирают материал по экологии, экономики своего региона.

Методы изучения краеведческого материала: беседа, проектная работа, диспут, викторина, игра, экскурсия.

Особую роль играет школьный краеведческий музей, где собран богатый материал и продолжает пополняться. В настоящее время музей состоит из трех залов, Зал истории села, Зал боевой славы, Зал, посвященный народным промыслам местного населения.

В 2004 – 2005 учебном году краеведческая работа была направлена на сбор материла, посвященного 60 –ти летию победы в Великой Отечественной Войне. Было написано несколько статей в газету о детях войны, дедушках – участников войны, проводили уборку памятников, вместе с фронтовиками сажали деревья, встречали автопробег Кабанск – Посольск.


Интервью.

  1. О чем спрашивать;

  2. Как спрашивать;

  3. Кого спрашивать;

  4. Какие задавать вопросы;

  5. Где вести беседу;

  6. Как обрабатывать данные.


Анкета.

Раскулачивание.

  1. Где проживала ваша семья?

  2. Какая была семья (состав семьи, образование, занятия членов семьи)?

  3. Сколько было земли в хозяйстве?

  4. Сколько имели скота?

  5. Какие технические средства применялись в хозяйстве?

  6. Как распоряжались продуктами хозяйства?

  7. Применялся ли в хозяйстве наемный труд?

  8. Когда ваша семья была раскулачена?

  9. Какие меры и кем были определены вашей семье?

  10. Какой ущерб понесла ваша семья?

  11. Изменилось ли отношение к вашей семье в селе?

  12. Куда ваша семья была сослана?

  13. Отразилось ли раскулачивание на вашей дальнейшей работе, учебе?


Игры.

«Час у деда - краеведа».

Станция историческая.

Вопросы по истории с. Посольское.

Станция архивная.

Ответы на вопросы по фотографиям, документам.

Станция архитектурная.

Вопросы о Спасо – Преображенском монастыре.

Станция музейная.

Разделы школьного музея.

«Морской бой», «Счастливый случай» и мн.др.

Наша задача написать историю своего села. Много материала было собрано и переработано в работе «О прошлом память возвращая…», в которой охвачен материал от истоков до современности.

Проблема изучения краеведения заключается в том, что литературы недостаточно. В то же время, это большой плюс, так как тем для поиска, исследований много.

Изучая историю своего села, района, собирая по крупицам вместе с учителями материал, школьники сформируют ценностное отношение к историко – культурному наследию, воплощенному в старинных зданиях, в музейных экспонатах, в легендах, обычаях, обрядах, праздниках, укладах жизни ушедших поколений. Они включатся в работу по охране и сохранению памятников истории и культуры.

Я предлагаю каждому учителю любого региона пересмотреть программы по истории и дополнить их материалом по краеведению. Проводя беседы с учащимися, убеждаешься, что для учеников интересна вся история. Но интересней отмечают учащиеся изучать историю своей малой родины в контексте всеобщей истории.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!