СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Организация физкультурной деятельности в группах компенсирующей направленности»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности с ОВЗ во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения развития и здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Организация физкультурной деятельности в группах компенсирующей направленности»»

Доклад

«Организация физкультурной деятельности в группах компенсирующей направленности»


Кнутас Валентина Ивановна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории


Введение

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности с ОВЗ во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения развития и здоровья.

Цель

Понимая значимость совершенствования процесса физического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в целях наилучшей реализации оздоровительной и коррекционно-развивающей направленности физического развития дошкольников, определяется -

Цель: реализация прав детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Задачи

Основная коррекционно-педагогическая задача – это

создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения его в коллектив сверстников и социум.

Одной из основных задач организации работы в компенсирующих группах является создание условий для правильного физического развития ребёнка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определённых двигательных умений, приобщение к здоровому образу жизни.

Организация деятельности в группах компенсирующей

направленности

1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья организуются группы компенсирующей направленности для осуществления квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии.

2. Устройство, содержание и организация работы ДОУ и групп

компенсирующей направленности должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1. 3049.13 (X10.1-10.18).

3. Группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения и детей с нарушением интеллекта открываются по решению учредителя (комитет по образованию) на основании приказа руководителя МДОУ, при наличии необходимых материально - технических условий и кадрового обеспечения.

4. Группы организуются на основании заключения ПМПК (психолого -медико-педагогической комиссии) по результатам обследования ребенка и согласия родителей (законных представителей).

5. Группы компенсирующей направленности открываются в МДОУ, отвечающим требованиям санитарных норм и правилам пожарной безопасности.

6. Группы оборудуются инвентарем, пособиями согласно требованиям по организации образовательного процесса СанПиН 2.4.1.3049-13.

7. Режим работы групп компенсирующей направленности устанавливается согласно Уставу МДОУ.

8. Диагностика и коррекция детей осуществляется штатными педагогами МДОУ.

9. Контроль результатов работы групп компенсирующей направленности осуществляется администрацией МДОУ и родителями (законными представителями).

10. Отношения между МДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.


Нормативно-правовые документы, на основании которых строится работа по физическому развитию детей с ОВЗ
  • Федеральный закон № 27 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 г.);

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Всемирная декларация об обеспечиванию выживания, защиты и развития детей;

  • Декларация прав ребёнка;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049-13.

  • Рабочая программа по физической культуре, спроектированная с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Содержание коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников должно полностью соответствовать содержанию образовательной области «Физическое развитие».


Порядок комплектования групп компенсирующей

направленности

1.Порядок групп компенсирующей направленности определяется учредителем в соответствии с Законодательством РФ и закрепляется в Уставе МДОУ.

2. В группы компенсирующей направленности принимаются дети в возрасте 3-7 лет.

3. Прием детей с ОВЗ в группы компенсирующей направленности может производиться в течение всего года при наличии свободных мест.

4. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей, психической, физической, интеллектуальной недостаточностью.

5. Основанием для зачисления в группы компенсирующей направленности является:

 заключение ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия);

 письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего МДОУ;

 направление, выданное отделом образования;

6. Длительность пребывания в группах компенсирующей направленности ребенка с ОВЗ определяется ПМПК, согласно основному диагнозу.

7. Завершение пребывания ребенка с ОВЗ в группах компенсирующей направленности, регламентируется заключением ПМПК.


Организация образовательного процесса

1. Общеобразовательный процесс организуется в соответствии с основной образовательной программой МДОУ, разработанной самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГТ (федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для нормально развивающихся детей, и детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, содержание и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

3. Образовательный процесс в группах компенсирующей

направленности включает гибкое содержание и педагогические

технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно -

ориентированное развитие детей с ОВЗ и выполнение государственного стандарта.

4. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом состояния здоровья детей с ОВЗ.

5. В конце каждого года обучения по результатам обследования

психолого-медико-психологического консилиума МДОУ и ПМПК воспитанников даются рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка с ОВЗ.

Организация работы инструктора по ФК

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни.

Работа по физическому развитию детей с ОВЗ предполагает решение как общеобразовательных, так и коррекционных – специальных задач, направленных на укрепление здоровья ребёнка.

Общеобразовательные задачи.

  1. Охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка.

  2. Закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.

  3. Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.

  4. Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических).

  5. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

  6. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.

  7. Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

  8. Формирование широкого круга игровых действий.

  9. Ежедневное использование таких форм работы по физическому развитию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игр, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы – таких, как игры-соревнования и эстафеты.

Специальные задачи (коррекционные):

  1. Развитие речевого дыхания.

  2. Развитие звукопроизношения.

  3. Развитие выразительных движений.

  4. Развитие общей и мелкой моторики.

  5. Развитие ориентировки в пространстве.

  6. Развитие коммуникативных функций.

  7. Развитие музыкальных способностей.

При этом инструктор по физической культуре направляет своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование двигательной активности.

Работа в группах компенсирующей направленности

В группе компенсирующей направленности организация работы инструктора по физической культуре предусматривает:

 проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими специалистами) с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

планирование совместной деятельности воспитанников групп

компенсирующей направленности;

подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений, досугов;

оказание консультативной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ)

физической нагрузки на воспитанников;

ведение необходимой документации.

Основной формой работы, в соответствии с рабочей программой, является игровая деятельность. Физкультурные занятия носят игровой и развивающий характер, содержат разнообразные подвижные игры и игровые упражнения различной интенсивности и направленности.

Документация

Документами, регулирующими деятельность ДОУ в группах

компенсирующей направленности являются:

 заявление родителей (законных представителей);

 направление в группы компенсирующей направленности, выданное отделом образования;

 коллегиальное заключение ПМК и рекомендации для детей с ОВЗ;

 приказ руководителя ДОУ об организации деятельности групп

компенсирующей направленности;

 табель посещаемости воспитанников групп с ОВЗ;

 рабочие программы по дисциплинам образовательных областей с учетом специфики работы групп компенсирующей направленности;

 планирование образовательной деятельности групп с ОВЗ;

 перспективный план коррекционной работы групп с ОВЗ.

Для реализации приоритетного направления и регионального компонента используются дополнительные программы, педагогические технологии.

Рабочая Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты (целевые ориентиры), содержание и организацию педагогического процесса физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ОЗВ.

Главной задачей программы является создание программного документа, помогающего инструктору по физической культуре ДОО организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Примерные программы и источники для организации работы в группах компенсирующей направленности:

  1. «Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, задержкой психического развития)» (авторы Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под ред. Проф. Л.В.Лопатиной).

  2. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева).

  3. «Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» (автор Ю.А.Кириллова).

  4. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по освоению детьми раннего возраста (2-3 лет) образовательной области «Физическое развитие».

  5. «Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста», автор Петренкина Н.Л СПб.: Изд. «СОЮЗ», 2007.

  6. «Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи), ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи), ЗПР (задержкой психического развития) раннего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста (2-3 года), (4-5 лет), (5-6 лет), (6-8 лет)», автор инструктор по физической культуре Семенова Тамара Александровна Санкт-Петербург, 2016-2017 учебный год.

  7. Овчинникова Т.С., Чёрная О.В., Баряева Л.Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие к программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР/ Под ред. Т.С.Овчинниковой. – СПб.: КАРО, 2010. – 248 с.

  8. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Изд. «СОЮЗ», 2007. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 144 с.

  9. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 352 с., ил. 2001.

  10. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 384 с., ил.

  11. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Программа развития).

  12. Олимпийское образование дошкольников: Метод. Пособие / под ред. С.О.Филипповой, Т.В.Волосниковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.- 128 с.

  13. Борисенко М.Г.., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики. Методическое пособие .). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.»)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!