СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Осуществление медико-педагогического контроля физического воспитания школьников в общеобразовательных организациях"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществление медико-педагогического

контроля физического воспитания школьников в общеобразовательных организациях

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и школы. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха в будущем. Не последнюю роль в этом играет такой предмет, как физическая культура.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Физическая культура - предмет в школьном расписании, который в учебное время дает возможность скомпенсировать малоподвижный образ жизни школьников. Уже только в силу этого значение и статус дисциплины должны быть достаточно высоки, кроме того физической культуре отводится значительная роль в формировании основ здорового образа жизни. Однако детей школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем, становится все больше.

Отличительными чертами современной школы являются интенсификация учебной деятельности за счет увеличения учебных нагрузок, создающих психологическую и эмоциональную напряженность, уменьшение двигательной активности, связанное с различными факторами, ухудшение экологической обстановки, ухудшение качества питания и т. д. Все это способствует снижению индивидуального здоровья, росту  количества заболеваний учащихся.

   Для решения проблемы здоровья обучающихся должны объединиться все участники образовательного процесса: администрация образовательного учреждения, учителя-предметники, родители и учителя физической культуры, которые способны средствами физической культуры создать условия наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся в физкультурно-спортивной деятельности и укрепления их здоровья.

Основные задачи, которые должна решать администрация образовательного учреждения: повышать качество физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении во внеурочное время за счет расширения содержания блока дополнительного образования, открытия физкультурно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки; создавать систему внутришкольных и межшкольных соревнований для всех категорий обучающихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности; повышать качество и эффективность обязательных уроков физической культуры; создавать на базе общеобразовательных учреждений спортивные клубы как структурные подразделения образовательных учреждений; обеспечивать повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет для поддержания необходимого профессионального образовательных уровня; укреплять материально-техническую базу путем включения в программы развития учреждений оснащение их современным спортивным инвентарем и оборудованием, а в программы развития муниципальных образований – реконструкцию стадионов и спортивных залов образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Осуществление медико-педагогического контроля физического воспитания школьников в общеобразовательных организациях"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №2» г. Ждановка













Послекурсовое задание на тему:



Осуществление медико-педагогического

контроля физического воспитания школьников в общеобразовательных организациях













учитель физкультуры:

Корниец Татьяна Ивановна












Осуществление медико-педагогического

контроля физического воспитания школьников в общеобразовательных организациях

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и школы. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха в будущем. Не последнюю роль в этом играет такой предмет, как физическая культура.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Физическая культура - предмет в школьном расписании, который в учебное время дает возможность скомпенсировать малоподвижный образ жизни школьников. Уже только в силу этого значение и статус дисциплины должны быть достаточно высоки, кроме того физической культуре отводится значительная роль в формировании основ здорового образа жизни. Однако детей школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем, становится все больше.

Отличительными чертами современной школы являются интенсификация учебной деятельности за счет увеличения учебных нагрузок, создающих психологическую и эмоциональную напряженность, уменьшение двигательной активности, связанное с различными факторами, ухудшение экологической обстановки, ухудшение качества питания и т. д. Все это способствует снижению индивидуального здоровья, росту  количества заболеваний учащихся.

   Для решения проблемы здоровья обучающихся должны объединиться все участники образовательного процесса: администрация образовательного учреждения, учителя-предметники, родители и учителя физической культуры, которые способны средствами физической культуры создать условия наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся в физкультурно-спортивной деятельности и укрепления их здоровья.

Основные задачи, которые должна решать администрация образовательного учреждения: повышать качество физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении во внеурочное время за счет расширения содержания блока дополнительного образования, открытия физкультурно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки; создавать систему внутришкольных и межшкольных соревнований для всех категорий обучающихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности; повышать качество и эффективность обязательных уроков физической культуры; создавать на базе общеобразовательных учреждений спортивные клубы как структурные подразделения образовательных учреждений; обеспечивать повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в пять лет для поддержания необходимого профессионального образовательных уровня; укреплять материально-техническую базу путем включения в программы развития учреждений оснащение их современным спортивным инвентарем и оборудованием, а в программы развития муниципальных образований – реконструкцию стадионов и спортивных залов образовательных учреждений.

К   медико-педагогическому контроль за организацией занятий физической культурой школьников должны быть привлечены все участники педагогического процесса – это совместная деятельность врача и педагога с целью повышения эффективности влияния занятий физической культурой на укрепление состояния здоровья и совершенствование функциональных возможностей учащихся.

Медико-педагогический контроль предусматривает тесное взаимодействие специалистов (врач и учитель ФК). В своей деятельности они применяют общие методы и средства контроля, наряду со специфическими для каждого их них. Поэтому в данном случае  деление медико-педагогического контроля на медицинский и педагогический контроль носит условный характер, так как он представляет единство взаимодействий педагога и врача.

Медицинские обследования проводятся с целью оценки состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей и выработки последующих рекомендаций по различным аспектам дальнейшей жизнедеятельности, в том числе  по вопросам занятий  физической культуры и спортом.

Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом с целью повышения эффективности педагогических воздействий.

Содержание педагогического контроля:

-           контроль за посещаемостью занятий;

-           контроль за учебной и тренировочными нагрузками;

-           контроль за состоянием занимающихся;

-           контроль за техникой упражнений;

-         контроль за динамикой развития физических качеств, формирования навыков и ростом спортивных результатов;

-           контроль за поведением во время занятий физической культурой и спортом.

         К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности.

  По результатам медико-педагогического контроля осуществляется комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой, проводится оценка функциональных возможностей организма, решается вопрос о допуске к занятиям физической культурой, регулируется уровень физических нагрузок и т.д.

Медико-педагогическая оценка урока физической культуры проводится 1 раз в месяц для каждой группы обучающихся.

Медицинская сестра образовательного учреждения на уроке физкультуры осуществляет следующие виды деятельности:

контролирует соответствие плана урока требованиям программного материала;

определяет моторную плотность урока по результатам хронометража и пульсовой кривой;

проводит наблюдение за реакцией организма ребенка на однократно проведенное занятие, выявляет признаки утомления и физического перенапряжения;

следит за правильностью распределения нагрузки по частям занятия, достаточностью разминки перед выполнением отдельных упражнений;

осуществляет контроль за правильностью постановки дыхания при выполнении отдельных упражнений;

проверяет выполнение назначений врача по распределению детей на медицинские группы и соблюдению ограничений в отношении детей, пропустивших занятия после перенесенного острого заболевания;

контролирует соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения занятий (микроклимат в помещении, наличие влажной уборки и проветривания, соответствие одежды и обуви учеников условиям проведения занятия);

проверяет наличие и достаточность страховочного материала, соблюдение мер по профилактике травматизма;

проверяет наличие аптечки неотложной доврачебной помощи;

обращает внимание на педагогическую обеспеченность урока (наличие спортивной одежды у педагога, компетентность преподавания, поддержание дисциплины на занятии);

получает представление не только об уровне физической подготовленности детей, но и об их индивидуально-личностных особенностях.

При проведении медико-педагогических наблюдений рекомендуется пользоваться стандартным протоколом медико-педагогического контроля физкультурного занятия.

С помощью хронометража медсестра и педагог определяют общую продолжительность занятия и его отдельных частей. Оценка двигательной активности детей, достаточности нагрузок проводится путем вычисления общей и моторной плотности занятия.





















Протокол

медико-педагогического контроля физкультурного занятия (урока физкультуры)

Дата__________________________

Место и время проведения занятий __________

Санитарное состояние места проведения занятий_____________

Класс ___________________

Учитель_________________________

Количество детей на занятии _____________________

Наличие физкультурной формы _________________________

Цели занятия _________________________________

Задачи занятия __________________________________

Наблюдаемые дети:

___________________________

Продолжительность занятия _______________________

Время потраченное на движение _____________________

Моторная плотность ________________________________

Интенсивность занятия по пульсу _____________________


Общая и моторная плотность урока физической культуры

При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.

В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ - моторная плотность урока;

ВДА - время двигательной активности ученика в минутах;

ВУ - время урока в минутах (35 - 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.

При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя [13, с.206].



Обучение двигательному действию.

Прежде всего, следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы:

- создание предварительного представления об упражнении;

- разучивание упражнения (целостным или расчленённым методом);

- закрепление и совершенствование двигательного навыка.


Таблица 5

Примерные величины МПУ физкультуры


Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

10 - 40 %

2. Ознакомление с новым материалом

20 - 40 %

3. Разучивание нового материала

30 - 50 %

4. Закрепление и совершенствование нового материала

50 - 80 %

5. Контрольный

40 - 50 %

6. Комбинированный

40 - 60 %

7. Соревнование

50 - 90 %

8. Сюжетный (сказка, путешествие)

30 - 60 %

9. Круговая тренировка

50 - 90 %

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут.

На уроках физкультуры рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%, после основной 80-100% (в основной и подготовительной группах), 60-80% (в специальной медицинской группе) при его возвращении к исходным величинам к концу урока.

У детей из основной и подготовительной групп нагрузка на уроке физкультуры считается оптимальной, если вызывает среднюю ЧСС 140-160 уд./мин. Для детей специальной медицинской группы средняя частота сердечных сокращений должна находиться в диапазоне 120-130 уд./мин. в начале четверти и 130-150 уд./мин. в основной части урока к концу четверти.

Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления (таблица 3). Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности.

Таблица 6

Примерная классификация нагрузок

по общим критериям вызываемого ими утомления

(по обобщенным данным различных авторов, переработано)


Признаки

Степень нагрузки - степень утомления

Небольшая нагрузка - легкое утомление

Большая нагрузка - сильное утомление

Предельная нагрузка - очень сильное утомление

Изменение цветовых оттенков

Легкое покраснение

Сильное покраснение

Очень сильное покраснение или необычная бледность,

Сохраняющиеся сутки и более

Потоотделение

В зависимости от внешней температуры - легкое или среднее

Сильное, преимущественно выше пояса

Очень сильное по всему телу, потение ночью (во время сна)

Качество выполнения движений

Уверенное, соответствующие достигнутой степени овладения навыком

( умением)

Незначительное увеличение числа ошибок, постепенное ухудшение точности движений

Существенное нарушение координации движений, резкое ухудшение точности, нарушение устойчивости общей позы (шатания), вялость, снижение качества движений, проявляющееся на следующий день и позже

Сосредоточенность внимания

Нормальная; устойчивость внимания без признаков излишней

возбужденности, нервозности

Постепенное смещение внимания с заданных пунктов сосредоточения, ухудшение дифференцировок в сложных заданиях

Существенное ухудшение некоторых функций внимания; рассеянность или сосредоточенность на внутренних переживаниях, затруднения в мобилизации внимания на заданиях в течении суток (и более) после занятия

Оперативная установка и общая готовность к действиям

Стойкая, позитивная; желание продолжать занятие

В целом позитивная (активная направленность на дальнейшее выполнение действие), но нарастает стремление к более продолжительному отдыху между упражнениями (повторениями)

С трудом сдерживаемое желание прервать упражнение, перед очередным трудным заданием, нежелание возобновлять занятие на следующий день и позже

Настроение

Приподнятое, оживленное, радостное

В целом позитивные эмоции, если занятие по своим конкретным результатам соответствует намечаемым достижениям, вместе с тем к концу нарастает ощущение тяжести работы, несколько приглушающее эмоции

По ходу занятия обостряются негативные эмоции, связанные с ощущением крайней тяжести работы; могут возникать сомнения в самом смысле и ценности переносимости нагрузок, боязнь нанести себе урон; подавленное настроение, сохраняющееся на следующий день и дольше

Общее самочувствие

Никаких неприятных ощущений и жалоб; ощущение бодрости и значительности своих возможностей, готовности продолжить занятие с установкой на более высокие достижения

Наряду с общим нормальным самочувствием к концу занятий (упражнения) все естественней формируется ощущение значительной усталости; на этом фоне могут возникать отдельные не вполне комфортные ощущения тяжести работы; незначительная боль в мышцах, затруднения в дыхании и т. д.

Ощущения предельной мобилизации своих сил и общего утомления, невозможности продолжать работу; подчас ощущается свинцовая тяжесть в мышцах, боли в суставах и в области печени, жжение в груди, а в крайних случаях - головокружение, тошнота и другие симптомы перегрузки, что сопровождается ухудшением общего самочувствия на значительные сроки (сутки - двое и более)

При наличии средних признаков утомления у ряда детей педагог должен ограничить нагрузку, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т.д.

Если у всех детей наблюдаются выраженные признаки утомления, учитель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы, снизить нагрузку и перестроить занятие.

С полученными результатами медико-педагогического наблюдения следует ознакомить врача образовательного учреждения и учителя физкультуры не позднее, чем на следующий день после занятия. Эти данные являются основой для коррекции (при необходимости) величины и формы физической нагрузки.

Требования к медицинскому сопровождению учащихся на занятиях физической культурой

Диагностике здоровья предшествует доврачебный медицинский осмотр в форме скрининг-тестирования в кабинете доврачебного приема в соответствии с «Инструкцией об организации работы кабинета доврачебного приема детской поликлиники», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения.

Фельдшер, работающий в кабинете, реализует следующие функции:

- антропометрические измерения, оценку физического развития, определение частоты пульса, измерение артериального давления, определение остроты зрения, остроты слуха, проведение плантографии;

- направление на консультацию к врачам-специалистам по результатам скрининг-тестирования;

- оформление медицинской документации: выписки о профилактических прививках, выписки из истории развития ребенка (ф. 112/у), выдача направлений на лабораторные исследования и др.

Диагностика здоровья (периодичность, этапы, объем и методики, форма заключений) регламентирована нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами Министерства здравоохранения.

Результат медицинской диагностики заключительный диагноз (основные и сопутствующие заболевания), оценка физического, психического, полового (для подростков) развития, группа здоровья, медицинская группа для занятий физкультурой, рекомендации по оздоровлению и коррекции выявленных нарушений, оформление медицинской справки (ф. 058/у), которая передается в медицинский кабинет учреждения образования и вклеивается в «Медицинскую карту школьника» (ф. 26/у).

В целях разработки единой стратегии сопровождения каждого ребенка медицинская диагностика в обязательном порядке дополняется психолого-педагогической. При организации диагностической работы каждый коллектив учреждения образования, в зависимости от стоящих перед ним задач, формирует свой набор диагностических подходов. Обязательное условие количество методов должно быть достаточным для оценки психического и социального благополучия ребенка [17, с.20].

По итогам согласования результатов медицинской и психолого-педагогической диагностики определяется тактика медико-психолого-педагогического сопровождения школьника с использованием стандартных модулей, разработанных для всех определяемых показателей развития.

Непосредственно в учреждении образования медицинский работник, психолог, социальный педагог при участии классных руководителей формируют группы учащихся для последующей адресной профилактической и коррекционной работы.

Обязательные варианты информирования о результатах диагностики оформление медицинских листков для классных журналов, обсуждение на родительских собраниях, на педагогических советах.

Двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизнедеятельности ребенка, оказывает наиболее благоприятное воздействие на растущий организм только в пределах оптимальных величин. Как недостаток, так и избыток движений приводит к патологическим сдвигам в организме. Данное положение служит научной основой для разработки гигиенических норм двигательной активности для детей с ослабленным здоровьем.

При нормированной двигательной активности детей и подростков рекомендуется объединять в следующие возрастные группы: школьники 8--10 лет, 11--14 лет. В подростковом возрасте при определении гигиенической нормы двигательной активности необходимо учитывать половые особенности. Экспериментально установлено, что здоровые девочки и мальчики в возрасте 8--11 лет совершают ежеминутно в среднем 14--20 движений, то есть 840--1200 движений в 1 ч и 15--20 тыс. шагов в сутки. Максимальное число движений в 1 мин составляет 225, в 1 ч -- 9000. Отсутствие в режиме дня организованной мышечной деятельности дети компенсируют самостоятельно и, находясь в вынужденном положении (сидя), за урок совершают до 30 движений ногами в минуту [19, с.45].

Нужно помнить, что движения в часы бодрствования распределяются неравномерно. Подъемы двигательной активности (энергия деятельности) выявлены в первой половине дня -- 7--8 и 12--15 ч. Во второй половине дня мышечная активность увеличивается в 15--16, 17-- 18 и 20--21 ч. Часы подъемов двигательной активности, очевидно, наиболее эффективны для организации занятий физическими упражнениями.

В зимнее время двигательная активность снижается на 30--40 % по сравнению с осенним и весенним периодами. Учитывая, что это снижение проявляется, прежде всего, за счет самостоятельной двигательной активности, существенно дополняющей и регулирующей суточный объем движений, необходимо способствовать выполнению ежедневных оптимальных норм движений зимой преимущественно за счет организованных форм физического воспитания.

Двигательная активность в количественном отношении у младших школьников не одинакова -- она ниже у девочек и составляет 70--80 % суточных величин движений мальчиков. Девочки меньше двигаются самостоятельно, реализуя при этом только 40 % суточного числа движений, за счет организованных форм воспитания -- 50--60%. Мальчики, наоборот,--57% движений проявляют самостоятельно, а 43% -- на различных занятиях по физическому воспитанию. Для девочек нужны другие методические приемы и больший объем организованных форм физического воспитания по сравнению с мальчиками.

Нужно учитывать, что потребность детей в движении в определенной мере удовлетворяется в условиях режима школы самостоятельными, спонтанными движениями в объеме 18--20 %. Однако и самостоятельные движения, наряду с уроками физической культуры, не могут полностью удовлетворять потребность учащихся в движении. В дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40 %, а без таких уроков -- до 80 % движений. Но если они пропускают уроки, не участвуют в подвижных играх при интенсивной умственной деятельности, то они отстают в физическом развитии, хуже учатся, часто болеют. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20--40 %. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что для удовлетворения естественной физиологической потребности младших школьников в движениях суточный объем их активных движений должен быть не менее 2 ч, а недельный -- не менее 14 ч. В настоящее время недопустимо ограничивать двигательную активность учащихся только уроками физической культуры. Гиподинамию можно полностью ликвидировать применением всех средств физического воспитания. Уроки физической культуры рассматриваются не только как возможные пути реализации потребности в движениях, но, прежде всего, как обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками выполнения физических упражнений, воспитание потребности и привычки к ежедневным занятиям физкультурой. При наличии такой потребности и умений, полученных на уроках, дети в часы досуга самостоятельно занимаются подвижными играми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!