СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по дисциплине: «Педагогические технологии в начальном образовании»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по дисциплине: «Педагогические технологии в начальном образовании»»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»




Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольного и начального общего образования






Доклад по дисциплине: «Педагогические технологии в начальном образовании»

Студентки 4 курса заочной формы обучения

группы НОз-19


Конантьевой Ксении Игоревны














Ульяновск , 2023 год


Содержание

Введение……………...……………………………………………………………3

1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова……….……………………..4

2. Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова…………………..……………6

3. Теория развивающего обучения П.Я. Гальперина………….………………..9

4. Педагогические технологии авторских школ. Школа Завтрашнего Дня (Дональд Ховард) в России……………………………………..………………12

Заключение…………………….…………………………………………………14

Список использованных источников………………………………….………..15






















Введение

Переход России на современный путь развития считается на нынешний день главной задачей государственной экономической политики. В эпоху глобализации мировой экономики и сформировавшейся расстановки сил в области технологий основа успешного развитии страны, региона, отрасли состоят в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение наибольшей производительности и конкурентоспособности.

Внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности образования. Поэтому стремление использовать инновации в образовательных учреждениях приобретает массовый характер. Однако, несмотря на такое многообразие исследований, проблема правильной организации воспитательного и образовательного процесса достаточно остро стоит на сегодняшний день.

В арсенале педагог имеет разные формы и методы работы, а также различные технологии. Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов. Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).

Необходимо знать и учитывать особенности различных технологий обучения при организации образовательного процесса в конкретных условиях. Только в этом случае можно говорить о его эффективности.

Целью исследования является изучение педагогических технологий в начальном образовании.

Теоретические знания, полученные в процессе исследования, могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.




1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова: закон развития от общего к частному и принцип дифференциации в теоретической концепции Л.В. Занкова; основные принципы обучения; доминирующее начало; методические основы системы развивающего обучения Л.В. Занкова; особенности урока

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.1

Концепция Л.В. Занкова. С конца 50-х годов научный коллектив по руководством Л.В. Занкова начал экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Основные принципы системы обучения представляются: обучением на высоком уровне трудности, быстрым темпом в изучении программного материала, ведущей роли теоретических знаний, сознанием школьниками процесса учения, целенаправленной и систематической работой по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.

Общее развитие Л.В.Занков рассматривает как целостное движение психики. Каждое новообразование в психике в ходе общего развития возникает как следствие взаимодействия и ума, и воли, и чувств ребенка, как следствие их целостного, нерасчлененного единства.2 Выделены следующие линии изучении общего развития школьника: деятельность наблюдения, мышления, практические действия, эмоционально-волевые особенности. С точки зрения Л. В.Занкова, эти стороны психики отражают собой генеральные линии отношения человека к действительности, их развитие определяет успех деятельности человека в разных областях жизни.

Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Доминирующее начало в этой системе — индуктивный путь (индукция – это способ рассуждений от отдельных частных фактов и положений к общим выводам). Посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения. Затем выделяют разные стороны и свойства явлений.

Методическая цель любого урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Особенностями урока являются:

1. Организация познания — «от учеников», т.е. того, чего они знают или не знают.

2. Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

3. Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

4. Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки самовыражения.

6. Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

2. Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: роль педагога и ученика в учебном процессе; этапы обучения (метод учебных задач, проблемное обучение); особенности содержания обучения (система теоретических знаний, формирование основных понятий учебного предмета); особенности методики в системе – целенаправленная учебная деятельность; учебная задача в технологии развивающего обучения

Наиболее разработанной в психологическом плане является в настоящее время теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова или теория развивающего обучения.

Д.Б. Эльконин в конце 50-х гг. XX в. выдвинул единую гипотезу о строении учебной деятельности, описав о ее смысл в психическом развитии ребёнка. В структуру учебной деятельности Д.Б. Эльконин включил: учебную цель, учебные действия, действия контроля процесса усвоения, действия оценки степени усвоения.

Структура учебной деятельности В.В. Давыдов представляла собой учебные ситуации (либо задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. Согласно В.В. Давыдову главным результатом учебной деятельности школьников должно стать умение мыслить на основе научных знаний3.

Давыдов В.В. считал, что в процессе регулярного выполнения школьниками учебной деятельности у них наравне с усвоением теоретических знаний развиваются теоретическое сознание и мышление.

Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по воззрению В.В.Давыдова, более благоприятна для умственного развития ребенка, потому такое обучение создатели именуют развивающим.

Технология Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Цели авторов указанной технологии состоят в формировании теоретического сознания и мышления; формировании не столько ЗУНы, сколько способов умственной деятельности - СУДы; воспроизведении в учебной деятельности логики научного мышления.

Особенностями урока в данной системе развивающего обучения являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствие с тремя принципами:

1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным, поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) отличается от других видов учебной деятельности, прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. ЦУД — особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.4

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. При развивающем обучения, как уже отмечалось, качество и объем выполненной учеником работы оцениваются не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя — не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.


3. Теория развивающего обучения П.Я. Гальперина: теория поэтапного формирования умственных действий как система определённых видов деятельности (центральное звено теории – действие как единица любой человеческой деятельности; переходные состояния действия ребёнка (этапы); действие – единица анализа процесса усвоения (интериоризации) (критерии, параметры, формы овладения); теория П.Я. Гальперина о типах учения

Интериоризацией называется - процесс формирования внутренних структур психики, который обусловливается усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое, осуществляется психическое развитие человека.

Необходимость интериоризации обусловливается тем, что основное содержание развития ребенка – это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые сначала выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании только посредством исполнения по отношению к ним деятельности, соответственной той, что в них воплощена и опредмечена. Ребенок самостоятельно выработать и исполнить данную деятельность не может. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой подробно представлены действия. Их исполнение дает возможность ребятам присвоить связанные с ними значения. В последующем самостоятельное продвижение мысли ребенка может быть только на базе уже интериоризованного исторического опыта.

С целью построения у ребенка мыслительного действия его содержание необходимо дать сначала во внешней предметной (либо экстериоризованной) форме, а далее посредством ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. посредством интериоризации). Таким образом обернуть данное действие в собственно умственное – знания могут быть полноценно усвоены ребенком только лишь при исполнении им некоторых предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.

П.Я. Гальперин указывает, что Л.С. Выготским намечен подход к генетическому изучению интериоризации как процесса, в котором происходит не просто его транспортировка из одной формы – внешней и социальной в другую – внутреннюю и индивидуальную (к чему до этого сводилась трактовка интериоризации), однако происходит созидание внутреннего плана сознания. В своих изучениях П.Я. Гальперин произвел следующий шаг в исследовании интериоризации. Он выдвинул новую теоретическую задачу: развернуть содержание данного процесса, выделить его этапы. Решение данной задачи вылилось в построение концепции поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий, которые является основой содержания его общепсихологической концепции.

Согласно П.Я. Гальперину, чтобы действие могло формироваться, вначале должна быть выполнена его разметка. Такая разметка составляет то, что мы называем ориентировочной основой действия. Ее образование есть главная задача и главное содержания первого этапа формирования действия («составления предварительного представления о задании»). Здесь важно, что разметку осуществляет обучающий. На следующих этапах выполнение предметного действия должно быть, как бы произведено сначала в громкой речи, а затем во «внешней речи про себя». Переход от громкой речи к «внешней речи про себя», согласно П.Я. Гальперину, и составляет процесс интериоризации.

Таким образом, интериоризация в концепции П.Я. Гальперина представляет как часть, фаза процесса формирования умственного действия. Однако переход действия в умственный план, согласно идеи П.Я. Гальперина, еще не делает его явлением психологическим. Психологическим оно становится, когда действие из формы «внешней речи про себя» переходит во «внутреннюю речь». Вследствие автоматизации и сокращения «внешней речи про себя» предметное действие в уме преобразуется в мысль об этом действии, «чистую мысль» о решении задачи, которое это действие составляет. Подобное понимание интериоризации подвергалось обоснованной критике рядом авторитетных ученых (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков). В основе концепции П.Я. Гальперина можно формировать умственные действия, задавая их ориентировочную, но невозможно научить строить подобную основу самостоятельно.












4. Педагогические технологии авторских школ. Школа Завтрашнего Дня (Дональд Ховард) в России

Среди авторских модификаций щадящей технологии рассмотрим еще одну, которую называют не иначе, как технология завтрашнего образования, или технология будущего.

Отцом новой технологической схемы считают американского профессора Дональда Р. Ховарда. В 1960-е гг. он взялся за разработку принципиально новой педагогической системы, в которой каждый ученик мог бы двигаться в собственном темпе и при этом переходить на следующую ступень обучения, только усвоив полный объем предложенного ему для изучения учебного материала. Это хорошо знакомая нам идея программированного обучения, где переход к следующему шагу запрещен без полного усвоения предыдущего

По замыслу Д. Р. Ховарда, учебники детям не нужны, рабочая тетрадь – основное пособие, ежедневный рабочий материал, заданная дорога, по которой движется ученик. В отечественном опыте тетради предлагаются как дополнение к учебникам, сосуществуют вместе с ними, фактически дублируют учебный материал. Это вносит путаницу и несколько снижает эффективность технологии. Рабочие тетради – вот основа системы, обеспечивающей самообразование: кроме них, ученику ничего больше не требуется.

Вторая новация технологии: успех целиком и полностью зависит от ученика, его восприятия, понимания, скорости усвоения. Его способности, склонности, интересы влияют на то, какой материал он пройдет быстрее, на чем задержится дольше. Глубина и широта освоения материала заданы содержанием рабочей тетради. Основной материал одинаковый для всех, а сопровождение знаний, как в нашем учебнике, ученик может пропускать, если ему все понятно. В тетради есть все: и теоретический материал, и занимательные факты, и многочисленные цветные иллюстрации, и практические задания; множество тестов первой сложности – дописать, подчеркнуть, раскрасить, вставить. В конце каждой страницы квадратики со словами: «проверка», «исправление ошибок», «перепроверка».

Переворачивает страницу своей рабочей тетради ученик только тогда, когда на ней распишется преподаватель. Немного придиристо, но гарантия усвоения полная. Когда ученик выполнил все задания на странице и готов перейти к следующей, он выставляет над своей перегородкой флажок, сигнализирующий о том, что ему необходимо подойти к проверочному столу, где лежат ключи. Это точно такие же рабочие тетради, с какими работают ученики, только в них напечатаны правильные ответы на все задания. Если в выполненной работе есть ошибки, то ученик обязательно должен пометить, сколько их, какие они, от чего произошли, сесть на свое место и исправить. Потом он снова возвращается к ключам и перепроверяет задание. Учитель подтверждает выполнение задания, ученик переходит к следующей странице.

Большая нагрузка в этой технологии ложится на учителя. После того как ученики уйдут домой, он еще раз тщательно проверит все страницы всех рабочих тетрадей. Важно, что все ошибки учитель обсудит с каждым учеником в начале следующего дня. Тем самым успеваемость, высокий результат запрограммированы.

Учитель служит ученику, у него даже нет стула в рабочей комнате. Он все время в движении: подходит то к одному, то к другому ученику, наклоняется, тихонько подсказывает, направляет. Учитель выступает в роли помощника-консультанта. Он помогает планировать работу, следит за тем, чтобы ученик наметил столько, сколько действительно может пройти за день, – не больше и не меньше; чтобы он двигался в оптимальном для себя темпе, добивался успеха и не слишком уставал. Это и есть действенная оптимизация педагогического процесса, и решает ее строгая продуктивная технология свободного воспитания5.

Заключение

Проблема обучения всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя определенную концепцию развития.

Теория учебной деятельности считается в психологии одной из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития.

В условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии.

На сегодняшний день, как уже мы знаем, разработано несколько педагогических систем начального образования. При этом некоторые системы в своем названии содержат слово «развивающее» (Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова или Л. В. Занкова).  Развивающее образование здесь понимается как специальная организация учебно-познавательной деятельности обучающихся в образовательной среде в целях развития у ребенка новообразований учебной деятельности.

В российских общеобразовательных школах иногда применяются отдельные методики Ховарда, например, создаются «классы индивидуального обучения». Каждому ребёнку даётся возможность изучать такое количество учебного материала, какое он сможет усвоить, — в соответствии с его способностями и выбираемым темпом.

Таким образом, современный этап развития теорий учебной деятельности и развивающего обучения привел к тому, что ведущими методами образования становятся деятельностные, предполагающие заданный принцип построения содержания образования и образовательного процесса, проектные и исследовательские методы обучения и воспитания, а ведущей формой — учебное сотрудничество.

Список использованных источников

1. Зобков, В. А.  Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / В. А. Зобков, Е. В. Пронина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 261с.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 711с.

3. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 575с.

4. Методика развивающего обучения математике: учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Н. Д. Шатова, Е. А. Кальт, Л. А. Филоненко; под общей редакцией В. А. Далингера. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 297с.

5. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 583с.

6. Агафонова В.А. Современные образовательные технологии в начальной школе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 03.06.2023).






1 Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 711 с.

2 Методика развивающего обучения математике: учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Н. Д. Шатова, Е. А. Кальт, Л. А. Филоненко; под общей редакцией В. А. Далингера. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 297 с.

3 Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 583 с.

4 Зобков, В. А.  Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / В. А. Зобков, Е. В. Пронина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 261 с.

5 Подласый, И. П. Педагогика: учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 575 с.

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!