СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме самообразования: «Воспитание толерантности и культуры межнационального общения во внеурочное время».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе обобщается опыт классного руководителя по воспитанию толерантности как необходимого качества личности студентов.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования: «Воспитание толерантности и культуры межнационального общения во внеурочное время».»

Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение


«Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства».







Доклад по теме самообразования:

«Воспитание толерантности и культуры межнационального общения

во внеурочное время».



Подготовила – классный руководитель

группы К3-15 Кушнарёва А.В.






















2017 год.


Характерной чертой современности является сосуществование людей в поликультурном обществе, подразумевающее объединение представителей различных национальностей со всей совокупностью форм взаимодействия и взаимозависимостей. Проблема межнационального общения, вопросы культуры национальностей, изучение особенностей конкретных этносов, толерантности в межнациональных отношениях всегда была и будет актуальной и значимой.

Каждый день мы общаемся с представителями различных национальностей, носителями иных культур и можем испытывать трудности, связанные с незнанием основ национальной культуры, традиций, обычаев и с неумением понять собеседника. Непонимание, в свою очередь, порождает затруднения в воспитательной работе в многонациональном коллективе, приводит к настороженности, а порой и к конфликтам.

Необходимым условием мирного сосуществования людей в многонациональном обществе является воспитание культуры межнационального общения, которую необходимо понимать как совокупность специальных знаний, убеждений, навыков, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностном общении (как на вербальном, так и невербальном уровнях) между представителями различных этнокультурных групп, в процессе которого проявляется чужеродность партнеров по коммуникации, влияющая на результат коммуникативного взаимодействия.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов. Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность – результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры.

Понятие «толерантность» является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Дефиниция “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Среди опубликованных определений много достаточно противоречивых. Так как термин «толерантность» имеет свои корни в медицинской науке, то наиболее часто можно встретить следующее определение толерантности, как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
В широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Главным шагом в развитии толерантного общества было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности», которая утверждена Резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Согласно Декларации, толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Согласно Декларации, толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В России было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы культуры толерантности. В 2000 году была принята Федеральная Целевая программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. (поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 27 марта 2000 г. №ВП–П12–08625).

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости «межнациональной толерантности». По его определению, «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Наиболее точную в современной отечественной педагогике трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов: «Толерантность – то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни». Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

Студенческая среда – одна из наиболее часто встречающихся территорий межэтнических контактов. Молодежь практически из всех регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья приезжает учиться в города, крупные населенные пункты. Во всех высших и средних профессиональных образовательных учреждениях встречаются и вступают в контакт представители самых разнообразных этнических групп. Именно в результате этих контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического поведения, которые они пронесут через всю жизнь, будут прививать их младшему поколению.

Исторически наша страна складывалась, как сообщество разных этносов, культур и религий. В настоящее время в России живут более 100 народов. Отношения между ними проявляются по-разному. Мы знаем, что и сегодня, в 21 веке, идут войны, распри, террор. Пример тому – война на Донбассе, которую считают межэтническим конфликтом русских жителей Украины, предки которых жили на этих землях уже не одно столетие и украинских националистов, выступающих за интересы компаний стран США и НАТО. Следственным комитетом РФ возбуждено уголовное дело «О геноциде русскоязычного населения на Юго-Востоке Украины».

Но даже во время таких страшных событий люди проявляют толерантность друг к другу, известно множество случаев, когда жители городов и деревень оставались без крыши над головой, но люди других национальностей делились своим кровом с ними, спасали и укрывали попавших в беду людей. Очень часто люди находят свое отечество не в той стране, где родились, а там, где прижились: в Закарпатье можно встретить названия улиц на венгерском, но они всегда рады туристам и называют себя украинскими венграми. Крымские татары, с которыми у Украины всегда были очень непростые отношения, называют Украину своей родиной.

В мирное время также каждый день перед человеком возникают ситуации, в которых возникает выбор, проявить терпимость по отношению к другому человеку или нет. Я считаю, что если в каждом из нас будет больше толерантности, тогда в обществе будет порядок, не будет насилия, жизнь станет лучше. Мы убеждены, что это зависит от нашего поведения, которое можно исправить, изменить принципы и ценности.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у обучающихся, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.
Таким образом, одной из важнейших задач современных профессиональных образовательных учреждений  является воспитание у студентов толерантности как качества личности. 

Можно выделить следующие уровни развития толерантности в образовательной среде:

1. Обучение толерантности.

Развитие у студентов терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

2. Изучение и поддержка другой культуры.

Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее.

3. Уважение культурных различий.

Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

4. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. На этой стадии к студентам приходит понимание необходимости активной позиции.

В процессе воспитания необходимо сформировать у студентов навыки критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления, научить проявлять терпимость, т.е. научить пониманию, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Следовательно, воспитать толерантную личность - человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. Роль классного руководителя при этом очень высока. Он может и должен:

– воспитывать в духе мира;

– признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

– быть примером для студентов;

– уметь слушать;

– поддерживать эмоциональные привязанности;

– развивать у обучающихся чувство взаимного расположения;

– давать возможность студентам самостоятельно решать проблемы;

– избегать жестких иерархических отношений;

– не допускать проявлений авторитаризма;

– поощрять совместную деятельность.

Свою работу по воспитанию толерантности в группе К3-15 я начала с выявления уровня развития толерантности студентов. Для этого мной было проведено тестирование «Проявляешь ли ты толерантность?». Результаты тестирования показали, что общий уровень толерантности обучающихся группы несколько выше среднего, в целом все студенты способны к сопереживанию, терпению, готовы к взаимовыручке, оказанию помощи людям других национальностей.

Воспитанию толерантности и культуры межнационального общения во многом способствует проведение классных часов и других мероприятий по данной тематике.

Проводимые мной в течение года классные часы «Мир вокруг нас», «Толерантность», тренинг «Солнце светит всем одинаково» были направлены на формирование представлений о понятиях толерантной и интолерантной личности, воспитание товарищеской взаимопомощи в трудную минуту, чуткости к горю и другим нуждам чужих людей, на проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи. Они воспитывают у обучающихся желание и умение прощать, развивают умения формулировать и высказывать своё мнение и уважать чужое, нетерпимость к национальному самовозвеличиванию, чванству, позволяют увидеть студентам степень важности мирного разрешения конфликтов. Стараюсь привлечь к активному участию в данных мероприятиях всех обучающихся группы.


У студентов важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Для этого в группе был проведен диспут на тему «Легко ли быть не таким?», направленный на формирование у студентов уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, на убеждение их в том, что нет народа лучше или хуже другого. Главное — в самом человеке: каков он, а не к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку, а не народу. И что очень важно, в ходе обсуждения студенты пришли к следующим выводам: никому, никогда, нигде не удалось решить какой-либо вопрос насилием. Сопротивление насилию — высшая добродетель, поощрение насилия — высшее зло, насилие над волей и чувствами другого — нравственное преступление. Человек побеждает силой духа, стойкостью, душевным спокойствием. В финале диспута ребята нарисовали эмблему толерантности, где проявили свою фантазию, раскрыли свои способности, чувства, эмоции.

Большую ценность для обучающихся имеют этнографичёские знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников. Поэтому мной был организован просмотр и обсуждение фильма «Вся Россия. Народы России».

Наиболее благоприятна для формирования культуры межнационального общения совместная деятельность студентов. Студенты группы К3-15 участвовали в исследовательской деятельности по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. В итоге обучающиеся создали и представили проект «Все мы разные», посвященный культуре малых народов России. В ходе обсуждения проекта ребята говорили о том, почему важно быть толерантными, и высказали свое мнение, что не все в нашем обществе терпимы к людям других национальностей, призывали всех быть культурными и благородными. 

На формирование культуры межнационального общения студентов большое влияние оказывает семья, родители, пример родных и близких людей. Проблема воспитания культуры межнационального обще­ния — общая для классных руководителей и родителей. Семья во многом может помочь педагогу. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не заме­чая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям другой национальности. В этой связи целенаправленную работу провожу с родителями обучающихся, в ходе личных бесед и на родительских собраниях разъясняю им важность воспитания у детей культуры межнационального общения.

Таким образом, организуя работу по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения студентов группы, необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, особенности воспитания в семье, национальный состав группы, проблемы в отношениях между студентами и причины их возникновения. Необходимо проводить различные мероприятия со студентами и их родителями (классные часы, беседы, диспуты, проекты, игры и др.), направленные на создание в колледже культурной среды, способствующей формированию у воспитанников поликультурного сознания, мышления и поведения.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!