СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Совершенствование педагогического мастерства на уроках информатики".

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме " Совершенствование педагогического мастерства на уроках информатики"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Совершенствование педагогического мастерства на уроках информатики".»



Если вы не будете обладать

необходимым уровнем информационной культуры,

то жить в информационном обществе будет нелегко”



Совершенствование педагогического мастерства на уроках информатики.



На уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупят этот фактор, и это, надо учитывать.

Какие интересы преследует общество, принуждая школьников изучать информатику. Слово “принуждая” употреблено совсем не случайно — ведь у школьника нет права выбора учить этот предмет или не учить, значит, он принужден его учить. Общество, конечно, старается всячески убедить школьника, как важно ему этот предмет изучать.

“Чем выше уровень развития страны, тем более интенсивно происходит процесс, получивший название “информатизация”. Его конечной целью является формирование общества, в котором живут и работают информационно грамотные люди, умело использующие компьютерные системы и технологии. 

Однако внутренняя мотивация у школьников к изучению информатики есть. Ведь редко можно услышать от школьника фразу “Зачем мне информатика, я не собираюсь быть тем-то и тем-то?”. Обычно такой протест у учеников по отношению к информатике возникает, когда в ее изучении есть какой-то перекос, например, в сторону математических аспектов информатики (глубокое изучение таких разделов, как теория алгоритмов, алгебра логики, методы вычислений и т.п.). Напрашивается вывод, что главным мотивом к изучению информатики в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. И авторы многих сегодняшних учебников хорошо знают, что привлекательность курса информатики обеспечивается именно компьютерной составляющей. Поэтому в мотивационных введениях к своим учебникам они вместо объявления целей и задач курса информатики, продиктованных социальным заказом, делают ставку именно на компьютерную компоненту.

Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала и курса в целом — краеугольный камень методики преподавания любого предмета, в частности, информатики. Очень важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка. Такую мотивацию называют локальной.

Конечно, создание локальной мотивации нередко связано с личным педагогическим талантом учителя и даже просто с его обаянием. Но это относится к той грани педагогической деятельности, которую можно назвать одним словом — искусство. Нас же больше интересует, как принято теперь говорить, технология, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации. И если учитывать тот факт, что потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой, как считают психологи, то к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией.  Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности.  Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.

Рассмотрим прием: использование занимательного сюжета

Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости! Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Системы счисления», «Кодирование информации », учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим многолетним наблюдениям, не представляет никакого интереса для учащихся. Но тема «Системы счисления» есть в  существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению.  Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:

«Построй фигуру»

В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления.



При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям. После чего я даю им самостоятельно сделать зашифрованные послания с вопросами, дальше работая все вместе ищем ключ к шифровке, поддерживая игру, что немало способствует созданию взаимопонимания между мной и учениками.

«Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

1.     Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

2.     Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

3.     Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)

4.     Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

5.     Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить)


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!