Просмотр содержимого документа
«Доклад-презентация.«Реализация компетентностного подхода в развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в целях повышения качества знаний»»
«Реализация компетентностного подхода в развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в целях повышения качества знаний»
Доклад подготовила Борисова Л.А.учитель начальных классов МБОУ «СШ №2 г.Евпатории Республики Крым», высшей квалификационной категории.
- Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи на письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
- Умение обнаруживать орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением.
Школьник должен пройти ШЕСТЬ этапов для решения орфографической задачи
1. Увидеть орфограмму в слове
2. Определить вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой теме относится, вспомнить правило.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
4. Составить алгоритм решения задачи.
5. Выполнить последовательность действий по алгоритму.
6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
- В наших учебниках нет термина ФОНЕМА. Используют понятный термин «звук». Для того, чтобы ребёнок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно вводится термин «позиция»
- Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников.
- По мере автоматизации навыка определять орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется.
- Чем яснее становятся закономерности русской орфограммы, тем выше собственная орфографическая зоркость
Велико значение упражнений по выработке орфографической зоркости
1. Самостоятельными
2. Систематическими
3. Дети должны приобретать понемногу, но не терять ничего из приобретённого.
4. Упражнения должны быть логические
5. Устные и письменные
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Письмо с проговариванием. Комментированное письмо. Письмо по памяти. Творческие работы.
- Зрительно-слуховые диктанты
- Игры:
Спрячь ь в середину слова (день-деньки, пень-пеньки)
На доске два слова со звонкой и глухой согласной, два с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
Непроизносимые согласные. Предлагаю по памяти написать 5 слов и подчеркнуть непроизносимую согласную (если он пропустил непроизносимую, то и подчёркивать будет нечего). Затем открываю доску, на которой написаны 10 слов на эту тему. Дети дописывают.
Диктант «Проверь себя»
- Включает 3-4 предложения
- Дети записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых сомневаются, пропускают буквы. При проверке буквы вставляют. Это помогает детям нащупать свои слабые места.
- Неконтрольный диктант провожу с постукиванием по столу в тот момент, когда произношу слово с орфограммой.
Словарно-орфографическая работа
- 1. Записать словарные слова. 1 вариант – с гласной о, 2 вариант – с гласной а
- 2. Выписать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
- 3. Выписать слова, в которых два слога.
- 4. Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети выписывают только словарные слова.
«Найди лишнее слово»
- Перед учащимися набор слов: деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, чёрный, сорока.
Варианты лишнего слова различны:
1. Москва – имя собственное
2. Суббота – слово с удвоенной согласной
3. Сорока - одушевлённое
Виды работы
- Устное списывание (дома). 5-10 минут ребёнок читает текст вслух орфографически. Затем мама называет любое из прочитанных слов орфоэпически, а ребёнок – орфографически.
- Выборочное списывание
- Письмо с проговариванием (предупреждение ошибок)
- «КАКографическое» упражнение – исправление «умышленных» ошибок.
- Письмо по памяти
- Различные виды диктантов
Надо помнить!
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.