СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие креативных компетенций через занятия декоративно-прикладным искусством"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью дополнительного образования является формирование компетенций будущего у учащихся, необходимых для их успешной социализации.  Одной из таких компетенций является – креативность.  Креативные компетенции - это вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей. Я считаю, что формировать эти качества возможно через творчество самого педагога и развитие творческих способностей его учеников, поскольку творчество - это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное, захватывающее.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие креативных компетенций через занятия декоративно-прикладным искусством"»

Развитие креативных компетенций через занятия декоративно-прикладным искусством.



Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Помните, как в басне И.А.Крылова «Квартет»? И цель, и желание были. А знаний, умений и навыков игры на музыкальных инструментах – тех самых компетенций – не оказалось. И героев ждал провал. Так и в жизни: успех любого дела зависит не только от знаний, но и от умений применить их на практике. Даже первичный выбор профессии связан с навыками, которыми обладает человек. Причем в первую очередь здесь важны базовые умения, качества, склонности, черты характера – гибкие навыки. Да, они не зависят от специфики конкретной деятельности, но необходимы в повседневной жизни, способствуют правильной профориентации и построению успешной карьеры в дальнейшем.

Гибкие навыки нужны каждому – взрослому и ребенку, начальнику и подчинённому, бизнесмену и фрилансеру. Не растеряться в незнакомой обстановке, не испугаться в чрезвычайной ситуации, не постесняться спросить дорогу – все это благодаря гибким навыкам.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытий и постепенно могут потерять способность к творчеству, да и вообще интерес к учёбе в целом. Целью дополнительного образования является формирование компетенций будущего у учащихся, необходимых для их успешной социализации.  Одной из таких компетенций является – креативность.  Креативные компетенции - это вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей. Я считаю, что формировать эти качества возможно через творчество самого педагога и развитие творческих способностей его учеников, поскольку творчество - это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное, захватывающее. От приобщения детей к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит фор­мирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты. Особенно важно приобщение детей к народному декоратив­но-прикладному искусству, художественным ремеслам, одним из которых является вышивка атласными лентами. Занимаясь этим творчеством много лет, я с уверенностью могу сказать, что знакомство ребят с этим ремеслом в яркой и доступной форме закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.  

Какими принципами я руководствуюсь в своей работе?  Прежде всего, принципами культуросообразности и креактивности. И конечно же принципами природоспособности и экологичности. Цель моих занятий - развитие ассоциативного мышления, чувства красоты и цветового восприятия.

Чтобы развивать креативные компетенции, важно понимать, какие существуют параметры в развитии креативности:

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

  2. Способность к генерированию большего числа идей.

  3. Гибкость и способность продуцировать разнообразные идеи.

  4. Оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно.

  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

  6. Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

В результате работы по формированию креативной компетенции обучающихся, сложилась определённая система методических приёмов, которая состоит из следующих основных компонентов:

  1. Диагностика и мониторинг уровня сформированности креативной компетенции обучающихся, их умений и навыков.

  2. Целенаправленное уровневое перспективное планирование креативной компетенции каждого обучающегося на основе качественного роста его личных достижений и с учетом перспективы развития способностей обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.

  3. Создание психолого-педагогических и организационно-технологических условий для формирования креативной компетенции обучающихся через использование инновационных образовательных технологий, методов, приемов, форм.

На начальном этапе интерес к виду деятельности в нашем объединении носит непосредственный характер. Дети заинтересованы в приобретении новых навыков, умений и знаний. При получении первого положительного результата у ребенка возникает желание больше узнать о предмете, проникнуть в суть того, что ему интересно, после чего он с желанием занимается данным видом деятельности. Большую роль в этом играет наличие разнообразного дидактического материала и оснащённость специальными приспособлениями и инструментами для нашего направления деятельности:

  • образцов (работы педагога и детей),

  • иллюстративного материала (книги, репродукции, таблицы),

  • раздаточного материала (шаблоны, эскизы, разметки),

  • технологического материала (технологические карты).

Немаловажным фактором является создание благоприятного микроклимата в объединении. Для создания положительного микроклимата равноценно эффективен, на мой взгляд, как коллективный метод работы, так и индивидуальный.

Декоративное народное творчество по своему характеру всегда было коллективным. Целые артели работали и работают над созданием произведений прикладного искусства, выдерживая определённый стиль народного промысла. Но цель моей работы состоит в том, чтобы, создавая индивидуальное декоративное произведение, каждая мастерица могла наилучшим образом проявить свою творческую индивидуальность, свою креативность. Дети нередко выбирают одни и те же иллюстрации, эскизы для основы своих работ или готовые принты, но каким образом будет изготовлена их работа (в технике вышивки лентами, аппликации из лент или смешанной технике), зависит от развития креативных компетенций самого ребёнка.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жёстких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность раскрыть и использовать опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности, а развивающая образовательная среда строится таким образом, чтобы бы каждый обучающийся смог проявить заложенное в нём от природы творческое начало и формировать ключевые компетенции.

Хотелось бы еще сказать, что немаловажным аспектом в моей работе является поддержание интереса детей к обучению в объединении.

Для этого поэтапно усложняю задания, чтобы в процессе их выполнения каждый ребёнок подошёл к определенному индивидуальному достижению. Перед выполнением каждой индивидуальной работы задаю вопрос о составлении плана действий (в какой последовательности обучающийся расставит этапы изготовления изделия). Таким образом обучающийся учится планировать свою деятельность.

Творчество есть новаторство, но новаторство не самоцель. Творчество - с одной стороны предполагает приятие и развитие определенных традиций (знакомство с исконно-русскими ремёслами: гжель, жостовская роспись, хохлома и др.). С другой - отказ от некоторых из них, их преодоление (работы дополненные бисером, бусинами, природным материалом, другими декоративными элементами).

Творческий процесс – это единство созидания и отрицания, у большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества, которые являются новыми для него, т.е. открытием. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Помогают в этом дидактические упражнения. Предлагаю обучающемуся самому решить какими швами и стежками он может воспроизвести в вышивке изделия в стиле жостовской, хохломской росписи и других видах народного промысла.

Для того, чтобы обучающийся начал мыслить креативно, творчески, предлагаю изготовить вышивку «с чистого листа», то есть самостоятельно составить композицию букета, пейзажа и прочего и выбрать цветовое решение. Это деятельность вызывает как правило затруднения у детей, необходима помощь педагога. Но преодоление трудностей как раз и ведёт к профессиональному росту, к развитию креативной компетенции.

В результате созданных условий у обучающихся формируются качества креативной компетенции:

- способность к творчеству, к решению проблемных задач, изобретательность;

- гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и уверенность в себе;

- способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;

- эмоционально-волевые качества: одухотворённость, эмоциональный подъём в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику;

- обладание раскованности мыслей, умение видеть знакомое в незнакомом, преодоление стереотипов;

- способность формулировать гипотезы, конструировать версии и их доказательства.

Отсюда можно сделать вывод: творческое развитие личности ребенка происходит на каждом занятии. Этому способствуют методы и приемы, описанные выше. А если проследить путь творческого развития личности, то он начинается с осознанного выбора объединения, возникновения идеи, интереса, создания оптимальных условий для учебного процесса. Но все это невозможно без развития и воспитания личностных качеств ребёнка, таких как творческое нестандартное мышление, свобода воображения, широта кругозора, стремление к всестороннему знанию бытия, наблюдательности, памяти, творческой активности и, конечно, фантазии и интуиции, которые развиваются постоянно и в системе, а это необходимые компоненты творчества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!