СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Роль педагога во внедрении и реализации стандартов второго поколения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Роль педагога во внедрении и реализации стандартов второго поколения».»


Кизилюртовский район















ДОКЛАД

на муниципальном этапе

на тему:

«Роль педагога во внедрении и реализации стандартов второго

поколения».








Учитель обществознания МКОУ «Стальская СОШ №2»

Алисултанова Саида Нурмагомедовна.






В условиях смены модели образования и перехода от знаниевой парадигмы к деятельностной, профессиональным сообществом давно ожидалось появление новых образовательных стандартов, ориентированного на современную модель образования, способную обеспечить подготовку конкурентноспособного выпускника, умеющего ставить задачи, решать их, взаимодействовать, нести ответственности за принятые решения, обладать проектным мышлением, то есть такими ключевыми компетентностями, которые будут необходимы человеку в XXI веке, в постиндустриальном обществе.


Я считаю, что авторы государственных образовательных стандартов, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Особенно высоки требования к учителям старшей школы - по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.


Содержание, переход на новые образовательные стандарты - одна из наиболее обсуждаемых в педагогических коллективах тем в последнее время. В нашей школе на протяжении 2009-2010 учебного года происходило обсуждение проектов ФГОС на педагогическом совете и заседаниях ШМО. Общее мнение педагогов: переход на работу в  условиях образовательных стандартов второго поколения требует от учителя принципиально новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса, к роли педагога в этом процессе. На мой взгляд, так как стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов, большую роль будет играть вопрос самообразования педагогов, т.е. готовность конструировать и осуществлять свою образовательную траекторию на протяжении всей жизни. В РК и в Яшалтинском районе созданы достаточно благоприятные условия для профессионального роста педагогов и обмена опытом через КПК, семинары, конференции. Следовательно, в этом отношении все будет зависеть от личной позиции каждого учителя, от его желания соответствовать современным требованиям к работнику системы образования. Зная педагогов своей школы, учителей истории и обществознания нашего района, могу взять на себя смелость сказать, что с этой точки зрения готовность учителей работать в условиях перехода к новым образовательным стандартам, довольно высока.

Материально-техническое и информационное оснащение нашей школы позволяет создавать, получать и использовать эту информацию. Учителя с интересом посещают компьютерный кружок, приобретая необходимые навыки работы на компьютере. С его помощью мы планируем образовательный процесс, размещаем и сохраняем материалы, общаемся в сети Интернет с органами, осуществляющими управление в сфере образования и другими образовательными учреждениями, проходим дистанционные курсы повышения квалификации. К сожалению, компьютерами у нас оснащены далеко не все учебные кабинеты. Педагоги готовы к реализации ФГОС, нужно только создать им необходимые условия. В идеале - установить компьютеры в каждом предметном кабинете, начальных классах.

Учитель - мобильный человек, морально он готов работать по-новому, понимает, что необходимы изменения в образовании, но ему нужна учебно-методическая, материально-техническая поддержка: программы, требования к результатам образовательных программ, автоматизированное рабочее место учителя и т.д.

Сейчас в педагогической среде наметился определенный раскол: кто-то готов к переменам и уже работает по-новому, кто-то стоит на пороге этих перемен. А кто-то, может, и рад бы изменить себя и систему своей работы, да уже не может в силу многих и многих причин. Проще всего, наверное, молодым педагогам, не обремененным многолетним опытом, а может быть, и элементарным знанием основ классической педагогики. У них есть главное - современное мышление: они мобильны и готовы к любым переменам.
Да, к старой школе возврата нет. Это сейчас уже понимают все. Другой вопрос - как пройдет модернизация? Будет ли это движением вперёд? Можно ли одним росчерком пера изменить укоренившуюся, сложившуюся систему? Ведь всем давно ясно, что быстро такие коренные изменения не происходят, а если происходят, то заканчиваются полным крахом.
Я думаю, очень хорошо, что сейчас государство дает возможность высказать свое мнение общественности, родителям, педагогам, чтобы прийти к компромиссному решению проблем, накопившихся в образовании.


Сейчас же всем нам хотелось бы получить полный пакет инструментария для реализации ФГОС. Потому что все наши предыдущие реформы в образовании практически никогда не были подкреплены материально и технически, и учителям приходилось самим, что-то дорабатывать, придумывать. А это дополнительная работа, которую должны делать те, кто обеспечивает реализацию новшеств. Не хотелось бы в этот раз наступать на те же "грабли".

Необходимо достаточно четкое методическое сопровождение, хотелось бы услышать конкретные рекомендации по составлению рабочих программ.
А самое главное - обеспечение школы учебниками, методической литературой, т. е. всем необходимым для работы по новому стандарту.

Впервые в новых стандартах прописаны требования к условиям обучения, т.е. к обстановке, в которой ведутся уроки. Нельзя говорить о повышении качества образования, не создав для этого достаточных условий. Известный советский педагог Виктор Фёдорович Шаталов утверждал, что в школе должен сработать «эффект солёного огурца». Главное- рассол. Какой бы огурец не был, плохой — или хороший, попав во вкусный рассол, он замечательно просолится. Как говорил Шаталов: «У нас в школе нет плохих огурцов». Мне хотелось бы перенести эти слова и на нашу школу.

Надо создать такие условия, такой «рассол», чтобы в любом образовательном учреждении любой учитель, любой ученик чувствовал себя комфортно, тогда и будет результат — качество знаний.

Должна измениться система подготовки учащихся. Чтобы формировать личностные качества своих учеников, требуются новые педагогические подходы и приёмы. Одним из таких приемов является метод проектной деятельности. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи.

Уже на протяжении 5-7 лет учащиеся школы выполняют проектные работы по окружающему миру, географии, биологии, истории. Темы проектов самые разнообразные – экологические, развивающие, связанные с военной историей своего края. Наиболее удачными получаются проекты по экологии - «Исследование качества питьевой воды и её влияние на здоровье», военной истории - «Солдатская могила».

Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Так, например, в проекте по экологии «Исследование качества питьевой воды» удалось установить прямую зависимость влияния питьевой воды из местного источника на рост количества заболеваемости у детей органов мочеполовой системы и почек.

Благодаря работе над проектом «Солдатская могила» удалось воссоздать историю братского захоронения солдат времён ВОВ, и установить их имена.

Проектная деятельность предполагает участие школьников в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях – от школьного до республиканского.

Большую роль в оценке качества образования должно играть «портфолио», которое становится одной из ключевых и наиболее эффективных форм представления достижений учащихся в условиях перехода на новые стандарты, в котором кроме учебных достижений, учитываются достижения личности — в творчестве, спорте, конкурсах, олимпиадах, досуговой деятельности и т.д.

Важно также привлечение общественности к оценке качества образования. Коллектив нашей школы полностью согласен с основополагающими идеями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в направлении образовательных стандартов. Радует, что данная инициатива предполагает внедрение стандартов, включающих в себя три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ, требования к результатам их освоения. Мы очень надеемся, что представления о школе будущего действительно не останутся пожеланиями, а получат своевременное и качественное подкрепление в соответствующих изменениях в законодательстве, в финансовых и управленческих инструментах, а к реализации «Нашей новой школы» учителя готовы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!